Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.»

Скачать 10.95 Kb.



Скачать 10.95 Kb.
Дата01.04.2017
Размер10.95 Kb.

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.»


Татьяна Назаренко
«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.»

Назаренко Татьяна Владимировна МДОУ "Детский сад №14 комбинированного вида" город Шуя Ивановская область.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему. пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,. но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи в группе компенсирующего назначения.»

Я работаю в группе компенсирующего назначения, которую посещают дети с различными нарушениями речи (ФФНР, ОНР, НРСХ). У наших детей недостаточный словарный запас, они не умеют согласовывать слова в предложении, нарушено звукопроизношение, они не умеют построить сюжетный и описательный рассказ.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
По данным исследований, объем зрительной памяти и возможности логического запоминания у детей с нарушениями речи, почти не отличаются от нормы, но снижена слуховая память, продуктивность запоминания, поэтому становится актуальным использование творческих методик, таких как мнемотехника. слайд

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу всех определений связанных с запоминанием.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, путем образования дополнительных ассоциаций и, конечно, развитие речи.

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Основные задачи мнемотехники:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Пересмотрев множество литературы, изучив опыт работы Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьевой, О. А. Воронкевич, я выбрала метод мнемотехники, как эффективный материал в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Я брала за основу уже готовые модели и мнемотаблицы, потом я стала изменять и совершенствовать их,составлять совместно с детьми. Мнемотехнические приемы в своей работе используют все педагоги, просто не акцентируют на этом внимание. Например, в дидактической игре «Домашние и дикие животные»,для обозначения домашних животных используется картинка – дом, а для обозначения диких – лес. Слайд

В пособии Л. Г. Петерсон по формированию элементарных математических представлений также встречаются мнемоприемы, когда символами обозначаем цвет, форму, размер. Слайд

Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисованасоответствующая картинка, это также один из приемов мнемотехники.

Работа по мнемотехнике строится от простого - к сложному. В младшем и среднем возрасте используют мнемоквадраты и мнемодорожки, а мнемотаблицы начинают использовать в старшем возрасте.

Средний возраст - возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Западные учёные определяют его границы по-разному: начало - от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец - от конца четвёртого десятилетия до 60 лет.
Мнемотаблица- это графическое, или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, она может содержать также картинки, буквы, цифры.
Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός - письменный, от др.-греч. γράφω - записывать, писать) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Самое главное – передать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит процесс запоминания.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я использую мнемотаблицы для:

--обогащения словарного запаса (игра «Снежная куча»- схематическое изображение однокоренных слов); слайд

--при загадывании загадок и заучивании стихов; (Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихов, они способствуют развитию у детей слуховой памяти, процесс заучивания стихов становится более осмысленным и интересным. слайд

Этапы работы над стихотворением:

• выразительное чтение стихотворения;

• выделить в каждой строке главное ключевое слово.

Однокоренные слова - слова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький).
Ключевое слово - слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, позволяющее выявить его тематику. В вебе используется главным образом для поиска.
Представить его в виде символа или рисунка;

• чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу;

• дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

--при обучении составлению описательных рассказов (мнемотаблицы для составления рассказов по разным темам: «Животные», «Овощи, фрукты», «Птицы», «Профессии» и др.);слайд

--при пересказах художественной литературы (пересказ сказок по мнемотаблицам, использование опорных символов увлекает детей);

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
слайд

--при знакомстве с цифрами, буквами.

Следовательно, актуальность мнемотехники при работе с дошкольниками состоит в том, что:

-- во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, использование мнемотехники вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

--во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы.» ;

--в-третьих, применяя символическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

слайд