Главная страница
Контакты

    Главная страница


Детский проект "Растительные краски"

Скачать 153.56 Kb.



Скачать 153.56 Kb.
Дата19.05.2017
Размер153.56 Kb.

Детский проект "Растительные краски"


РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Проект выполнила ученица 3 «А» класса МБОУ «Лицей» г.Прот...
Цель: изготовить акварельные краски из <a href=природных компонентов в домашних услов..." title="Цель: изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних услов..." >
Летом на даче
История возникновения красок 15 000 лет до н.э.
История возникновения красок Фра Анджелико Пьеро делла Франческа
История возникновения красок Леонардо да Винчи
История развития акварельной живописи Акварель Во-первых,  означает живопись...
История развития акварельной живописи Китай II век нашей эры
История развития акварельной живописи Альбрехт Дюрер
История развития акварельной живописи Герасимов Сергей Васильевич
Твёрдые, мягкие и медовые краски виды акварельных красок состав акварели особ...
Получение растительного пигмента
Получение растительного пигмента
Твёрдые акварельные краски
нежность
Медовые краски
Дружная семейка
Пальчиковые краски
Яркое лето
Спасибо за внимание!
21 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Проект выполнила ученица 3 «А» класса МБОУ «Лицей» г.Прот
Описание слайда:

РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Проект выполнила ученица 3 «А» класса МБОУ «Лицей» г.Протвино Крышкина Мария

№ слайда 2 Цель: изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних услов
Описание слайда:

Цель: изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях Задачи проекта: 1.Познакомиться с историей возникновения красок. 2.Изучить состав и свойства акварельных красок. 3.

Акваре́ль (фр. Aquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Выяснить функциональное значение компонентов красок. 4.Рассмотреть основные этапы производства красок. 5.Из растительного сырья получить растительные пигменты. 6.Приготовить основу акварельных и пальчиковых красок. 7.Изготовить: - твердую акварельную краску; - полутвердую (медовую) акварельную краску; - пальчиковую детскую краску.

№ слайда 3 Летом на даче
Описание слайда:

Летом на даче

№ слайда 4 История возникновения красок 15 000 лет до н.э.
Описание слайда:

История возникновения красок 15 000 лет до н.э.

№ слайда 5 История возникновения красок Фра Анджелико Пьеро делла Франческа
Описание слайда:

История возникновения красок Фра Анджелико Пьеро делла Франческа

№ слайда 6 История возникновения красок Леонардо да Винчи
Описание слайда:

История возникновения красок Леонардо да Винчи

№ слайда 7 История развития акварельной живописи Акварель Во-первых,  означает живопись
Описание слайда:

История развития акварельной живописи Акварель Во-первых,  означает живопись специальными водорастворимыми красками.

Пье́ро де́лла Франче́ска (итал. Piero della Francesca (инф.); ок. 1420 г., Борго-Сан-Сеполькро, Синьория Римини - 12 октября 1492 г., Борго-Сан-Сеполькро, Флорентийская республика) - итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения.

Во-вторых,  употребляют для обозначения акварельных красок. В-третьих, так принято называют работы, выполненные акварельными красками.

№ слайда 8 История развития акварельной живописи Китай II век нашей эры
Описание слайда:

История развития акварельной живописи Китай II век нашей эры

№ слайда 9 История развития акварельной живописи Альбрехт Дюрер
Описание слайда:

История развития акварельной живописи Альбрехт Дюрер

№ слайда 10 История развития акварельной живописи Герасимов Сергей Васильевич
Описание слайда:

История развития акварельной живописи Герасимов Сергей Васильевич

№ слайда 11 Твёрдые, мягкие и медовые краски виды акварельных красок состав акварели особ
Описание слайда:

Твёрдые, мягкие и медовые краски виды акварельных красок состав акварели особенности акварели Пигмент(сухойкраситель) Связующеевещество уголь вода глина клей земля масло лазурит воск мел мёд малахит яйцо достоинства прозрачность цветовая палитра насыщенность недостатки низкая светостойкость

№ слайда 12 Получение растительного пигмента
Описание слайда:

Получение растительного пигмента

№ слайда 13 Получение растительного пигмента
Описание слайда:

Получение растительного пигмента

№ слайда 14 Твёрдые акварельные краски
Описание слайда:

Твёрдые акварельные краски

№ слайда 15 нежность
Описание слайда:

нежность

№ слайда 16 Медовые краски
Описание слайда:

Медовые краски

№ слайда 17 Дружная семейка
Описание слайда:

Дружная семейка

№ слайда 18 Пальчиковые краски
Описание слайда:

Пальчиковые краски

№ слайда 19 Яркое лето
Описание слайда:

Яркое лето

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Растительные краски.docx

библиотека
материалов

Растительные краски

hello_html_24c4a9c5.jpg

Ученица 3 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»

Крышкина Мария Станиславовна


Руководитель работы

Губина Марина Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей»



2016 год

Содержание

Введение

3-4

1.

История возникновения красок

4-7

2.

История развития акварельной живописи

7-10

3.

Характеристика красок с точки зрения   химического состава, свойств и основных способов их приготовления

10-12

4.

Хими́ческая фо́рмула - условное обозначение химического состава и структуры соединений с помощью символов химических элементов, числовых и вспомогательных знаков (скобок, тире и т. п.). Химические формулы являются составной частью языка химии, на их основе составляются схемы и уравнения химических реакций, а также химическая классификация и номенклатура веществ.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Акварельные краски

12


4.1. Особенности акварели

12-13


4.2. Виды акварельных красок

13


4.3. Состав акварельных красок

13-16


4.4. Процесс приготовления красок

16

5.

