Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическая разработка маршрута похода с элементами игры «День рождение Сладкого дерева»

Скачать 59.81 Kb.



Скачать 59.81 Kb.
Дата19.03.2020
Размер59.81 Kb.

Методическая разработка маршрута похода с элементами игры «День рождение Сладкого дерева»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

маршрута похода

с элементами игры

«День рождение Сладкого дерева»





Чиркова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г.Нолинска»

Кировской области














Г.Нолинск

2020г.



Отправляйтесь, друзья, в поход.

Как же здорово там, где были!

Как интересно всё то, что ждёт!

В. Локтев

Поход с элементами игры

«День рождение сладкого дерева».

Объяснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения совместного похода с родителями по родному краю. Рекомендована учителям начальных классов, для организации внеклассных мероприятий в школе, педагогам дополнительного образования детей.


Возраст: для детей младшего школьного возраста (7-8 лет).


Цель: формирование у детей правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и основ безопасного поведения на природе во время похода.


Задачи:

  • Ознакомление детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;

  • закрепление на практике знания основ безопасного поведения на природе;

  • привлечение детей к занятию туризмом, формирование желания вести здоровый образ жизни;

  • ознакомление детей с целебными свойствами лесных растений;

  • сплачивание группы детей и родителей в единый коллектив.


Форма проведения: ролевая игра, в которой принимают участие учащиеся, их родители и классный руководитель.


Методы: словесный, наглядный, практический


Сроки проведения: сентябрь-октябрь

Место проведения: городской лес


Предварительная работа:

На уроках окружающего мира:

-беседа о правилах безопасного поведения на природе;

-беседа с детьми о туристах, особенностях их жизни;

Во внеклассной работе:

  1. Классный час «У похода есть начало»

- дети знакомятся с различными видами походов: походы в лес, к водоемам, в горы и даже на Северный полюс;

- узнают о средствах передвижения во время походов, облегчающие туристам путь: велосипеды, лодки, лыжи, байдарки и т.д.)

  1. Родительское собрание: сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей и приглашение родителей к участию в игре.


Организация похода:

  1. Разработка туристического маршрута родителями и классным руководителем с указанием станций;

  2. определение названия станций и подбор заданий, которые будут выполняться детьми;

  3. определение сказочных персонажей (роли сказочных героев исполняют родители учащихся);

  4. выбор мест для станций и его подготовка в соответствии с заданием;

  5. выбор места для конечной станции у «Сладкого дерева»;

  6. выбор места для костра и стоянки для привала;

  7. подготовка оборудования для организации и проведения каждой станции;

  8. составление списка вещей, необходимых в походе для детей;

  9. подготовка письма-приглашения от «Сладкого дерева» на день его рождения (помогло заинтересовать учащихся идеей совместного похода).


Описание игры – похода: дети, в необходимой для похода экипировке, собираются в определенное время на территории школы. В поход отправляются дети и учитель. Проходит построение детей, сообщаются цели похода, проводится беседа по правилам безопасного поведения на природе, необходимости совместного движения. Маршрут движения детей контролирует классный руководитель.

В это время родители направляются самостоятельно на поляну в лесу – конечный пункт маршрута, где им необходимо украсить Сладкое дерево, подготовить место для костра. Дети не знают об участии родителей в игре, о чем было заранее согласовано с учителем. Группа родителей (сказочные герои) готовят свои «станции» к приходу детей.


Маршрут движения:

  • сбор детей у здания МКОУ СОШ с УИОП (начальная школа);

  • следуем в сторону НГПТ г.Нолинска;

  • спуск по тропинке в сторону лыжной базы у д.Пуга;

  • первая станция – «Сказки Ученого кота»;

  • вторая станция – «В гостях у Кикиморы»;

  • третья станция – «Старичок – лесовичок» ;

  • четвертая станция – «На огороде Бабы – Яги»;

  • пятая (конечная) станция – «Сладкое дерево»


Описание станций.

  1. «Сказки Ученого кота».

Задание: участники похода отгадывают загадки о сказочных персонажах, рассказывают о правилах поведения в лесу.


  1. «В гостях у Кикиморы».

Оборудование: картинки (гербарий) лекарственных растений.

Задание: дети отгадывают загадки о дикорастущих лекарственных растениях и рассказывают о применении лекарственных растений в жизни человека. Кикимора дополняет комментарии детей рассказами о целебных свойствах растений, которые можно использовать в походах.


  1. «Старичок - лесовичок».

