Главная страница
Контакты

    Главная страница


Геополитика нынешнего российско-китайского сближения

Скачать 140.19 Kb.



Скачать 140.19 Kb.
Дата26.06.2017
Размер140.19 Kb.

Геополитика нынешнего российско-китайского сближения


46. Сидоренко Е.В. Геополитические конфликты как результат трансформации современного мироустройства: реальность и перспективы // Журнал Сибирского федерального университета.

Сиби́рский федера́льный университе́т (СФУ) - российский федеральный университет, расположенный в Красноярске. Крупнейший университет восточной части России. Основан в 2006 году путём объединения четырёх высших учебных заведений города.
Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 8. - № 6. - С. 1255-1267.

47. Халифаева А.К. К вопросу о современных проблемах геополитики // Евразийская адвокатура. - 2016. - № 1 (20). - С. 112-116.

48. Хаусхофер К. О геополитике: работы ранних лет / Пер. с нем. И.Г. Усачева. - М.: «Мысль», 2016. - 460 с.

49. Храмчихин А.А. Пекин Москве - партнер, но не друг. Китайский вектор не должен преобладать во внешней политике Кремля // Независимое военное обозрение. 07.11.2014.

Гуманита́рные нау́ки (от humanus - человеческий, homo - человек) - науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.понимания кем чего? [источник не указан 81 день]
Незави́симое вое́нное обозре́ние (НВО) - еженедельное приложение к «Независимой газете», посвящённое военному строительству, деятельности специальных служб, военной теории, технике, технологиям в России и мире, а также военной истории.
- [Электронный ресурс]. - URL: http://nvo.ng.ru/realty/2014-05-16/1_china.html

50. Цыганков П.А., Грачиков Е.Н. Проблема мирового порядка в китайской и российской политической науке: общее и особенное // Журнал «Политическая наука». - 2015. - № 4. - C. 22-39.

Мировой порядок - характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, кото­рые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой - жизненно важными, с третьей - общими для всех.
Политоло́гия (греч. πολιτικός - общественный, от греч. πολίτης - гражданин, далее от греч. πόλις - город; др.-греч. λόγος - учение, слово), или политическая наука, - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

51. Шутов А.Д. Россия - Германия = ? // Геополитический журнал. 2016. - № 1 (13) - С. 3-21.

52. Voskressenski A. The Rise of China and Russo-Chinese Relations in the New Global Politics of Eastern Asia / In eds. by Iwashita A. Eager Eyes Fixed on Eurasia. Vol. 2, Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2007. P. 3-46.

53. Kjellen R. Introduction to Swedish Geography. Gothenburg: Gothenburg Press, 1900. (см.: http://www.raleightavern.org/geopolitics.htm).

54. Lo B. Axis of convenience: Moscow, Beijing, and the new geopolitics. - L.; Wash.: Chatham House-Brookings Institution Press, 2008. - 277 P.

55. Mearsheimer J. The gathering storm: China's challenge to US power in Asia. The Chinese Journal of International Politics. 2010. Vol. 3. P. 381-396.

56. Oldberg I. The Shanghai Cooperation Organization: Powerhouse or Paper Tiger? // Swedish Defence Research Agency. Stockholm. June, 2013. P. 29.

57. Pannier Bruce. What's China's Game in Central Asia ? // Village Voice. Uzbekistan. March 08, 2014. P. 2.

58. Ratzel F. Anthropogeographie - Die geographische Verbreitung des Menschen. 1882 - 1891.

59. Ratzel F. Politische Geographic. - Munchen - Lpz. - 1897.

60. Tiezzi S. China's 'New Silk Road' Vision Revealed. - [Электронный ресурс]. - URL: http://thediplomat.com/2014/05/chinas-new-silk-road-vision-revealed/0http (дата обращения: 22.08.2016 г.).

Среди ключевых событий этой эволюции - подписание 16 июля 2001 г. президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Silk Road (с англ. - «Шелковый путь») - анонимная торговая интернет-площадка, находившаяся в зоне .onion анонимной сети Tor и работавшая с 2011 по 2013 год. Большинство продаваемых товаров были нелегальны, однако владельцами сайта запрещены к купле-продаже краденые реквизиты банковских карт, фальшивые деньги, детская порнография, персональные данные, услуги киллера и оружие.
Цзян Цзэми́нь (кит. трад. 江澤民, упр. 江泽民, пиньинь: Jiāng Zémín; р. 17 августа 1926 года, Янчжоу, пров. Цзянсу) - китайский партийный и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая (КПК) с 1989 года по 2002 год и Председатель КНР с 1993 года по 2003 год, также председатель Военного совета ЦК КПК с 1989 года по 2004 год и Центрального военного совета КНР с 1990 года по 2005 год.
Данный документ отразил реалии начала XXI в. - общее стремление РФ и КНР содействовать становлению многополярного мира. При желании, по мнению С.Г. Лузянина, в договоре можно усмотреть стремление создать полюс «глобального притяжения», противоположный США. К моменту подписания договора Россия и Китай занимали одинаково отрицательную позицию по вопросу расширения НАТО на восток, «гуманитарных» акций США и их союзников на Балканах, по проблеме целостности России (в связи с событиями в Чечне) и Китая (ввиду проявлений этнического сепаратизма в Тибете и Синьцзяне) Лузянин С.Г.
Многополярность в политике предполагает наличие в мире нескольких полюсов силы (военный полюс, цивилизационный полюс, политический полюс и экономический полюс), не превосходящих и не распространяющих своё влияние друг на друга.
Расширение НАТО - процесс включения новых стран в НАТО. НАТО - военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический совет.
Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). - М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. - С. 320..

Однако нельзя не заметить определенной двусмысленности в отношениях России и Китая. На официальном уровне все выглядит оптимистично. Нынешнее состояние российско-китайских отношений в Москве именуют наилучшим этапом в истории двусторонних отношений, в Пекине - новой высотой.

Ещё в 2004 году В.И. Дятлов подчеркивал, выступая с докладом в рамках международного научного семинара, что «…соседство с Китаем помогает российским регионам экономически выживать и развиваться, но одновременно формирует мощный комплекс страхов, опасений, обид, фобий, предубеждений. Они могут носить как вполне рациональный, так и нерациональный характер, но само их существование, массовость, воздействие на поведение (в том числе политическое) населения, политику региональных властей делают их самостоятельным вызовом национальной безопасности Российской Федерации» Дятлов В.И. Внешние миграции на востоке России как геополитический фактор // Байкальский регион и геополитика Центральной Азии: история, современность, перспективы: материалы международного научного семинара-совещания. - Иркутск: Иркутский межрегиональный институт общественных наук, 2004. - С. 52..