Растительные красители и способ их получения

16-19

6.

Практическая часть

19


6.1. Получение растительного пигмента

20-22


6.2. Изготовление основы красок

22



6.2.1.Основа твердых акварельных красок

22



6.2.2.Основа полутвердых (мёдовых) акварельных красок

23


6.3.Изготовление акварельных красок

23



6.3.1.Твёрдые акварельные краски

23



6.3.2.Медовые краски

24



6.3.3.Изготовление пальчиковых красок

24


6.4. Мои работы, выполненные красками собственного производства

24-25




6.5.Таблица сравнения наших самодельных растительных красок

25-27

7.


Заключение

27-29

8.

Источники информации

29




Введение

Наконец-то наступило лето, и я отправилась на каникулы в деревню, но при этом забыла свои любимые краски в городе, а я ведь так люблю рисовать. Но я не отчаялась и решила  самостоятельно изготовить краски. hello_html_m3235266e.jpg

Оглянемся вокруг. Природа рядом с нами наполнена множеством прекрасных сочных  красок. Какое многообразие сочетаний в окраске цветов на лугу, какие тонкие переходы в расцветке осенних листьев — от зелёно-жёлтых до ярко-красных! Вот я и решила позаимствовать у нее частичку этого разноцветья, обратиться за помощью к самой матушке природе и изготовить акварельные краски из природного материала.         hello_html_m5fb8e77b.jpg

Цель проекта: изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи проекта:

1.Познакомиться с историей возникновения красок.

2.Изучить состав и свойства акварельных красок.

3.Выяснить функциональное значение компонентов красок.

4.Рассмотреть основные этапы производства красок.

5.Из растительного сырья получить растительные пигменты.

6.Приготовить основу акварельных и пальчиковых красок.

7.Изготовить:

- твердую акварельную краску;

- полутвердую (медовую) акварельную краску;

- пальчиковую детскую краску.

Гипотеза: работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы:

1. Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы, интернет-ресурсов  по теме проекта.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

2.Эксперимент: физико-химические методы получения растительных пигментов и красок на их основе.

3.Обработка и анализ данных эксперимента.

Объект проекта: акварельные краски.

Предмет проекта: процесс изготовления акварельных красок.

1.История возникновения красок

Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам.

Анализ данных - область математики и информатики, занимающаяся построением и исследованием наиболее общих математических методов и вычислительных алгоритмов извлечения знаний из экспериментальных (в широком смысле) данных; процесс исследования, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью извлечения полезной информации и принятия решений.

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации. hello_html_m2f239618.jpg

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра "желтый". Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь.

Пещера Ласкó или Ляскó (фр. Grotte de Lascaux) во Франции - один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Древе́сный у́голь - микропористый высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины без доступа воздуха.

Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.

Жиры животные - природные жиры, извлекаемые из соединительных тканей (жировой и костной), а также молока и яиц, позвоночных животных (млекопитающих, птиц, некоторых пресмыкающихся, рыб).

Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит "кровь".

Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления. Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко распространенный чёрный пигмент. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств.

Гемати́т - широко распространённый минерал железа Fe2O3, одна из главнейших железных руд. Синонимы: красный железняк, железный блеск (устар.)

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.

Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью трехвалковые и шаровые мельницы, т. е.

Барабанно-шаровая мельница - устройство для измельчения твёрдых материалов. Применяется в основном в горнорудной промышленности, для создания порошка для использования в красках, пиротехнических средствах, и в керамике.

по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.
hello_html_3bad7697.gif

Раньше краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.

В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико и Пьеро делла Франческа.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri - «снова» или «заново» + nasci - «рождённый») - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ванн Эйк ввёл в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета. hello_html_m6a74e26a.jpghello_html_7772f76b.jpg

Поначалу с масляными красками не всё получалось гладко.

Глубина́ цве́та (ка́чество цветопереда́чи, би́тность изображе́ния) - термин компьютерной графики, означающий количество бит (объём памяти), используемое для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики или видеоизображения.

Ма́сляные кра́ски - ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ.

Кра́ски - общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения).

Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария деле Грацие, Леонардо да Винчи попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка).

Желто́к - дейтоплазма, питательные вещества, накапливающиеся в яйцеклетке животных и человека в виде зёрен или пластинок, которые иногда сливаются в сплошную желточную массу (у насекомых, костистых рыб, птиц и др.).

В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера.
hello_html_m3ccedfa8.jpghello_html_6d5e9ad7.jpg

Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали "берлинская лазурь". Этот пигмент был в 10 раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием "кобальтовая синька", которая еще лучше заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил "французский ультрамарин", полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.

В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить, какие краски вредят здоровью. Оказалось, что «никакие», кроме одной: изумрудно-зелёной. Её делали из смеси уксуса, окиси меди и мышьяка. Этой краской были покрашены стены в доме Наполеона на острове Святой Елены.

Окси́д ме́ди(II) (окись меди) CuO - оксид двухвалентной меди. Кристаллы чёрного цвета, в обычных условиях довольно устойчивые, практически нерастворимые в воде. В природе встречается в виде минерала тенорита (мелаконита) белого цвета.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena; ок. 250-330) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев.

Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Случилось, однако, так, что наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению смесей. Так зародилась лакокрасочная промышленность. Однако и после ее зарождения многие предпочитали сами смешивать ингредиенты для получения краски, так что в течение еще многих лет бок о бок существовали в продаже и готовые краски, и сырые материалы для них. И все же готовые краски взяли верх, и постепенно выпуск отдельно масел и пигментов прекратился.

50 лет назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь пигментов, льняное масло и скипидар в качестве разбавителя.

Льняно́е ма́сло (лат. oleum lini) - жирное растительное масло, получаемое из семян льна.

Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к употреблению краски.

С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической промышленности, органическими и неорганическими.

Свинцо́вые бели́ла - белая минеральная краска на основе свинца. В разные времена и в различных странах для свинцовых карбонатных белил существовали названия: Шифервейс, Церусса, Серебристые, Английские, Кремские (кремницкие), Венецианские, Генуэзские, Гамбургские, Голландские, Клагенфуртские белила, Перльвейс, Чистые свинцовые белила, Свинцовая белая, Серебряная пена, Псимитион и др.

Химическая промышленность - отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки.

Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь ("желтое золото"), а свинец - в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение – они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим составом, что очень важно в массовом производстве.

Поточное производство - прогрессивный метод организации производства, характеризующийся расчленением производственного процесса на отдельные, относительно короткие операции, выполняемые на специально оборудованных, последовательно расположенных рабочих местах - поточных линиях.

Но, как ни странно, спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять постепенно растет. Скорее всего, это связано с совершенствованием техники производства и переходом на более экологически чистые технологии.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI—XIII веках были различные охры и сажи – «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

2. История развития акварельной живописи

Термин Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) имеет несколько значений.

Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками.

Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.

    И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.

Масляная живопись - одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.

Бе́лый цвет - так называемый ахроматический цвет, наряду с чёрным и оттенками серого. Белым считается цвет со спектром и электромагнитного излучения, равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части.

      Акварель была известна еще в глубокой древности.

Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.

Ее история начинается с Китая после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты. hello_html_788b4e52.jpg

      В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Некоторые художники упоминали о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Акварельная техника была первоначально применена при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски.

Тушь китайская (墨 mò) - краска для каллиграфии и рисования, одна из четырех драгоценностей рабочего кабинета. Имеет множество отличий от туши, производимой на Западе.

hello_html_meada821.jpghello_html_65de3239.jpg

    В конце XV в. выдающийся мастер немецкого Возрождения А. Дюрер создал множество великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

      Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там, где требуется прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка.

Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

    В полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно — в конце XVII — начале XVIII в.

Европа - одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы - 10 млн км², население - 730 млн человек.

Художники, работавшие над этим родом живописи и способствовавшие её развитию: Козен — работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски; французские акварелисты: Деларош, Гуден и Иоганнот, занимались более миниатюрной живописью. Одними из первых их работы оценили и продолжили работу с акварелью английские живописцы в XIX веке. Особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

    В России прошлого века было немало выдающихся акварелистов. Среди них — С. В. Герасимов. Его пейзажи великолепны: леса и реки, тяжелые от влаги сизые тучи, холмы и долины, освещенные солнцем. Писал он и всевозможные бытовые сценки. Живописец говорил начинающим акварелистам: "Окружающая нас жизнь дает бесконечно много тем для художника. Бескрайние поля золотистой пшеницы, зеленые луга, сенокос, путешествия ребят по родному краю — интересно изобразить это все на бумаге! А какое богатство красок в природе! Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие вы наблюдаете, например, при закате солнца". hello_html_74219e1a.jpghello_html_m6da35593.jpghello_html_70da3cbb.jpg

    Виртуозно владели акварельной живописью известные русские художники: А. А. Иванов, К. П. Брюллов , П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков... Каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу. Советские живописцы, продолжая традиции этой школы, дали акварели новое развитие. Это А. П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Н. А. Тырса, А. В. Фонвизин, Е. Спрингис и многие другие.

      В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный императору Александру II во время посещения им Рима.

3.Характеристика красок с точки зрения   химического состава, свойств и основных способов их приготовления

      С незапамятных времен художник в своей практике был вынужден применять знания некоторых законов химии и физики, как это ни показалось бы странным на первый взгляд. В истории искусства достаточно тому свидетельств.hello_html_m7f8cb6d5.jpg

    Краски – это, по сути, смеси химических веществ, которые раньше готовили сами художники.

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Хи́мия (от араб. کيمياء‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца - «чёрная земля»; другие возможные варианты: др.

Каждый мастер знал секреты растирания пигментов и мог иметь свои оригинальные рецептуры получения красок определенного цвета и качества. Современный художник уже не нуждается в изучении старых или изобретении новых рецептур, но на практике, получая от производителя готовые краски, все-таки должен учитывать некоторые химические и физические особенности пигментов и приготовленных из них красок.

Современное искусство (англ. contemporary art; в 1990-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») - совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.

Как уже говорилось ранее, первое, очень важное условие – это качество красок, которое зависит от производителя. Второе – понимание художником структуры красок. Необычайно тонкое измельчение пигмента, являющееся критерием качества акварельной краски, не может быть достигнуто в отдельных случаях из-за особенностей химической природы некоторых веществ. Так, общеизвестно, что кобальт синий спектральный и ультрамарин могут давать порошкообразный осадок, тогда как берлинская лазурь (прусская синяя) и кармин от природы коллоидно-растворимые, то есть, растворяясь, они ровно окрашивают воду.

