Главная страница
Контакты

    Главная страница


Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов

Скачать 53.36 Kb.



Скачать 53.36 Kb.
Дата01.04.2017
Размер53.36 Kb.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов


Катерина Коурова
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромное интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известного как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?

Кахекси́я (др.-греч. κακός - плохой, ἕξις - состояние) - это крайнее истощение организма, которое характеризуется общей слабостью, резким снижением веса, активности физиологических процессов, а также изменением психического состояния больного, не старающегося активно похудеть.
Интеллектуал - человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением; представитель умственного труда.
Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Результа́т - последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу.

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх долга, оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и многое другое.

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т. д.

Деформа́ция (от лат. deformatio - «искажение») - изменение взаимного положения частиц тела, связанное с их перемещением друг относительно друга. Деформация представляет собой результат изменения межатомных расстояний и перегруппировки блоков атомов.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Ли́чность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Педагоги могут самостоятельно применять методику самовосстановления тела, души и духа, а так же меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания».

Арт-терапия позволяет человеку освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное – разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Положения обязательные для исполнения.

1. Взрослые – тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его пригласят поиграть.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Иногда безнадежно.

2. Самое главное, чего хочет этот ребенок и чего не хватает всем нам – это любви. Для ребенка самым главным доказательством любви взрослых является то, что они с ним играют. Он даже быстрее выздоравливает от этого.

3. Любовь выражается в искреннем интересе и радости от общения. Проявляя интерес к другим людям и миру, мы узнаем, как ведет себя наш внутренний ребенок, т. е. занимаемся самопознанием. Любой ребенок, как и наш внутренний гениален.

4. Одна из главных причин заболевания сердца – нехватка радости в жизни человека, эмоциональный дефицит. Особенно это проявляется в эиоционально-затратных профессиях, таких как педагог.

5. Вэтой жизни травмы получают как взрослые,так и дети. Психологические травмы постепенно накапливаются и проявляются болезнями.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Боле́знь (лат. morbus) - это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.
Психология Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή - «душа»; λόγος - «учение») - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Заболевания сердца (болезни сердца) - группа заболеваний, проявляющихся нарушением нормального функционирования сердца. Могут быть обусловлены поражением эпикарда, перикарда, миокарда, эндокарда, клапанного аппарата сердца, сосудов сердца.
Психологическая травма или психическая травма - вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику.

6. Если мы не можем терапевтировать друг друга, то следует хотя бы не травмировать. Этим занимается гуманная, реконструктивная педагогика, арт-терапия, или излечение искусством.

7. Известно, что главная цель искусства – объединение всех людей через любовь, т. е.

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Человечество Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
посредствам интереса и радости. Если бы искусство не было ни одной из главнейших ценностей культуры человечества, оно не сохранилось бы от первобытных до наших времен.
Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

8. С помощью искусства человек самовыражается и одновременно узнает свой потенциал, самосовершенствуется, а самосовершенствование напрямую связанно с признанием собственной ценности: человек должен себя любить. Ведь для нас основными вопросами, как и для детей, являются следеющие.

Ести ли я на этом свете, замечают ли меня?

Я хороший?

Могу ли я?

9. За всю жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное не востребовано. Остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим. Если человек забудет слова «не могу», «не знаю», «не умею», многое измениться к лючшему. На самом деле мы всемогущи.

10. Основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся. Уже доказано, что эти три состояния препятствуют обучению. Все информационные каналы открываются доброжелательной атмосферой и сотрудничеством.

Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός - «пар» и σφαῖρα - «сфера») - газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Поскольку не существует резкой границы между атмосферой и межпланетным пространством, то обычно атмосферой принято считать область вокруг небесного тела, в которой газовая среда вращается вместе с ним как единое целое.
Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)

11. Следует избегать любой критики и суждений, поэтому что они несовместимы с доброжелательностью и доверием, к тому же разрушают психику любого человека.

12. Можно, не проявляя любви, проявлять расположение и уважение.

13. Позвольте себе быть собою. Меняйте отношение к себе прямо сейчас.

Мастерская

«Цвет твоей судьбы»

Вступительное слово ведущего – 2 мин.

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает излечение искусством. Нам предстоит работать в мастерской, которая называется «Цвет твоей судьбы».

Диспози́ция (лат. dispositio «расположение») - термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении «традиционной композиции» (ср. Faral, Les arts poétiques des XII et XIII siècles, 1923), введённый в новейшее литературоведение немецкой «риторической» школой (О. Шиссель фон Флешенберг)
Ателье (фр. atelier) - мастерская у занимающихся искусством или художественным ремеслом.
Перед тем как мы приступим, я прошу вас описать свое состояние на данный момент, а также – ожидания, исходя из названия мастерской. Высказывания педагогов.

Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами. Сегодня нас здесь объединила мастерская.

Итак, здравствуйте! (Все кланяются и опускают руки.)

Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит. Сегодня мы будем работать с цветом. Попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я». Но вначале пусть это «Я» прозвучит так, чтобы его заметили, обратили на него внимание и приблизились к нему. Мы с вами познакомимся.

Знакомство – 5 мин.

Я предлагаю каждому приоткрыть завесу тайны и дать нам возможность хоть немного вас узнать.

Возможность - направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.
Итак, закончите предложение, которое начинается словами: «Вы еще не знаете, что я …». Например, вы еще не знаете, что я … люблю Брянск! А теперь назовите цвет, который вы ассоциируете со своей личностью, и поясните почему.

Чаще всего самих себя мы видим в зеркале, особенно когда примеряем обновку и смотрим, подходит нам тот или иной цвет. И так хочется, чтобы отражение всегда было прекрасным! Но известно, что наш мир – большое зеркало, и оно показывает нам нас же. Сейчас мы попробуем почувствовать, в какой роли существовать проще. Разделитесь на пары и поочередно в паре вы будете то зеркалом, отражающим движения другого человека, то человеком перед зеркалом. Запоминайте свои ощущения.

Прекрасный человек прекрасен только на миг Гёте Прекра́сное - центральная эстетическая категория, предмет изучения эстетики как философской дисциплины. Понятие «прекрасное» связано с понятием «красота», однако не тождественно с ним.
Ощуще́ние, чу́вственный о́пыт - простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Итак, поделитесь впечатлениями, ощущениями и мыслями от упражнения.

Впечатление - слово, которое так же, как и соответствующие латинское impressio и немецкое Eindruck, связано с наивным представлением первобытного мышления (сохранившимся отчасти и в древней философии), будто внешние предметы действуют на душу, как печать на мягкий воск, вдавливая туда свои изображения, сохраняющиеся там более или менее долгое время.
Что было проще выполнить, в какой роли испытывали вы затруднения?

Тестирование по Люшеру – 5 мин.

Мы проявляем свою личность по-разному, но основные ее черты уже знаем. С помощью цветодиагностики по тому, какой цвет человек ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально. Автор теста известный французский психолог Макс Люшер.

Решите, какой из восьми цветов вы бы поставили на первое место. Каждый выбрал? Назовите, какие цвета вы предпочли.

Теперь я назову черты характера, типичные для выбранного цвета, а вы соотнесите их с тем, что знаете о себе.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.
Если возникает несогласие – что ж, стопроцентного попадания быть не может, мы ведь непрерывно меняемся. Презентация цвета (ведущий зачитывает, на экране цветовые картинки)

Но, возможно, это повод задуматься над тем, знаем ли мы себя. Поделитесь, пожалуйста, у кого были совпадения, у кого – расхождения.

Рисунок настроение – 15 мин.

Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Теперь настроение, которое у вас сейчас, перенесите на листок бумаги с помощью красок – с помощью цвета. Не старайтесь изображать сюжет, а просто опустите свою руку и берите те краски, к которым она потянется. Вольно кладите их на лист – ограничений нет, все позволительно. После того как рисунок завершен, походите с ним и поищите себе партнера по рисунку. Нужно подвигаться, так как в движении цвет воспринимается иначе. Когда пары определятся, выберите какой-либо цвет и составьте устную рекламу своему цвету. Представлять рекламу можно любым способом: песней, стихотворением, пантомимой, скульптурой, рекламным роликом – все можно!

А теперь внимание: презентация цвета! Следите за своими ощущениями.

Упражнение на осознанность – 5 мин.

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!», и все в этой комнате находят только синий цвет.

Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной)[источник не указан 276 дней].
Рекла́ма - направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Пантоми́ма (от др.-греч. παντό-μῑμος - пантомим (актёр, играющий с помощью одних телодвижений) ← др.-греч. παντ(ο), πᾶς - весь, целый + др.-греч. μῖμος - мим, актёр; подражание, воспроизведение) - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Постоя́нная, или конста́нта (лат. constanta - постоянная, неизменная) - некоторая величина, не изменяющая своё значение в рамках рассматриваемого процесса.
Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Синий цвет Синий - наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440-485 нм (иногда диапазон указывают шире - 420-490 нм).
И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждые день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше!

Итак, красный! желтый! черный! зеленый!)

Цветное дыхание – 5 мин.

Цвет нас лечит – это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих фирмах комнаты для снятия стрессов. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе снять боль, поднять настроение.

Сядьте, пожалуйста, по удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?

Работа с цветными полотнами – 15 мин.

Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить желтое, если с сердцем – зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать свои ощущения. Потом ими поделимся.

Релаксация – презентация.

Давайте закончим нашу практическую часть: встанем в круг и с поклоном скажем друг другу и всем «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас сегодня объединило и сблизило.

Всем всего самого наилучшего!

Это была одна из самых ярких мастерских в моей жизни. Я вам очень признательна.


  • Психологические травмы