Главная страница
Контакты

    Главная страница


Календарно-тематический план по учебной дисциплине "Биология" по профессии СПО "Повар. кондитер"

Скачать 119.67 Kb.



Скачать 119.67 Kb.
Дата14.07.2017
Размер119.67 Kb.

Календарно-тематический план по учебной дисциплине "Биология" по профессии СПО "Повар. кондитер"



Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Ялтинский экономико-технологический колледж»

(ГБПОУ РК «ЯЭТК»)



РАССМОТРЕН

на заседании цикловой методической комиссии

естественно- математических дисциплин

Протокол № __ от «_____»________2016 г.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Председатель ЦМК ____________


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

_______________

«___»____________2016 г.





Календарно-тематический план

на 2016/2017 уч. год


по учебной дисциплине «Биология»


Составлен на основании рабочей программы дисциплины, утвержденной заместителем директора по учебно-методической работе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж»


Профессия 19.01.

Уче́бные предме́ты - учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.
17 «Повар, кондитер»

Курс 1

Группы 111, 112, 113, 114

Количество часов всего – 108 часов

Аудиторные занятия – 72 часа

Внеаудиторная самостоятельная работа - 36 часов





Преподаватель- Лутова Н.Я.

2. Содержание календарно-тематического плана

п/п

Раздел,

тема программы

Кол-

во час-ов на раз-дел, тему

урока

Тема

урока

Дата прове-дения

урока

План/

факт

Сам.

рабо-та

Кол-во часов на СРС

1

2

3

4

5

6

7

8





1 семестр






Введение

2

1

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие.

Биология Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение, наука) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
Уровневая организация живой природы и эволюция.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Методы познания живой природы.



С.р. №1

2




2

Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессии.


С.р. №2



1



11



Учение о клетке




5


Тема 1.1. Химическая организация клетки


4

3

Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Живая система - единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки присущие живым существам.
Жизнь - основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.
Химическая организация клетки - совокупность всех веществ, входящих в состав клетки. В состав клетки входит большое количество химических элементов Периодической системы, из которых 86 постоянно присутствуют, 25 необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, а 16-18 из них абсолютно необходимы.
Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки и живых организмов.
Неорганические вещества (неорганические соединения) - химические соединения, не являющиеся органическими, то есть, не содержащие углерода, а также некоторые углеродсодержащие соединения (карбиды, цианиды, карбонаты, оксиды углерода и некоторые другие вещества[⇨], которые традиционно относят к неорганическим).
Органи́зм (позднелат. organismus от позднелат. organizo - «устраиваю», «сообщаю стройный вид», от др.-греч. ὄργανον - «орудие») - живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.


С.р. №1.1

С.р. №1.2


2




4

Органические вещества клетки. Углеводы, липиды







5

Белки: особенности строения, свойства и функции.







6

Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Решение элементарных задач по молекулярной биологии


С.р.

Молекуля́рная биоло́гия - комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
№3




Тема 1.2.

Строение и функции клетки

3

7

Прокариотические и эукариотические клетки.

Эукарио́ты (лат. Eukaryota от др.-греч. εὖ- «хорошо» и κάρυον «ядро»; устар. эвкариоты), или я́дерные, - домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядро. Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными (вирусы и вироиды также не являются эукариотами, но не все биологи считают их живыми организмами).

Практическое занятие №1.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание и сравнение.



0,5




8

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др).







9

Цитоплазма и клеточная мембрана.

Кле́точная мембра́на (также цитолемма, плазмалемма, или плазматическая мембрана) - эластическая молекулярная структура, состоящая из белков и липидов. Отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулирует обмен между клеткой и средой; внутриклеточные мембраны разделяют клетку на специализированные замкнутые отсеки - компартменты или органеллы, в которых поддерживаются определённые условия среды.
Органоиды клетки.

Практическое занятие №2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений





Тема 1.3. Обмен веществ и прев-ращение энергии в клетке

3

10

Пластический и энергетический обмен .

Катаболи́зм (от греч. καταβολή, «сбрасывание, разрушение») или энергетический обмен, или диссимиляция - процесс метаболического распада, разложения на более простые вещества (дифференциация) или окисления какого-либо вещества, обычно протекающий с освобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ.
Метаболи́зм (от греч. μεταβολή «превращение», «изменение») или обме́н веще́ств - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.



