Главная страница
Контакты

    Главная страница


Круглый стол на тему: «Игровые технологии как средство развитие детей с ОВЗ»

Скачать 71.06 Kb.



Скачать 71.06 Kb.
Дата31.03.2017
Размер71.06 Kb.

Круглый стол на тему: «Игровые технологии как средство развитие детей с ОВЗ»


Марина Казянина
Круглый стол на тему: «Игровые технологии как средство развитие детей с ОВЗ»

«Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ».

2 слайд

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то о коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. К то же в этом виноват?

Современное общество диктует свои правила. мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Информационные технологии Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Игровые технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

3 слайд

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

4 слайд

Нормативно правовые документы регламентирующие работу по данному направлению различных уровней представлены на слайде.

ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от17 октября 2013 года №1155

ФЗ от 24.07.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с изменениями от 17 декабря 2009 года)

Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)

Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассомблеи ООН от 20 декбря 1971 года)

Декларация о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года)

Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года)

5 слайд требования ФГОС ДО

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.

Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Верховный Совет - это высший орган государственной власти и законодательный орган СССР и союзных республик, а также в некоторых странах и общественных организациях.

Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ

• Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

6 слайд

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

7 слайд

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

• игровые тренинги;

• сюжетно – ролевые игры;

• театрализованные игры.

8 слайд

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

9 слайд

Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

• игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

• игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

• игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

10 слайд

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

11 слайд

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.

Опорно-двигательная система (опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, локомоторная система, скелетно-мышечная система) - функциональная совокупность костей и скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов, образует человеческое тело.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

12 слайд

Значение игровой технологии:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала

13 слайд концептуальные основы

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в определенной последовательности

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.

14 слайд

Последовательность реализации педагогической игры

дидактическая цель ставится в форме игровой задачи

образовательная деятельность подчиняется правилам игры

учебный материал используется в качестве её средства

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

15 слайд

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

16 слайд

Характеристика педагогической игры

- чётко поставленная цель обучения;

-управление ходом игры;

-учебно-познавательная направленность;

-подведение итогов и оценивание;

- соответствующий цели педагогический результат;

17 слайд

Виды педагогических игр

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение Знаний Умений и Навыков в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

7 Развивающие: развитие Высших Психических Функций, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Высшие психические функции (ВПФ) - наиболее сложноорганизованные психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

18 слайд

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

Учёт структуры дефекта;

Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

Соответствие коррекционной цели занятия;

Учёт принципа смены видов деятельности;

Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

19 слайд Технологии для развития познавательной активности детей с ОВЗ

Изучив материалы, представленные в научной и методической литературе, для развития познавательной активности детей с ЗПР целенаправленно, можно использовать следующие технологии:

• создание ситуации успеха (А. С. Белкин)

• технология проблемного обучения

• технология развивающих игр (Б. П. Никитин)

• использование метода экспериментирования (О. В. Дыбина)

• Технология «Марии Монтессори»

20 и 21 слайд

Использование современных ИКТ

Так же в игровых технологиях используются современные ИКТ

Можно использовать

Презентации, слайдовые шоу

Компьютерные адаптированные игры (КИС):

Кукушкиной О. А. «Лента времени», «Развивающие игры в среде ЛОГО»;

Горячев А. В. «Все по палочкам»;

Компания «Новый диск»: «Баба яга учиться считать», «Мой мир: скоров школу» и др. ;

Кид-малыш: «Веселая учеба с самым умным котом на планете», «Гарфилд дошкольникам», «Смешарики»

Интеракивные мультфильмы компании Арт-студия.

Компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Игры для Тигры», «Перволога», «Дельфа 130», «Мир за твоим окном», «Грамотей» и др.)

Игровое пособие «Компьютер для дошколят»

Интерактивные панно

22 слайд

Игровые технологии удовлетворяющие современным требованиям представлены в РППС группы компенсирующей направленности в различных цетрах : «Математики и сенсорного развития», «Речевого развития», «Физического развитии», «Музыки», «Логопедический мини-центр», «Центре ознакомления с социальным окружением и предметным миром», «Центре природы и познавательно-исследовательской деятельности» и др. Среда является полисенсорной, доступной и многофункциональной.

23 Слайд

Особенность работы с воспитанниками с ОВЗ предполагает насыщение сенсомоторного пространства, так как у детей наблюдаются отставания в развитии зрительного, слухового, кинестетического восприятия.

На данном слайде представлено Игровое оборудование для Развитие зрительного восприятия: сенсорные кубики, тактильные дощечки, пирамидки, домики с вкладышами, дидактические игры «Оденем Таню», «Уточки», «Цвета», «массажные мячики», «массажные дорожки» и др.

Зрение человека (зрительное восприятие) - способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.

