Главная страница
Контакты

    Главная страница


Этапы и направления реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Скачать 54.16 Kb.



Скачать 54.16 Kb.
Дата03.03.2019
Размер54.16 Kb.

Этапы и направления реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности


11

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

Кафедра Экономики и организации производства

Курсовая работа

Тема Этапы и направления реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

Студент Гуляева О.К.

Руководитель Потапова Н. В.

Санкт-Петербург 2016

Оглавление

  • Введение
    • 1. Теоретические аспекты реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО
    • 1.2 Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)
    • 1.3 Соотношение требований российских и международных стандартов к составу бухгалтерской отчетности
    • 2. Проблемы и перспективы реформирования национальной системы бухгалтерского учета
    • 2.1 Проблемы реформирования национальной системы бухгалтерского учета
    • 2.2 Перспективы реформирования национальной системы бухгалтерского учета
    • 3. Различия применения национального бухгалтерского учета России и бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) на примере организации
    • 3.1 Российская система бухгалтерского учета на примере ООО «Звезда»
    • 3.2 Международные стандарты финансовой отчетности на примере ООО «Звезда»
    • Заключение
    • Список использованных источников

Введение

Развитие рыночных отношений в РФ уже давно предопределило актуальным вопрос о совершенствовании системы бухучета и отчетности и приведение системы бухучета и отчетности согласно Международным стандартам. Поэтому в системе российского бухучета и отчетности происходит процессы непрерывных изменений. Причем важно понимать сущность данных изменений, которые касаются финансовой (бухгалтерской) отчетности для того, чтобы в процессе ведения и организации бухучета вносить соответствующие корректировки в систему аналитического учета.

В любой организации следует вести бухгалтерский учет. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имуществе и обязательствах, которую получают в системе бухгалтерского учета. Центральной проблемой в мире экономических отношений является стандартизация бухгалтерских норм и правил. При этом немаловажной проблемой экономического мира остается приведение бухгалтерского учета к единой системе. Требования к единообразию и понятности применяемых систем учета возникают из-за усиленного развития бизнеса, объединяющегося в единую сферу экономики. Сильное давление со стороны банковских организаций и всего экономического мира приводит к нужде перехода национальных систем на международные нормы бухгалтерского учета, а так же массовой переквалификации бухгалтеров и аудиторов. Постепенно из-за международных отношений, процессов глобализации на всех уровнях жизни происходит формирование мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Наглядно подобные процессы можно увидеть в деятельности межнациональных компаний. Приведение бухгалтерского учета к единообразию с международными стандартами становится важной для компаний, имеющих перспективы выхода на международные рынки. Сегодняшняя система отечественного учета имеет свою специфику, которая связана с ее происхождением из социальной экономики. Некоторые особенности этой системы не благотворно влияют на развитие экономики. Не стоит бездумно заимствовать систему, следует учитывать специфику Российского подхода. Расширение роли бухгалтерского учета и отчетности, подготовки информации - результат перехода нашей страны к рыночной экономике. На официальном уровне была признана необходимость создания в России системы учета и отчетности, основанной на международных рыночных принципах. Решением выступили международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).МСФО позволит стране наравне с другими организациями участвовать в борьбе за инвестиции, а также повысит качество отчетности для пользователей в результате ее прозрачности и сопоставимости. Таким образом, переход на МСФО является важнейшей частью перестройки предприятий в соответствии с требованиями рыночной экономики. Такой опыт имеет больше практическое значение в привлечении капитала в российскую экономику.

Актуальность проблем и перспектив реформирования бухгалтерского учета в РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в настоящее время определила выбор темы курсовой работы. Актуальность обусловила цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов учета и отчетности и возможности их применения в российской отчетности. Теоретическая значимость в современных условиях хозяйствования состоит в том, чтобы расширить представление о переходе от национального бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. Практическая значимость в современных условиях хозяйствования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для приобретения соответствующих навыков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отвечающей требованиям международным стандартам финансовой отчетности.

Актуальность данной темы обусловливается тем, что с 2011 года приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» были внесены существенные изменения в состав финансовых отчетов, которые должны внешним пользователям представляться за исключением государственных и кредитных учреждений. Данные изменения коснулись всех форм отчетности, большинство из которых могут оказывать существенное влияние на структуру и состав статей и разделов определенных отчетов, влияя тем самым на формирование финансовых результатов и показателей финансового анализа предприятий.

В данной работе представлены следующие задачи:

· рассмотреть национальную систему бухгалтерского учета;

· оценить проблемы и перспективы реформирования российской системы бухгалтерского учета;

· рассмотреть на примере конкретного предприятия организацию системы бухгалтерского учета.

Предметом исследования непосредственно выступает проблема реформирования национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В качестве объекта исследования выступает компания ООО «Звезда»

Информационной базой работы явились законодательные и нормативные акты в части формирования элементов учетной политики предприятий, труды современных экономистов, таких как, Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П., публикации в периодической печати.

В качестве методологической базы использовались такие методы исследования, как системный подход, расчетно-аналитический метод, обобщение, анализ, сравнение и др.

