Главная страница
Контакты

    Главная страница


Математика

Скачать 76.92 Kb.



Скачать 76.92 Kb.
Дата20.04.2017
Размер76.92 Kb.

Математика


Математика


Пояснительная записка.


Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Фигура (лат. figura) - термин, формально применимый к произвольному множеству точек; тем не менее, обычно фигурой называют замкнутые множества на плоскости, которые ограничены конечным числом линий. В этом случае фигура обычно имеет площадь и периметр.
Объедине́ние мно́жеств (тж. су́мма или соедине́ние) в теории множеств - множество, содержащее в себе все элементы исходных множеств. Объединение двух множеств A и B обычно обозначается A ∪ B , но иногда можно встретить запись в виде суммы A + B .

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями.

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Методы обучения Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.

Решения всех видов задач записываются с наименованиями.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.

Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.

Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.





ПРОГРАММА.

1 класс

(5 ч в неделю)

Пропедевтический период 

ЧИСЛА. ВЕЛИЧИНЫ

·         Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные.

Поря́дковые числи́тельные - класс имён числительных, обозначающий порядок предметов при счёте.
Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

·         Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

·         Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

·         Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 2. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

·         Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

·         Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

·         Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

·         Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

·         Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

·         Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

·         Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.



Программное и учебно-методическое обеспечение плана

по математике


Количество часов в неделю – 5 часов

Количество часов в I полугодии – 80 часов

Количество часов во II полугодии – 85 часов

Всего – 165 часов


«Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида»

Москва «Просвещение» 1999 год под ред. В.В. Воронковой


Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в двух частях / Т.В. Алышева. – Москва «Просвещение» 2013 год.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

  • количественные, порядковые числительные в пределах 20;

  • состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

  • десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;

  • линии — прямую, кривую, отрезок;

  • единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;

  • название, порядок дней недели, количество суток в неделе.


Учащиеся должны уметь:

  • читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;

  • выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 3, 3 5, 10 4, 4 10;

  • решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;

  • узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

  • чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;

  • чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.


Примечания.

1.      Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.

2.      Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.

3.      Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.

4.      Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.

5.      Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.















Календарно-тематическое планирование

I четверть


Пропедевтический период.

Выявление знаний учащихся.



2


2

3-4

Выделение из группы предметов одного или нескольких.

Предметные картинки.

2


3

5-6

Сравнение предметов по размерам: большой – маленький, больше – меньше, равные. Круг.

Цветные полоски, предметные картинки.

2


4

7-8

Величинные понятия: длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой длины.

Цветные полоски, предметные картинки.

2


5

9-10

Сравнение предметов по размерам: широкий – узкий, шире – уже, одинаковой ширины.

Цветные полоски, предметные картинки.

2


6

11-12

Сравнение предметов по размерам: высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой (равной) высоты.

Цветные полоски, предметные картинки.

2


7

13-14

Сравнение предметов по размерам: глубокий – мелкий, глубже – мельче, одинаковой (равной) глубины.

Цветные полоски, предметные картинки.

2


8

15-16

Сравнение предметов по размерам: толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины.

Таблички, ленточки для сравнения.

2


9

17-18

Сравнение предметов по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче, одинаковой (равной) тяжести. Треугольник.

Таблички, ленточки для сравнения.

2


10

19-20

Мало – много, несколько больше – меньше, столько же (равное количество).

Таблички.

2


11

21-23

Положение предметов в пространстве: впереди – позади, слева – справа, вверху – внизу.

Предметные картинки.

3


12

24-25

Положение предметов в пространстве: близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там.

Предметные картинки.

2


13

26-27

Положение предметов в пространстве: рядом, около, в центре, между.

Предметные картинки.

2


14

28-29

Положение предметов в пространстве: под, у, над, в, внутри, за, перед. Квадрат.

Предметные картинки.

2


15

30-31

Положение предметов в пространстве: крайний, первый, последний, перед, после, следом, за.

Предметные картинки.

2


16

32-34

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь – сутки.

Таблица «Сутки».

3


17

35-37

Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

Раздаточный материал.

3


18

38-39

Временные понятия: давно – недавно.

Раздаточный материал.

2


19

40-41

Временные понятия: медленно – быстро. Прямоугольник.

Геометрические фигуры.

2


20

42-43

Сравнение количества жидкости. Изменение количества жидкости.

Иллюстрации.

2


21

44-46

Сравнение количества сыпучих веществ. Изменение количества сыпучих веществ.

Предметы для сравнения.

3


22

47-49

Сравнение по возрасту: старше – моложе.

Сюжетные и предметные картинки.

3


23

50-54

Повторение пройденного материала. Работа с геометрическими фигурами.

Геометрические фигуры.

5



II четверть


III четверть


Счетный материал.

2


25

43

Состав числа 7.

Счетный материал.

1


26

44-45

Сложение и вычитание в пределах 7.

Счетный материал.

2


27

46-47

Решение задач. Построение прямой линии, проходящей через одну точку, две точки.

Счетный материал.

2


28

48

Число и цифра 8.

Табличка «Число 8»

1


29

49-50

Числовой ряд от 1 до 8.

Занимательный материал.

2


30

51

Сравнение чисел в пределах 8.

Занимательный материал.

1


31

52

Состав числа 8.

Счетный материал.

1


32

53

Сложение и вычитание в пределах 8. Счет парами.

Счетный материал.

1


33

54-55

Решение задач. Геометрические тела.

Счетный материал, геометрические фигуры.

2


34

56

Проверочная работа.


1


35

57-60

Повторение материала.

Счетный материал.

4



IV четверть


Таблица, предметные картинки

2


9

16

Числовой ряд от 1 до 10, от 10 до 1.

Числовой ряд

3


10

17-18

Сравнение чисел.

Числовой ряд

2


11

19-20

Состав числа 10.

Табличка «Состав числа 10»

2


12

21-22

Вычитание из 10.

Табличка «Состав числа 10»

2


13

23-24

Сложение и вычитание в пределах 10.

Табличка «Состав числа 10»

2


14

25-28

Решение задач.

Занимательный материал

4


15

29

Таблица сложения числа 1.

Таблица «Состав чисел первого десятка»

1


16

30

Прибавление и вычитание числа 2.

Таблица «Состав чисел первого десятка»

1


17

31

Прибавление и вычитание числа 3.

Таблица «Состав чисел первого десятка»

1


18

32

Прибавление и вычитание числа 4.

Таблица «Состав чисел первого десятка»

1


19

33

Прибавление и вычитание числа 5.

Таблица «Состав чисел первого десятка»

1


20

34

Контрольная работа.

Текст работы

1


21

35-42

Повторение пройденного материала.

Занимательный материал

8






  • ПРОГРАММА.
  • Программное и учебно-методическое обеспечение плана
  • Календарно-тематическое планирование