Оборудование: мешки для мусора, «мусор» для проведения игры.

Задание: с участниками похода проводится игра «Собери мусор». Старичок-лесовичок знакомит с правилами разведения костров и грамотным их использованием.


  1. «На огороде Бабы - Яги».

Оборудование: клубни картофеля для проведения игры «Горячая картошка» .

Задание: участники похода играют в игру «Горячая картошка». Далее Баба-Яга загадывает загадки о снаряжении туриста, рассказывает о работе компаса. *


  1. «Сладкое дерево»

Задание: все участники похода (дети, родители, сказочные персонажи) водят хоровод вокруг «Сладкого дерева».


* - задания для каждой станции подбираются на усмотрение учителя



Оборудование:

  • спортивная экипировка детей, рюкзаки с едой и питьем;

  • туристская лопатка, котелок, дрова для разведения костра;

  • картинки (гербарий) лекарственных трав ;

  • «мусор» для игры;

  • костюмы Ученого Кота, Кикиморы, Старичка-лесовичка, Бабы-Яги;

  • клубни картофеля для игры «Горячая картошка»;

  • сладости для украшения ели – «Сладкого дерева»;

  • компас;

  • письмо-приглашение детям на день рождение Сладкого дерева.










Ход похода- игры.


(Поход начинается на территории школы. В поход отправляются дети и учитель. )


Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по нашему краю. Наша задача найти место, где растет Сладкое дерево. Много испытаний нас ждет впереди, но мы будем дружными и внимательными и обязательно найдем его.


- А каким другим словом можно заменить слово “путешествие”? (Поход)


- Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми.


- А как называют таких людей? (Туристы)


-Отгадайте загадку и узнаете, что нужно туристу в походе.

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками,

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (рюкзак)


-Что обязательно положит в рюкзак настоящий турист? (дети перечисляют)


- Обратите внимание, вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть и рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. Пожелаем друг другу удачи и интересных приключений!

( У входа в городской лес, на тропе, детей встречает Ученый Кот. Он сидит на пеньке, задумчиво читает книгу)


Кот: У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.


Мяу. Здравствуйте. Я Кот ученый, тот самый, который «…идет направо-песнь заводит, налево –сказку говорит». Вот вы, наверное, думаете, хорошо мне в моей сказке жить, в Лукоморье этом? Чудеса, мол тут, тайны, Леший бродит, Русалку повидать можно… Так- то оно так, только вот нет этих чудес – то давно! Толку-то, что я ученый! Не с кем поделиться моими знаниями! Дети мало читают, вот и не приходят ко мне. А вы-то зачем пришли в мое Лукоморье?


-(дети отвечают) На день рождение Сладкого дерева идем.


Кот: День рождение? Слыхал, слыхал о таком чуде! Праздник для Лукоморья необычный, сказочный - день рождение сладкого дерева.

Когда-то давным- давно, лет триста тому назад, один осенний ветерок – проказник принес с южной стороны к нам в Лукоморье маленькое семечко. Семечко проросло и стало сказочным деревом. Каждый год на этом дереве созревают сладости. С тех пор мы, жители Лукоморья, справляем каждую осень его день рождения. И вы приглашены на праздник?


- Путь к Сладкому дереву нелегкий, но если вы будете дружными и внимательными, то обязательно найдете это дерево. Но сначала я вас проверю. Я сейчас пойду налево, а, значит, будет сказка. Угадаете какая?


Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? («Волк и семеро козлят»)


В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. («Гадкий утенок»)


Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. («Золотой ключик»)


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… («Айболит»)


Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)


- Надо к ней идти. Она дорогу нам покажет. Но сначала скажите, как нужно вести себя в лесу, чтобы не распугать жителей Лукоморья.


(дети рассказывают правила поведения в лесу)

Нельзя:

- беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда ;

- ломать растения, срывать цветы;

- выкапывать растения.

- загрязнять природную среду;


(Далее «путешествие» продолжается вместе с Котом ученым. На маршруте встречаем Кикимору)

Кикимора:

Я Кикимора весёлая, коварная,

Я – хозяйка во владениях своих.

Вредительница умелая, бывалая,

Не пущу я в лес туристов никаких!

Вы зачем сюда пришли?

Больше места не нашли?

Уходите все отсюда,

А иначе будет худо!


Кот: Не ругайся, Кикимора лесная. Ребята – туристы и ищут дорогу к Сладкому дереву. Лучше помоги им.


