Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конспект открытого занятия по ознакомлению с неживой природой в старшей группе «Чудесные капельки»

Скачать 41.55 Kb.



Скачать 41.55 Kb.
Дата01.04.2017
Размер41.55 Kb.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с неживой природой в старшей группе «Чудесные капельки»


Ирина Туманова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с неживой природой в старшей группе «Чудесные капельки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с неживой природой в старшей группе:

«Чудесные капельки»

Воспитатель: первой квалификационной категории

Туманова И. Ф.

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

2016г

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности

Автор конспекта ННОД: Туманова Ирина Федоровна, воспитатель первой квалификационной категории «МБДОУ №6 комбинированного вида» город Пикалево.

Воспитатель (воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Задачи приоритетной образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира»:

- Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья;

Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в Вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения.
Приоритéт (лат. prior - первый, старший) - понятие, показывающее важность, первенство. Например, приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени.
Сво́йство (в философии, математике и логике) - атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами.

-Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»;

-Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений, экспериментов;

-Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

-Формировать знания о весенних признаках: появлении подснежников;

Задачи в ОО интеграции:

Речевое развитие:

-Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот;

Результа́т - последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу.
Акти́вный слова́рь, активный запа́с слов - часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции.

-Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде;

Поговорка - словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Физическое развитие:

-Формировать сознательное отношение к своему здоровью;

-Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику

Художественное развитие:

-Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение губкой;

-Развивать художественно-эстетическое восприятие;

Оборудование для педагога:

Ноутбук, экран, мультимедийная презентация, глобус, ведерко, облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками, кувшин, ножницы, термос с кипятком, зеркальце, глобус, ведерко, 2 одинаковых кувшина;

Пенопла́ст - класс материалов, представляющий собой вспененные (ячеистые) пластические массы.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
3 прозрачных емкости с молоком, соком и водой;

Оборудование для детей: фон «круговорот воды в природе», капелька, солнышко, тучка на каждого ребенка, листы бумаги с нарисованными белыми восковыми мелками подснежниками, губки, емкости с разведенной акварелью синего цвета.

Мультимедиа (англ. multimedia) - контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.
Акваре́ль (фр. Aquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Во́ски - распространённые в растительном и животном мире смеси простых липидов (сложные эфиры высших жирных кислот и высших высокомолекулярных спиртов). В состав молекул липидов, составляющих воски (в отличие от жиров, имеющих сходное строение) не входит глицерин.
Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, CQ y, продукта и т.п.). Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Синий цвет Синий - наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440-485 нм (иногда диапазон указывают шире - 420-490 нм).

Содержание НОД:

1. Вводная часть:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Федоровна.

-Давайте встанем в круг: (слайд 1)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

И занятие начнем.

-Я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи?

(ответы детей)

-А что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку:

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без (воды) (слайд 2)

Педагог вносит облако с капельками.

-Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

2. Основная часть:

• -Это капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет.

-Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?

-Правильно, это глобус. Так выглядит наша планета - Земля уменьшенная во много-много раз. (слайд 3)

-Синий цвет на глобусе означает что? Воду. Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете?

Земля Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета-покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья. Несоленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно беречь.

-А сейчас я предлагаю провести эксперимент «Берегите воду». Для этого мы пройдем в вашу умывальную и откроем кран с водой и тут же его закроем, но не до конца. Подставим под струйку воды ведерко, а в конце занятия увидим, сколько воды наберется в ведерко.

• -А это капелька - очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду. Давайте подберем слова, отвечающие на вопрос «какая вода?» и с каждым словом будем передавать друг другу капельку. (ответы детей)

Капелька спрятала водичку и хочет узнать, сможем ли мы ее найти.

-Посмотрите, на подносе три стаканчика с какой-то жидкостью. Как вы думаете, в котором из них вода? (выбирают стаканчик с водой)

-Почему вы так решили (ответы детей)

-Совершенно верно, потому, что вода прозрачная и не имеет цвета.

Стака́н - обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.

-А если мы закроем глаза, как мы сможем определить, где вода? (по запаху)

-Правильно, мы можем понюхать жидкость.

Педагог завязывает глаза одному ребенку. Ребенок по очереди нюхает жидкости и определяет по запаху воду.

-Чем пахнет вода? (ответы детей)

-Делаем вывод, что у воды нет запаха.

-А как еще мы можем узнать, где вода? (попробовать на вкус)

Педагог завязывает глаза другому ребенку, который по очереди пробует жидкости и определяет на вкус воду.