Берлинская лазурь (железная лазурь, прусский синий, парижская лазурь, прусская лазурь, гамбургская синь, нейблау, милори) - синий пигмент, смесь гексацианоферратов (II) от KFe[Fe(CN)6] до Fe4[Fe(CN)6]3.

Любые краски состоят из красящего пигмента и связующего вещества

Таблица №1

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко растерев её, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой, зелёный даёт малахит и лазурит.

      Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Пе́рсик, пе́рсиковое де́рево (лат. Prúnus pérsica: «персидская (слива)») - растение из семейства Розовые, подрода Миндаль. Весьма близко к миндалевому дереву, от которого отличается только плодами.

      В настоящие время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.

Вещество́ - одна из форм материи, состоящая из фермионов или содержащая фермионы наряду с бозонами; обладает массой покоя, в отличие от некоторых типов полей, как например электромагнитное. Обычно (при сравнительно низких температурах и плотностях) вещество состоит из частиц, среди которых чаще всего встречаются электроны, протоны и нейтроны.

Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например: красная киноварь из ртути.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает частички сухого красителя в единую цветовую краску – массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля мёда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями

Таблица №2

Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

    Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски».

Акварель лёгкая, полупрозрачная краска требует разбавления водой. Само название говорит об этом.


4.Акварельные краски

Кому при этом не известны акварельные краски?! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми баночками или тюбиками. Смочишь водой мягкую кисть. Наберешь в нее краску. Потом коснешься бумаги — и загорится веселый мазок. Еще мазок, еще... Постепенно получается изображение. Веселую синеву небес, кружева облаков, пелену туманов лучше всего передать акварелью. А как она кстати, когда нужно изобразить заход солнца, бегущие волны, густеющие сумерки, сказочные цветы, подводное царство, космический пейзаж!

Закат или заход Солнца - момент исчезновения верхнего края светила под горизонтом. Понятие закат может относиться также ко всему процессу пересечения горизонта видимым диском светила.

Бегущая волна - волновое движение, при котором поверхность равных фаз (фазовые волновые фронты) перемещается с конечной скоростью (постоянной для однородной среды). Примерами могут служить упругие волны в стержне, столбе газа или жидкости, электромагнитная волна вдоль длинной линии или в волноводе.

Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков. Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов.

4.1.Особенности акварели

Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосходные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски придает живописи невероятную светимость и блеск.

Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами.

Основные цвета - цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Основными цветами называют систему трёх линейно независимых цветов, т. е. таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде суммы каких-либо количеств двух других цветов.

Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру эти красок до небывалых размеров.

Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета.

Насыщенность (теория цвета) (англ. colorfulness, chroma, saturation) - интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета.

 В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происхотит от слова "вода".

Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физических воздействиях. Обеспечение долгой сохранности такой живописи - нетривиальная задача.

4.2.Виды акварельных красок

 В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок:

 1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы,

 2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки,

 3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках.

4.3.Состав акварельных красок

Акварельные краски по своему химическому составу принадлежат к краскам клеевой группы. Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей: гуммиарабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, сахар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы-бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы придавать краскам способность не так легко размываться по высыхании, в чем безусловно нуждаются те из них, которые содержат в своем составе слишком большое количество меда, глицерина.

Гуммиарабик (от лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский) – вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей).

Органические соединения, органические вещества - класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот, значительно реже - серу, фосфор, галогены и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях).

Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество.

Клей - вещество или смесь, а также многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы - в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.

После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную

Вишневый клей собирается с вишневых и сливовых деревьев, имеет коричневую окраску, слабо растворяется в воде (только в свежем виде). При действии кислот нейтрализуется и переходит в раствор, применяемый для приготовления акварельных красок.

Декстрин — порошок светло-желтого или белого цвета, приготовляемый из крахмала.

Альбумин относится к белковым веществам, получается из очищенного от желтка и клетчатки яичного белка, высушенного при 50 °С.

Мёд – смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16—18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Белки́ (протеи́ны, полипепти́ды) - высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью. В живых организмах аминокислотный состав белков определяется генетическим кодом, при синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных аминокислот.

Патока – продукт, получаемый осахариванием крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции. Она создает на картине прочную пленку и предохраняет краску от быстрого высыхания.

Глицерин – густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии и для образования эластичной пленки.

      В более дешевые сорта акварельных красок, а также красок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.
    Также в состав акварели входит пластификатор, делающий краски мягкими и пластичными. Пластификатором являются инвертированный сахар и глицерин. Последний не дает пересыхать, делаться хрупкими, удерживает в красках влагу.    Вводится в состав акварельных красок и бычья желчь. Являясь поверхностно-активным веществом, она позволяет легко раскрашивать бумагу, предотвращает скатывание красок в капли.

Костный клей - клей, изготовленный из костей животных. Основной компонент - желатин, образуемый при денатурации коллагена.

Пове́рхностно-акти́вные вещества́ (ПАВ) - химические соединения, которые, концентрируясь на поверхности раздела термодинамических фаз, вызывают снижение поверхностного натяжения.

    Антисептик.  Для защиты красок от разрушения плесенью, краски содержит антисептик, как правило – фенол.

Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено.

Пигменты (от лат. pigmentum — краска), в химии – окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок.

