Главная страница
Контакты

    Главная страница


Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры




Дата31.03.2017
Размер7.62 Kb.

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры


Татьяна Лымаренко
Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры

Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми. Одним из полюбившихся средств обработки и хранения информации стал уже привычный лепбук, активно используемый для систематизации, усвоения, закрепления материала в интересной, привлекательной для современных детей форме. Если лепбук в публикациях коллег встречается всё чаще, то к такой форме сбора информации, как интеллект- карта, в детских садах обращаются пока немногие.

Коли́чество - категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Интеллект- карта, или, в дословном переводе с английского, "карта ума", используется в основном для запоминания, работы на уровне ассоциаций, альтернативной записи материала в работе инженеров, психологов, педагогов.
Инжене́р (фр. ingénieur ← от лат. ingenium - способности, изобретательность) - специалист, осуществляющий инженерную деятельность. Инженеры вовлечены, как правило, во все процессы жизненного цикла технических устройств, являющихся предметом инженерного дела, включая прикладные исследования, планирование, проектирование, конструирование, разработку технологии изготовления (сооружения), подготовку технической документации, производство, наладку, испытание, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и утилизацию устройства и управление качеством.

Работая над темой развития дидактической игры в ДОО, я попробовала использовать интееллект- карты. Мои воспитанники называют их "карты для умных детей".

Интелле́кт (от лат. intellectus - ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) или ум - качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Первым нашим опытом стало создание карты на тему "Осень".

Совместно с детьми мы подобрали материал, примерно разметили зоны- секторы, в которых разместили материал. Эта тема обширная, на листе мы постарались поместить как можно больше разделов:"Обувь и одежда осенью", "Перелётные птицы", "Изменения в погоде", "Изменения в природе: лес, сад". И работу над созданием интеллект- карты, и использование её для закрепления и повторения материала дети восприняли с интересом.

Интеллект- карта, находясь в учебной зоне группы весь сезон, дополняясь по мере необходимости, стала одним из важных элементов развивающей среды, используемых для развития, в основном, словесных дидактических игр и закрепления материала для таких настольно- печатных игр, как, например, лото.

Осень сменилась зимой, и мои дети сами предложили создать новую карту.

Вторую интелллект- карту мы создали, учитывая некоторые нюансы. Так, разделение на секторы стало более чётким. Раздел "Зима в лесу", включающий в себя заботу человека о живой природе, традиционный раздел о сезонной одежде, обуви, "Зимние виды спорта", представленные в виде пиктограмм, "Зимние праздники"- это перечень зон, на которые была разделена карта "Зима".

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Вид спо́рта - совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

Использование интеллект-карты на различных этапах развития дидактической игры дало хороший результат. Являясь частью предметно-развивающей среды, на подготовительном и обучающем этапах она способствует закреплению и систематизации знаний, на самостоятельном и творческом этапах- обобщению материала.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Обобще́ние поня́тий - логическая операция, посредством которой в результате исключение видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции.
Уникальность интеллект-карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей.
Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)
Все перечисленные достоинства делают интеллект-карту эффективным инструментом помощи педагогу детского сада в руководстве дидактической игрой.