Главная страница
Контакты

    Главная страница


Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»




Дата31.03.2017
Размер8.57 Kb.

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»


Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема : Дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Звук - физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.

Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.

Бу́ква - отдельный символ какого-либо алфавита, графема, монограф.

Диáгноз (греч. διάγνωσις, diagnosis - распознавание: dia - врозь, gnosis - знание) - заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента.

Задачи :

1) - уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть - ц ];

- развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть - ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

-уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть - ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

Содержание :

1 Организационный момент

Приветствие.

«Грамматическая зарядка».

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт.

На́вык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις - «знание») - высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса - высшего проникновенного богопознания.

Организация (от греч. ὄργανον - инструмент) - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Словоизмене́ние - образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются фле́ксиями (лат. flexio - «сгибание», «переход голоса»).

Почтальон Игорь Иванович Печкин - персонаж произведений детского писателя Эдуарда Успенского и, на их основе, серии советских мультфильмов («Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино» (хотя первый мультфильм, где он появился в 1975 году, назывался «Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик»)).

Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

- Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

Опти́ческое изображе́ние - картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему световых лучей, отражённых от объекта, или излучённых им. Оптическое изображение воспроизводит контуры и детали этого объекта в виде распределения освещённости.

Введение - в собственном смысле - предварительные сообщения общего характера, предпосылаемые произведению, обычно научного характера, с целью ввести читателя в курс предмета.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

- Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

- Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

- Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть - ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги : тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

- Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть - ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

Цыплёнок- ц___,

т___,

___т___ц

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Птене́ц - в орнитологии название птичьего детёныша. Как и другие детёныши, птенцы отличаются неуклюжим телосложением, относительно крупной головой, крупным клювом и большими глазами (схема ребёнка).

Куни́цы (лат. Martes) - род хищных млекопитающих из семейства куньих (Mustelidae).

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ дифференциация [ ть - ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

Тень-

Цель-

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

…емни. а

…епли. а

…ирк

…еатр

больни. а.

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Пе́стик (лат. pistillum) - часть цветка, образованная одним либо несколькими сросшимися плодолистиками; женский репродуктивный орган цветковых растений. В полости пестика расположены семязачатки.

Смысл - сущность феномена в более широком контексте реальности.

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Подведение итогов.

Больни́ца - вид гражданского стационарного медицинского учреждения, направленного на лечение больных и/или специализированную углубленную дифференциальную диагностику заболеваний в стационарных условиях.

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Выставление оценок


  • Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР