Главная страница
Контакты

    Главная страница


Материал на стенд «Профилактика дисграфии»




Дата31.03.2017
Размер5.5 Kb.

Материал на стенд «Профилактика дисграфии»


Татьяна Могирь
Материал на стенд «Профилактика дисграфии»

Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста

Одной из актуальных проблем отечественной практической логопедии является предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, для обозначения которых используется специальная терминология: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения.

Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- - приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω - «пишу, рисую») - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Логопе́дия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики.

Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.

Дисграфию часто путают с дизорфографией. Дизорфография – нарушение письменной речи, обусловленное множеством ошибок на правила русского языка. При дисграфии наблюдаются специфические оишибки.

Дисграфию делят на несколько видов:

1. фонематическая дисграфия (акустическая или акустико – фонематическая) на основе нарушения фонемного распознавания.

Одним из компонентов, входящих в структуру при данной речевой патологии является недоразвитие фонематического слуха.

Патоло́гия (от греч. παθος - страдание, боль, болезнь и λογος - изучение) - болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции (патогенез).

Фонематический слух (Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Несформированность фонематических процессов у детей приводит к трудностям реализации фонематического принципа правописания, что проявляется в заменах букв, искажениях звукослоговой структуры слова.

Орфогра́фия, правописание (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός - «правильный» и γράφω - «пишу») - единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.

Коррекционно-логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

формировать и совершенствовать фонематические представления на основе анализа и синтеза;

Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в Вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения.

• учить слышать звук, соотносить его с соответствующими речедвигательными операциями, точно представлять себе зрительный образ буквы, которая соответствует этому звуку;

• учить видеть букву, соотносить графический образ с определённой фонемой и отвечать соответствующей артикулемой;

• учить слышать гласные, выделять их из слогов разного типа и слов различной слоговой структуры;

• учить определять на слух и передавать на письме последовательность слогов в слове;

• учить различать на слух и передавать на письме твёрдое и мягкое звучание согласных;

Опера́ция (лат. operatio, действие) - действие, совокупность действий для достижения какой-либо цели.

Согла́сные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

• учить различать на слух и передавать на письме глухие и твёрдые согласные.

2. артикуляторно-фонематическая дисграфия наблюдается при нарушениях звукопроизношения и фонематического слуха.

3. графическая дисграфия проявляется в искажённом письме букв.

4. зрительная или оптико-пространственная дисграфия наблюдается при нарушениях зрительного гнозиса. Наблюдаются ошибки в написании элементов букв (добавление, пропуски, письмо вне строки, письмо всех заглавных или зеркальное написание.