Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»

Скачать 15.23 Kb.



Скачать 15.23 Kb.
Дата31.03.2017
Размер15.23 Kb.

Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»


Ирина Жирова
Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»

Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями»

Образовательные задачи.

Материа́л - вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция, которые способствуют процессу труда, либо придают изготовленной продукции определенные свойства. В традиции советской и российской экономической науки под материалами понимают только продукты, прошедшие предварительную обработку на промышленных предприятиях (в отличие от сырья).
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала.

Инжене́р-констру́ктор - инженерная специальность, чья деятельность (работа) необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства.
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию лесных персонажей по замыслу. Помочь сделать вывод о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы. Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина. Показать новый способ втыкание детали в деталь. Расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, осязания, обоняния). Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции.
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός - лепной) - материал для лепки. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию.
Воображе́ние - способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 2122 дня].
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала.

Материалы, оборудование.

Для изображения туловища животных – шишки еловые, сосновые, кедровые (на выбор детям); для изображения деталей (голов, хвостов, крыльев, ног) – грецкие орехи (целые и половинки, желуди, осенние листья, семена деревьев, перышки, ракушки, веточки, палочки, каштаны; для скрепления деталей – пластилин. Для показа: лесные пейзажи известных художников (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, фотографии хвойного леса, коллекция шишек.

Половинки (укр. Половинки) - село в Николаевском районе Николаевской области Украины.
Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γράφω «пишу»; светопись - техника рисования светом) - получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотоаппарате.
Оре́х гре́цкий (лат. Júglans régia) - вид деревьев рода Орех семейства Ореховые (Juglandaceae).
Хво́йный лес - лес, состоящий из деревьев одной или нескольких хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и другие.
Макет лесной опушки для выставки поделок, изготовленных детьми.

Базовые понятия и способы.

Представления о том, что одна и та же форма (шишка) может в процессе конструирования стать разными узнаваемыми образами, например, мышкой,ежиком, птичкой, зайцем, белкой, мишкой, оленем, лесовичком и др.

Индивидуализация содержания обеспечивается свободным выбором замыслов, природных материалов и способов конструирования.

Осмысление результата.

Дети убеждаются в том, что из одного и того же материала или одной и той же формы получаются разные фигурки (образы).

Взаимодействие с семьей.

Дома родители вовлекают детей в сбор природного материала и конструируют из него.

Результа́т - последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу.
Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать). Также в русской народной традиции - вообще предки.
По возможности фотографируют композиции и приносят в детский сад для оформления альбома или фотогазеты.
Возможность - направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшую прогулку. Закройте крепко глазки.

(Звучит музыка, пение птиц, журчание ручья. В ходе рассказа воспитателя, на экране появляются разные лесные пейзажи И.

Воспитатель (воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
И Шишкина, а так же степной, морской, горный.)

Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались?

(Ответы детей – в лесу.)

Правильно, мы сегодня с вами немного прогуляемся по лесу, а помогут нам в том пейзажи знаменитого художника И. И. Шишкина. И. И. Шишкин очень любил гулять по лесу. Он мог часами ходить, слушать пение птиц, любоваться красотой природы. Но он не только гулял, но и рисовал свои великолепные пейзажи. Пейзаж, ребята, - это такой жанр искусства, в котором художники изображают красоту природы и передают свое отношение к ней. Но пейзажи бывают разными. В зависимости от уголков природы, пейзаж бывает - лесной, степной, горный, морской. Лес у нас тоже бывает разный. Вот на этом пейзаже у нас изображено много берез, пейзаж, так и называется «Березовая роща». А здесь, какие деревья мы видим?

(Ответ детей - дубы).

Художник в своем пейзаже «Дубовая роща» величественно и могущественно изобразил дубы. А это, ребята, какой лес?

(Ответ детей –хвойный лес).

А какие деревья растут в хвойном лесу?

(Ответ детей – елки, ели, сосны.)

Правильно, вот если погулять по хвойному лесу, то в нем можно найти много интересного и познавательного, и таким хмурым он нам казаться не будет.

А я вам принесла кое-что из хвойного леса, кто-нибудь из вас догадался, что же я принесла? Что можно там найти? Что растет на елочках?

(Ответ детей – шишки.)

Правильно, шишки. Посмотрите, какая корзина с шишками. Вот сколько шишек я нашла в лесу и насобирала. И сейчас мы их рассмотрим.

(Воспитатель показывает коллекцию шишек, предлагает полюбоваться и пофантазировать – угадать, кого или что напоминает одна и та же шишка в разных ракурсах.

Коллекция (от лат. collectio - собирание, сбор) - систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу - частному лицу, организации, государству.
Берет одну шишку в руки, обследует – рассматривает, ощущает, нюхает и обыгрывает: «Шишка напоминает мне ежика. А вам?». Воспитатель помогает детям выстроить разнообразный ассоциативный ряд: мышка, кочка, мишка… Затем просит детей закрыть глаза, добавляет к шишке другую деталь, просит открыть глаза и угадать, в кого превратилась шишка. Педагог предлагает детям подумать, как можно соединить детали. Напоминает способ соединения деталей с помощью пластилина, знакомит со способом- втыкание одной детали в другую.)

Воспитатель: Посмотрите, какие разные шишки, потрогайте их. Давайте их понюхаем. Чем пахнут наши шишечки?

(Ответы детей – елочкой, лесом).

Правильно, шишечки ведь растут на елочках, поэтому они пахнут елочкой и лесом. Посмотрите, какая это шишечка? А кого или что она вам напоминает?

(Ответ детей – колючая, большая, напоминает - ежика, елочку).

А вот эта шишечка кого вам напоминает? (

Ответы детей - зайку, мишку). А сейчас закройте глазки! Открывайте глазки, а теперь на кого стала похожа наша шишечка?

(Ответ детей – зайку.)

А как вы догадались, что на зайку?

(Ответы детей – ушки длинные, как у зайки, лапки, носик….)

А из чего у нас зайчик получился?

(Ответы детей – из шишек большой и маленьких).

А как мы можем соединить наши шишечки?

(Ответы детей – с помощью пластилина.)

Правильно, пластилин нам помог соединить шишечки и мы из шишек смогли сконструировать лесного жителя – зайку. А давайте мы нашему зайке сконструируем друга, ведь ему одному скучно. Берем еще одну шишечку, теперь с помощью пластилина сделаем глазка, клюв. А из чего я делаю глазки, клюв?

(Ответы детей – из косточек).

Кого вам стала напоминать шишечка?

(Ответы детей – сову, филина)

Правильно, а что не хватает наше совенку?

(Ответы детей – крыльев, хвостика, лапок).

А вот крылышки мы сделаем из семян деревьев, берем и методом втыкания семян в шишку делаем вот такие крылышки и хвостик. А лапки мы сделаем из веточек, тоже методом втыкания этих веточек в шишку. Вот такой получился у нас совенок, теперь зайке не будет скучно. Посмотрите как мы смогла шишки превратить в лесных жителей. А вы хотите сконструировать из шишек лесных жителей?

(Ответы детей- да.)

Тогда садитесь и начинайте творить. Но сначала подумайте, кого вы хотите сконструировать, что вам для этого необходимо, как вы будите скреплять шишки и другие детали. Если будут трудности, то на столе у вас есть подсказки – технологические карты.

Технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - «слово», «мысль», «смысл», «понятие») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач.
Технологическая карта - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы: Какие операции необходимо выполнять В какой последовательности выполняются операции С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза) Сколько уходит времени на выполнение каждой операции Результат выполнения каждой операции Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Можете начинать волшебное превращение шишки в лесного жителя.

(Дети выбирают природный материал, дополнительные детали, конструируют лесных жителей по своему замыслу. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь и поддержку. По окончании работы советует объединить лесных жителей, чтобы получилась лесная полянка.)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие волшебники! Какие замечательные лесные жители у вас получились из шишечек. А давайте мы наших лесных жителей поселем в нашем лесу, посмотрите, какая здесь лесная опушка, пусть наш лес оживет.

(Дети заселяют своих лесных жителей в макет леса.)

Воспитатель: Посмотрите как ожил наш лес, как всем здесь весело и хорошо. Воспитатель читает стихотворение В. А. Шипуновой «Шишкин лес»:

Воспитатель:

На лесной опушке

Ёлочки – подружки-

Водят плавный хоровод,

Веселят лесной народ.

Эльфы (нем. elf - англ. elf) - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы (álfr - сканд.), сиды (sidhe - др. ирл.).
Опу́шка ле́са - край леса шириной до 100 м, переходная полоса (экотон) между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т.д.).

Дружно пляшут медвежата,

Зайки, белочки, ежата –

Хороши зверушки –

Шишечки – игрушки!

Медве́жьи (лат. Ursidae) - семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы научились превращать шишку в лесного жителя, вот теперь дома вы можете научить своих пап и мам этим превращениям. Сконструируйте дома с родителями своих лесных жителей.