с помощью этого оборудования мы развиваем восприятие цвета, формы, величины предметов,

восприятие целостной картины мира

24 Слайд

На данном слайде представлено так же оборудование для Развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины предметов, восприятие целостной картины мира) Игровое поле «Город», настольная игра «Курочки»

25 Слайд

Оборудование для Развитие слухового восприятия Звучащие игрушки (шумовки, музыкальные инструменты, деревянные кубики «День-ночь», сенсорные кубики и др.

Музыка́льные инструме́нты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.музыка

Карти́на ми́ра - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.

) Баночки - шумелки, бубны, металлофон, колокольчики, ложки, погремушки, дудочки, гармошки, трещотки и др.

Оборудование данного направления работы представлено в центрах «Речевое развитие», «Логопедический мини -центр», «Музыка».

26Слайд

Развитие кинестетического восприятия

(восприятие тактильно-двигательных ощущений, мелкой и общей моторики)

Игровое оборудование: игра «Тактильные дощечки», «Чудесный мешочек», сенсорные кубики, игры с песком, водой, крупами и мелкими игрушками, мозаика крупная и мелкая, крупные, мелкие и средние мячи, тактильные дорожки, массажные мячи, мягкие губки, ребристая доска, коврики массажные и др.

Представлено оно в таких центрах как: «Физического развития», «Центре природы и познавательно исследовательской деятельности», «Логопедический центр», «Математики и сенсорного развития».

27 Слайд

Развитие внимания

Среда группы компенсирующей направленности представлена игровым оборудованием на развитие зрительного, слухового, моторно-двигательного внимания. Данное направление представлено в центре «Математики и сенсорного развития», «Логопедический миницентр», «Музыка», «Ознакомления с социальным окружением и предметным миром», «Природы и познавательно исследовательской деятельности».

Дидактические игры: «Предметы и контуры», «Рукавички», «Что для чего», «На что это похоже», «Найди различие», «Часть и целое», «Четвертый лишний», «Что звучало», «Повтори» и др.

28Слайд

Развитие мышления

(операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения)

дидактические игры и игровые упражнения: «Логика», «Что для чего?», «Часть и целое», «Кто в домике живет», «Найди и угадай», «На каждую загадку - четыре отгадки», «Найди пару», «Логические таблицы», «Ассоциации», «Четвертый лишний» и др.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная с различными видами конструкторов.

29 Слайд

Развитие сферы представлений

(о себе, об окружающем, о времени и пространстве) нами используются Дидактические игры: «Паровозик для зверят», «Профессии», предметные картинки (птицы, деревья, одежда, обувь, зимующие и перелетные птицы, дикие и домашние животные, времена года, мебель, посуда и др.

Дома́шние живо́тные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг.

, «Собери картинки», «в мире животных», «Круглый год», «Назови одним словом», «Река жизни», «Разложи правильно» и др.

Данное игровое оборудование представлено в «Центре ознакомления с социальным окружением и предметным миром», «Центре природы и познавательно-исследовательской деятельности».

30Слайд

Развитие памяти

используются Дидактические игры: «Парочки», «Мемо», «Цепочки», «Занимательные фигуры», «Что для чего?», «Найди пару», «Курочки» и др.

Данное игровое оборудование представлено в центре «Математики и сенсорного развития»

31-32 Слайд

Развитие речи

(развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, автоматизация звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, развитие мелкой моторики)

Дидактические игры: «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», схемы для составлении рассказа-описания, предметные картинки, сюжетные картинки, «Звуки», «Звонкий - глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры, детская художественная литература различных жанров и др.

33 слайд

Для детей с ОВЗ, чтобы развивать их психические процессы, требуется воздействие на несколько анализаторов, т. к.

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

это способствует сосредоточению ребенка, вниманию, интереса и одновременно ребенок получает разносторонние развитие

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

На данном слайде представлена игрушка с помощью которой можно развивать зрительное восприятие, координацию движений, слуховое восприятие

Таким образом, основная работа с детьми группы компенсирующие направленности строится с учетом индивидуальных психофизических возможностей воспитанников с ЗПР, и включает организацию развивающего пространства с многообразием игрового материалов, активизирующих различные анализаторные системы в интеграции.

Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

Такая многофункциональная, полисенсорная, доступная среда поможет преодолеть нарушения в развитии воспитанников и станет действенным средством в профилактики вторичных дефектов.

39 СЛАЙД

Достоинства игровой технологии

Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей – внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение.

Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.

Повышение интереса к изучаемому объекту.

По средствам игры задействуется зона ближайшего развития в обучении.

Зона ближайшего развития (ЗБР) - теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932-1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.

Игра способствует положительному психо - эмоциональному фону детей с ОВЗ.

В игре дети получают прочные и осознанные знания, которые им помогут адаптироваться к социуму.


  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Высших Психических Функций , творческих способностей