Хими́ческое соедине́ние - сложное вещество, состоящее из химически связанных атомов двух или более элементов (гетероядерные молекулы). Некоторые простые вещества также могут рассматриваться как химические соединения, если их молекулы состоят из атомов, соединённых ковалентной связью (азот, кислород, иод, бром, хлор, фтор, предположительно астат).

Химические волокна - текстильные волокна, получаемые из природных и синтетических органических полимеров, а также неорганических соединений.

Подразделяются на органические и неорганические.

      Для придания краски того или иного цвета, наиболее широко используются следующие пигменты: киноварь, индийская жёлтая, охра жёлтая, гуммигут, охра красная, охра индийская, кобальт, ультрамарин, индиго, берлинская лазурь и многие-многие другие.

Качество красок во многом зависит от пигментов. Некоторые пигменты подвергаются обесцвечиванию от солнечных лучей, поэтому картина, нарисованная такими красками, выцветает.

Со́лнце (астр. ☉) - единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль.

Картина, нарисованная берлинской лазурью, от действия солнечных лучей бледнеет, но, будучи внесена в темное помещение на некоторое время, приобретает свой прежний вид.

Краски могут быть трех видов: твердые (плитки), полутвердые (паста) и полужидкие (тюбики).

 4.4.Процесс приготовления красок

      Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельчённых красках, как акварель; вот почему и приготовление хороших акварельных красок ручным способом — дело нелегкое. Но, кроме тонкого измельчения красок, при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия — краски должны быть составлены таким образом, чтобы порошок их при самом обильном разжижении акварели водою «висел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу вещества краски получается равномерная ее раскладка; в противном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна.

Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски:

1.Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

      2.Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

      3.Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

5.Растительные красители и способ их получения

Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек, украшая себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовлять красители из растений. Так, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго - краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений.

Синий - наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440-485 нм (иногда диапазон указывают шире - 420-490 нм).

Индиго широко применяли в Китае, Индии, Персии. 

В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне приготовляли их из растений, которые росли рядом: на огороде, в саду, в лесу. В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую.

Со временем краскоделы научились из одного и того же растения приготовлять краски различных цветов, например, из зверобоя красную, желтую и оранжевую, а из манжетки - желтую, зеленую и черную. Особенно широкую цветную палитру давала марена красильная.

Щаве́ль ко́нский (лат. Rúmex confértus) - многолетнее травянистое растение; вид рода Щавель семейства Гречишные (Polygonaceae).

Марена краси́льная (лат. Rubia tinctórum) - многолетнее травянистое растение с деревянистым горизонтальным корневищем и разветвленными лазящими побегами высотой до 1,5-2 метров; вид рода Марена семейства Мареновые (Rubiaceae)

Знаменитые неувядаемой яркостью и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной краской, которую получали из корней марены.

Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам — смесь сажи и масла для письма на папирусе. Из пурпура и киновари делали красные, «придворные», чернила. А в состав черных входили сажа, косточки и лоза винограда, древесный костяной уголь. В XVI веке изобрели используемые до сих пор железные чернила. Для их изготовления перерабатывали ольховые корни, ореховую или дубовую кору. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая «вечные» и даже невидимые.

В наше время растительные краски уступили место синтетическим, только в пищевой промышленности и отчасти в ковровом ткачестве они по-прежнему широко используются.

Пищева́я промы́шленность - группа промышленных отраслей, производящих пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки, табачные изделия, в некоторых классификациях - также мыло и моющих средств (на жировых производствах).

Краски вообще щедро распределены в природе, как в животном, так и в растительном царстве.

Расте́ния (лат. Plantae, или Vegetabilia) - биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения.

Краски в растениях находятся или в готовом состоянии, или в виде промежуточных бесцветных веществ, так называемых "хромогенов", только под влиянием тех или других факторов превращающихся в краски. Только в очень редких случаях краска в растении распределена совершенно равномерно во всех его частях; большей частью пигмент сосредоточивается или в той, или в другой его части. В дело идут иногда: корни (марена, куркума и др.), древесина (так называемые "деревянные краски": сандал, физетовое дерево), кора (каштан), листья (некоторые виды пальм), цветки (шафран), плоды, растительный сок (индиго, алоэ), целые растения (чистотел). Весьма замечательно, что в природе синих пигментов, а также и желтых встречается очень много и весьма разнообразного состава, красных — значительно меньше. Хороших зеленых красок немного; распространенный в природе хлорофилл употребляется лишь в сравнительно ограниченных количествах для подкраски жирных масел. С распространением искусственных пигментов естественные растительные краски употребляются все в меньших количествах. Чрезвычайно редко растительные краски употребляются в дело непосредственно в виде измельченного сырья; большей же частью это сырье подвергается той или другой обработке и уже только затем употребляется для окрашивания.

Красящие вещества, содержащиеся в растениях, очень редко находятся в чистом виде, и для получения их пользуются следующими приемами и способами: прежде всего происходит измельчение сырых материалов, состоящее в резке, крошке или толчении их; степень измельчения зависит от свойств и качеств самого материала, но во всяком случае оно должно быть равномерно и возможно мельче. Измельченный материал подвергается выщелачиванию, состоящему в кипячении в дождевой, речной или перегнанной воде, причем для более полного извлечения красок к воде необходимо прибавить немного поташа или соды. По мере выкипания воды прибавляют свежей, и так поступают до полного выщелачивания материала, т.е. пока вода больше уже не будет окрашиваться. После этого отвар кипятят для выпаривания, т.е. для получения более густой краски. Дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Химический состав растения и его частей во многом зависит от его возраста, роста, места произрастания, состава почвы и погодных условий в период вегетации.

