Главная страница
Контакты

    Главная страница


Фронтальное логопедическое занятия по теме «Времена года»




Дата31.03.2017
Размер26.8 Kb.

Фронтальное логопедическое занятия по теме «Времена года»


ирина колпакова
Фронтальное логопедическое занятия по теме «Времена года»

Конспект фронтального логопедического занятия

с обучающимися 2 класса с ФФНР

по теме «Времена года. Зима.»

Учитель-логопед: Колпакова И. А.

Цель: коррекция и развитие связной речи, обогащение знаний об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

- коррекция зрительного и слухового гнозиса;

- коррекция мелкой моторики рук;

Мелкая моторика Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

- развитие умения составлять предложения по опорным словам;

- развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам;

- тренировка длительного ротового выдоха.

Образовательные:

- развивать навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве;

- закрепить и углубить знания о зиме.

Воспитательные:

- воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого;

Тре́нинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

- воспитывать взаимопонимание, дружелюбие;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого;

- развивать коммуникативные навыки.

Материалы к занятию:

- буквы И, А, З, М

- карточки с названиями зимних месяцев

- плакат «Новогодние подарки»

- мяч

- массажные мячи по количеству детей

- заготовки для графического диктанта

- четыре крупные снежинки разных цветов

- наборы снежинок разного размера и цвета

- палочки с привязанными к ним снежинками по количеству детей

- картинки с животными: белка, лиса, медведь, мышь

- картинки на тему зимы

- заготовки с элементами рисунков

- магнитофон.

Элемент - составляющая часть чего-либо (особенно – простая, не состоящая, в свою очередь, из других частей). Одна из возможных версий происхождения этого слова - по названию ряда согласных латинских букв L, M, N (el-em-en).

Магнитофон (от магнит и греч. φωνή звук) - электромеханическое устройство, предназначенное как для записи (преобразования акустических колебаний в электромагнитные и фиксации их на носитель), так и для воспроизведения ранее записанных на магнитные носители сигналов.

Снежинка - снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочек или шестиугольных пластинок. В Юникоде есть несколько символов снежинки: ❄ (U+2744), ❅ (U+2745), ❆ (U+2746)

Коли́чество - категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Масса́ж (от фр. masser - растирать) - совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Средства коррекции: игры, упражнения, графическая работа под диктовку.

Форма коррекции: групповая работа, работа в микрогруппах.

Гру́ппа (от нем. Gruppe или фр. groupe) - совокупность чего-либо.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова встретились с вами на занятии.

1. Приветствие, настрой на работу.

Приве́тствие - жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с другим человеком (с группой людей).

- Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте свое тепло соседям. Тихонько пожмите руки стоящим рядом с вами одноклассникам.

2. Введение в тему занятия.

- В начале я хочу загадать вам загадку. На доске буквы И, А, З, М. Задание: составить буквы в нужном порядке так, чтобы получилось название времени года – ЗИМА.

3. Работа по теме.

Опрос:

- сколько всего времен года в году? Назовите их.

- по каким признакам можно определить, что пришла зима?

При́знак в математике, логике - достаточное условие для принадлежности объекта некоторому классу. В менее строгих науках слово «признак» употребляется, как описание фактов, позволяющих (согласно существующей теории и тому подобное) сделать вывод о наличии интересующего явления.

Чтение стихов С. Козлова о зимних месяцах.

1) В декабре метет поземка,

Мерзнет солнышко в окне.

Тук-тук-тук. Войдите. Ёлка

Вся в снегу пришла ко мне. (на доску вывешивается табличка с названием первого зимнего месяца, дети читают)

2) Я люблю тебя, январь.

Назва́ние - словесное обозначение, наименование кого-либо или чего-либо.

Для меня ты месяц лучший.

Молодой, большой, скрипучий.

Золотистый, как янтарь! (на доску вывешивается табличка с названием второго зимнего месяца, дети читают)

3) В феврале, в феврале

Едет вьюга на метле.

По озёрам и по рекам

Белым снегом замела

Чёрной ночи зеркала. (на доску вывешивается табличка с названием третьего зимнего месяца, дети читают)

Игра «Подарки».

- Зима- это Новый год, подарки и Дед Мороз.

Работа с иллюстративным материалом: сосчитай, сколько животных в каждой группе, соедини их с таким же количеством предметов, нарисованных в центре, и тогда ты узнаешь, кому какие подарки приготовил Дед Мороз на Новый год.

Загадки.

1) Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

2) Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

3) Я снежная, я белая, меня ребята сделали.

Днем они всегда со мной, вечером идут домой.

Ну, а ночью, под луной, очень грустно мне одной. (снежная баба)

4) Невидимкой осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне. (мороз)

Игра с мячом «Бывает, не бывает зимой…»

Дети сидят в кругу. Логопед называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок, получивший мяч, отвечает, правильно или неправильно.

- солнце светит ярко, греет сильно

- снег падает большими хлопьями

- дети надевают шапки, валенки, варежки

- зайчик серый прыгает по снегу

- дети ходят в туфлях по снегу

- белка собирает шишки и орехи

- летают ласточки, соловьи

- медведь спит берлоге

- дети строят кормушки для птиц

- на деревьях распускаются молодые листочки

- распускаются подснежники

- дни короткие, солнце светит мало

- приходит Новый год

- метет метель, дуют холодные ветры

- льет сильный дождь

- на улице сильный мороз.

Подсне́жник, или Галантус (лат. Galánthus) - род многолетних трав семейства Амариллисовые (Amaryllidaceae). Включает 18 видов и два гибрида естественного происхождения. На территории бывшего СССР произрастает 12 видов.

Моро́з - температура ниже 0 °C (точка замерзания воды) в окружающей среде.

Упражнения с массажными мячами.

1) «Лепим снежки»: мяч перекладываем с руки на руку, изображая лепку снежка.

2) «Подкидываем снежки вверх»: подкидываем мячик вверх и прежде, чем поймать, нужно хлопнуть столько раз, сколько получается.

3) «Растираем снежком ручки»: кладем мяч на одну ладонь и выполняем вращательные движения, затем то же самое другой рукой.

Упражнение «Графический диктант»: ЕЛОЧКА на квадратном листе со сторонами в 10 клеток.

Х

Х Х Х

Х

Х Х Х Х Х

Х

Х Х Х Х Х Х Х

Х

Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Х

Координаты: А8 Б6 Б8 В4 В6 В8 Г2 Г4 Г6 Г8 Д1 Д2 Д3 Д4 Д5 Д6 Д7 Д8 Д9 Е2 Е4 Е6 Е8 Ж4 Ж6 Ж8 З6 З8 И8.

Зрительная гимнастика.

- Ребята, на доске висят снежинки, посмотрите сначала на белую снежинку, потом на красную, затем на синюю, теперь на зелёную. По команде логопеда дети смотрят на снежинку заданного цвета. Затем проводится самомассаж век.

Упражнение «Найди снежинку».

- Ваши глазки немного отдохнули, теперь необходимо внимательно посмотреть вокруг и найти снежинки, расположенные в классе (логопед рассыпает по классу снежинки из бумаги разного размера и цвета). Задание: сгруппировать снежинки по цвету, затем по размеру.

Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку».

Детям раздаются палочки с прикрепленными к ним нитками снежинками из бумаги. Каждый ребенок дует на снежинку. Вдыхая полной грудью воздух, задерживая его внутри, затем выдыхая полной струей.

Игра «Кто рассказывает про зиму».

На доске картинки с животными. По высказываниям зверей дети должны догадаться, кто из них что думает о зиме, прослушав аудиозапись.

1) Ой, какое все вокруг белое, мягкое! Только лапкам на этом белом холодно. Ну да ладно, на землю можно и не спускаться. По веточкам буду скакать. Шубка у меня пушистая, теплая. Да и в дупле запасов полно. Перезимую!

2) Опять все снегом занесло, лапы проваливаются. Зато заячьи следы очень хорошо на снегу видны. Только уж очень петляет по лесу косой, искать замучаешься, да еще и в белую шубу переоделся. Все равно берегись, ушастый. Как ни бегай – найду!

3) Ах, как весело! Правда, лапкам холодно и хвостик мерзнет, но зато так легко в снегу норки и тоннели прокапывать, не то, что в земле. Конечно, мы в кладовочки зерно запасли. Очень вкусно.

Игра «Составь предложение».

Детям даются по три карточки со словами, относящимся к зиме. Они должны с этими словами составить предложение.

Игра «Дорисуй».

Детям раздаются карточки с элементами.

Логопед: Художник начал рисовать рисунки про зиму, но не успел. Как ты думаешь, что может получиться из этих рисунков, если их дорисовать? Давайте поможем художнику.

Художник - человек, занимающийся изобразительным искусством, шире - всякий деятель искусства вообще.

(дети карандашами дорисовывают рисунки)

4.

Каранда́ш (тюрк. karadaş, «кара» - чёрный, «даш» - камень, дословно, - чёрный камень) - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения, маркировки, разметки (в строительстве и на производстве), а также в косметических и других похожих целях.

Подведение итогов.

О чем сегодня говорили на занятии?

Назовите зимние месяцы.

Перед каким временем года приходит зима?

Какое сейчас время года?

Понравилось ли вам наше занятие?