Главная страница
Контакты

    Главная страница


Дидактическая познавательно — развивающая игра «Часики — всезнайки».

Скачать 16.81 Kb.



Скачать 16.81 Kb.
Дата31.03.2017
Размер16.81 Kb.

Дидактическая познавательно — развивающая игра «Часики — всезнайки».


Оксана Руднева
Дидактическая познавательно — развивающая игра «Часики — всезнайки».

Дидактическая познавательно – развивающая игра «Часики - всезнайки».

Тема: Дидактическая познавательная игра «Часики - всезнайки»

Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды и пополнение уголка по познавательной деятельности.

Вид: учебно – методического пособия : познавательно – развивающая игра.

Предназначена для детей 5- 7 лет.

Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, становление мировидения ребенка, его личностный рост, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты исследований.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Задачи:

- расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями;

-расширение и активизация словарного запаса детей, умения высказывать собственные суждения;

- закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10;

- повторить съедобные и несъедобные грибы, упражнять в употреблении существительных множественного числа;

Несъедобные грибы - грибы, за исключением ядовитых, по тем или иным причинам не употребляемые человеком в пищу. Не следует путать с условно-съедобными грибами. В разных культурах одни и те же грибы могут относить съедобным или несъедобным, например некоторые виды белых груздей, таких как перечный груздь или скрипица в Польше относятся к несъедобным из-за горького вкуса, тогда как в России вымоченные и засоленные со специями такие грузди относят к деликатесам.
Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Мно́жественное число́ (часто используется сокращение мн. ч.) - грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).

- развивать эмоционально- ценностное отношение детей к окружающему миру;

- развитие у детей умственных способностей: развитие мыслительных процессов (анализ, классификация, сравнение, обобщение, обогащение и активизация словарного запаса детей ;

-развитие памяти, воображения, логического мышления;

Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

- социально- личностное развитие, развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Актуальность.

Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества. Игра - дело серьёзное! Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности.

Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А. С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.
Детские игры - игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры необычайно полезны как для физического, так и умственного развития детей.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность и активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все строны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитан, у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Предварительная работа:

Изготовление дидактической развивающей игры «Часики-всезнайки». Для этого понадобились: Маленькие картинки разных грибов съедобных и не съедобных; грибы, вырезанные из картона,корзины;карточки с загадками о грибах; циферблат с кормашками,цифры от 1до 10.

Дидактическую игру можно использовать во всех видах деятельности детей в детском саду.

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Конструкция дидактической развивающей игры представлена в виде бумажного квадрата диаметром 50 см,разделённого на разноцветные сектора 4 цветов (красный, синий, желтый, зелёный, и вращающейся стрелки в центре. По краю квадрата, прикреплены кормашки для карточек и цифр от1 до10.

Составляющие элементы:

- самостоятельная игровая деятельность детей;

- внесение игры как элемент на НОД;

- по используемому материалу и по количеству заданий;

Основные достоинства:

- многофункциональность;

- легкопереносимая;

- можно использовать во всех видах деятельности;

Используя дидактическую познавательно- развивающую игру- у детей развиваются мыслительные процессы, мыслительные операции, развивается умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, формируется способность выдвигать различные гипотезы и самостоятельно формулировать ответ.

Приложение

Ход игры:

Воспитатель.

К нам в окошко смотрит осень –

Разноцветная, красивая пора!

А сегодня она

В гости в лес нас позвала.

- А знаете зачем? (Ответы детей.)

- Мы сегодня отправимся в лес за грибами.

Мы пойдём в лес за грибами,

За осенними дарами.

Их в корзины наберём

И домой принесём.

Из группы детей выбирается один - «лесник». Остальные дети садятся в круг. «Лесник» подходит к дидактическому пособию - «Часики-всезнайки» и произносит слова: «Я сегодня в лес пойду, я грибочков наберу». Далее изображает действие, как он собирает грибы.

Затем «леснику» предлагается покрутить стрелку часов и остановиться на любой цифре. После этого водящий открывает карточку, расположенной возле одной из выбранных цифр с изображением гриба (съедобного или несъедобного). Далее «леснику» или всем детям предлагается отгадать загадку об этом грибе и составить небольшой рассказ с помощью мнемотаблицы.

-Какое сейчас время года?

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.
(Осень) Какие изменения происходят в природе осенью? (А еще осенью в лесу повсюду растут грибы.)