-Какой вкус у воды? (нет вкуса)

Дети совместно с педагогом делают вывод, что у воды нет цвета, запаха и вкуса.

А еще вода способна превращаться и быть в разных видах. Капелька загадает вам загадки, а вы, отгадав их, сможете назвать, в каких состояниях может быть вода.

Состоя́ние - отвлечённое понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта.

Если холод вдруг придет, из водицы будет…лед

Если сильный-сильный жар- из водички будет (пар)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в. водицу.

Вода способна переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры.

Теперь мы перемещаем капельку в кувшин.

• Следующая капелька игривая, предлагает нам поиграть в игру «Вода, пар, лед». Вы смотрите на экран.

Если на экране картинка с изображением воды, вы выполняете движения, как во время плавания, если на картинк е- лед, вы сжимаете кулачки и съеживаетесь, как будто замерзли, если на картинке вода в виде пара, то вы поднимаете руки вверх и произносите звук Ф-Ф-ф; (слайд 4)

• А эта капелька, смотрите какая серьезная, это капелька ученая. Она хочет узнать знаем ли мы кому и зачем нужна вода на земле.

(ответы детей)

-Как вы думаете, много воды используется на земле? (много)

-Как же получается, что люди до сих пор не израсходовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька. (слайд 5)

-положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

-Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.

-Здесь у меня в термосе подогретая вода. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар. Куда движется пар? (вверх)

Термос закрывается.

-Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась наверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

-На небе капелька остыла. Потому, что чем выше от земли, тем холоднее воздух.

-Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? (в воду).

-Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо- с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко большой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

-Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагревается и поднимается вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

А капелька предлагает нам отдохнуть: динамическая пауза (слайд 6)

Беленькое облако (округлить руки перед собой, сцепив пальцы)

Поднялось над крышей (не расцепляя пальцев, поднять округленные руки над головой)

Устремилось облако

(выпрямить руки над головой)

Выше, выше, выше (несколько раз потянуться руками вверх, приподнимаясь на носочки)

Ветер это облако (плавно покачаться из стороны в сторону, руки над головой)

Зацепил за кручу (снова сцепить кончики пальцев над головой)

Превратилось облачко (руки через стороны опустить вниз)

В дождевую тучу (присесть)

• Теперь подошла очередь капельки звучащей. Она хочет дать послушать вам, как звучит вода.

Ведь музыка воды может быть разной: она может звучать нежно, как весенняя капель, может звонко стучать по крыше во время дождя, а может тихонько журчать, как лесной ручеек.

Предлагаю вам присесть на ковер спиной к экрану. Вы будете слушать, как звучит вода и попробуете отгадать, чьи звуки вы слышите. (слайды 7,8,9,10)

• Последняя капелька- капелька-художница. Она утверждает, что на этих листах бумаги изображены цветы (воспитатель подводит детей к столу, на котором расположены листы белой бумаги)

-Вы видите цветы? (нет)

-Может они нарисованы с другой стороны? (нет)

-Как же нам быть, как нам увидеть цветы? (предположения детей)

Если дети затрудняются, педагог предлагает губкой нанести краску на лист бумаги.

Появляются нарисованные подснежники.

-А что это за цветы? (подснежники)

Прорастает сквозь снежок

К солнечным лучам цветок

Маленький и нежный,

Беленький подснежник. (слайд 11)

-Какое время года сейчас?

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.
(весна). В это время года появляются на лесных лужайках подснежники, а у нас они появились на бумаге.

(Звук капающей воды)

-А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько бы воды пропало бы зря.

-Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. (для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования)

• Рефлексия:

-Ребята, на этом наше исследование подошло к концу.

Рису́нок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», - писал французский художник XVII века Шарль Лебрен.
Комнатное садоводство - выращивание растений в жилых или общественных помещениях. Растения, которые способны успешно выживать и развиваться в условиях таких помещений, называются комнатными растениями.
На подносе лежат капельки, у них есть глазки, носик, но нет ротика. Если вам понравилось играть с капельками, то нарисуйте радостную улыбку, если не понравилось нарисуйте грустную улыбку;

-Вижу, что у всех капелек радостная улыбка, значит вам понравилось заниматься с капельками.

Ра́дость - одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

-А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

(Кувшин с капельками незаметно для детей меняют на кувшин с водой.)

- Наши чудесные капельки превратились в чистую, полезную воду.

-Хотите ее попить?

Детям предлагается попить воды.

На этом я с вами прощаюсь. Мне тоже очень понравилось играть с вами в исследователей. Вы молодцы!