1. Теоретические аспекты реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета

Регулирование бухгалтерского учета в России имеет законодательный характер и осуществляется нормативными актами, имеющими следующую последовательность [8]:

Рисунок 1 - Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Правительство Российской Федерации осуществляет полное руководство бухгалтерским учетом. Экономическая среда в настоящее время в России складывается из накопленного опыта других стран, последних достижений науки, использует рыночную экономику как пример, а так же старается соответствовать международным стандартам финансовой отчетности.

Стабильное развитие системы учета в России - это главное в нормативном обеспечении, а создание подходящих условий для выполнения функций системы учета является главной задачей [13].

Чтобы устранить разногласия между российской системой учета и мировыми подходами, нужно сформировать более точную модель взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, пересмотреть способы оценки имущества и обязательств, обеспечить открытость бухгалтерской отчетности организаций. Незаменимой является работа над изменением положений по бухгалтерскому учету, их уточнение и создание новых, с последующим внедрением таких положений в практику.

С 1 января 2013 года в России были введены единые требования ведения Бухгалтерского учета и отчетности по средством Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ [2]. Этот закон не имеет жестких рамок, это скорее указания к правильным действиям. Коммерческим организациям необходимо ведение бухгалтерского учета с момента регистрации и до момента прекращения деятельности. Процессы, методы и способы ведения бухгалтерского учета прописываются в учетной политике организации. Все хозяйственные операции в обязательном порядке оформляются первичными документами и имеют соответствующие реквизиты. Затем законом устанавливаются обязательные требования к регистрам, в которых отражаются данные из первичных документов.

По законодательству РФ юридическое лицо - это признанная государством в качестве хозяйствующего субъекта организация, которая обладает собственным имуществом и обязательствами. Удовлетворение потребностей и получение прибыли является хозяйственным аспектом самостоятельной организации, выходящей на рыночные отношения. В состав предприятия включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности, а также нематериальные активы [10].

В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерского учета в коммерческой организации включает в себя четыре уровня.

Нормы первого уровня носят для организации обязательный характер. Большей частью это федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, в том числе и кодексы РФ.

На втором уровне нормативного регулирования находятся положения по бухгалтерскому учету, которые регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета отдельных объектов, а также фактов хозяйственной деятельности.

Третий уровень это методические рекомендации, к ним относится план счетов. Регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности предприятия осуществляется с помощью наименований и номеров синтетических счетов, а так же методические рекомендации.

Четвертый уровень находится в компетенции руководителя организации, в том числе внутренние документы организации.

Бухгалтерская отчетность - это система показателей, которая отражает результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Отчетность содержит таблицы, составляемые по данным бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Она является последним этапом учетной работы.

Требования к данным, формируемым в бухгалтерской отчетности, определяются Законом РФ о бухучете, Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности, а также Положением «Бухгалтерская отчетность предприятия» ПБУ 4/99, которое утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 № 43н.

Данными требованиями являются: достоверность и полнота, целостность, последовательность, нейтральность, сопоставимость, правильность оформления соблюдение отчетного периода. Они являются дополнительными относительно допущений и требований, раскрытыми в Положении по бухучету «Учетная политика организации».

Закон РФ № 402-ФЗ - это базовый документ, определяющий основы ведения бухучета, его основные принципы и содержание. Согласно статьи 14 ФЗ № 402-ФЗ «О бухучете» годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность коммерческого предприятия состоит из отчета о финансовых результатах, бухгалтерского баланса и приложений к ним [2].

Закон о бухучете № 402-ФЗ устанавливает 2 вида отчетности: промежуточную и годовую (пункты 3, 4 статьи 13). Данным законом установливается, что с 2013 года обязательной является лишь годовая бухгалтерская отчетность. Причем положений об обязанности представления данной отчетности в налоговые органы закон не содержит. А промежуточная финансовая (бухгалтерская) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерсокго учета. Промежуточная финансовая (бухгалтерская) отчетность оформляется за анализируемый период менее отчетного года (пункты 4 и 5 статьи 13 Закона № 402-ФЗ).

Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности предприятий» от 2 июля 2010 года № 66н утверждает формы бухгалтерской отчетности, по которым предприятия обязаны отчитываться [3]:

- отчетом о финансовых результатах;

- бухгалтерским балансом;

- приложениями к отчету о финансовых результатах и бухгалтерскому балансу, в которых приводится только наиболее важные данные, без знаний которых невозможна оценка финансовых результатов деятельности организации или ее финансового положения. Пояснения к отчету о финансовых результатах и бухгалтерскому балансу могут быть оформлены в текстовой и (или) табличной форме. В случае выбора предприятием табличной формы пояснений, за базу берется Приложение № 3 к приказу, напоминающее ранее действующую «пятую» форму.

Согласно пункту 3 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности предприятий» установлено, что предприятия сами определяют детализацию показателей по статьям отчетности (имеются в виду отчет о финансовых результатах, баланс и приложения к ним).

В Приказе № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» четко сформулировано, в чем состоит упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства:

- в приложениях к отчету о финансовых результатах и бухгалтерскому балансу приводится только наиболее важные данные, без знаний которых невозможна оценка финансовых результатов деятельности организации или ее финансового положения. [12, с.3].