Кикимора: Вот как? Туристы говоришь? Я вам покажу дорогу, если вы отгадаете мои загадки и ответите на мои вопросы. (После отгадывания детьми каждой загадки, Кикимора спрашивает у детей о применении лекарственных растений в жизни человека и дополняет комментарии детей рассказами о целебных свойствах растений, которые можно использовать в походах.)


  1. На припеке, у пеньков, много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки, собираем огоньки. (Земляника)


2) Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)


- Из листьев земляники и малины в походе можно заварить чай. А если простудился – первое средство.


  1. Облако на ножке у меня в ладошке.
    Мне не утерпелось, дунул - разлетелось. (одуванчик)


- Одуванчикрастение лекарственное. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Оно съедобно – можно приготовить салат, из него готовят даже одуванчиковое варенье.


  1. Растет зеленый кустик,
    Дотронешься- укусит. (крапива)


- Крапива – молодые побеги употребляются на зеленые щи, салаты.


5) Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (подорожник)


- Для чего нужен подорожник? Подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится.


- Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим. (Кикимора показывает картинки или гербарий растений. Дети называют их и рассказывают об их пользе)

-Молодцы. Но запомните, применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. А как вы думаете, почему? (дети отвечают, что сейчас плохая экология) Молодцы! Покажу я вам дорогу. Только чур, идем друг за другом, держась за пояс.

(Дети идут дальше и встречают Старичка-лесовичка)

Старичок – лесовичок:

Я - сердитый мужичок,

Старичок-лесовичок.

Я в моём лесу живу,

Охраняю здесь траву,

Все деревья и кусты,

Берегу листы, цветы.


Вы зачем сюда пришли?

Что с собою принесли?

Если вы пришли с добром,

Награжу вас всех потом.

А сейчас ко мне идите,

И зачем пришли, скажите?

Дети: Мы идем на день рождения Сладкого дерева.

Старичок – лесовичок: А дорогу –то знаете? Показать надо? Да вот только беда у меня приключилась. Были тут недавно у меня в гостях горе-туристы, непорядок оставили. Посмотрите, как у меня на поляне грязно стало, мусора – то сколько! Помогите мне его собрать.

(Игра «Собери мусор».)



Старичок – лесовичок: Спасибо за помощь! Но вот незадача, а что теперь мне делать с этим мешком мусора? (Дети рассказывают Старичку-лесовичку о том, что мусор необходимо уносить с собой или закапывать в специально вырытую яму.) Вы, ребята, молодцы, помогли мне лес от мусора спасти.

- А скажите –ка, какое самое страшное бедствие для леса? (пожар)

- А в походе костры с родителями разжигаете? Непотушенный костер – причина лесного пожара. Все растения в этом месте погибают. И если даже костер хорошо потушить, на его месте десять лет ни одной травинки не взойдет. Земля свои ожоги долго залечивает.

А как быть туристам? В походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Вот и приходит на помощь костер. Тогда костер разводят по особым правилам. Если хотите, я их вам сейчас расскажу.

Правила разведения костра:

  • чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений или использовать старое костровище;

  • место для костра обложить камнями;

  • костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями ;

  • костер всегда разводит только взрослый;

  • нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

  • для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

  • перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

(Старичок – лесовичок проверяет, запомнили ли дети правила разведения костра.)

-Ну, что, идем дальше? А дальше надо проскакать на одной ножке по этой тропинке.

(на небольшой полянке встречает Баба-Яга)

Баба-Яга: здравствуйте, вам, пожалуйста! Явились, не запылились, голубчики! (бормочет про себя, разглядывая детей) Вот того закушу соленым огурчиком, этого симпатюлечку возьму на жаркое, а вот этого – на лопату посажу….Наконец-то сбудется моя мечта- хорошенько поесть!


(говорит вслух) Здравствуйте, касатики краснощекие, красивенькие! Я вам очень рада. Куда вы, милочки, путь держите?


Дети: Мы идем на день рождения Сладкого дерева.


Баба- Яга: Хитренькие какие… Думаете пропущу к «сладкому дереву»? Сначала помогите мне. Справитесь с работенкой – пропущу, А не справитесь… на лопату, подрумяню к ужину! Огород рядом с моей избушкой, всем на удивление.


Учитель: при чем тут огород? Мы сегодня идем в гости к сладкому дереву.


Баба- Яга: Как при чем?? Там же картошка у меня растет! Знаете, какая у меня вкусная картошечка в печке получается! Вкусненькая, горяченькая! А для туристов –наипервейшая еда, в костерке приготовленная! Ну-ка посмотрим, кто картошечку-то любит?