-Назовите съедобные грибы. (Лисички, белый гриб,боровик,опятаи т. д.

Бе́лый гриб (лат. Boletus edulis), или борови́к (сокращённо: белый) - гриб из рода Боровик.
)

- Где они растут? (в лесу, поле, саду) .

-Назовите несъедобные грибы? (мухомор, паганки,ложные опята и т. д.)

- Как называют человека, который собирает грибы? (Грибник)

-Какие ему для этого нужны инструменты? (ножь)

-Посмотрите на часики-всезнайки. Кто хочет поиграть? Крутите стрелочку.

-Кто знает как называется этот гриб? Отгадайте загадку.

Сейчас мы возьмём корзины и пойдём за грибами.

-Воспитатель. В лесу растёт много грибов. Но все ли их можно собирать? (Дети называют известные им съедобные и несъедобные грибы.)

Воспитатель показывает детям муляжи грибов (или грибы на картинках). Дети называют их и определяют – съедобный или несъедобный.

Подосиновик. (После ответов детей об определённом грибе воспитатель прочитывает стихотворные строки.)

Подосиновик-грибок,

Полезай-ка в кузовок!

  Лисичка

А лисички, а лисички,

Очень дружные сестрички.

Очень весело стоят

И на нас с тобой глядят.

  Мухомор

Мухомор, мухомор,

От тебя мы отойдём.

  Белый гриб

Белый гриб, белый гриб,

Мы тебя с собой возьмём.

В супе мы тебя найдём.

  Сатанинский гриб

Сатанинский гриб плохой,

Оставайся сам с собой.

  Бледная поганка

Бледная поганка,

Ты нам не нужна.

Сатани́нский гриб (лат. Boletus satanas) - ядовитый (по некоторым данным, условно съедобный) гриб из рода Боровик (лат. Boletus) семейства Болетовые (лат. Boletaceae).
Бле́дная пога́нка (лат. Amanita phalloides) - гриб из рода Amanita (мухоморов), один из самых опасных смертельно ядовитых грибов.

Бледная поганка,

Останься ты одна.

Вот мы с вами сходили за грибами. Теперь вы не будете ошибаться и сможите самостоятельно отличить съедобный гриб от не съедобного.

Дидактическая познавательно — развивающая игра «Часики — всезнайки».

Вариативность применения дидактической игры «Часики-всезнайки»

Вариант 1 «Назови грибы»

Цель: закрепить знания о грибах,развивать речь.

В игре может участвовать до 5 человек. Ведущий вращает стрелку и говорит:

«Стрелка, стрелка покрутись,

Стрелка, Стрелка повернись.

Стоп! Остановись!»

Стрелка останавливается, ребёнок должен назвать предмет, изображений на карточке.

Вариант 2 Игровое упражнение: «Найди пропущенные числа».

Цель: Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Дети рассматривают «Часики -всезнайки», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.

Вариант 3 «Найди соседей числа». Цель: Закреплять умение называть предыдущее,последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.

Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь? Какое число предыдущее (последующее) к числу два (пять, восемь?» (Дети обосновывают свой ответ.)

Вариант 4 «Отгадай число».

Цель: Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. Развивать логическое мышление.

Воспитатель дает детям задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: выставляет стрелочки часов на пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть. Назовите числа, которые составят число три (ставит число вверху). Дети стрелочками должны показать (один и два, два и один). Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять).

Вариант 5 «Составим задачу».

Цель: Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитатель рассказывает детям о последовательности составления задачи: «Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче. Педагог предлагает составить задачу на сложение. Уточняет числа, которые будут в задаче. Дети составляют задачу: «На полянке росло 4 грибочка. А под деревом ещё 2 грибочка. Сколько всего грибочков росло?» Воспитатель вместе с детьми определяют структуру задачи. Какое условие задачи?

Какой вопрос в задаче? Дети выставляют условие задачи на «Часиках - всезнайках» и решают её.

Вывод: Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая.

Ведущая деятельность - такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игровая деятельность:

побуждает детей к общению друг с другом;

способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

способствует совершенствованию разговорной речи;

способствует обогащению словаря;

оказывает влияние на формирование грамматического строя языка

Познавательные идактические игры, дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

Граммати́ческий строй (граммати́ческая систе́ма, грамма́тика; от греч. γράμμα - запись) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).


  • Сатанинский гриб