Сотрудничество с Россией, в период с 2000 г. по 2008 г. являлось для Китая фактором поддержания геополитического баланса сил в регионе, сохранения «спокойствия на севере» и одним из противовесов американскому и японскому влиянию. Для России дружественные связи с Китаем служили и служат до сих пор, как нам представляется, одним из средств «обеспечения тыла» при пересмотре стратегии взаимодействия с Западом, а также выступают «потенциальным стержнем» азиатского азимута российской внешней политики, на который возлагают все большие надежды.

2.2 Геополитика российско-китайских отношений с 2008 по 2016 гг.

Российско-китайское сближение - яркое явление современных международных отношений. В чем его причина? Вызвано ли оно нынешним ухудшением­ американо-российских и американо-китайских отношений, или имеет более фундаментальные истоки?

Китайско-американские отношения - дипломатические, политические и экономические отношения между Соединёнными Штатами Америки и Китаем, одни из самых важных двусторонних отношений в мире, возможно, самые важные двусторонние отношения в мире на сегодняшний день.
Как оно меняет сложившуюся структуру международных отношений? По всем этим вопросам ­ как в России, так и за рубежом высказываются различные, порой противоположные мнения. В России сторонники западной ориентации высказывают опасения по поводу того, что это сближение угрожает превращением более слабой России в «сателлит» и «сырьевой придаток» мощного и агрессивного Китая Храмчихин А.А. Пекин Москве - партнер, но не друг. Китайский вектор не должен преобладать во внешней политике Кремля // Независимое военное обозрение. 07.11.2014.

- [Электронный ресурс]. - URL: http://nvo.ng.ru/realty/2014-05-16/1_china.html . Тот факт, что противоположная ориентация превращает ее в сателлит и сырьевой придаток гораздо более агрессивного Запада трактуется как «вхождение в мировую экономику» и присоединение к «цивилизованному миру» Лукьянов Ф. Консерватизм сближает // Газета.ru. 09.11.2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/lukyanov/6244657.shtml. Сторонники противостояния с Западом, напротив, пишут о необходимости и неизбежности создания союза с Китаем, который укрепит позиции России в ее борьбе за независимый курс Мартынюк В. Политический союз России и Китая неизбежен, потому что выгоден обеим странам. - [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.km.ru/world/2014/05/19/vladimir-putin/740321-politicheskii-soyuz-rossii-i-kitaya-neizbezhen-potomu-chto-vy . При этом на подход самого Китая должного внимания не обращается, так как это помешало бы построению упрощенной биполярной схемы.

В нынешней китайской геополитике присутствуют два компонента, которые находятся в определенном (скрытом) противоречии друг с другом. С одной стороны, формально еще действуют базовые внешнеполитические принципы Дэн Сяопина, заложенные в 1990-е годы: «не присоединяться», «не высовываться», «проявлять сдержанность и скромность» и пр. С другой стороны, после выхода в 2010 г. Китая на второе место в мире по показателю ВВП в размере 5,9 трлн. долл. Часть внешнеполитических положений великого реформатора стала не столь актуальна. В китайском политическом руководстве и экспертном сообществе появилась потребность в принятии новых идей и более радикальных подходов в условиях общего изменения качества и масштабов внешней политики страны. Многие наблюдатели называют это выходом Китая «из тени» Лузянин С.Г. КНР: внешнеполитический «транзит». Обновление теории и практики // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6. - С. 99.

Полит́ические иссл́едования (П́олИс) - ведущий российский научный журнал в области политологии и политической социологии. Выходит шесть раз в год на русском языке. На страницах журнала обсуждаются вопросы политической теории, мирового политического развития, модернизация российской политии.
.

Сегодня во внешней политике этой страны явным становится дифференцированный подход к другим государствам. Китайские политологи разбили партнеров КНР на четыре условные группы. За главные критерии брались не столько экономические, сколько политические реалии и уровень развитости доверия между странами.

Исходя из этих критериев, как верно указывает в своей монографии В.Я. Портяков, - «на первом месте (в качестве высшей формы партнерства, первая группа) оказывалось российско-китайское стратегическое взаимодействие, которое, как считают в КНР, не подвержено влиянию времени, идеологий, базируется на единстве или близости двух стран по стратегическим вопросам международной политики.

Вне́шняя поли́тика (внешние отношения государства) - взаимоотношение с другими странами в интересах собственной страны; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов.
Первый государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина 22-23 марта 2013 г. именно в Москву подтвердил неофициальную (экспертную) «иерархию» в партнерстве для КНР.

Вторая группа китайских партнеров - Южная Корея, Бразилия, ЮАР, Индия, Канада, Украина, Белоруссия, Мексика, Аргентина и ряд других государств. Отношения с ними китайскими экспертами характеризуются как «партнерские отношения дружеского типа». В этой группе у Китая нет конфликта коренных интересов, но имеются локальные расхождения.

В третью группу включены страны Евросоюза и АСЕАН. С ними у Китая имеется много общих экономических интересов, но есть политические и территориальные (с отдельными странами АСЕАН) разногласия по ряду ключевых вопросов. Уровень доверия, подчеркивают в Китае, требует значительного повышения. Такой тип партнерства они называют «согласованным или координируемым партнерством».

В четвертую группу входят США и Япония, которые рассматривают Китай в качестве потенциального стратегического противника, и по ряду политических (долговременных) проблем у сторон существуют очевидные (антагонистические) разногласия. При этом у КНР с данными государствами есть серьезные экономические и отчасти политические (борьба против терроризма и др.) общие интересы. Тем не менее, данный вариант определен как «партнерство прагматического типа» Портяков В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы: монография. - М.: ИДВ РАН, 2013. - С. 127..

Следует согласиться с позицией С.Г. Лузянина, который утверждает, что «несмотря на экспертный характер данной типологии, используемая терминология партнерства уже присутствует в официальных российско-китайских, китайско-индийских, китайско-японских, китайско-американских и других документах, закрепляющих двусторонние отношения. В будущем каждая группа может меняться по составу и количеству участников в зависимости от характера складывающихся отношений. Таким образом, смена руководства создала основу для введения новых параметров во внешнюю политику КНР. Список нововведений постоянно пополняется, происходит перенастройка внешнеполитического инструментария, обновление глобальных и региональных дефиниций. Очевидно, что подобная перенастройка предназначена для более эффективной реализации стратегии «возрождения китайской нации» и превращения Китая в великую державу» Лузянин С.Г. КНР: внешнеполитический «транзит». Обновление теории и практики // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6. - С. 102-103..

Директор французского института международных отношений (IFRI) Т. Гомар, не так давно привёл в своей публикации весьма справедливые, на наш взгляд, умозаключения относительно взаимоотношений России и КНР, которые сводятся автором к констатации ряда фактов. Итак, прежде всего, Т. Гомар считает, что: «Решительное отличие периода холодной войны от нынешнего времени - зеркальная перемена мест России и Китая в те годы и сейчас. В 1991 г.