- в отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс включаются показатели лишь по группам статей.

Наряду с этим малым предприятиям предоставлены права формировать в общеустановленном порядке бухгалтерскую отчетность.

При составлении отчетности предприятия должны руководствоваться требованиями Приложения БУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятий», других ПБУ и Положением по ведению бухгалтерской отчетности в РФ и бухучета.

1.2 Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)

Это необходимость приведения Российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Международные стандарты финансовой отчетности--это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Основное назначение которого-- гармонизация учета и отчетности во всех странах. Реформирование преследует цель приведения отечественной системы учета в соответствиес требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности через прозрачность и понятность данных, а так же через гармонизацию стандартов на международном уровне [16].

Программа реформирования нацелена на:

· усовершенствование и доработку законодательного и нормативно-правового регулирования учета;

· формирования более четкой нормативной базы;

· обеспечения организаций инструкциями и методическими указаниями;

· оказание своевременной и точной методической помощи организациям в понимании и использовании системы учета;

· улучшения и переквалификация кадрового обеспечения;

· гармонизировать учет с МСФО;

· обеспечить полезность информации для внешних пользователей;

· разработать и пересмотреть положения, планы счетов, методические указания, регистры, первичную документацию, так, чтобы они отвечали требованиям МСФО;

· налаживать международные связи, в том числе вступление в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО),что позволит быстрее и с меньшими потерями перейти на отчетность по международным стандартам.

Информация, которая содержится в бухгалтерской отчетности предприятия, представляет интерес для множества пользователей, но требования к этим данным у них различны, что обосновывается характером их интересов. Администрацию организации интересует информация, которая необходима для планирования, принятия управленческих решений, анализа и контроля финансовой и производственной деятельности. К примеру: степень обеспеченности производственными запасами организации для загрузки мощностей производства; состояние расчетов с контрагентами по поставке оборудования определенных наименований материалов, себестоимость изготовленных товаров; динамика изменения дебиторской задолженности по причине неплатежей покупателей и пр.

Внешние пользователи, которые имеют прямой финансовый интерес, имеющие желание знать, каким способом решаются вопросы компенсации на инвестиционный капитал: возврат займов, в том числе процентов, возмещение цены продукции; экономическая целесообразность налаживания деловых связей; получение дивидендов и пр. Их интересует финансовое положение организации, ликвидность баланса, финансовые результаты ее деятельности [17].

Внешние пользователи, которые не имеют прямого финансового интереса:

- страховые компании и банковские учреждения на основе финансовых данных оценивают потенциал заключения договоров с фирмами по страхованию и расчетным операциям;

- налоговые органы на основе отчетных данных следят за правильностью начисления налоговых исчислений;

- профессиональные союзы заинтересованы получить данные об экономической жизнеспособности предприятия в плане оплаты труда и занятости.

Пользователей без финансовых интересов интересует информация для проверки законности и правомерности совершаемых операций (аудиторские фирмы, арбитраж) или для получения статистической информации (органы статистики) с целью проведения анализа на макроуровне. Отталкиваясь от требований, предъявляемых внешними и внутренними пользователями к содержанию учетных данных, в рыночной экономике выделяют 2 вида бухучета (2 источника формирования информации): управленческий, который формирует информацию для внутренних пользователей, которые осуществляют управление организацией, и финансовый учет, который формирует информацию для внешних пользователей, которые не входят в состав персонала организации.

Физические и юридические лица, которые являются пользователями данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности, условно делят на 2 основные группы - внешние и внутренние (рисунок 2).

Рисунок 2 -Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

Совокупность интересов определяют требования к отчетности пользователей:

1) Инвесторы и владельцы:

- рентабельность капиталовложений для определения прибыли и для принятия управленческих решений по вложениям средств.

- риск;

2) Работники предприятия

- прибыльность работодателя;

- стабильность;

- стабильность обеспечивать зарплатой, возможность трудоустройства.

3) Кредиторы и поставщики:

- сроки погашения обязательств перед кредиторами и поставщиками.

4) Покупатели:

- финансовое обеспечение, стабильность поставок.

5) Государственные исполнительные органы:

- статистическая информация о тенденциях развития.

- информация для расчета национального дохода;

- информация для определения налоговых платежей;

6) Население:

- предоставление рабочих мест, вклад в экономику региона;

- оценка местных поставщиков;

- диапазон деятельности предприятия.

Таким образом, пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетностью могут быть как учредители предприятия, руководители высшего и среднего звена, так и сами сотрудники предприятия.

1.3 Соотношение требований российских и международных стандартов к составу бухгалтерской отчетности

Все учреждения, организации и предприятия, зарегистрированные на территории РФ, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Данное требование содержится в 3 главе ФЗ «О бухучете и отчетности» от 06.12.2011г. №402-ФЗ [2]. Бухгалтерская отчетность - это завершающий этап учетного процесса, представляющий собой систему показателей, которые отражают имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, кроме того финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерская отчетность таит в себе большой аналитический потенциал и используется в процессе принятия решений управления как текущего, так и перспективного характера.

