Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»

Скачать 67.27 Kb.



Скачать 67.27 Kb.
Дата01.04.2017
Размер67.27 Kb.

«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»


Любовь Валькова
«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»

Сообщение из опыта работы:

«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»

Подготовил:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Частного детского сада

№65 ОАО «РЖД»

Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Человек не должен позволять часам и

календарю ослеплять себя и забывать о том,

что каждый момент жизни и таинство.

Герберт Уэльс.

Актуальность темы бесспорна, поскольку формирование временных представлений, к которым относится календарь, у детей старшего дошкольного возраста создают основу для дальнейшего умственного развития личности, влияет на воспитание таких качеств как: организованность, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, осознанно интересоваться явлениями социальной жизни. Дети знакомиться с окружающим миром в котором все события протекают во времени, а старший дошкольник –это ребенок, который в скором бедующем станет школьником и эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Цель: приобщение детей к социальному миру через исследование различных видов календарей.

Задачи:

• Познакомить с разными видами календаря;

• Учить пользоваться календарем;

• Активизировать исследовательскую деятельность детей путем использования полученных знаний из разных видов календарей;

• Готовить к продуктивному взаимодействию к социуму;

• Воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее своей страны.

Все что происходит в жизни совершается во времени и пространстве. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом.

Руководствуясь требованиями ФГОС, рекомендующими комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в работе с детьми, я решила использовать в своей работе календари разных видов, так как считаю одним из наиболее сложных разделов программы( «От рождения до школы») познание ребенком многообразия окружающего мира, формирование у детей представлений о предметах, окружающей природе и явлениях социального мира.

Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Для более успешного усвоения образовательного материала календари помогают знакомить детей с неизвестными, знакомыми и интересными событиями. Основной целью моей работы является активизация познавательной деятельности детей к явлениям соиальной жизни.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

С использованием календаря появляется возможность провести то или иное занятие как маленькое исследование, как поиск чего-то нового и неизвестного. Специально подготовленная информация для календарей является носителем доступной информации для ребенка, она может быть предложена в различной форме: на занятии, в процессе игры, во время беседы. Полученные знания являются двигателем к элементарной исследовательской деятельности.

Работа с использованием календаря природы, народным календарем, событийным и другими (именной календарь, календарь цветов) это повод познакомить детей с чем-то занимательным и увлекательным. Это возможность знакомства с интересными историческими событиями, государственными и народными праздниками, которые случились в определенный день (Дни рождения знаменитых людей: писателей, по этому, музыкантов, художников).

Этапы работы с календарями:

1. Этап познавательной деятельности:

- ознокомление с изучаемым объектом;

-формирование развернутой систематизированной характеристики объекта;

2. Этап переживательной деятельности:

-поиск образной, эмоционально-эсетической ассоциации с изучаемой темой;

-оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств;

3. Этап оценочной деятельности: результатами этапа служит развитие познавательного интереса детей, умения общаться в социуме.

Оценочная деятельность - профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов, с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В Российской Федерации в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Данный цикл работы расчинан на 2 года (старшую и подготовительную группу).

В старшей группе дети познакомились с народным календарем и с удовольствием свключиись в исследовательскую деятельность.

С большим интересом они узнавали, что народ вел свой дневник природы, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и проговоривал пословицами какой будет предстоящий урожай, а значит когда и как готовятся к работам на огороде и в поле. Такой дневник природы получил название «народный календарь», который из поколения в поколение передавал народные знания о природе.

Месяцеслов народного календараяэто богатый источник информации о приметах каждого дня. Мудрости наших предков.

Народный календарь хорошо использовать в процессе знакомства детей с временами года, животным и растительным миром. Все проводится в естественных условиях, чтобы дети могла видеть настоящие цветы, траву, кустарники, все виды сезонных работ, которые проводятся в детском саду, совместный труд на огороде и цветнике.

Для того, чтобы устроить ребёнка в детский сад в Туркменистане, родители обязаны заполнить специальную анкету, указав подробные данные о родственниках в трёх поколениях, а также братьях и сёстрах. В анкете необходимо указать, кроме паспортных данных и прописки, также степень родства, информацию о месте работы или учёбы, о судимости или её отсутствии всех членов семьи.

В нашем детском саду ежегодно организуется:

• выставка работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями;

• озеленение участков собственно-выращенной в уголках природы рассадой цветов;

• конкурс на лучший урожай, выращенный на грядке детского сада.

Данные виды деятельности закладывают фундамент для опытно-экспериментальной деятельности, воспитывают наблюдательность и любовь к родной природе.

Дети и родители в нашем детском саду с большим нетерпением ждут народные праздники (осеннюю ярмарку,«Луков день» (20 сентября, «Зинькин день» (12 октября, «Васильева коляда» (13 января, «Татьянин день» (25 января, «Сороки» (22 марта, Пасхальные игры, «Праздник русской березки».

И дети и взрослые являются активными участниками этих ярких событий: собирают информацию, готовят костюмы, ищут соответствующие атрибуты, подбирают и заучивают заклички, пословицы, поговорки, загадки из русского фольклора. В конце каждого праздника дети гости получают обрядовые угощения или подарок-оберег (жаворонки, яйца, куклы и пояса обереги, блины. Таким образом дети приобщаются к истокам русской народной культуры через исследовательскую деятельность, сбор информации о русских народных праздников, обычаях.

Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].

Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось.

Русская народная культура - духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.

В рамках реализации программы проводится цикл занятий по О. Дыбиной «Что было до», в которых описывается прошлое предметов быта.

В подготовительной группе дети знакомятся с событийным календарем. При его составлении я выбирала наиболее доступные и значимые для детей даты. Мы познакомились с его обозначениями и поставили его в книжный уголок. Листок событийного календаря обозначает целый месяц и все отмеченные события можно сразу увидеть и обсудить. К каким-то требуется готовиться заранее, собрать информацию, подготовить выставку. А некоторые можно обсудить в течении одного дня. (День защиты животных, день театра, день матери, день города, день библиотеки, день животных)

Использование календаря очень облегчает планирование работы и организует детей.

Всемирный день театра (англ. World Theatre Day) - интернациональный профессиональный праздник всех работников театра, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта. Этот международный день театра традиционно проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Защита животных (зоозащита) - вид деятельности, направленной на улучшение содержания и обращения с животными, предотвращение жестокого обращения с животными.

День го́рода - ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов (России и бывшего СССР), приуроченный, как правило, к выходным (воскресным) дням.

День матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола.

Работа с календарем затрагивает все области, заложенные в ФГОС.

Опыт показывает, что к моменту выпуска из школы знания детей приобретают осмысленный и более глубокий характер, у детей вырабатывается чувство принадлежности и любви к своей стране и народу, в них закладывается потребность в поиске новой информации, получению более углубленных знаний и использовании их в дальнейшей жизни.