Холодная война - политологический термин, используемый в отношении периода глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в 1946-1989 годах между СССР и их союзниками - с одной стороны, и США и их союзниками - с другой.
страны стояли примерно на одной ступени по экономическим показателям. Сегодня экономика Китая в пять раз превышает размер российской экономики.
Экономика Китайской Народной Республики - вторая (после США) экономика мира по номинальному ВВП, первая по ВВП по паритету покупательной способности (c 2014 года).
Мировой порядок в среднесрочной перспективе зависит от характера российско-китайских отношений и равновесия между Китаем, Россией и Соединенными Штатами. Часть стратегических аналитиков уже несколько лет предрекает образование «оси» Россия-Китай, которая бросит вызов американской гегемонии. Другие, наоборот, отмечают, насколько отношения России и Китая зависят от политической конъюнктуры, рассматривая сближение как временный и недолговечный союз. С 2008 г. Россия позиционирует себя как «евро-тихоокеанская держава», которая должна развернуться на Восток, представляющий собой гораздо более перспективный регион, чем Европа, в плане экономического развития.
Конъюнкту́ра (лат. conjunctura, от лат. conjungo - связываю, соединяю) - парадигма, отражающая стечение обстоятельств, множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности (на какой-либо территории) и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени.
Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Действительно, в 2012 г. Китай стал главным торговым партнером России; его доля в российском товарообороте составляет 11% (в то время как доля Японии и Южной Кореи - соответственно 3,9% и 3,4%). Тем не менее, демонстративный поворот в сторону Азии - прежде всего пропагандистский шаг, с помощью которого Москва надеется стать независимым полюсом многополярного мира, объединяющим государства постсоветского пространства.
Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего Союза ССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших в СССР), - все независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время и после его распада в 1991 году.
Когда в конце марта 2014 г. на заседании Генеральной ассамблеи ООН проходило голосование по резолюции, осуждающей присоединение Крыма к России, среди воздержавшихся (58 стран из 193) был и Китай» Гомар Т. Последствия раскола между Россией и Западом // Россия в глобальной политике. - 2015. - Т. 13. - № 3. - С. 123..

Кроме того, как из выводов Т. Гомара следует, что: «Общий экономический, политический и демографический потенциал России и Китая, ресурсы и потребности двух стран дают им возможность влиять на мировой энергетический рынок. С 2013 г. Китай остается крупнейшим в мире потребителем энергии, и его спрос продолжает расти, что заставляет Пекин диверсифицировать энергоисточники, увеличивая, в частности, импорт газа. Российско-китайское газовое соглашение, заключенное в мае 2014 г., вызвало немало споров о его рентабельности. Для Путина соглашение стало дипломатическим ходом, призванным показать, что традиционному для России западному направлению внешней политики есть альтернатива на востоке. Однако не вызывает сомнения, что двум державам действительно предстоит в ближайшее десятилетие укрепить сотрудничество в области энергетики, учитывая увеличение потребностей Китая в энергоресурсах и желание России открыть новые центры газодобычи в Восточной Сибири.

Сиби́рь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока - Дальневосточными регионами России, с севера - Северным Ледовитым океаном, с юга - границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии и Китая).

В области цифровых технологий Россия и Китай отвергают «многостороннюю» модель интернета, критикуют двойственность позиции Америки и оспаривают ее первенство в нынешней системе управления сетью Интернет.

Систе́ма управле́ния - систематизированный (строго определённый) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение, предназначенный для достижения определённых целей.
В сфере идеологии обе державы выступают за «государствоцентризм» и суверенитет в противовес политическому либерализму западного образца, проповедники которого отличаются, по мнению Москвы и Пекина, явным лицемерием. Некоторые считают, что на смену «Вашингтонскому консенсусу» должен прийти «Пекинский консенсус», обеспечивающий процветание в рамках государственного капитализма без внедрения либерально-демократической модели» Гомар Т. Последствия раскола между Россией и Западом // Россия в глобальной политике. - 2015. - Т. 13. - № 3. - С. 124..

Заложенная ещё Сталиным дружба двух великих народов («русский с китайцем - братья навек»), как отметил в своем исследовании профессор А.Д. Шутов, привела в день 70-летия Победы к российско-китайскому стратегическому сближению, отодвинула от человечества реальную угрозу Третьей мировой войны.

Третья мировая война Третья мировая война - гипотетический глобальный конфликт между политическими образованиями (государствами, политическими группировками и так далее) с возможностью возникновения в мире в третий раз.
Это означает, что закладывается основа нового мирового порядка, отодвигающего во вчерашний день однополярный мир с его «Pax Americana». Америке выдвинут ультиматум: остановиться в разрушении мира; перед Россией же открываются новые возможности, а за глупые и циничные санкции, по убеждению А.Д. Шутова, Западу еще придётся рассчитаться той же монетой, что и французам за их галошеподобные «Мистрали» Шутов А.Д. Россия - Германия = ? // Геополитический журнал. 2016. - № 1 (13) - С. 17..

Знаковым событием явился, вопреки Вашингтону, визит канцлерин Меркель в Москву 10 мая по случаю 70-летия Великой Победы - не праздновать (для этого надо было приехать на день раньше), а показать свою сопричастность к магистральному ходу истории, продемонстрировать попытку отойти от политического витийства и встать на твёрдую политическую дорогу, заодно повысить свой пошатнувшийся авторитет.

День Побе́ды - праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года.
Никто, кроме неё, из европейских лидеров, включая ненадёжного французского президента Оланда, не решился на подобный шаг.

Безусловно, визит Меркель, по определению экс-канцлера Германии Герхарда Шрёдера, «был хорошим сигналом» Цит. по: Григорьев Е. Для США Россия - геополитика, а для Европы - сосед // Независимая газета, 20 мая 2015 г., хотя и несколько робким из-за оглядки на Вашингтон. Но даже в таком «урезанном» виде он сыграл важную роль в понимании начавшихся перемен в расстановке мировых сил. По мнению профессора А.Д. Шутова, - «Этот визит канцлера ФРГ в Москву в мае 2015 года засвидетельствовал, что роль российско-китайского союза быстрее всех оценила именно Ангела Меркель, проведшая 10 мая 2015 г.

А́нгела Дороте́я Ме́ркель (нем. Angela Dorothea Merkel, урождённая Каснер (нем. Kasner); род. 17 июля 1954(19540717), Гамбург) - немецкий государственный и политический деятель. С 22 ноября 2005 года - федеральный канцлер Германии.
конструктивную беседу с Путиным в кремлёвской тиши, по-деловому, без помех» Шутов А.Д. Россия - Германия = ? // Геополитический журнал. 2016. - № 1 (13) - С. 19..