Сущность бухгалтерской отчетности состоит в обобщении учетных данных об финансовом и имущественном положении и результатах предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта по установленным формам за конкретный период.

Под бухгалтерской отчетностью организации понимается система взаимосвязанных показателей бухучета, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период времени: год, месяц, квартал [15, c.213]. Она является совокупностью сведений о работе предприятия за определенный период времени, которые сгруппированы в установленной последовательности и порядке. Отчетность включает таблицы, составляемые на основе учетных данных.

Предприятия составляют отчеты по инструкциям (указаниям) и формам, утвержденным Минфином и Росстатом РФ. Единая система показателей отчетности предприятия позволяет составлять отчетные сводки по конкретным отраслям, республикам, экономическим районам и по всей народной экономике в целом.

Отчетность по видам подразделяется на бухгалтерскую, оперативную и статистическую.

Статистическая отчетность составляют по данным статистического, оперативного и бухгалтерского учета, она отражает информацию по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Оперативную отчетность составляют на основе информации оперативного учета, она содержит информацию по основным показателям за достаточно короткие промежутки времени - пятидневку, неделю, сутки, половину месяца, декаду. Эти данные используют для управления процессами снабжения, реализации и производства продукции, а также оперативного контроля.

По периодичности составления различают годовую и внутригодовую отчетность.

Внутригодовая отчетность заключает в себе отчеты за день, декаду, половину месяца, пятидневку, квартал, полугодие, месяц. Внутригодовую статистическую отчетность, как правило, называют текущей статистической отчетностью, когда как внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной.

По признаку степени обобщения отчетной информации различают отчеты первичные, которые составляются организациями, и сводные, составляемые вышестоящими или материнскими организациями на основании первичных отчетов. Отчетность по назначению подразделяется на внешнюю и внутреннюю. К внутренней отчетности относится внутренняя и оперативная отчетность. Цель отчетности, которая предназначена для внутренних пользователей, заключается в формировании информации, которая необходима руководству организации для принятия решений управления, в частности для анализа, контроля, планирования.

К внешней отчетности относится бухгалтерская отчетность, отчетность, которая составляется для федерального государственного статистического наблюдения, налоговая отчетность, отчетная информация, представляемая кредитной организации согласно ее требованиями.

По предмету отчетность подразделяют на общую отчетность, которая характеризует производственно-хозяйственную деятельность организации в целом; и специальную отчетность, характеризующую только определенные аспекты внутрихозяйственной деятельности организации. В современных условиях на базе отчетности, составленной по отечественным стандартам, затруднительно принимать какие-либо инвестиционные или управленческие решения, поскольку:

- для большинства организаций законодательно не нужно предоставлять консолидированную финансовую отчетность, в то время как многие организации представляют собой сложную холдинговую структуру;

- некоторые активы компаний либо существенные события не отражены либо не раскрыты в отечественной отчетности (к примеру, основные средства в лизинге) [21, c.132].

- многие операции отражаются не по сути, а по форме.

2. Проблемы и перспективы реформирования национальной системы бухгалтерского учета

2.1 Проблемы реформирования национальной системы бухгалтерского учета

В настоящее время крупнейшие отечественные организации вынуждены вести учет по двум системам - международной и российской: для привлечения дополнительных иностранных инвестиций необходимо подтверждение достоверности и прозрачности финансовой деятельности в соответствии с МСФО, а российское законодательство требует вести учет так, как это принято в нашей стране. Даже если такая организация станет осуществлять финансовый учет в соответствии только с МСФО, она будет вынуждена применить методы трансформации отчетности, подготовленной по российскому законодательству. Об этом же говорит Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно положениям этого Закона консолидированная отчетность составляется в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью этой же организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [9].

Использование МСФО в Российской Федерации осложнено в первую очередь несовершенством законодательной базы. Применение МСФО при отсутствии жесткого регламента ведения учета приводит к тому, что отчетность, сформированная по данным такого учета, зачастую противозаконна. Во многом несовместим МСФО с российскими стандартами и практикой ведения бухгалтерского учета: не хватает многих необходимых бухгалтерских счетов, форм первичных документов и регистров. Если сравнивать МСФО и правила РСБУ, то Международные стандарты - это конечный этап бухгалтерской работы. По этим причинам ни одна российская организация в настоящее время не может составлять финансовую бухгалтерскую отчетность, основываясь исключительно на МСФО. Также следует учитывать, что финансовая отчетность должна составляться на основе требований МСФО, утвержденных в Российской Федерации, и соответствовать требованиям МСФО без каких либо изъянов и уточнений. В настоящее время в Российской Федерации утвержден практически полный комплект обязательных стандартов и разъяснений.

В настоящее время не рассматривается также вопрос о введении МСФО для малого и среднего бизнеса. Кроме того, у любого предприятия, желающего составлять финансовую отчетность согласно МСФО, будут возникать терминологические проблемы, поэтому необходима унификация понятий, используемых в разных законодательных и нормативных актах по бухгалтерскому учету, и тщательная разработка их согласованных определений. Помимо прочего требуется увязка терминологии налогового и бухгалтерского законодательства. Применению МСФО мешает наличие параллельных систем налогового и бухгалтерского учета. В отчетности предъявлены стоимость имущества, подлежащая налогообложению, и другие показатели, однако нет необходимой информации о рентабельности и окупаемости вложенного капитала, реальном финансовом положении организации и ликвидности ее активов. Как ни хотелось бы некоторым организациям перейти на МСФО, они всегда вынуждены действовать с оглядкой на налоговые органы и вести сопутствующий учет по методике, привычной для налоговых органов.

Еще одна проблема перехода на МСФО - языковой барьер. Дело в том, что Совет по МСФО не разрешает странам, применяющим МСФО, не только исправлять первоначальную редакцию, но и комментировать данные стандарты. Это означает, что бухгалтер, работающий по Международным стандартам, будет иметь дело непосредственно с оригиналом МСФО, изданным на английском языке. В случае появления неясностей руководство организации вынуждено будет самостоятельно или с помощью сторонних специалистов получать соответствующие разъяснения. Конечно, механизма получения подобных разъяснений пока не существует, но даже если он будет создан, то руководителям российских организаций придется нести расходы на получение дорогостоящих услуг консалтинговых фирм. К тому же МСФО постоянно обновляются.

Важной проблемой применения отечественными организациями Международных стандартов является то, что отчетность, подготовленная по МСФО, должна быть консолидированной и включать данные отчетности всех дочерних организаций. Значит, необходимы единые принципы учета: учетная политика, группировка и классификация информации, единый План счетов всех дочерних компаний группы. Отсутствие таких единых принципов приводит к резкому увеличению затрат времени и средств всех экономических служб организации на ведение учета и формирование отчетности.

2.2 Перспективы реформирования национальной системы бухгалтерского учета

Задачами реформы выделяются [14]:

? система стандартов учета и отчетности должна быть сформирована так, чтобы обеспечивать необходимой прозрачной информацией пользователей;

? реформы бухгалтерского учета в России должны обеспечить гармонизацию стандартов на международном уровне;

? оказать необходимую помощь организациям в понимании и составлении реформированной модели бухгалтерского учета.

Другими словами переход национального учета на международный уровень связан со сближением принципов и правил подготовки бухгалтерской отчетности, закрепленных в Федеральном законе N 402-ФЗ, Положениях по бухгалтерскому учету, и МСФО. Самой главной необходимостью формирования отчетности в соответствии с международными стандартами является невозможность представления информации западному инвестору, с целью выразить на понятном всему миру языке данные бухгалтерского учета, и тем самым добиться инвестиций, выхода на международные биржи или иных привлечений капитала на западных рынках. Применение МСФО заставит перейти российскую экономику на совершенно новую ступень развития.

МСФО всё больше укрепляют свои позиции в России. Они выбраны в качестве ориентира при реформировании национальной системы бухгалтерского учёта.

Требования к предоставлению отчетности в формате МСФО начались с 2004 года, но в то время ее составляли лишь кредитные организации. И только с 2011 года Международные стандарты финансовой отчётности официально переведены и одобрены для применения на территории всей страны. Сейчас требования по составлению и предоставлению финансовой отчетности в формате МСФО установлены законом к кредитным, страховым и иным организациям, связанными ценными бумагами с иностранными инвесторами.

Таким образом, несмотря на введение в действие на территории России Международных стандартов финансовой отчётности, обязанность составлять и представлять индивидуальную бухгалтерскую отчётность в соответствии с российскими Положениями по бухгалтерскому учёту (ПБУ) сохраняется.

Действующие ПБУ с каждым разом всё больше напоминают соответствующие МСФО. Приближение ПБУ к МСФО соответствует целям и задачам программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности. В общем Российская нормативная база применительно к требованиям МСФО в большинстве своих направлений сформирована. Такая база позволит любой организации предоставить достоверную и прозрачную информацию для заинтересованных пользователей, что выполняет поставленную в правительственной Программе задачу [18, 19]. Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую и финансовую отчетность. Кроме того, формируемая в бухгалтерском учете информация используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности и др. видов отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться таким образом, чтобы организации могли формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО.

3. Различия применения национального бухгалтерского учета России и бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) на примере организации

бухгалтерский учет международный стандарт

3.1 Российская система бухгалтерского учета на примере ООО «Звезда»

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Основными предметами деятельности Общества являются коммерческая, посредническая, торговая и закупочная деятельность товарами для художников, создание собственного магазина розничной торговли этими товарами. Общество вправе осуществлять также и любые другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. В связи со своей деятельностью Общество имеет право:

- Совершать сделки как на территории Российской Федерации, так и за рубежом с экономическими субъектами, в том числе купли-продажи, мены, перевозки, совместной деятельности.

- Строить, приобретать, брать и сдавать в наем всякого рода движимое и недвижимое имущество.

- Реализовывать свою продукцию по ценам и тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.

- Приобретать необходимые материалы, сырьё, оборудование и прочие материальные ценности в оптовой и розничной торговле, у любых организаций, в том числе за наличный расчет.

- Производить внешнеэкономическую деятельность.