Вегетацио́нный пери́од (вегетация; от лат. vegetatio - оживление, произрастание) - период года, в который возможны рост и развитие (вегетация) растений.

Пого́да - совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке пространства. Понятие «Погода» относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию «Климат», которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени.

Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Листья собирают перед Ивановым днем (только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые), цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Корни и коренья перед сушкой моют. Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят в той же воде 15- 20 минут. На 100г. растений берут 1-2 литра воды. Полученный отвар процеживают в посуду для крашения.

6.Практическая часть

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево.

Аденантера павлинья, или Кра́сный санда́л[~ 1] (лат. Adenanthēra pavonīna) - растение, вид рода Adenanthera семейства Бобовые (Fabaceae), подсемейства Мимозовые.

Кампешевое дерево (лат. Haematoxylum campechianum) - вид деревьев из рода Haematoxylum подсемейства Цезальпиниевые семейства Бобовые.

…  Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень  небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно.

Проанализировав литературу и статьи в интернете,  я выяснила состав красок. Узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама. Из природного материала я решила изготовить следующие краски:

-твердые акварельные краски,

-(полутвердые ) медовые акварельные краски

- и для своего маленького друга – детские пальчиковые краски.

В процессе исследования я выяснила, что для изготовления красок нам потребуется связующее вещество (основа) и сами пигменты (красящие вещества). Я решила, что пигменты у этих красок будут одинаковые, а вот основа будет отличаться, так как эти краски имеют различные свойства и к ним предъявляются разные требования.

6.1.Получение растительного пигмента

1.Сначала я собрала на ближайшем поле, в нашем саду, огороде растительный материал, который я представила в таблице №3. hello_html_6190173c.jpg















Таблица №3



Название растения


Часть

растения


Цвет

сока


Цвет

отвара


Цвет при добавлении щелочи (соды)

Цвет при добавлении кислоты (лимонный сок)

ромашка

цветы

-

жёлтый

не изменился

не изменился

куркума


-

жёлто-оранжевый

не изменился

не изменился

морковь

корнеплод

оранжевый


не изменился

не изменился

береза

листва


лимонный

не изменился

не изменился

тыква

плод

оранжевый

-

не изменился

не изменился

касная роза

лепестки


розовый



вишня

ягоды

малиновый

-

голубой

красный

смородина красная

ягоды

розовый

-

изумрудный

малиновый

смородина черная

ягоды

красный

-

изумрудный

малиновый

свекла

корнеплод

бордовый

красный

голубой

малиновый

малина

ягоды

малиновый

-

голубой

розовый

зверобой

стебли и цветы

-

тёмно -вишневый

охра

коричневый

ежевика

ягода

фиолетовый

-

голубой

малиновый

жимолость

ягода

фиолетовый

-

голубой

розовый

капуста краснокачанная

листва

-

фиолетовый

зелёный/ синий

розовый

петрушка

листва

зелёный

бурый

не изменился

не изменился

кпуста белокачанная

листва

зелёный

болотный

не изменился

не изменился

огурец

плод

бледно-зелёный


не изменился

не изменился

капуста броколли

соцветия

зеленый

-

не изменился

не изменился

слива синяя

плод

коричневый

-

не изменился

не изменился

календула

цветы

-

коричневый

не изменился

не изменился

цикорий

цветы


коричневый

не изменился

не изменился

какао

порошок

коричневый

-

не изменился

не изменился

сажа

налет на стенках камина

черный

мел для кур

порошок

бежевый

вишня и слива

смола

камедь


2.Чтобы «достать» из растений красящее вещество,

я приготовила из них соки и отвары. Из ягод и плодов

я решила сделать соки, а из листвы и стеблей –отвары.

hello_html_m65307cdf.jpg

2.1. Для получения отвара - каждый образец

я измельчила (весом 50гр.) и поместив в воду (100мл) кипятила на медленном огне примерно 10-20 минут

для получения насыщенного цвета. При нагревании стенки клеток растений разрывались и красящее вещество выходило в воду.

hello_html_m76f78fe8.jpg


2.2 Затем отвар сняла с огня и процедила. Все полученные мной соки (кроме зеленых) я довела до кипения, остудила и тоже процедила.

hello_html_m6dfd3b8c.jpg

Таким вот незамысловатым образом я получила красильные пигменты для своих будущих красок. Но я решила на этом не останавливаться и подвергла наши отвары и соки новому испытанию кислотой и щелочью в надежде получить новые цвета.


2.3 В каждый отвар и сок я добавляла лимонный сок (кислота)и 50-процентный раствор пищевой соды(щелочь).

Часть образцов, имеющих малиново-фиолетовые оттенки, при этом изменили свой цвет. Другая часть, желто-зеленых оттенков, свой цвет не поменяла.

Результат меня не разочаровал, мне удалось получить новые цвета - голубой и синий цвет, который у меня еще отсутствовал.

hello_html_3736086.jpg


2.4 Из всех этих отваров и соков я выбрала самые яркие и красивые оттенки для дальнейшего их использования в изготовлении наших красок.

hello_html_89a6aea.jpg


6.2.Изготовление основы красок

Для получения недостающих качеств наших красок нам нужен был загуститель, вязкое вещество, которое помешало бы растекаться наших отварам и сокам по бумаге и заставило бы их лечь ровным слоем. Следующим этапом нашего эксперимента стало изготовление самой основы, точнее трех различных основ для наших красок.