3. Геополитическая роль и значение российско-китайских отношений в современных условиях

3.1 Текущие проблемы взаимного сотрудничества между Россией и Китаем

Согласно убеждению Т. Гомара, «…не следует забывать, что Россию и Китай роднит схожий исторический опыт: коммунистическое прошлое и унижение, которое обеим странам пришлось испытать от западных держав. Этим объясняется настойчивость, с какой Москва пытается превратить БРИКС в средство противодействия влиянию Запада и в инструмент перераспределения баланса сил в мире в свою пользу. Дипломатию направляет идеология, но последняя может завести ее в тупик: если Россия и дальше будет двигаться в ту же сторону, лет через 10 она рискует оказаться младшим партнером Китая. С точки зрения российского исторического опыта, подобное развитие событий означало бы полный разрыв с традицией» Гомар Т.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь) - техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Последствия раскола между Россией и Западом // Россия в глобальной политике. - 2015. - Т. 13. - № 3. - С. 126..

Экономические отношения между РФ и КНР, мо мнению Е.В. Воробьевой, - «следует отнести к сложным, неоднозначным, до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений на современном этапе. Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в развитии наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешавшие налаживанию нормальных связей наших двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке» Воробьева Е.В. Сотрудничество в экономической сфере между Россией и Китаем: проблемы и перспективы // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. - 2014. - № 15. - С. 63..

В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. Последние годы бурно развивающийся Китай (3-е место в мире по объемам ВВП и внешней торговли, 1-е - по масштабам золотовалютных резервов) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость.

Золотовалютные резервы - высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования . Состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота.
Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире.

В свою очередь Россия, как справедливо заметил Р. Карасин, - «…после распада СССР свою экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы.

Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира.
Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь; официально также Росси́йская Федера́ция[К 7], на практике используется и аббревиатура РФ[К 8]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 804 372 чел.
Она позиционирует себя как глобальную державу, заявляющую о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики был Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия).
Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н (АТР) - политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.
В то же время изменения, вызванные крушением биполярного мира и возросшей значимостью отношений на региональном уровне, обусловили необходимость для России найти новое место в АТР, и в особенности в Северо-Восточной Азии, представляющих сферу ее жизненно важных интересов См.
Баланс сил в международных отношениях - распределение мирового влияния между отдельными центрами силы - полюсами. Может принимать различные конфигурации: биполярную, трёхполюсную, мультиполярную (или многополярную) и т. д.
: Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 26..

Разумеется, нельзя закрывать глаза на то, что за последние 15 лет соотношение экономических потенциалов наших двух стран существенно изменилось в пользу Китая. Естественно, разрыв в экономической мощи и смена ролей в российско-китайском обмене продукцией новых и высоких технологий больно бьет по российскому самолюбию и является определенным вызовом России, по крайней мере ее производителям.

Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) - очень сложные технологии, часто включающие в себя электронику и робототехнику, используемые в производстве и других процессах. В отличие от «низких технологий» (англ. low technology, low tech)
Естественным российским ответом на этот серьезный вызов может и должно стать только ее внутреннее развитие - и экономическое, и научно-техническое.

М. Маргелов высказал мнение о том, что «…одна из серьезнейших проблем нашего партнерства - определенный, если не сказать серьезный, дисбаланс между политическими и торгово-экономическими связями наших двух стран. Например, у Китая в отношениях с Японией, по их выражению, - «холодная политика, но горячая экономика». У нас же в отношениях с КНР - «горячая политика, но холодная экономика». В области внешней торговли Китай для нас второй партнер (после Германии), а Россия для Китая - девятый по объему товарооборота (всего 2 % во внешней торговле КНР). К тому же существует очень острая проблема криминализации наших экономических связей (особенно на Дальнем Востоке).

Междунаро́дная торго́вля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Торго́вля - отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Часть китайского экспорта в Россию фактически оказывается контрабандой (так называемая «серая растаможка», по некоторым оценкам ее объем достигает 2 млрд. долл. США ежегодно). Китайцы по своей природе довольно законопослушные, но при одном условии - если чиновники не продажны. В противном случае и рыбу можно ловить на чужой стороне, и лес незаконно вывозить через границу» Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития // Международная жизнь. - 2013. - №9 - С. 29.
Международная жизнь - научно-политический журнал, ведущее советское, а ныне российское внешнеполитическое ежемесячное издание, выходящее в свет с 1954 года.
.

Серьезным пробелом в российско-китайском сотрудничестве является научно-техническая сфера. Ныне, к сожалению, экономическая и научно-техническая составляющая российско-китайского сотрудничества составляет, при всей ее важности, лишь 1/7 по сравнению с объемом китайско-американского сотрудничества. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. В России в сознании определенных кругов сохраняется предвзятость в отношении Китая, недооценка значения сотрудничества с КНР; в Китае, в свою очередь, недооценка интеллектуального потенциала России, ориентация на взаимодействие с нами прежде всего в тех областях, где США и Запад в целом не желает сотрудничать с Китаем.

В.О. Мясников не без оснований, на наш взгляд, замечает, что «Гипотетически нельзя исключить в краткосрочной перспективе появления в российско-китайских отношениях отдельных конфронтационных элементов. Необходимо учитывать, что определенная часть китайской элиты традиционно настроена по отношению к России достаточно сдержанно, а иногда и недружелюбно. В случае отсутствия глубокого понимания и доверия между руководством и значительной частью населения обеих стран внезапное обострение противоречий по какому-либо нерешенному или не до конца решенному вопросу может оказаться чреватым всплеском необоснованных антироссийских настроений в Китае и антикитайских - в России. Взаимодействие с таким неоднозначным партнером как Китай, безусловно, требует учитывать особенности китайской национальной психологии, чрезмерно развитую реактивность на любую попытку ущемить национальное достоинство и самостоятельность страны, во всяком случае, проявляя уважение к партнеру, заранее предупреждать его о возможных коррективах реализуемого курса» Мясников В.О. Мы и Китай: Перспективы стратегического партнерства // Свободная мысль - ХХI век. - 2013. - № 1. - С. 116.. В нынешних российско-китайских отношениях встает и острая проблема геоэкономического тяготения. Россия и Китай нужны друг другу. Но возникает справедливый и вполне актуальный вопрос - как России поддержать политический паритет с Китаем и постараться не оказаться его младшим партнером или сырьевым придатком?

3.2 Перспективы развития сотрудничества между Россией и КНР на основе стратегического партнерства в контексте укрепления региональной безопасности

На смену процессам глобализации и как альтернатива им приходят процессы регионализации. В современной международной ситуации такой поворот необратим, поскольку обусловлен попытками США навязать своё доминирование, по сути, мировое господство, остальным странам, которые постепенно осознают отличие своих интересов от американских. Признаки возврата к холодной войне между Западом и Востоком (в лице России и её союзников) и разрушения однополярного мира усугубляют эту тенденцию.

Развернувшиеся в АТР, как мегарегионе, включающем различные группы стран и континенты, интеграционные движения по этой причине дезагрегированы, сосредоточены в отдельных «ячейках», скреплённых общей историей, культурой, экономическими связями… Перспектива создания в этих условиях единой зоны свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, продвигаемой на площадке АТЭС, выглядит не просто отдалённой, а мало реалистичной, как и участие в ней России.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.
Ядром и наиболее продвинутой формой региональной интеграции в АТР выступает АСЕАН (географически - Юго-Восточная Азия), ядром которой экономически служит зона свободной торговли АСЕАН (ASEAN Free Trade Area, AFTA).
Фритредерство (англ. free trade - свободная торговля), манчестерство (по названию школы) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

Учитывая, что здесь находится и играет всё более заметную роль Вьетнам - традиционный партнёр России, это ядро и для нас служит главным центром притяжения. Подписание соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом в мае 2015 года проложило путь к образованию более широкой коалиции между ЕАЭС и АСЕАН.

С участием России, других членов ЕАЭС и, что важно, при ведущей роли Китая, сложилось другое, тоже набирающее силу объединение - ШОС. Эта организация имеет больше военно-политический, чем экономический характер. Хотя географически она находится в другой части Азии, но, по мере своего укрепления и выявления угроз безопасности этого региона со стороны США, начинает притягивать и ряд стран Юго-Восточной Азии.

Юго-Восточная Азия Ю́го-Восто́чная А́зия (ЮВА, SEA) - макрорегион, охватывающий континентальные и островные территории между Китаем, Индией и Австралией. Включает полуостров Индокитай и Малайский архипелаг; часть Азиатско-Тихоокеанского региона.
Если Вьетнам, другие члены Ассоциации подключатся к работе ШОС вслед за Индией и Пакистаном, то возникнет прототип свободного от антиамериканского диктата союза в Азии Конкурирующие модели и современные тенденции восточноазиатского и азиатско-тихоокеанского регионализма: монография / С.В. Севастьянов [и др.]; науч. ред. С.В. Севастьянов; под общ. ред. А.Б. Волынчука. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т: Дальнаука, 2014. - С. 107..

Экономическая основа у такого союза уже есть - это зона свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН (КАФТА), работающая с 2010 года. Видимо, скрепы между ней и участниками ШОС будут созданы по мере реализации нового проекта Китая - Экономического пояса Шёлкового пути. В нём неизбежно должны принять участие Россия и её партнёры по СНГ из Центральной Азии. Таковы приоритетные направления внешнеэкономической политики России в условиях западных санкций и блокады против неё со стороны Запада.

Достаточно продвинулся ещё один интеграционный проект в АТР по формуле АСЕАН плюс - с тремя ближайшими соседями (Япония, Южная Корея, Китай) и тремя дальними (Индия, Австралия и Новая Зеландия). С экономической и географической точек зрения проект вполне органичен и выгоден всем участникам, но исторически и, тем более, политически отличается глубокими противоречиями.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Попытки объединить прямых союзников США и их оппонентов, пусть не самых откровенных, в современных условиях вряд ли будут успешными, а проект жизнеспособным. Россия сюда, в отличие от указанных выше форматов, вписывается с трудом. Конечно, если данный проект примет облик Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ВРЭП), переговоры по которому заметно активизировались в последнее время и охватывают все страны Восточной Азии, то тогда он объективно требует пристального внимания от России.

Понимая трудности создания зоны свободной торговли АТР под эгидой АТЭС и проведения реформ внутри ВТО, США решили ускорить этот процесс и сформировать подконтрольное себе экономическое объединение - Транстихоокеанское партнёрство. В октябре 2015 года подписано соглашение по Транстихоокеанскому партнёрству с участием 12 стран, к которому, по расчётам Вашингтона, должны присоединиться другие государства АТР, в том числе из состава АСЕАН. Однако жёсткие стандарты либерализации экономики, заявленные Транстихоокеанским партнёрством (которые можно назвать «ВТО плюс плюс»), и ряд условий участия, по сути, политического характера, выдвигаемых перед претендентами, затрудняют расширение состава. Транстихоокеанское партнёрство создано, скорее, как альтернатива, противовес интеграционным проектам, в которых доминируют Россия и Китай. Об этом говорит и стремление США перетянуть на свою сторону наших союзников, отношения которых с Китаем напряжены. Включение в Транстихоокеанское партнёрство большинства стран АТР представляется по указанным причинам малореальным.

«Исходя из оценки сближения ЕАЭС и АСЕАН как основы будущей евразийской интеграции и с учётом поворота России на Восток, необходимо всемерно изучать, пропагандировать и продвигать этот самый важный и перспективный проект. Наполнять его живым экономическим содержанием можно через практическую помощь бизнесу всех участвующих сторон в налаживании выгодных связей, поиск и реализацию взаимных интересов, расширение экспертного анализа и поддержку работы, которую ведут Евразийская экономическая комиссия и Правительство Российской Федерации» Круглый стол на тему: «Российские интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: экономика и торговля на фоне геополитики» в преддверии саммита АТЭС в Маниле (Филиппины).

Кру́глый стол - общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах - как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и - реже - как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее - Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).
- [Электронный ресурс] - Режим доступа:

URL: http://pressmia.ru/pressclub/20151116/950483099.html (дата обращения: 23.08.2016 г.)., - заключает профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН В.М.

Институт Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН) - головное научно-исследовательское учреждение Российской академии наук, координирующее изучение современных Китая, Японии, Кореи, международно-политических проблем и процесса экономической интеграции АТР.
Мазырин.

В 2014 году Пекин председательствовал в АТЭС и благодаря этому смог представить свой взгляд на процессы экономической интеграции в АТР.

Международная экономи́ческая интегра́ция - процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий.
Главной задачей, которую ставил Китай, было придать новую жизнь проекту создания зоны свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона (ЗСТ АТР). Данное решение в итоге нашло поддержку, и идея о создания ЗСТ АТР была принята. В некоторой степени это может означать, по крайней мере, временную победу Пекина над Вашингтоном в конкуренции вариантов региональной экономической интеграции. При этом, некоторые отмечают, что саммит АТЭС стал своеобразным символом принятия Китаем статуса великой державы.

Во время саммита Председатель КНР предложил коллегам приступить к реализации «Азиатско-тихоокеанской мечты». В данном случае, в очередной раз международной аудитории были артикулированы стремления Китая к достижению «китайской мечты», а также то, что её реализация Пекином будет способствовать реализации «мечты» для любой другой страны в АТР. Само согласие экономик АТЭС на создание ЗСТ АТР Си Цзиньпин назвал «историческим решением».

Успехом можно считать и подписание 21 государством соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Вели́кая держа́ва - условное, неюридическое обозначение государств (держав), которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно-правовых отношений».
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) (англ. Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB) - международная финансовая организация, создание которой было предложено Китаем. Основные цели, которые преследует АБИИ, - стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья экономкласса.

Данную структуру можно рассматривать в качестве конкурента АБР, где роль «первой скрипки» исторически принадлежала Токио. Новый банк, в том числе может заниматься и предоставлением средств на развитие инфраструктуры для экономического пояса «шелкового пути» Проблемы международных отношений и глобального развития: монография / Б.Р. Асадов, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Издание 2-е расширенное и дополненное. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С. 84..

В то же время Китай, как претендующая на региональное лидерство держава, должен предложить соседям, помимо экономического и торгового сотрудничества, привлекательные концептуальные основания новой архитектуры системы международных отношений в Восточной Азии.

Междунаро́дные отноше́ния - это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований.
При этом, черпая в качестве базиса для своих теорий и идей историю восточноазиатского международного порядка прошлого и философские основания традиционного конфуцианства, делающего упор на иерархию и уважение к старшим , либо к вышестоящим лицам, Пекин долгое время четко не артикулировал свою картину того, как будет выглядеть Восточная Азия, если в этом регионе будет доминировать КНР.
Тунджели (тур. Tunceli) - ил на востоке Турции. Содержание 1 География 2 История 3 Население 4 Административное деление 5 Достопримечательности 6 Знаменитые земляки 7 Примечания 8 Ссылки География[править | править вики-текст] Ил Тунджели граничит с илом Эрзинджан на севере и западе, Элязыг на юге, Бингёль на востоке.

Но постепенно Китай начинает предлагать свои подходы к региональной безопасности в Восточной Азии. Так, выступление лидера КНР Си Цзиньпина на 4-м саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в мае 2014 года было озаглавлено «Новая концепция безопасности в Азии». В своем выступлении Председатель КНР отмечал необходимость обновления подходов к вопросам безопасности, в том числе формирования её региональной архитектуры Поворот на Восток: Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России: коллективная монография / отв.

Внешняя политика России - взаимоотношение России с другими странами. Определяется президентом России и осуществляется министерством иностранных дел.
ред. И.А. Макаров. - М.: Международные отношения, 2016. - С. 158..

В представлении Пекина безопасность должна носить универсальный характер. Неприемлема ситуация, когда часть стран обеспечивают свою безопасность в ущерб другим, когда одни государства ищут способа добиться так называемой абсолютной безопасности для себя за счет безопасности своих соседей. Безопасность должна быть равной, в том смысле, что любое государство региона, должно иметь равные права и возможности при обсуждении вопросов региональной безопасности, а также в равной степени нести ответственность за поддержание мира и стабильности. Китайское руководство считает, что ни одна страна не имеет права доминировать при обсуждении вопросов региональной безопасности. Скорее всего, в данном случае Китай высказывает недовольство стремлениям Вашингтона стать ключевым игроком в вопросах региональной безопасности в Восточной Азии.

КНР поддерживает идеи инклюзивности в вопросах безопасности, необходимости уважать суверенитет, культурные особенности стран региона и их социальное устройство. Должное внимание уделяется и нетрадиционным вызовам безопасности, особенно таким проблемам, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, а также экологической и энергетической безопасности стран региона. При этом, китайское руководство отдает себе отчет в том, что многие вопросы, связанные с безопасностью в регионе, носят весьма чувствительный характер и предлагают начать работу соседей по региону с наименее острых проблем, повышая таким образом уровень стратегического доверия друг к другу.

Интересно отметить, что в выступлении на саммите СВМДА, Председатель КНР заявил буквально следующее: «… это жители Азии, кто должен заниматься выстраиванием взаимоотношений в Азии, решать проблемы Азии и поддерживать безопасность в Азии» Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 14-19 мая 2014 г.).

Нау́чная конфере́нция (англ. academic conference) - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Обычно заранее (в информационном письме либо стендовом объявлении) сообщается о теме, времени и месте проведения конференции.
Выпуск 4. / Отв. ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. - С. 277-278..

Данная фраза, произнесенная на представительном международном форуме, может рассматриваться как своеобразный сигнал внерегиональным игрокам (в первую очередь, Соединенным Штатам) со стороны Китая. Си Цзиньпин также отмечает, что, по мнению Китая, безопасность в Азии должна быть «устойчивой», используя формулировку, схожую с термином «устойчивое развитие». В данном случае подчеркивается, что для подавляющего большинства государств Азии, обеспечение продолжения своего социально-экономического и технического развития - это и есть одна из главных основ безопасности, которая, в свою очередь, выступает как непременное предварительное условие для обеспечения развития.

В качестве конкретных идей Пекин выдвигает предложения по созданию на базе Конференции по взаимодействию и мерам доверия в Азии полноценную платформу для ведения диалога в сфере безопасности и сотрудничества во всей Азии, а на основе данной платформы в дальнейшем выстраивать единую архитектуру региональной безопасности. Пекином предлагается дальнейшая институализация СВМДА и расширение функций её Секретариата, учреждение механизма постоянных консультаций по вопросам безопасности между государствами-членами СВМДА и создание специальной целевой группы по контролю и наблюдением за реализацией мер по развитию доверия, таких как: углубление обмена информацией по вопросам терроризма, защиты окружающей среды и т.д.

Целевая группа, целевая аудитория - термин, используемый в маркетинге или рекламе для обозначения группы людей, объединённых общими признаками, или объединённой ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторами (например, работающие замужние женщины от 25 до 35 лет, носящие очки).
Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Выдвигается идея о развитии сотрудничества между членами СВМДА по линии «дипломатии второй дорожки». В конце своего выступления лидер КНР Си Цзиньпин выразил стремление Китая к работе с соседями по региону для ускоренного развития так называемого экономического пояса Шелкового Пути и морского «Шелкового Пути 21-го века» Конкурирующие модели и современные тенденции восточноазиатского и азиатско-тихоокеанского регионализма: монография / С.В. Севастьянов [и др.]; науч. ред. С.В. Севастьянов; под общ. ред. А.Б. Волынчука. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т: Дальнаука, 2014. - С. 109..

Заключение

Человечество стоит на пороге качественно нового и потому неведомого периода своего развития. С одной стороны, заканчивается эпоха изменения природы: антропогенная нагрузка приблизилась к объективному пределу, и человек начинает решать эту проблему путем приспособления себя к окружающей среде. С другой - технологии вырвутся из-под общественного контроля, как это было при переходе от феодализма к капитализму, неся на плечах уже не просто новые общественные отношения, но и новый облик всего человечества.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Вместо вестернистского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, постепенно формируется новая цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма народов, культур, религий - с другой. Реальной стабильности в мировом сообществе можно достичь, если в решении локально-региональных конфликтов учитывать традиции и опираться на проверенные временем международные организации. В данной связи, следует согласиться с мнением Е.В. Сидоренко, которая справедливо полагает, что сейчас «…важно воспринимать естественное стремление народов к интеграции как гарант от возникновения геополитических конфликтов, отвергая при этом всяческие попытки насильственной прививки народам системы «западных ценностей», поскольку это чревато всеми видами конфликтов, включая ядерный» Сидоренко Е.В. Геополитические конфликты как результат трансформации современного мироустройства: реальность и перспективы // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 8. - № 6. - С. 1266..

Демократическое единство Большой Европы не смогли создать США и их союзники. Пытаясь подчинить всех своему жесткому диктату, они присоединили к системе своих союзов большую часть Восточной Европы, но потеряли Россию, Центральную Азию, все более настраивают против себя Китай и Индию, заставляя их двигаться все ближе друг к другу, даже несмотря на значительные противоречия.

Интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) многоплановы, но в целом сконцентрированы вокруг двух «полюсов» - вопросов международной безопасности, а также различных аспектов международного экономического сотрудничества в регионе, направленных на развитие устойчивых взаимовыгодных отношений с ключевыми странами региона, в том числе, в рамках продекларированного в 2014 году «поворота на Восток». Параметры и общее состояние современной «архитектуры» безопасности в АТР в свою очередь напрямую зависят от имеющихся в регионе устойчивых точек узловых противоречий. К таковым, прежде всего, относятся территориальные споры, которые в силу геополитических особенностей региона имеют существенную морскую составляющую.

Партнерство с Россией крайне важно сегодня для КНР, поскольку оно прикрывает ее среднеазиатский тыл и гарантирует бесперебойное снабжение ресурсами с учетом предстоящих жестких конфликтов с США и Японией за влияние в Восточной Азии. Российско-китайский союз неизбежен, считают практически все международные эксперты, ибо обе цивилизации борются за одно и тоже - свою национальную идентичность.

Территориальный спор - международный спор между двумя или несколькими государствами по поводу юридической принадлежности определённой территории. Каждая из сторон в споре утверждает, что данная территория является её собственностью, так как она осуществляла либо осуществляет свою власть на данной территории.
Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Сквозь века звучат пророческие слова Александра Невского: «Восток жаждет нашего золота, а Запад стремится отнять у нас душу».

Перспективы экономического доминирования КНР в Центральной Азии всегда вызывали серьезную озабоченность России, а в настоящее время, в связи с украинскими событиями, она превращается в предчувствие сползания в зависимость от Пекина на волне политического, а главное экономического давления Запада См.: Oldberg I. The Shanghai Cooperation Organization: Powerhouse or Paper Tiger? // Swedish Defence Research Agency. Stockholm. June, 2013. P. 29.. В ближайшее время перед Российской Федерацией во весь рост встает неотложная проблема определиться с тем, что конкретно она ждет от ШОС в долгосрочной перспективе.

Некоторые зарубежные эксперты указывают на откровенное стремление Китая полностью адаптировать ШОС под свои интересы, сместив акценты в деятельности данной организации от вопросов региональной безопасности в сторону расширения экономического и энергетического сотрудничества. Следуя этому курсу, Китай предлагает центральноазиатским государствам проекты, инвестиционное содержание которых должно обеспечить ему доминирующие позиции в экономике региона. Схема взаимодействия остается прежней: создание в рамках ШОС зоны свободной торговли на условиях, от которых страны Центральной Азии не смогут отказаться Pannier Bruce. What's China's Game in Central Asia ? // Village Voice. Uzbekistan. March 08, 2014. P. 2.. В этом смысле перед Россией, занятой урегулированием проблем в связи с украинскими событиями, встает достаточно актуальный вопрос: не остаться «в одиночестве» в рамках ШОС. Благожелательный нейтралитет Китая в Совете Безопасности ООН не должен расслаблять руководство нашей страны, поскольку Пекин неизбежно будет стремиться конвертировать этот нейтралитет в реальные уступки России на просторах Центральной Азии.

Вероятнее Ввсего, до 2020 года распределение международных сил в мире вряд ли измениться, геополитическая игра в треугольнике между Россией, Китаем и США будут определять международную повестку. Однако сложно представить ситуацию, при которой Россия и Китай в качестве самостоятельных полюсов силы в международных отношениях используют свои возможности для реализации собственных политических амбиций. Таким образом, российско-китайские стратегические отношения взаимодействия и партнерства будут сохранять долгосрочную стабильность. США постепенно будут терять свое мировое лидерство, уступая свои международные полномочия другим, прежде всего развивающимся, странам и международным организациям, которые и будут определять Новый международный порядок взамен уходящему.

Международная организация - объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет).

Список использованных источников

1. Актуальная российская повестка. Материалы научного семинара - круглого стола «В треугольнике: США (Запад) - Китай - Россия. Что за поворотом страны с Запада на Восток». Вып. № 4. - М.: Наука и политика, 2015.

2. Арсентьева И.И. Стратегия обеспечения национальных интересов КНР в контексте международной безопасности и национальной безопасности РФ // Вестник Российского университета дружбы народов.

Национальные интересы - объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.
Российский университет дружбы народов Российский университет дружбы народов - многопрофильный университет в Москве, Россия. Учреждён постановлением Совета Министров СССР от 5 февраля 1960, с 5 февраля 1992 - Российский университет дружбы народов.
Серия: Политология. - 2009. - № 1. - С. 72-82.

3. Балакин В.И. Геополитическая составляющая российско-китайского инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС // Сборник: «Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России». Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Отв. ред.-сост. Ю.В. Морозов. Москва, 2016. - С. 90-99.

4. Будаев А.В. Светлые и темные стороны «мягкой силы» Китая // Государственное управление.

Академия Российская (Российская академия) - созданный Екатериной II и княгиней Е. Р. Дашковой по образцу Французской Академии в 1783 году центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Главным результатом деятельности этого продукта Русского Просвещения явилось издание Российского академического словаря.
Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Инвести́ции (англ. Investments) - размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
Государственное управление - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (деятельность народа - англ. public policy)
Электронный вестник. - 2016. - № 54. - С. 106-129.

5. Бурцева И.А. Влияние России, Китая и Индии на современную ситуацию в мире // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 21. - С. 17-21.

6. Вепринцев В.Б. Информация в пространственных и геополитических категориях // Тренды и управление. - 2014. - № 3. - С. 302-308.

7. Воронин С.А. В треугольнике: США (Запад) - Китай - Россия. Что за поворотом страны с Запада на Восток // Сборник «В треугольнике: США (Запад) - Китай - Россия. Что за поворотом страны с Запада на Восток». Научный семинар - круглый стол.

Семина́р (от лат. seminarium - рассадник, теплица) - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
- Центр научной политической мысли и идеологии. - Москва, 2015. - С. 6-23.

8. Воробьева Е.В. Сотрудничество в экономической сфере между Россией и Китаем: проблемы и перспективы // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. - 2014. - № 15. - С. 63-69.