- Открывать расчетные счета в банках как в рублях, так и в иностранной валюте. - Пользоваться кредитами банков.

- Осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, не противоречащую действующему законодательству, а также предмету и целям своей деятельности.

Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущество, товары и т.д, а также осуществлять свою деятельность. Организацией составлена учетная политика. В организации на конец месяца должны формироваться бухгалтерский баланс и отчет о финансовом состоянии.

Учетная политика ООО «Звезда» сформирована на основании законодательных, нормативных актов и положений, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и особенностей своей деятельности. В Учетной политике данной организации график документооборота отсутствует.

Учет и обработка данных в организации осуществляется с помощью компьютерной программы «1С: Предприятие 8.2».

Для оформления хозяйственных операций в ООО «Звезда» применяются унифицированные формы первичных документов. Имущества, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете подлежит оценке в денежном выражении в валюте РФ в рублях и копейках (округление до целых не производится).

В учетной политике для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения определены следующие моменты:

1) При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии, их оценка производится (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) по себестоимости каждой единицы

2) Используется линейный способ начисления амортизации основных средств;

3) Товары, полученные от комитента для продажи в розничной торговле, учитывать на забалансовом счете 004 по продажной стоимости с отдельным учетом наценок;

4) В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производится инвентаризация основных средств ежегодно по состоянию на 01.10 текущего года; материальных остатков на складе и в подотчете у материально-ответственных лиц - ежегодно по состоянию на 01.10 текущего года; кассы - не реже одного раза в месяц; для проведения внезапных ревизий кассы - не менее 2 раз в день;

5) Использовать в работе первичные учетные документы, которые представлены в альбомах унифицированных форм первичной документации;

6) Хранение бухгалтерских документов производится в соответствии с перечнем типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности организации, с указанием сроков хранения.

7) Налоговый учет ведется силами бухгалтерии, обособлено от бухгалтерского учета. Налоговый учет ведется в соответствии с налоговым кодексом РФ.

ООО «Звезда» ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций предприятия путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

При хранении регистров бухгалтерского учета обеспечивается их должная защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учет обосновывается и подтверждается подписью лица, внесшего исправление с указанием даты исправления.

Бухгалтерский учет ведется службой бухгалтерии с учетом всех нормативных и законодательных актов РФ с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы 1С: Предприятие.

Рабочий план счетов является неотъемлемой частью учетной политики ООО «Звезда». Необходимость его разработки обусловлена, прежде всего, требованиями законодательства. Ведь в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждая организация при утверждении учетной политики должна утвердить в том числе и рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Аналогичное требование закреплено и в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Актив баланса включает два раздела, представленные по экономической однородности с точки зрения ликвидности имущества следующими основными группами.

Первый раздел "Внеоборотные активы" содержит информацию о нематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, представленном в составе основных средств, а также доходных вложений в материальные ценности (передачи в лизинг, по договору проката), финансовых вложениях на период более 12 месяцев, и т.п. Это долгосрочные активы организации.

В первом разделе баланса ООО «Звезда» отражена стоимость внеоборотных активов (основные средства) организации на отчетную дату.

По строке 1150 «Основные средства» отражается стоимость имущества, учитываемого по дебету счета 01 «Основные средства» за минусом начисленной амортизации (кредитовый остаток по счету 02 «Амортизация основных средств»).

На 31 декабря 2015 года остаточная стоимость основных средств составила 1734 млн.р. (первоначальная стоимость (дебет счета 01) - накопленная амортизация (кредит счета 02) )

По строке 1100 «Итого по разделу I» приводится сумма строк первого раздела, так как внеоборотные активы предприятия представлены только основными средствами, данная сумма равна показателю по строке 1130 = 1734 млн. руб. Второй раздел баланса «Оборотные активы» представлен следующими строками: 1210 «Запасы», 1230 «Дебиторская задолженность», 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты».

Строка 1210 Запасы». В этой строке отражена информация о материалах, товарах, готовой продукции и незавершенном производстве. Это все имущество, которое учитывают по правилам ПБУ 5/01. Чтобы заполнить строку 1210 баланса, необходимо сложить дебетовое сальдо счетов 10, 20, 41, 43 и других.

Итого по строке 1210 отражена стоимость запасов в размере 93 млн. р.

По строке 1230 «Дебиторская задолженность» отражена дебиторская задолженность перед организацией, которая сформировалась по состоянию на 31 декабря отчетного года. При этом в данную строку вписывают долги, срок погашения которых равен или меньше 12 месяцев.

В указанной строке указано дебетовое сальдо счетов по учету расчетов (сч.60,сч.62,сч.76) на 31 декабря отчетного периода. Общая сумма дебиторской задолженности на 31.12. 2015 года составляла в размере 1069 млн. р.

По строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» баланса указаны сведения о денежных средств и эквивалентов, которыми располагает организация по состоянию на конец отчетного периода.

По состоянию на 31.12.2015г остаток денежных средств составил в сумме 686 млн. руб. По строке 1200 «Итого по разделу II» представлена сумма строк 1210, 1230 и 1250 - 93 млн. руб.+ 1069 млн. руб. +686 млн. руб. = 1848 млн. р. Строка 1600 «Баланс» рассчитана как сумма итогов по разделу I и II - 1734 млн. руб. + 1848 млн. руб. = 3582 млн. р.

Раздел III «Капитал и резервы» состоит из таких показателей как уставный капитал (строка 1310) и добавочный капитал (строка 1350). Нераспределенная прибыль (убыток) у ООО «Звезда» отсутствует.

По строке 1310 баланса отражена сумма уставного капитала организации - 1000 млн. р. Она совпадает с суммой уставного капитала, который зафиксирован в учредительных документах общества, и с кредитовым сальдо по счету 80 «Уставный капитал».

По строке 1350 баланса указана сумма добавочного капитала без переоценки. Сумма добавочного капитала учитывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал». На 31 декабря 2015 года величина добавочного капитала составляла в размере 1202 млн. р.

Сумма строк 1310 и 1350 отражается в строке 1300 «Итого по разделу III» ? 1000 млн. р+1202 млн. р.= 2202 млн. р.

В разделе IV указана информация об обязательствах со сроком погашения свыше 12 месяцев после отчетной даты.

Строка 1410 «Заемные средства». В этой строке следует приводить сведения обо всех долгосрочных кредитах и займах, привлеченных организацией. То есть это не только займы в денежной и натуральной формах, но и банковские кредиты, а также вексельные обязательства и прочее. Для заполнения строки 1410, надо взять кредитовое сальдо счета 67. На 31 декабря 2015 года величина долгосрочных заемных средств капитала составляла в размере 900 млн. р.

Строка 1400 «Итого по разделу IV» приводится сумма строк IV раздела, так как долгосрочные обязательства предприятия представлены только заемными средствами, данная сумма соответствует показателю по строке 1410 = 900 млн. руб.

В разделе V сгруппирована информация о величине и видах краткосрочных обязательств. Данный раздел баланса представлен на предприятии строкой 1520 «Кредиторская задолженность», по которой отражена общая сумма кредиторской задолженности организации перед поставщиками и подрядчиками, государственными внебюджетными фондами, бюджетом и прочими кредиторами на общую сумму 480 млн. р.

По строке 1500 «Итого по разделу V» суммируются значения строк соответствующего раздела. В строке 1700 «Баланс» приведена сумма строк 1300, 1400 и 1500 - 2202 млн.р.+ 900 млн. руб.+ 480 млн. руб. = 3582 руб.

По результатам заполненного бухгалтерского баланса сумма строк 1100 и 1200 должна быть равна сумме строк 1300, 1400 и 1500, то есть сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов.

Если равенство активов и пассивов баланса выполняется, значит, ошибок в бухгалтерском учете не допущено, заполненную форму можно смело сдавать в соответствующие органы.

Одной из форм отчетности, характеризующей финансовый результат функционирования предприятия, является отчет о финансовых результатах. Он считается одним из важнейших элементов бухгалтерской отчетности и существенно значим для оценки деятельности компании.

Отчет о финансовых результатах, как составная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности, является информационной базой, раскрывающей финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату.

В отчете о финансовых результатах доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

В соответствии с п.3 Приказа № 66н организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов.

Отчет о финансовых результатах необходимо представить в составе бухгалтерской отчетности в течение 90 дней по окончании отчетного года.

Суммы в отчете о финансовых результатах показываются в тысячах рублей (или в миллионах рублей).

В соответствии с Приказом №66н, показатели об отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для идентификации пояснений в новой форме отчета о финансовых результатах предусмотрен столбец «Пояснения». В нем указывается номер пояснения, который соответствует наименованию показателя, расположенного в той же строке. В соответствии с Приказом Министерства финансов № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» (с изм. и доп. от 06.04.2015г.) данный отчет должен предоставляться в табличной и (или) в текстовой форме, содержание пояснений к отчету оформляются в табличной форме.

Заполняется отчет о финансовых результатов на основании данных по бухгалтерским счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Рассмотрим порядок заполнения отчета о финансовых результатах ООО «Звезда» за период 01.01.2015 по 31.12 2015г.

Выручка (стр.2110) - все денежные средства, которые получены в результате основной деятельности. Должно быть вычтен НДС, акцизный налог и пошлина за экспорт.

Строка 2110 составляет в сумме 4752 млн. руб.

Себестоимость (стр. 2120) - расходы по основной деятельности (доходы по ней отображены в строке «Выручка»), состав зависит от вида деятельности:

· для производственного предприятия - это себестоимость произведенной и реализованной продукции;

· в торговле - покупная стоимость товара;

· для сферы услуг - расходы на выполнение работ.

Вся сумма во второй строке отчета о финансовых результатах заключается в круглые скобки.

Строка 2120 составляет в сумме (3591) млн. руб.

Валовая прибыль (стр.2100) - разница между выручкой и себестоимостью, отраженных в строках - (стр.2110 - стр.2120).

Строка 2100 составляет: 4752 млн. руб.-3591 млн. руб. = 1161 млн. руб.

Коммерческие расходы (стр.2210), управленческие расходы (стр.2220) у ООО «Звезда» отсутствуют. Прибыль (убыток) от продаж (стр.2200) - показатель строки 2100 минус стр.2210, минус стр.2220 - прибыль (если получилось положительное число) или убыток (если получилось отрицательное число) от продаж.

Строка 2200 составляет: 1161 млн. руб.-0 млн. руб. = 1161 млн. руб.

Проценты к уплате (стр. 2330) - расходы на проценты по займам или кредитам, которые необходимо оплатить. Число заключается в круглые скобки.

Строка 2330 составляет в сумме (146) млн. руб.

Прочие доходы (стр. 2340) - суммы, полученные за реализацию внеоборотных и оборотных средств, полученные штрафы, проценты, доходы от долевого участия.

Строка 2340 составляет в сумме 108 млн. руб.

Прочие расходы (2350) у Общества отсутствуют.

Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 2300) - в данной строке отчета о финансовых результатах отражается сумма прибыли до налогообложения, определяется эта величина следующим образом: прибыль от продаж (стр.2200) - проценты к уплате (стр. 2330) + прочие доходы (стр.2340). Если в строке отображается убыток, то число заключается в круглые скобки.

Строка 2300 составляет: 1161 млн. руб.-146 млн. руб.+ 108 = 1123 млн. руб.

Налог на прибыль (текущий) (стр. 2410) - начисленный налог на прибыль (если он начисляется по ПБУ 18/02). Если форму 2 заполняет субъект малого предприятия, то эта строка остается не заполненной.

Чистая прибыль (или убыток) (стр. 2400) - прибыль (до вычета налогов) - налог на прибыль (текущий) +/- в том числе, постоянные обязательства по налогам +/- изменения суммы отложенных налоговых платежей - прочее.

Строка 2400 составляет в сумме 1123 млн. руб.

Составление отчета о финансовых результатах выполняется в двух экземплярах - для Налоговой инспекции и Государственного комитета статистики. Заполненный бланк отчета о финансовых результатах должен подписать главный бухгалтер и руководитель.

Сдать заполненный отчет необходимо не позже, чем через три месяца после окончания отчетного года.

Типичные ошибки при составлении отчета о финансовых результатах

ь Бухгалтеры отражают управленческие расходы в строках «Управленческие расходы», тогда как в соответствии с учетной политикой определено полную производственную себестоимость.

Учитывать их можно, включая в себестоимость товара, услуг, работ (Дт 20, 23, 29 Кт 26), а также относя в себестоимость продажи того года, в котором они возникли (Дт 90/2 Кт 26). В пункте для отражения управленческих расходов ставят прочерки, а суммы вписывают в строку 2220.

ь При ведении различных видов деятельности (если выручка - 5% от общей суммы прибыли), то суммы стоит отражать в отдельных строках.

ь Относительно прочих доходов - суммы также должны указываться в отдельных строках, если прибыль составляет 5 процентов и больше от общих сумм за налоговый период. То есть необходима детализация.

ь Сумма субсидий, что включена в прибыль предприятия, может быть отражена в пункте «прочие доходы».

ь Если есть «не принимаемые» затраты, их стоит отражать на счете учет затрат по обычному виду деятельности или на счетах прочих затрат. Но не допускается относить такие суммы на Дт 99 «Прибыли и убытки».

ь Не допускается отражать в строке 2410 сумму пени или штрафа, что начислялся в бюджет из чистого дохода. Суммы должны соответствовать в отчете и в налоговой декларации (пункт 180). Можно указать данные в строке 2460. Если в отчетных периодах было осуществлено доначисление налогов на доход за прошлый период, то при выявлении ошибки можно указать сумму в строке 2460.

Как и при составлении любой документации организации, при оформлении отчета о финансовых результатах стоит ориентироваться на образцы, нормативные акты и учитывать рекомендации опытных специалистов.

В учетной политике ООО «Звезда» говорится о том, что события после отчетной даты, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или на результаты деятельности Общества и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный период, подлежат отражению в бухгалтерской отчетности предприятия.

Таким образом, в ходе изучения методики заполнения отчета о финансовых результатах ООО «Звезда» были выявлены недостатки и предложены пути их устранения, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Недостатки методики составления отчета о финансовых результатах и пути их устранения

Недостатки методики заполнения отчета о финансовых результатах в ООО «Звезда»

Предложения по устранению недостатков методики заполнения отчета о финансовых результатах в ООО «Звезда»

Нормативно-правовой документ

1.Отсутствует в оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.01 «Прочие доходы» за 2014г. операция по аренде помещения в результате технической ошибки.

1.Отразить в примечаниях к отчету о финансовых результатах следующие записи:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 91.01 «Прочие доходы» - 9787,94 руб. - начислена арендная плата


  • Введение
  • Программа реформирования нацелена на
  • 2.1 Проблемы реформирования национальной системы бухгалтерского учета
  • 2.2 Перспективы реформирования национальной системы бухгалтерского учета
  • реформы бухгалтерского учета в России должны обеспечить гармонизацию стандартов на международном уровне;
  • - Открывать расчетные счета в банках как в рублях, так и в иностранной валюте. - Пользоваться кредитами банков.