6.2.1.Основа твёрдых акварельных красок

Ингредиенты:hello_html_10860be1.png

  • 1 стакан соды

  • ¾ стакана уксуса

  • 2 столовых ложки сахара

  • 4 столовых ложки воды

  • 1 стакан крахмала

  1. В миску я высыпала 1 стакан соды и очень медленно влила уксус.

    Столовая ложка - столовый прибор в виде ложки, в которую может поместиться до 18 миллилитров жидкости.

  2. Как только эта смесь перестала пузыриться, добавила 2 столовых ложки патоки, которую приготовила путем кипячения воды с сахаром.

  3. Добавила 1 стакан крахмала и всё тщательно перемешала.

  4. Основа готова. Эту смесь разложила по ёмкостям.

6.2.2.Основа полутвердых (медовых) акварельных красок.

Ингредиенты:

  • 5 столовых ложек меда

  • 100 гр. сахара

  • 100 мл воды

  • 1 столовая ложка глицерина

  • 5 столовых ложек камеди

  • 5 столовых ложек воды

  • 1 столовая ложка столового уксуса

  • 5 капель перекиси водорода

  1. В качестве загустителя я решила взять мед. Мед я взяла светлый, чтобы он не повлиял на цвет красок.

  2. В качестве клеящего вещества я взяла смолу вишневого и сливового дерева.

    Перокси́д водоро́да или перекись водорода, H2O2 - простейший представитель пероксидов. Бесцветная жидкость с «металлическим» вкусом, неограниченно растворимая в воде, спирте и эфире. Концентрированные водные растворы взрывоопасны.

    Сли́ва (лат. Prúnus) - род растений семейства Розовые (Rosaceae). Включает около 250 видов, распространённых, главным образом, в северных умеренных областях земного шара. Многие представители рода - широко известные плодовые культуры.

    Камедь (5 столовых ложек) я растворила в 5 столовых ложках воды. Для лучшего растворения в воду добавила 1 столовую ложку столового уксуса.

  3. Приготовила патоку, путем кипячения воды (100мл) с сахаром(50гр).

  4. Смешала 5 столовых ложек меда с 10 столовых ложек водного раствора камеди и патокой (100мл). Добавила в смесь глицерин и перекись водорода. Все перемешала.

  5. Разлила смесь по емкостям.

6.3.Изготовление акварельных красок

Теперь, когда мы получили два самых важных ингредиента красок – красящие пигменты и основы, мы приступили к самому интересному – волшебству изготовления самих красок. Для акварельных красок мы взяли 1 часть основы и 1 часть концентрированного отвара (сока) и смешали. Краски готовы.

6.3.1.Твердые акварельные краски

Твёрдые акварельные краски мы разложили в емкости и дали им возможность застыть, мы их не стали закрывать. Через неделю они подсохли и стали похожи на магазинные, только без тайных ингредиентов. hello_html_2ac576b2.jpg

6.3.2.Медовые краски

Медовые краски получились у нас не такими твердыми, как продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках. hello_html_m307ba6a4.jpg


6.3.3.Изготовление пальчиковых красок

Ингредиенты:

  • 1столовая ложка соли

  • 1 столовая ложка масла подсолнечного

  • 100 гр. муки

  • 100гр. сока или травяного отвара

Все ингредиенты тщательно перемешали и получили краску одного цвета. Процедуру повторили с каждым отваром (соком) и получили разнообразную палитру цвета безопасных красок для самых маленьких художников

hello_html_15071730.jpghello_html_m4360ba35.jpghello_html_m6731e93b.jpg







6.4. Мои работы, выполненные красками собственного производства

Рисунок «Нежность» (использовала твёрдые акварельные краски)hello_html_m72519421.jpg













Рисунок «Дружная семейка» (использовала медовые краски)hello_html_27e342c8.jpg













Рисунок «Яркое лето» (использовала пальчиковые краски)hello_html_7dcc7738.jpghello_html_m1c9bcf8a.jpg

6.5.Таблица сравнения наших самодельных растительных красок

Вид красок


Свойства

Твёрдые

акварельные

краски

Медовые акварельные

краски

Детские пальчиковые краски

Время изготовления растительного красильного пигмента

(13 цветов )

Приблизительно

2 часа


Время изготовления основы красок

5минут

10 часов, очень много времени ушло на растворение камеди в воде

5 минут

Трудоемкость изготовления

легко

более сложный процесс

легко

Яркость на бумаге

средняя яркость

бледноватые, на бумагу приходилось наносить много слоев краски

очень яркие

Однородность краски, липкость

на бумаге

не липкие, чуть заметны растительные вкрапления

липкие, на бумаге заметны растительные вкрапления

не липкие, однородные

Время высыхания на бумаге

очень быстро сохнут

очень долго сохнут

требуется немного времени

Способ хранения

при комнатной температуре, в темном месте, в открытом виде.

Ко́мнатная температу́ра - это определённая температура в замкнутом пространстве, используемая людьми в разнообразных целях. Она также может относиться к температуре потребляемой еды (например, красного вина), которое помещается в такую комнату на определённое время.

при комнатной температуре, в тёмном месте, в закрытом виде.