9. Гомар Т. Последствия раскола между Россией и Западом // Россия в глобальной политике. - 2015. - Т. 13. - № 3. - С. 112-126.

10. Григорьев Е. Для США Россия - геополитика, а для Европы - сосед // Независимая газета, 20 мая 2015 г.

11. Денисов И.Е. Подъем поворотом (Рецензия на коллективную монографию «Поворот на Восток: развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России») // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 160-165.

Но́вая эконо́мика (неоэконо́мика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.
Журнал «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика»ISSN 1996-7845 является научным периодическим изданием Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики.

12. Дятлов В.И. Внешние миграции на востоке России как геополитический фактор // Байкальский регион и геополитика Центральной Азии: история, современность, перспективы: материалы международного научного семинара-совещания. - Иркутск: Иркутский межрегиональный институт общественных наук, 2004. - С. 50-57.

13. Евстафьев Д. Глазами консерватора: хаос и развитие VS порядок и послушание // Индекс безопасности. 2014. - № 4 (111). - Том 20. - С. 127-142.

14. Исаев Б.А. Геополитика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: «Питер», 2016. - 496 с.

15. Кабасакалова М.Г. Внешняя политика США как фактор сближения России и Китая // Вестник РУДН, серия Международные отношения. - 2015. - № 1. - С. 70-78.

16. Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 22-28.

17. Конкурирующие модели и современные тенденции восточноазиатского и азиатско-тихоокеанского регионализма: монография / С.В. Севастьянов [и др.]; науч. ред. С.В. Севастьянов; под общ. ред. А.Б. Волынчука. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т: Дальнаука, 2014. - 360 с.

18. Круглый стол на тему: «Российские интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: экономика и торговля на фоне геополитики» в преддверии саммита АТЭС в Маниле (Филиппины). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://pressmia.ru/pressclub/20151116/950483099.html (дата обращения: 23.08.2016 г.).

19. Ло Б. Ось удобства: Москва, Пекин и новая геополитика. - М.: Издательство «Прогресс-Традиция», 2011. - 303 с.

20. Лукин А.В. Российско-китайское сближение и структура международных отношений в АТР // Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2015. - № 4 (14). - С. 47-58.

21. Лузянин С.Г. «Возвышение» Китая как фактор мировой политики //Baikal Research Journal. - 2014. - № 5. - С. 17.

Геополитика (географическая политика; греч. γη - земля, πολιτική - государственные или общественные дела) - направление политической мысли, концепция, о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений.

22. Лузянин С.Г. КНР: внешнеполитический «транзит». Обновление теории и практики // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6. - С. 97-107.

23. Лузянин С.Г. Китай в системе глобальной и региональной безопасности // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2014. - Т. 19. № 19. - С. 22-30.

24. Лузянин С.Г. Россия и Китай: глобальные и региональные измерения безопасности и сотрудничества - 2015 Г. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2015. - Т. 20. - № 20. - С. 29-36.

25. Лузянин С.Г., Сафронова Е.И. Роль Китая и России в «возвышении» ШОС. Проблемы и возможности // Сборник «Региональная политика. Межсекционный сборник №3. Материалы VIII Конвента РАМИ», апрель 2014 г. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2015. - С. 81-85.

26. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). - М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.

27. Мартынюк В. Политический союз России и Китая неизбежен, потому что выгоден обеим странам. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.km.ru/world/2014/05/19/vladimir-putin/740321-politicheskii-soyuz-rossii-i-kitaya-neizbezhen-potomu-chto-vy

28. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития // Международная жизнь. - 2013. - №9 - С. 24-42.

29. Мареева Ю.А. Стратегический треугольник «Россия-Индия-Китай» в международных отношениях (теория и историческая практика) // Вестник МГИМО Университета. - 2012. - № 5 (26). - С. 240-249.

30. Михневич С.В. Панда на службе дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014. - Т. 9. - № 2. - С. 95-129.

31. Мясников В.О. Мы и Китай: Перспективы стратегического партнерства // Свободная мысль - ХХI век. - 2013. - № 1. - С. 115-116.

32. Осипов М.Ю. Геополитика и международное право: проблемы взаимодействия // Политика и общество. - 2016. - № 6. - С. 721-732.

33. Окунев И.Ю., Кучинов А.М. Сопряжение пространства и власти: многообразие ликов современной геополитики // Международные процессы. - 2013. - Т. 11. - № 34. - С. 74-84.

34. Перцев А.Б. Российско-китайские отношения на фоне украинского кризиса // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 4. - С. 122-124.

35. Поворот на Восток: Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России: коллективная монография / отв. ред. И.А. Макаров. - М.: Международные отношения, 2016. - 448 с.

36. Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. «Мягкая сила» как интеграционный ресурс России на евразийском пространстве // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2015. - № 11 (310). - С. 59-73.

37. Портяков В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы: монография. - М.: ИДВ РАН, 2013. - 240 с.

38. Потехин В.К. Геополитика в современной России: Проблемы геополитики. Основная задача геополитики // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 5. - [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1167 (дата обращения: 21.08.2016 г.).

39. Проблемы международных отношений и глобального развития: монография / Б.Р. Асадов, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Издание 2-е расширенное и дополненное. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 338 с.

40. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 14-19 мая 2014 г.). Выпуск 4. / Отв. ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. - 634 с.

41. Самойленко П.Ю. Стратегические интересы России в АТР: синергетический и информационно-имиджевый факторы в вопросах военной и экономической интеграции // - Ойкумена. - 2014. - № 2. - С. 106-111.

42. Сафронова Е.И. Особенности экономической дипломатии КНР в свете безопасности в АТР и интересы России // Сборник «Региональная политика. Межсекционный сборник №3. Материалы VIII Конвента РАМИ», апрель 2014 г. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2015. - С. 94-103.

43. Сафронова Е.И. Особенности экономической дипломатии КНР в Северо-Восточной Азии и безопасность региона // Сборник «Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество». Ответственный редактор Д.В. Гордиенко. - Москва, - 2014. - С. 98-136.

44. Се Ч. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития // Проблемы Дальнего Востока. - 2016. - № 1. - С. 29-39.

45. Се Ч. Перспективы создания российско-китайского альянса // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 11 (89). - С. 170-177.


  • Независимое военное обозрение
  • Среди ключевых событий этой эволюции - подписание 16 июля 2001 г. президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем
  • 2.2 Геополитика российско-китайских отношений с 2008 по 2016 гг.
  • Политические исследования
  • 3. Геополитическая роль и значение российско-китайских отношений в современных условиях
  • Азиатско-Тихоокеанский регион
  • 3.2 Перспективы развития сотрудничества между Россией и КНР на основе стратегического партнерства в контексте укрепления региональной безопасности
  • Евразийская экономическая комиссия
  • Института Дальнего Востока
  • Азиатского банка инфраструктурных инвестиций
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Российской академии
  • Вестник международных организаций