(Проводится игра «Горячая картошка». Б.Я. организует 2 круга. Участники игры становятся в круг – спиной внутрь. Одному ученику в каждом кругу дает картошку. По сигналу игрок с «картошкой» поворачивается вокруг себя и передает ее соседу по кругу. избавляясь от нее как можно быстрее. Тот, сделав поворот вокруг себя, передает дальше по кругу. Как только прозвучит сигнал Бабы Яги- «стоп», тот, у кого осталась картошка в руках, выходит из круга. Так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок- победитель в каждом круге.)


Баба- Яга: Ох, развеселили старую. Ой молодцы!!! Ну что, пропущу ребятишек к Сладкому дереву и дорогу укажу. С помощью одного интересного предмета.

(загадывает загадку)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

И ведет нас за собой. (компас)


(Баба-Яга показывает компас, объясняет как с ним работать)


-А еще настоящему туристу надо много полезных вещей.

(загадывает загадку)

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)


Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это?
(Карта)

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесешь.
(Костер)


И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?..
(Палатка)


Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай и кофе вскипятить.
(Котелок)

Я землю копала — 
 Ничуть не устала. 
 Кто мной копал, 
 Тот и устал.  ( лопата)

(Баба-Яга выводит всех участников похода (детей, Ученого Кота, Кикимору, Старичка-лесовичка, учителя) на поляну, на которой находится украшенная сладостями елка – «Сладкое дерево».

Неожиданно для детей на поляне появляются родители. Родители объясняют детям, что они тоже получили приглашение от Сладкого дерева.)


Баба- Яга: Вот оно, наше Сладкое дерево! А как же именинника – то поздравим? Давайте устроим ему хоровод именинника.

(все участники похода встают в хоровод и идут вокруг «Сладкого дерева»)


Разжигание костра совместно с родителями. Заваривание чая. Проведение конкурсов.


Герои (вместе)

Вот настал момент прощанья
И будет краткой наша речь,
Мы говорим вам: до свиданья,
До новых интересных встреч!

( Учитель благодарит участников похода за проявленные в походе знания, умения, смекалку.)


Уборка территории. Совместный уход домой.




Литература:

  • Сухин И.Г. «Мойдодыр,Черномор, Снеговик и другие», Москва «Новая школа», 1996 г.

  • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 222с.

  • http://loktevva.blogspot.ru/2012/04/blog-post_17.html - стихотворение Валерия Локтева

  • http://www.spas-extreme.ru/spas_ekstrim_soobshhaet/Blog/item/70546/. –школа безопасности

  • http://www.renema.ru/koster/61-pravila-razvedenija-kostrov.html - правила разведения костров, виды костров

  • http://www.sibtrophy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=486:2011-02-19-15-09-26&catid=95:2011-02-18-17-42-11&Itemid=180. - дикие съедобные растения в походе.

  • http://www.vsezagadki.ru/2010/12/zagadki-pro-turistov/. –все загадки про туристов

  • http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-jagody-s-otvetami.html - загадки о растениях

  • http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev. - загадки о сказочных героях

  • http://www.prozagadki.ru/756-zagadki-pro-kazochnykh-geroev.-kikimora.htm - загадка о Кикиморе

  • http://iara-z-m.narod.ru/index/0-1017. -стихотворение о Кикиморе

  • http://www.solnet.ee/holidays/s7_26.html -стихотворение о Старичке -лесовичке


Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Г.Нолинск
  • Поход с элементами игры
  • Описание игры – похода
  • Описание станций.
  • «На огороде Бабы - Яги».
  • (Поход начинается на территории школы. В поход отправляются дети и учитель. )
  • ( У входа в городской лес, на тропе, детей встречает Ученый Кот. Он сидит на пеньке, задумчиво читает книгу)
  • (Далее «путешествие» продолжается вместе с Котом ученым. На маршруте встречаем Кикимору)
  • (Дети идут дальше и встречают Старичка-лесовичка
  • (на небольшой полянке встречает Баба-Яга)
  • (Баба-Яга выводит всех участников похода (детей, Ученого Кота, Кикимору, Старичка-лесовичка, учителя) на поляну, на которой находится украшенная сладостями елка – «Сладкое дерево».
  • Неожиданно для детей на поляне появляются родители. Родители объясняют детям, что они тоже получили приглашение от Сладкого дерева.)
  • Разжигание костра совместно с родителями. Заваривание чая. Проведение конкурсов
  • Уборка территории. Совместный уход домой.
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку