Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Формирование у учащихся основ культурного и здорового образа жизни»

Скачать 63.97 Kb.



Скачать 63.97 Kb.
Дата01.04.2017
Размер63.97 Kb.

«Формирование у учащихся основ культурного и здорового образа жизни»


Елена Миронова
«Формирование у учащихся основ культурного и здорового образа жизни»

Учитель может сделать

для здоровья школьников

гораздо больше, чем врач

Н. К. Смирнов

Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Верно и то, что благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте. Реализация этой задачи в первую очередь ложится на плечи школы, которая является местом активной деятельности ребёнка в наиболее интенсивном периоде её развития.

У детского организма, тем более, если это ребенок школьного возраста, есть определенные энергетические потребности.

Взро́слый - человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Ребенок половину дня проводит в школе, за это время он не только много думает, на что, кстати, уходит много энергии, но и много двигается, бегает. Значит, и питание школьников должно быть составлено таким образом, чтобы он был сытым и полным сил и энергии весь учебный день.

Реализация программы “Разговор о правильном питании” в начальной школе является удачным тому примером. С 2011 года наша школа является участником проекта «Разговор о правильном питании. В школе проводятся серии открытых уроков в рамках методической недели по теме «Организация рационального питания школьников – ключевой фактор поддержания их здоровья и эффективности обучения». Организовано полноценное питание, реализуется программы «Школьное молоко», в рацион питания вводятся фрукты и сок. Все эти факторы положительно влияют на здоровье каждого ребенка.

В начальных классах во внеурочное время реализуется программа “Разговор о правильном питании”. Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни.

Начальная школа Нача́льная шко́ла - уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.
Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Занятия проходят ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей.

Хочется сказать несколько слов о практических заданиях. Во-первых, их наличие в тетрадях облегчает труд педагога, ничего не нужно придумывать самой, искать дополнительный развивающий материал. Во-вторых, такие задания вызывают огромный интерес у детей. При их выполнении ребята много рисовали, разукрашивали, разгадывали кроссворды, выполняли увлекательные задания, которые способствовали развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Особую радость детям приносила творческая и исследовательская работа, которая поощрялась яркими и забавными наклейками, которые находились тут же, в рабочей тетради. Дети приклеивали улыбки за правильно выполненную работу либо полностью выполняли задание, используя нужные наклейки. При реализации программы “Разговор о правильном питании” у детей возникала необходимость заботиться о своем здоровье.

Постепенно, в течение учебного года, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания.

Учебный год - период длительностью в один обычный (астрономический) год, обозначающий годичный цикл учебного процесса в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).
Так, например, дети составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Его придерживались семьи моих учеников в выходные дни. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне.
Обще́ственное пита́ние, сокр.: общепи́т - отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы. Был сделан вывод о том, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания.

Творчески выполняли дети домашние задания. Они охотно делились рецептами любимых блюд; рассказывали, как сварить вкусное варенье, в котором так много необходимых нам зимой витаминов; объясняли друг другу, как можно утолить голод, если мама не успела приготовить обед; придумывали новые полезные блюда; на практике учились правильно накрывать стол. При этом учащиеся знакомились с традициями разных народов, узнавали об особенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием. Дети даже контролировали ситуацию в своей семье, давали советы родителям.

Реализуя программу нужно помнить ещё об одном важном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

Мною активно вовлекались в работу родители. Все родители на родительском собрании были ознакомлены с данной программой, её целями, задачами, тематикой. Многие мамы и папы смоги познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. Теперь родители моих учеников знают, что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. При реализации программы “Разговор о правильном питании” убедились в том, что дети действительно осознавали необходимость заботиться о своем здоровье. Постепенно в семьях сформировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания.

Таким образом, чем раньше ребёнок получит представление об основах правильного питания, узнает о важности правильного выбора продуктов на своём столе, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Пропаганда здорового питания важна ещё и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются им на всю жизнь.

Замечательно и то, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях возможна коррекция различных нарушений у детей младшего школьного возраста: развитие речи, коррекция недостаточно сформированных психических процессов, память, мелкая пальцевая моторика, мышление, развитие наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование положительных эмоций, развитие навыков работы с учебником, техники чтения, творческих способностей.

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Проведя, анкетирование родителей и обучающихся, хочется с радостью заявить, что данные занятия способствуют повышению воспитанности, активизирует познавательную деятельность учащихся, решают проблему лишнего веса, снижают процент детей с заболеванием желудочно-кишечного тракта, с дефицитом массы тела, ОРВИ.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Пищевари́тельный тракт, желу́дочно-кише́чный тракт (ЖКТ), пищева́я трубка - пищеварительная система органов настоящих многоклеточных животных, предназначенная для переработки и извлечения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выведения из организма непереваренных остатков.

Именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.