Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конспект по речевому развитию «Путешествие в царство Снежной королевы»




Дата01.04.2017
Размер81.6 Kb.

Конспект по речевому развитию «Путешествие в царство Снежной королевы»


Евгения Зиновьева
Конспект по речевому развитию «Путешествие в царство Снежной королевы»

План – конспект НОД по речевому развитию в старшей - подготовительной группе.

Зино́вьевы - русский дворянский род, который считается русской ветвью литовских Зеновичей. И те и другие используют герб «Деспот».

Тема «Путешествие в царство Снежной Королевы».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие».

Эстетика Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Задачи:

«Речевое развитие»

- закрепить умения отгадывать загадки;

- расширить представление о характерных признаках зимы;

- формировать у детей обобщённое представление о зиме;

- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Зима»;

- развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие.

«Познавательное развитие»

- упражнять в счёте в пределах 10 и в обратном порядке;

- развивать сообразительность, логическое мышление;

- развивать зрительное восприятие при рассматривании иллюстраций.

Иллюстра́ция - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в Вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения.

Слова́рь - это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

Простра́нство - понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в различных разделах знаний.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.

Зрение человека (зрительное восприятие) - способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.

«Социально-коммуникативное»

-создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу;

Де́ятельность - (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

-развивать произвольное внимание и наблюдательность;

«Физическое развитие»

- удовлетворить потребность в двигательной активности;

Дви́гатель - устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу. Термин мотор заимствован в первой половине XIX века из немецкого языка (нем. Motor - двигатель) и преимущественно им называют электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания.

Потре́бность, нужда́ - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Активи́зм - философский, политологический, экономический, экологический термин, под которым в различных контекстах могут подразумеваться разные виды человеческой деятельности, активности.

- создать хороший настрой на работу. «Художественно – эстетическое развитие»

- вызвать эмоциональный отклик при восприятии веселой мелодии;

- собрать целую вазу из осколков.

Методы и приемы:

- практические: игра, физкультминутка, складывание вазочек из частей;

- наглядные: схема плана пути, картинки с временами года;

- словесные: предварительное чтение сказки «Снежная Королева», заучивание и чтение стихотворений, вопросы воспитателя, указания.

Воспитатель (воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

Материалы и оборудование:

Конверт с письмом от Вани, кукла Маша, звери (мягкие игрушки, нарисованный план, искусственная ёлка, картинки с изображением времен года, пенёк, снежинки (10 штук, карточки с цифрами от 0 до 9, замок Снежной Королевы, 2 бумажные вазы, разрезанные на несколько частей, музыкальный центр.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная - Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Цель: развитие координации движений, мышления.

Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

-Физкультминутка «Ой, Мороз!»

Цель: удовлетворить потребность в двигательной активности, создать хороший настрой на работу.

Игровая - Игра со снежинками. Цель: умение выкладывать из снежинок тропинку к пеньку, считать.

- Игра с цифрами. Цель:

закрепление умения раскладывать десяток по порядку, упражнять в прямом счёте в пределах 10 и в обратном порядке.

Познавательно - исследовательская Игра «Назови соседей».

Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Цель: уметь называть соседей числа.

Решение занимательных задач Снежной Королевы. Цель: развитие сообразительности, логического мышления.

Выставка картин. Цель: развивать зрительное восприятие при рассматривании иллюстраций.

Коммуникативная «Кто быстрее отгадает загадки Снежной королевы Цель: умение отгадывать загадки, развитие мышления.

Д/и «Дополни текст подходящими по смыслу словами». Цель: развитие воображения, мышления.

Воображе́ние - способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 2122 дня].

«Расшифруй план». Цель: умение делать умозаключения, ориентироваться в плане.

«Приметы зимы». Цель: знать некоторые приметы зимы.

Д/и «Придумай предложение». Цель: формировать умение составлять простое предложение с заданным словом.

Восприятие художественной литературы и фольклора Предварительное чтение сказки «Снежная Королева», заучивание стихотворений о зиме.

Вывод (лат. conclusio) в логике - процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям - заключениям.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Предложе́ние (в языке) - это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Художественная литература Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Цель: проявлять интерес к теме, развивать произвольную память.

Музыкальная Аудиозапись весёлой мелодии. Цель: вызвать эмоциональный отклик при восприятии веселой мелодии.

Конструирование «Собери вазу из осколков». Цель: собрать целое из частей.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность

воспитанников Ожидаемые результаты

1.

Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Организационный момент.

Организация (от греч. ὄργανον - инструмент) - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Сообщает, что пришло письмо от мальчика Вани, читает. (Приложение №1)

Спрашивает, согласны ли отправиться на поиски его сестры? Объясняет, что в царстве Снежной Королевы всегда холодно, там всегда зима. Уточняет, что надо надеть, чтобы не замерзнуть.

Дети соглашаются с воспитателем.

Называют предметы теплой одежды. Развивается интерес к теме, создается эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.

Умеют называть предметы одежды, необходимые для холодной погоды.

2. Обращает внимание на то, что Снежная Королева всех зверей заморозила. Просит помочь их оживить: стихи рассказать или песенку спеть.

Звери оживают. Заяц что-то говорит на ушко воспитателю.

Дети читают стихи, песенку поют.

Умеют интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения.

3. Заяц предлагает свою помощь и отдает нарисованный план, который поможет найти замок Снежной Королевы.

Куда нам идти? Стрелка укажет путь.

(Приложение №2)

Показывает план детям, просит внимательно рассмотреть и ответить, почему нельзя двигаться к пеньку? Все рассматривают план, обсуждают путь проследования.

Объясняют, что к пеньку дорога перечеркнута.

Умеют обсуждать путь проследования, развито произвольное внимание

Умеют делать умозаключения, ориентируются в плане.

4. Предлагает отправиться к ёлке, но чтобы дойти до неё, нужно назвать зимние месяцы.

- Таня, какой первый месяц?

Второй?

Третий? Называют зимние месяцы

- Декабрь

-Январь

-Февраль

Знают зимние месяцы и правильно их называют.

5. Дойдя до елочки, обращает внимание на выставку картин. -Как вы думаете, картины с изображением, какого времени года нет на этой выставке?

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.

(Приложение №3)

Предлагает назвать приметы зимы.

Рассматривают, отмечают, что не хватает картинки зимы.

-Зима без снега, лето без хлеба.

Дым из трубы столбом — к холодам.

Лед сильно трещит — будет мороз. Умеют рассматривать картинки, развивается зрительное восприятие при рассматривании иллюстраций

Знают некоторые зимние приметы.

Расширено представление о характерных признаках зимы

6. Сообщает, что прочитает стихотворение о зиме, но в нем не хватает нескольких слов, просит дополнить текст подходящими по смыслу словами.

(Приложение №4)

Просит повторить еще раз названные слова.

-Чем они похожи? -А что можно сказать о снеге? Каким он бывает? Слушают и дополняют текст подходящими по смыслу словами.

Повторяют слова и делают вывод, что все слова образованы от слова «снег».

Называют прилагательные Умеют называть подходящие по смыслу слова. Знают и называют однокоренные слова.

Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму.

Однокоренные слова - слова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький).

Сформировано у детей обобщённое представление о зиме

Знают и правильно называют свойства снега.

7. Спрашивает, какую пользу приносит снег?

Просит придумать предложения со словами снег и лёд. Отвечают на вопрос

Составляют простые предложения со словами снег и лёд. Умеют составлять простые предложения, используя предложенные слова

8. Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.

-Шагают на месте

-Шагают высоко поднятыми ногами вперед

Шагают маленькими шагами

-Садятся на стульчики

Созданы условия для формирования двигательной активности

9. Обращает внимание на то, что дальше отправиться в путь помогут снежинки. Выкладывает из снежинок тропинку к дереву, приглашает немного с ними поиграть.

Просит посчитать.

(Приложение №5)

- Сколько будет, если мы к этим снежинкам добавим ещё две?

- Стало больше или меньше?

-На сколько больше? -А если уберём одну снежинку? Их станет больше или меньше?

- На сколько меньше?

Считают

Отвечают на вопросы, решают примеры Умеют выкладывать тропинку из снежинок к пеньку

Смогут овладеть умением находить зависимость между величинами.

Развито мышление, сообразительность при решении примеров.

10. Обращает внимание на схему и спрашивает о дальнейшем пути проследования, говорит, что Снежная Королева приготовила задание: по порядку разложить цифры.

«Вот задачка для ребяток:

Как нам разложить десяток?»

Проверяет правильность раскладывания цифр, просит посчитать до десяти и в обратную сторону.

Отмечают, что должны двигаться к замку.

-Раскладывают цифры по порядку от 0 до 9.

-Несколько человек считают.

Умеют обсуждать путь проследования, развито произвольное внимание Знают цифры, их расположение.

Диспози́ция (лат. dispositio «расположение») - термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении «традиционной композиции» (ср. Faral, Les arts poétiques des XII et XIII siècles, 1923), введённый в новейшее литературоведение немецкой «риторической» школой (О. Шиссель фон Флешенберг)

Могут раскладывать цифры по порядку от 0 до 9

Могут считать прямо до 10 и в обратную сторону

11. Предлагает игру «Назови соседей».

-Соседи числа 5? -Соседи числа 8?

Называют соседей числа

Знают соседей числа, правильно называют последующее и предыдущее число.

12. Предлагает согреться и выполнить физкультминутку «Ой, Мороз!»

Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занёс!

А мы не боимся, а мы веселимся!

Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос!

А мы не боимся, а мы веселимся!

Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки нам до слез!

А мы не боимся, а мы веселимся!

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем!

А мы не боимся, а мы веселимся!

-Веселятся

-Хватают себя за нос

-Натирают щеки

-Имитируют ходьбу на лыжах

-Веселятся

Умеют слушать и выполнять движения по содержанию.

Удовлетворили потребность в двигательной активности, сняли эмоциональную нагрузку

13. Чтобы задобрить Снежную Королеву, просит прочитать стихи про зиму, вьюги, метели да бураны.

3 ребенка читают заранее выученные стихи

(Приложение №6) Развита произвольная память

Сформировано положительное отношение к поэзии.

14. Загадывает загадки Снежной Королевы, просит их отгадать.

(Приложение № 7)

Отгадывают загадки

При отгадывании загадок обращают внимание на слова помощники

Умеют отгадывать загадки.

Определяют, что все загадки на зимнюю тему

Сформировано у детей обобщённое представление о зиме

15. Звучит музыка, читает четверостишие.

Катрен - четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. На пути дворец хрустальный, Весь он сделан изо льда.

Предлагает вежливо попросить отпустить Машеньку так: Снежная Королева, будь добра, отпусти, пожалуйста, Машеньку!

Снежная Королева приветствует детей в своём ледяном царстве, соглашается отпустить Машеньку, если выполнят задания.

Занимательные задачки Снежной Королевы.

(Приложение № 8)

Внимательно слушают

Вежливо просят отпустить Машеньку!

Соглашаются выполнить задания

Решают арифметические задачи на сложение и вычитание

Эмоционально откликаются на восприятие веселой мелодии.

Приве́тствие - жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с другим человеком (с группой людей).

Вычита́ние (убавление) - одна из вспомогательных бинарных математических операций (арифметических действий) двух аргументов (уменьшаемого и вычитаемого), результатом которой является новое число (разность), получаемое уменьшением значения первого аргумента на значение второго аргумента.

Арифме́тика (др.-греч. ἀριθμητική; от ἀριθμός - число) - раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства. Предметом арифметики является понятие числа в развитии представлений о нём (натуральные, целые и рациональные, действительные, комплексные числа) и его свойствах.

Умеют употреблять в своей речи волшебные слова.

Могут составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

Развиты сообразительность и логическое мышление.

16. Снежная Королева просит собрать две свои любимые вазы. Они разбились, от них остались одни осколки.

За выполненные задания возвращает Машеньку (куклу).

Дети собирают вазы

Получают куклу Машу Умеют собирать целое из частей.

Радуются результату

17.

Результа́т - последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу.

Спрашивает, как можно вернуться назад?

Снежная Королева при помощи волшебной силы возвращает детей в детский сад. Просит закрыть глаза, повернуться вокруг себя три раза, присесть и замереть! Делают предположения

-Закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя 3 раза, приседают и замирают.

Умеют одновременно слушать и выполнять задание

18. Рефлексия. Обращает внимание на то, что все оказались опять в саду. Благодарит и хвалит детей за старание. Дает время поиграть с Машенькой, пока за ней не пришёл брат Ваня.

Выражают свои эмоции

-Играют с куклой Машей. Умеют высказывать свои впечатления от проделанной работы.

Впечатление - слово, которое так же, как и соответствующие латинское impressio и немецкое Eindruck, связано с наивным представлением первобытного мышления (сохранившимся отчасти и в древней философии), будто внешние предметы действуют на душу, как печать на мягкий воск, вдавливая туда свои изображения, сохраняющиеся там более или менее долгое время.