только в холодильнике,

в закрытом виде.

Срок хранения

те краски, которые хранились не в тёмном месте, после двух месяцев - выцвели.

Те краски, которые хранились в темноте, на данный момент, - чуть –чуть изменили цвет.

за 5 месяцев краски не изменились, посмотрим, что будет дальше

1 месяц

время изготовления всех красок: июль 2016 года


Выводы:

У всех моих самодельных красках есть свои преимущества и недостатки, которые мы осветили в таблице сравнения.

Если бы мне пришлось расставить эти краски на пьедестале почета, то картина выглядела бы следующим образом:









  1. Из всех трех моих самодельных красок лично мне больше всего понравились твердые акварельные краски. Эти краски проще всего было изготовить. Так же они очень хорошо проявили себя в работе, краски ложись ровным слоем, были достаточно яркими и быстро сохли. Единственным их недостатком стал способ хранения.

  2. Второе место я бы отдала детским пальчиковым краскам. Главное их достоинство- яркость. Изготовить их было чуть-чуть сложнее, чем твердые акварельные краски. Сохли они дольше и техника рисования хоть и легче, но все же очень специфична (в основном их используют только маленькие детишки). По времени и способу хранения мои самодельные пальчиковые краски проиграли всем остальным.

  3. Третье место заняли мои самодельные медовые акварельные краски. Главная их отличительная особенность и преимущество перед остальными моими красками - время и способ хранения. Но в работе они проявили себя хуже всех. Рисунок, выполненный ими, оказался самым бледным, да ещё и липким.

Проанализировав результаты проекта, и сделав выводы, я приняла решение довести «до ума» мои рецепты изготовления красок, чтобы исключить все их недостатки. Скорее всего в пальчиковые краски необходимо будет добавить антисептик. А в рецепте медовых красок исключить патоку и уменьшить объём меда.

Несмотря на все трудности и нюансы в моих самодельных красках, я получила огромное удовольствие и в их изготовлении, и в рисовании!

7.Заключение

      Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

   Выводы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них.

История акварельных красок началась во 2 веке нашей эры с Китая. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно — в конце XVII — начале XVIII в. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно — один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно — сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

Успешность работ с акварелью очень велика и она выигрышна во многом из-за её свойств.  Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

 А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество гумма, сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить натуральные акварельные краски и пальчиковые краски разных цветов и оттенков, используя только природные материалы и красители, полученные из растений. При этом они являются экологически чистыми и безопасными для здоровья.

Проанализировав полученный результат, я увидела, что мои акварельные краски получились разные по качеству. Часть красок недостаточно прозрачны и однородны при наложении на бумагу, присутствуют комочки красящего вещества или основы (мед).

Так же есть группа красок, имеющих недостаточно яркий цвет, в основном это краски желтых и оранжевых оттенков. Причиной этого явления послужили такие красящие вещества, как картоноиды (в моркови и в тыкве), куркумин (в куркуме).

Пигме́нт (лат. pigmentum - краска) - компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозионные и другие свойства. Нередко используется как синоним для неорганического красителя.

Краси́тели - химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам.

Они плохо растворяются в воде, поэтому и краски из них недостаточно яркие и прозрачные.

Другая группа красок, имеющих малиново-фиолетовую цветовую гамму, отличается ярким насыщенным цветом, прозрачностью. Исследовав особенность этих «ярких» растений, из научных источников я выяснила, что причиной этому являются красящие вещества антоцианы. Они хорошо растворимы в воде и меняют свой цвет при изменении кислотности среды, что позволило нам получить с их помощью краски, составляющие большую часть цветового спектра от зеленого и синего до розового. При этом рекордсменом оказалась краснокачанная капуста. Благодаря именно ей, у нас в палитре появился синий цвет.

Краску зеленных оттенков нам удалось получить только из соков. Отвары из зеленых растений теряли свой зеленый цвет и приобретали бурый оттенок. Мы выяснили, что причиной этому является тот факт, что хлорофилл, красящее вещество зеленых растений при кипячении теряет свои красильные свойства. Чтобы все таки получить зеленый цвет краски, сок из зеленых растений мы не стали кипятить.

Моя исследовательская работа оказалась очень увлекательной и полезной. Она помогла мне узнать много нового и создать акварельную краску, которой я пользовалась все лето. Еще мне удалось изготовить пальчиковые краски и порадовать своего младшего друга, который по достоинству оценил их. Возможно, навыки и знания, полученные мной в ходе выполнения этой работы, пригодятся в будущем и помогут в выборе профессии.  

Советую всем творить красками собственного изготовления.

8.Источники информации

  1. Алексеев В.В. - Что такое искусство? – М.: Советский художник, 2003.

  2. Бродская Н.В. - Импрессионизм. Открытие света и цвета.–М.: Аврора,2009

  3. Кирилл и Мефодий. Электронная энциклопедия. Статья «Акварель» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907).

  4. Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас -  Дрофа, 2003г.

  5. Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009

  6. Ольгин О. - Опыты без взрывов.- Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.

  7. Орлова Н.Г. - Иконопись – М.: Белый город, 2004.

  8. Титова И.М. - Вещества и материалы в руках художника - М.: 2001г.

  9. Интернет-ресурсы:  

            http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Акварельная_живопись

            http://www.art-tuts.com/painting-basis/lessons-painting/51-art-paint.html

            http://kamensky.perm.ru/proj/him/givop_2.htm