Главная страница
Контакты

    Главная страница


Обучение учащихся 1 классов математическим задачам

Скачать 54.19 Kb.



Скачать 54.19 Kb.
Дата31.03.2017
Размер54.19 Kb.

Обучение учащихся 1 классов математическим задачам


Наиля Нефедова
Обучение учащихся 1 классов математическим задачам

Роль задач на начальном этапе обучения.

В процессе решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.

Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел

первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Именно в первом классе начинает

складываться поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения

задачи.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое

использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.

Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках

математики.

Предмет исследования – моделирование проблемной ситуации при решении

сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.

Гипотеза исследования: предположим, что наиболее успешное формирование

навыков решения текстовых задач будет происходить при следующих условиях:

1. Будут использоваться различные формы, методы и приемы для возможности

использования личного опыта детей при решении задач в первом классе;

2. Будет использована технология поэтапного формирования решения сюжетной задачи;

3. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование

практических умений по данной проблеме;

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить

следующие задачи:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;

3. Выявить эффективные условия и особенности формирования логического мышления,

представления о содержании задачи;

Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.

Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

Логика Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

4. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему ;

5. Подвести итоги, сформулировать выводы.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных условий,

педагогический эксперимент;

Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное

учреждение – "Средняя школа №64» г. Ульяновска.

Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с

содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя

сообщает решение задачи (3 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты

задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно,

нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению,

не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным.

Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю

работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс

решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов:

1. Восприятие и первичный анализ задачи.

2. Поиск решения и составление плана решения.

3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.

4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответ а на вопрос

задачи.

Остановимся на содержании первого этапа – восприятие и первичный анализ

задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко

представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны

между собой данные (числа, величины, значения величин? Какими отношениями связаны

данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения,

некоторое утверждение?

Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа

решения текстовой задачи:

1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие

в ней. (Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну

– две минуты после чтения задачи учитель просит двух – трёх учеников рассказать, что

они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя

задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По

его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.).

2. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает

как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по

ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно

разбиение текста на части, описывающего: а) начало события; б) действие, которое

произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат

действия.

Переформулировка текста задачи: замена данного в нём описания ситуации другим,

с о х р а н я ю щ и м в с е о т н о ш е н и я и з а в и с и м о с т и и и х

количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки

– отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных

элементов задачи.

Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о

которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде

рисунка или чертежа.

Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания

задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а

следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.

Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний

слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.

Зна́ки препина́ния - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: слога в составе фонетического слова - словесное ударение, слова в составе синтагмы - синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы - фразовое ударение, какого-либо слова для подчёркивания его особого значения - логическое ударение.

В процессе решения разнообразных текстовых задач нетрудно заметить много

общего. Возникает необходимость выделить это общее, изучить его и целенаправленно

использовать.

Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень

важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые

связаны с действием, соответствующим сюжету.

Ориентация на жизненный опыт учащихся

Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при

решении задач повышается, если их текст сформулирован на основе разнообразных

задачных ситуаций взятых из жизни. Сформулированные на их основе задачи могут

содержать:

Избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения

требования задачи, например: «Оля купила 6кг груш, а ее подруга Света на 3кг больше.

Сколько заплатила Оля за свою покупку, если 1кг груш стоит 46 рублей?»

Недостаточно информации для выполнения требований, так в задаче: «Найти длину

и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 2

метра» – недостаточно данных для ответа на её вопрос.

Прямоугольник - четырехугольник, у которого все углы прямые (равны 90 градусам).

Чтобы выполнить эту задачу,

необходимо её дополнить недостающими данными.

3. В задачах с неполными условиями, дети, на основе своего житейского опыта, должны

для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Пример такого задания:

«Сколько лап у трех жуков?».

Разнообразные формы самостоятельной работы

Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает

ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни,

расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие

математические и нематематические задачи.

Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.

Задачи показывают значение математики в

повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической

деятельности.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического

развития, глубины освоения учебного материала.

Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде

всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы

учить этому других.

Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т. е. ее знаковая модель - это

и есть задача. Итак, генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной

ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу - как

знаковую модель проблемной ситуации.

Известный русский методист В. А. Евтушевский так охарактеризовал функции

сюжетных задач в обучении начальной математике: «Задачи, предлагаемые в классе,

заключают в себе живой материал для упражнения мышления ученика, для вывода

математических правил и для упражнения в приложении этих правил в решении частных

практических вопросов».

Итак, понятие «задача» имеет несколько определений, которые представлены выше,

а так же дана общая характеристика текстовой (сюжетной) задачи.

Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает

сформировать:

1) умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и

математических символов;

2) представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи;

3) понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;

4) навыков чтения;

5) умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели и

обратно и др.

Именно второй подход позволяет в большей степени формировать общее умение

решать текстовые задачи.

Чтобы научить ребёнка решать текстовые задачи, учитель должен в разумном

сочетании использовать оба подхода. А всё многообразие методических рекомендаций,

связанных с обучением младших школьников решению задач, целесообразно

рассматривать преимущественно с точки зрения второго подхода.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Детям предоставляется возможность анализировать и разрешать житейские ситуации,

требующие умения находить геометрические величины (дальность и длительность,

анализировать зависимость между ними. В соответствии с требованиями нового

образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.

Так же предлагаются заведомо неправильные задачи, где требуется выявить, что

именно неверно: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и7 мешков с гречкой.

Сколько раз танцевала на балу Золушка с принцем?» В данном случае неверно

сформулирован вопрос задачи.

Сначала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает

ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни,

расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие

математические и нематематические задачи.

Используемая литература

1. Нефедова Математика. 1класс: учебник в 2ч. - М., Астель 2014г.

2. Нефедова. Математика. 1класс. Методические рекомендации: пособие для

учителей / – М., Астель, 2014.

3. Нефедова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс: методические

рекомендации / 2011.

4. Социальная сеть работников образования - Интернет. nsportal.ru Паромова

А. А. Современный образовательный процесс в начальной школе