Главная страница
Контакты

    Главная страница


Консультация для воспитателей «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»

Скачать 87.77 Kb.



Скачать 87.77 Kb.
Дата01.04.2017
Размер87.77 Kb.

Консультация для воспитателей «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»


Лилия Владимировна Гончарова
Консультация для воспитателей «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»

Цель: рассмотреть приемы активизации умственных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- определить основные приоритеты ДОУ в развитии дошкольников;

- ознакомиться и внедрить в процесс педагогической деятельности приоритетные методы и приемы активизации умственных способностей дошкольников.

Дошкольный возраст Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Давайте сначала определим, что же такое приемы активизации познавательной активности. Это приемы, которые относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации, не имеющие сложных правил, с примитивной процедурой действий конкретных участников и коротким контролем времени.

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998)
Контроль времени - ограничение времени обдумывания ходов, используемое в шахматах, шашках и некоторых других играх.
Они организуются со всей аудиторией (редко) или при непосредственном участии только отдельных её представителей, чаще всего по личному желанию.

Главная цель применения приемов во включении непроизвольного внимания, переход на «субъектное» отношение к происходящему и (или) изменение эмоционального отношения детей к предлагаемой информации или самому процессу формирования представлений дошкольников.

На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
В связи с чем, именно, на этом этапе организованная образовательная деятельность должна быть яркой, необычной как по форме, так и по содержанию.

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Национальный (государственный) стандарт - стандарт, принятый органом по стандартизации государства-члена Евразийского экономического союза:п. 2. В более широком смысле: стандарт, принятый национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Познавательная деятельность требует значительной затраты умственных сил, устойчивого внимания и волевых усилий. Использование новых непривычных для детей приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, а также увеличивает познавательную активность самого ребенка.

Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Определяя цели и задачи своей деятельности воспитатель должен продумать приемы активизации познавательной деятельности детей.

Условно эти приемы можно обозначить следующим образом: вербальные; невербальные; ситуативные;

игровые; аудиовизуальные.

К вербальным приемам мы можем отнести:

вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы и др.

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Невербальные приемы это-пантомимика, мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.

Ситуативные приемы: создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха окажут влияние на сохранение заинтересованности детей.

Игровые приемы: игровая мотивация, различные виды игр.

Аудиовизуальные приемы: применение ИКТ – технологии, прослушивание муз. произведений.

Давайте рассмотрим некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Применение нетрадиционных нестандартных форм НОД.

Занятия «погружения»; деловые игры; пресс-конференции; соревнования; театрализованные НОД; деятельность детей в подгруппах; в группах творчества; аукционы; творческие отчеты; фантазии и др.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов.

Основной вид деятельности детей в детском саду это-игра и использование игровых приемов активизации детей в процессе НОД или в самостоятельной деятельности детей поможет поддержать их интерес.

Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

К игровым приемам активизации относятся: игровая мотивация, дидактические, развивающие, речевые, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.

3. Широкое применение проблемных ситуаций.

Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Необходимо также учитывать то, что:

• ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.

• посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;

• формулировка должна заинтересовать детей (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);

• варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.

4. Использование разнообразных форм работы с детьми: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

5. Использование всех методов мотивации и стимулирования воспитанников.

Обязательно использовать положительную и объективную оценку. Это способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности, так как дети всегда очень чувствительны к оценкам взрослого, ждут поддержки и похвалы в свой адрес, хотят одобрения своих действий

6. Вовлечение детей и родителей в создание творческих работ.

Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

А совместная работа с родителями создает атмосферу любви и взаимоуважения, развития творческого потенциала не только детей, но и родителей.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

7. Также можно использовать в процессе деятельности с детьми исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения», «Волшебные краски» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.

Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

8. Создание предметно – развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

9. Применение новых информационных технологий.

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
Информационные технологии Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

В настоящее время в детских садах активно используются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, они помогают разнообразить развивающую среду, организовать деятельность педагога и детей так, чтобы это было интересно, занимательно.

Для того, чтобы устроить ребёнка в детский сад в Туркменистане, родители обязаны заполнить специальную анкету, указав подробные данные о родственниках в трёх поколениях, а также братьях и сёстрах. В анкете необходимо указать, кроме паспортных данных и прописки, также степень родства, информацию о месте работы или учёбы, о судимости или её отсутствии всех членов семьи.
Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, мультимедийные презентации активизируют мышление детей, способствуют поддержанию познавательного интереса.

Старшим дошкольникам недостает социально-нравственного опыта, у них преобладает актуальная потребность, импульсивная активность, тенденция к игровой деятельности. Активизируя эту деятельность детей, необходимо уделять особое внимание подбору средств, форм, методов и приемов организации непосредственно - образовательной деятельности.

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Я считаю, что интегрирование приемов активизации детей в непосредственно образовательной деятельности или в самостоятельной деятельности детей под руководством взрослого поможет достичь хороших результатов в работе педагога с детьми.


  • Государственным стандартом