Главная страница
Контакты

    Главная страница


Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества

Скачать 37.31 Kb.



Скачать 37.31 Kb.
Дата31.03.2017
Размер37.31 Kb.

Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества


Анна Фомина
Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества

Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного образования и факторы, препятствующие развитию инклюзивного образования в современной России.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) - практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Россия Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.
Безусловно, ребенок с ОВЗ в большей степени, чем здоровый сверстник, нуждается в общении, социализации, развитии, удовлетворении потребности в общении, подготовке к дальнейшей полноценной жизни. А родителям остро необходима консультационная помощь, возможность взглянуть на своего ребенка по-новому и понимать, что мы все вместе действительно нуждаемся друг в друге. Именно поэтому одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования, т. е. включение детей с особыми образовательными потребностями в среду своих сверстников.

Усилия государства сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, то есть организовать инклюзивное образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из главных задач в России, так как оно является главным фактором создания действительно инклюзивного общества, где любой ребенок может ощутить свою причастность и востребованность. Современное общество обязано дать шанс всем детям, вне зависимости от их потребностей и особенностей в развитии, полноценно реализовать имеющийся потенциал, получить возможность принести пользу обществу и стать полноценным его членом [4].

Термином «Инклюзивное образование» в научных исследованиях и практической деятельности раскрываются основные составляющие компонента образовательного процесса детей с особыми потребностями в рамках общеобразовательной учебной организации.

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.
Основополагающая идея инклюзивного образования - это искоренение дискриминации детей с какими-либо физическими и умственными особенностями в развитии. Данная идея предполагает равные возможности по отношению ко всем детям, но создает определенные необходимые условия для детей с особыми потребностями.

Индивидуальное обучение на дому не в полной мере способствует социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество, да и качество такого обучения оставляет желать лучшего. Кроме того, эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном отношении к себе общества в целом [1].

Запрос на инклюзивное образование в наибольшей степени сформирован в настоящее время у родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Родители детей, посещающих компенсирующие группы детского сада, в дальнейшем не ориентированы на специальные условия образования для своих детей и в большей степени выбирают массовую общеобразовательную школу.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Поэтому они очень активно включаются в образовательную жизнь своих детей. Одним из важных замечаний (можно сказать – требований) родителей детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие системы сопровождения и поддержки детей, в частности тьюторское сопровождение. Для организации персонального сопровождения, индивидуальной работы в образовательном пространстве с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательной программы, сегодня департаментом образования решается юридическое и финансовое обеспечение введения в штатное расписание тьюторов.

Родители детей, которые развиваются типичным образом, высказывают опасения, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может влиять на качество знаний их детей, или даже задерживать их развитие.

Ничего нового, собственного говоря, именно с этими проблемами столкнулись первые инклюзивные образовательные учреждения.

Штатное расписание - нормативный документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Инклюзивное образование содержит следующие направления деятельности:

1) материально-техническое и организационное обеспечение;

2) создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

3) создание в общеобразовательной организации «безбарьерной» образовательной и социальной среды инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи.

Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс в России набирает обороты, и уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга.

В России реализуется проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». Итогом реализации данного проекта является создание в 11-ти субъектах РФ экспериментальных площадок для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях обучения преподавателей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации, приняла решение о вводе в учебные планы педагогических высших учебных заведений курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями».

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) Образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. - учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
В результате этого были созданы рекомендации для учреждений дополнительного профессионального образования педагогов ввода таких курсов в планы повышения квалификации педагогов массовых школ.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

В современный период развития инклюзивное образование внедряется в образовательные системы большинства стран мира. Несмотря на это, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы

образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.

Взаимодействие с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, включает:

* программно-методическое обеспечение и координацию решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям,

* программно-методическое обеспечение для выявления и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребенок,

* создание условий для реализации права родителей на информационное обеспечение по имеющимся услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилитации и образования,

* активное вовлечение семьи в работу школы,

* консультирование родителей по проблемам развития их детей,

* обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи,

* организация обратной связи родителей со школой [1].

Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)

Таким образом, введение интегрированного (инклюзивного) образования целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты не только образования, но жизни общества в целом. Очень важен мировоззренческий аспект всех участников образовательного процесса.

Литература:

1. Лятифова Л. В. Инклюзивное образование [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 573-575.

2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М. : Просвещение, 2009.

3. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — М. : Просвещение, 2011.

4. Пугачев А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.


  • Министерства образования Российской Федерации