Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конспект игровой образовательной ситуации «Изготовление лэпбука «Казачья хата»

Скачать 73.24 Kb.



Скачать 73.24 Kb.
Дата31.03.2017
Размер73.24 Kb.

Конспект игровой образовательной ситуации «Изготовление лэпбука «Казачья хата»


Татьяна Туманова
Конспект игровой образовательной ситуации «Изготовление лэпбука «Казачья хата»

Пояснительная записка

В соответствии с п. 2.6 ФГОС «…формирование первичных представлений о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях …» является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.

Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Для решения одного из аспектов этой задачи, а именно – знакомство детей с историческим прошлым кубанского народа, с его бытом и традициями, мною при поддержке родителей был реализован проект «Казачья хата» для детей старшего дошкольного возраста.
Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать). Также в русской народной традиции - вообще предки.

Чтобы предоставить детям возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты были проведены беседы, дидактические игры, организованы игровые образовательные ситуации, экскурсии, просмотр презентаций, в том числе, подготовленных ребятами с родителями.

Итогом и заключительным этапом проекта стала организация игровой образовательной деятельности «Изготовление лэпбука «Казачья хата».

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός - поучающий) - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Возможность - направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.
Строительство - создание (возведение) зданий, строений и сооружений.
Дошкольный возраст Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Этот способ организации образовательной деятельности был выбран мной не случайно. «Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка, педагога».

Предки (деды, прадеды, прародители) - умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, наделённые высоким сакральным статусом, соотносящиеся с мифологическими родоначальниками и опекунами дома (смотрите Домовой).
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Он представляет собой прочную картонную папку, на которую наклеиваются разные книжечки, гармошки, кармашки, дверки и т. п., в которых организован и записан изучаемый материал по определенной теме.

Лэпбук - интересное методическое пособие: воспитателю оно помогает сохранить собранный материал в одном месте; детям он интересен тем, что кармашки, книжечки, блокнотики открывают им новую информацию снова и снова, да еще и поиграть с ней можно, а в нашем случае – это отличный подарок!

Карто́н (фр. carton, от итал. cartone, от carta - бумага), папка, политура (толстый, глянцевый картон, бристольский картон и т. п.) - самая толстая бумага, толще сахарной и обёрточной.
Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)

Помимо технологии лэпбукинга, использовалось игровая технология, которая активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует развитию творчества;

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
здоровьесберегающие технологии (физминутка).

Тема: «Изготовление лэпбука «Казачья хата»

Дата проведения занятия: январь, 2017

Возраст: старший дошкольный 6л

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Цель: Создавая условия для воспитания любви к малой Родине, обеспечить развитие познавательного интереса к истории своего народа, его быту и традициям.

Традиция (от лат. traditio - передача) , элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
Физическое развитие Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Задачи:

Социально коммуникативное развитие: создать условия для развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Познавательное развитие: способствовать развитию любознательности; закрепление представлений о способах строительства хат, внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты; о домашней утвари, одежде и пище казаков

Речевое развитие: способствовать обогащению активного словаря, развитию речевого творчества

Художественно – эстетическое развитие: реализация самостоятельной изобразительной деятельности

Физическое развитие: развитие равновесия

Оборудование:

- макет казачьей хаты

- столы с подготовленными материалами: иллюстрации, разрезные картинки по теме

- скотч

- ножницы

- клей, кисти

- краски, кисти, баночки с водой

Предварительная работа

Подготовка картонной основы, кармашков, картинок для составления лэпбука

Ход

I.

Материа́л - вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция, которые способствуют процессу труда, либо придают изготовленной продукции определенные свойства. В традиции советской и российской экономической науки под материалами понимают только продукты, прошедшие предварительную обработку на промышленных предприятиях (в отличие от сырья).
Создание мотивационного поля (организационный момент)

На столе стоит макет казачьей хата, сделанной Сашей с мамой.

Мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
(Приложение 1)

Мотивация

Педагог: Сегодня к нам приходили ребята средней группы и увидели у нас вот этот дом. Им стало очень интересно, чей это дом.

Подводит детей к тому, чтобы им захотелось рассказать об это ребятам средней группы.

Планирование

- Как можно это сделать? (Предполагаемые ответы детей: мы можем пригласить ребят к нам в группу, можем свой рассказ записать, снять видео и т. д.)

Педагог: Можно я тоже внесу своё предложение? (Рассказывает о достоинствах лэпбука (они в любое время могут открыть и посмотреть; рассказ можно забыть – чтобы не забыли – делаем лэпбук; видео – не всегда можно просмотреть, у них в группе нет телевизора и т. п.)

Дети выбирают, на чём остановиться. Надеемся на лэпбуке) Если выберут видео, можно предложить свой телефон (снимать, когда дети будут рассказывать о проделанной работе)

2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

Педагог : Что нам нужно, чтобы сделать лэпбук? (ответы детей)

Совместно решается, какие аспекты затронутся в лэпбуке:

1. Как строили хаты, из чего

2. Внутреннее убранство хаты

3. Одежда казаков

4. Домашняя утварь

5. Что казаки кушали

6. Что где? (в хате и на подворье)

Дети самостоятельно делятся на подгруппы.

Каждая подгруппа договаривается и выбирает тему из вышевыбранных.

3. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Каждая подгруппа садится за выбранный стол. У каждой своё задание.

1. Собрать в хронологическом порядке картинки «Как казаки хаты строили», склеить раскладушку (Приложение 2)

Выбрать из предложенных картинок те, из которых делали саман.

Хронология (от греч. χρόνος - время; λόγος - учение): вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

2. Собрать мини-книжку из картинок «Внутреннее убранство хаты»

3. Выбрать картинки с казачьей одеждой и разделить на мужскую и женскую (сложить в «сундуки»). (Приложение 3)

4. Разобрать картинки «Домашняя утварь» и «Пища казаков», рассказать, что для чего нужно. (Приложение 4)

5. Разложить картинки «Что в хате, что на подворье» (Приложение 5)

6. Для украшения лэпбука сделать плетень с подсолнухами, украсить петриковской росписью. (Приложение 6)

Физкультминутка

Вот какой красивый дом

(дети стоят в кругу, руки на поясе повороты в стороны)

Дом большой, высокий дом

(встают на носочки, тянут руки вверх)

Окна ставим, крышу кроем

(прыжки)

Вот какой красивый дом

Будут жить казачата в нём!

(приседают).

Когда дети выполнят задание, каждая команда рассказывает по своей теме, располагают свой материал (если нужно, с помощью воспитателя) на лэпбуке.

(Приложение 7, 8)

4. Рефлексия (итог).

Рассматривание готового лэпбука.

Вы хорошо потрудились. Что вам понравилось? А что вызвало трудности? (Ответы детей)

Предлагаю отнести его ребятам средней группы.

Как вы думаете, им понравится такой подарок? (Ответы детей)

Готовый лэпбук

Конспект игровой образовательной ситуации «Изготовление лэпбука «Казачья хата»

Лэпбук внутри