1,5




11

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

Насле́дственность - способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей генетической информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код.


С.р. №1.3






12

Биосинтез белка. Решение элементарных задач на трансляцию


С.р. №4



Тема 1.4. Жизненный цикл клетки

1

13

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез


С.р. №5

1

2


6


Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов



3


Тема 2.1. Размножение организмов

2

14

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение.

Бесполое размножение, или агамогенез - один из способов размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток - гамет. Следует отличать бесполое размножение от однополого размножения (партеногенеза), который является особой формой полового размножения.


С.р. №2.1

2




15

Половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Гаме́ты (от греч. γᾰμετή - жена, γᾰμέτης - муж), или половые клетки, - репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности, половом размножении. При слиянии двух гамет в половом процессе образуется зигота, развивающаяся в особь (или группу особей) с наследственными признаками обоих родительских организмов, произведших гаметы.


С.р. №2.2

С.р.6



Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма

3

16


Эмбриональный этап онтогенеза.

Онтогенез Онтогене́з (от др.-греч. ὤν, лат. on > род. ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») - индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.
Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез







17

Практическое занятие № 3

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.







18

Постэмбриональное развитие. Причины нарушений в развитии организмов.





Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека

1


Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Нарко́тик (от греч. ναρκωτικός - приводящий в оцепенение, греч. νάρκωσις - ступор) - согласно определению ВОЗ - химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые называются наркотическими анальгетиками.


С.р. №2.3

1




19

Обобщение и систематизация знаний по темам «Введение», «Учение о клетке», «Организм. Размножение и индивидуаль-ное развитие организмов».





3





15



Основы генетики и селекции





5


Тема 3.1. Основы учения о наследственнос-ти и изменчивости

6

20

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основополож-ник генетики. Генетическая терминоло-гия и символика.




3,5




21

Моногибридное скрещивание и дигиб-ридное скрещивание



С.р. №7






Практическое занятие № 4. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.



С.р. №8





22

Практическое занятие № 5.

Решение генетических задач.








23

Хромосомная теория наследственности.

Гене́тика (от греч. γενητως - порождающий, происходящий от кого-то) - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.







24

Генетика пола. Взаимодействие генов.. Сцепленное с полом наследование.







25

Генетика человека. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Насле́дственные заболева́ния - заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в наследственном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы. Термин употребляется в отношении полиэтиологических заболеваний, в отличие от более узкой группы - генные болезни.



С.р. №3.1



Тема 3.2. Закономерности изменчивости.

5

26

Наследственная, или генотипическая изменчивость.




1




27

Модификационная изменчивость, или ненаследственная изменчивость.








28

Практическое занятие № 6.

Анализ фенотипической изменчивости








29

Практическое занятие № 7.

Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется.

Влияние мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм



С.р. №3.3





30

Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория.

Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Эволюцион́изм (также эволюционное учение и эволюционизм) - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.
Генетика популяций.






Тема 3.3.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4

31

Генетика – теоретическая основа селекции.

Популяцио́нная гене́тика, или генетика популяций - раздел генетики, изучающий распределение частот аллелей и их изменение под влиянием движущих сил эволюции: мутагенеза, естественного отбора, дрейфа генов и потока генов.
Селе́кция расте́ний - совокупность методов создания сортов и гибридов растений с нужными человеку свойствами, которые повышают урожайность и качество культур.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Искусственный отбор (Селекция) - выбор человеком наи­более ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей живот­ных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.


С.р. №9

0,5




32

Одомашнивание животных и выращи-вание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхож-дения культурных растений.



С.р. №3.2





33

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Культурные растения (агрокультуры) - растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.
Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.








Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Клони́рование (англ. cloning от др.-греч. κλών - «веточка, побег, отпрыск») - в самом общем значении - точное воспроизведение какого-либо объекта. Объекты, полученные в результате клонирования, называются клонами.








34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы генетики и селекции»








11 семестр





4


15



Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение




4


Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

3

35

Происхождение и развитие жизни.

Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio - «развёртывание») - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Практическое занятие № 8.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.




1




36

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле.


С.р. №4.1





37

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.



С.р. №4.2



Тема 4.2.

История развития эволюционных идей.

2

38

Значение работ К. Линнея, Ж.Б Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.


С.р. №4.3

1,5




39

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.



С.р. №4.4



Тема 4.3.

Микроэволюция и макроэволюция

10

40

Концепция вида, его критерии. Практическое занятие № 9.

Описание особей одного вида по морфологическому критерию




1,5




41

Популяция -структурная единица вида и эволюции.








42

Синтетическая теория эволюции.











43


Движущие силы эволюции.




С.р. №10





44

Микроэволюция. Естественный отбор.







45

Практическое занятие № 10.

Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).








46

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).








47

Макроэволюция. Основные направления эволюционного прогресса. Биологичес-кий прогресс и биологический регресс.

Биологический регресс - это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, вымирание вида.



С.р. №4.5





48

Доказательства эволюции








49

Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.

Вымирание - явление в биологии и экологии, заключающееся в исчезновении (смерти) всех представителей определённого биологического вида или таксона. Вымирание может иметь естественные или антропогенные причины.





5


5



Происхождение человека




3


Тема 5.1.

Антропогенез


50

Эволюция приматов



2




51

Практическое занятие № 11.

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Антропогене́з - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.



С.р. №11





52

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.









Этапы эволюции человека.



С.р. №5.1



Тема 5.2.

Человеческие расы.


53

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма



С.р. №5.2

1




54

Обобщение и систематизация знаний по темам «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», «Происхождение человека»




6



12



Основы экологии




10


Тема 6.1.

Экология – наука о взаимо-отношениях организмов между собой и окружающей средой

6

55

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.

Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος - жилище, местопребывание и σύστημα - система) - биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Видовая и пространственная структура экосистем.


С.р. №6.1

0,5




56

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах









57


Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.








58

Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.








59

Практическое занятие № 12.

Сравнительное описание естественной природной системы соснового леса и агроэкосистемы виноградника.

Сосно́вый лес, сосняк - лес, в древостое которого главной лесообразующей породой является сосна. Это вечнозелёный светлохвойный лес, который произрастает в основном в умеренной лесной и лесостепной зоне Северного полушария, также встречается в тропиках и субтропиках.
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.








60

Практическое занятие № 13.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.


С.р. №12



Тема 6.2

Биосфера – глобальная экосистема.

2

61

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.



0,5




62

Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.

Биогене́з - образование органических соединений живыми организмами.
) в биосфере.





Тема 6.3

Биосфера и человек

4

63

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Экологи́ческие фа́кторы - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Например, наличие минеральных веществ, доступ кислорода, влажность почвы, температура почвы, рыхлость почвы.
Произво́дство, в экономическом смысле - процесс создания какого-либо продукта.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.


С.р. №6.4

С.р. №6.5

9




64

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

Природопо́льзование - 1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества; 2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом -- комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
Ноосфера.


С.р. №6.3





65

Практическое занятие № 14.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.







66

Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Окружающая среда Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Бережное отношение к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охрана.


С.р. №6.2

С.р. №13


7


2


Бионика




1




67

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматриваю-щее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Техническая система - это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов (составных частей, различающихся свойствами, проявляющимися при взаимодействии), объединённых связями (линиями передачи единиц или потоков чего-либо) и вступающих в определённые отношения (условия и способы реализации свойств элементов) между собой и с внешней средой, чтобы осуществить процесс (последовательность действий для изменения или поддержания состояния) и выполнить функцию технической системы (ТС) - цель, назначение, роль. ТС имеет структуру (строение, устройство, взаиморасположение элементов и связей, задающее устойчивость и воспроизводимость функции ТС). Каждая составная часть ТС имеет индивидуальное функциональное назначение (цели использования) в системе.


С.р. №14





68

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.







69

Обобщение и систематизация знаний по темам «Основы экологии», «Бионика»






3


Эксурсии


С.р. №15

2




70

Многообразие видов.







71

Сезонные изменения в природе.







72

Многообразие сортов культурных растений, методы их выведения


С.р. №16

1


Итого

108/72 (58 14)




72



36