Главная страница
Контакты

    Главная страница


Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников»

Скачать 67.75 Kb.



Скачать 67.75 Kb.
Дата01.04.2017
Размер67.75 Kb.

Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников»


Татьяна Малик
Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников»

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ № 31

Малик Татьяна Олеговна

Современные дети на вопрос о том, какими они хотят быть в будущем, отвечают: «красивыми, крутыми, классными и т. д.». Многие из них и не думают быть добрыми, отзывчивыми, заботливыми, мужественными.

Мой интерес к полоролевому развитию дошкольников в связи с этим, возник не случайно. В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала актуальной. Я выявила, что социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения: девочки становятся агрессивными, грубыми, лишены скромности, нежности, терпения;

Агресси́вность (лат. aggressio - нападать) - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός - объёмный + τύπος - отпечаток) изначально - метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип - монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Социальные изменения, также культурные изменения - перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом.
мальчики перенимают женский тип поведения, слабы физически.
Физика Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Значительная часть детей растёт в неполных семьях. Такая ситуация оказывает негативное влияние, особенно на мальчиков.

Мальчик - ребёнок мужского пола, противоположный девочке по биологическому полу в возрасте до 13-15 лет (до начала полового созревания). Отличие мальчиков и девочек, а также мужчин и женщин, соответственно, друг от друга рассматриваются как гендерные различия.
Назрела необходимость создать условия для гендерной социализации дошкольников, т. к.
Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.
осознанное воспитание необходимо начинать тогда, когда ребёнок начинает различать свой пол.

Я начала свою работу по данной теме с создания предметно-развивающей среды, которая связана с реализацией интересов мальчиков и девочек. В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования уделяется особое внимание. Обращая внимание на привлекательность игрового материала, на наличие маркировки игрового пространства, в группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство. Игрушки подобраны с учётом полового признака. Мальчикам нужно больше места для игр, и это учитывается. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала.

Маркировка (от нем. markieren, от фр. marquer, англ. mark - отмечать, ставить знак) - нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик.
Строительство - создание (возведение) зданий, строений и сооружений.
Строи́тельные материа́лы - материалы для возведения и ремонта зданий и сооружений.
Мальчики строят, конструируют, ремонтируют. Им поручается «тяжёлая» работа: подвести крупные детали на машинах, установить их и т. д. Нужно научить мальчиков играть в солдат, лётчиков, моряков.

Стараюсь не выбрасывать поломанные игрушки и рваные книжки. По мере возможности вместе их реставрируем.

Возможность - направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.

Организуя игровую среду, не забываю о девочках, которым требуется большое количество мелких игрушек, атрибутов к играм.

В игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельности с учётом гендерных особенностей.

В уголке книг—тематическое разнообразие. Это энциклопедии, справочники, технические журналы, которые дети приносят из дома.

Коли́чество - категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
Спра́вочник - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.
Техника Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.
Разгадываем вместе с детьми головоломки, шарады, ребусы.

Знакомлю детей со сказками, играми, пословицами, традициями и обрядами, где есть возможность овладеть ценностями и способами полоролевого поведения.

Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Посло́вица - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Заучиваем пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, о семье, труде.

Провожу беседы с детьми на темы: «Семейные традиции и обычаи», «Детство моих родителей - каким оно было», «Как трудились дети в старину».

В уголок изотворчества совместно с детьми помещаем раскраски с различными изображениями, трафареты с изображением мужских и женских предметов, рамочки для детских рисунков разных цветов, схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании.

Поговорка - словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Трафаре́т (от итал. traforetto) - приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления.
Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать). Также в русской народной традиции - вообще предки.
Рису́нок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», - писал французский художник XVII века Шарль Лебрен.
Девочкам предлагаю придумать сказку на тему: «Я—мама», мальчикам—«Я—папа».

По развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста использую разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, цветах, мальчики - о машинах или о других видах техники.

Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной)[источник не указан 276 дней].
Трудовые поручения также распределяются в зависимости от пола ребёнка. Мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки—с аккуратностью. Вместе с детьми изготавливали подарки-сувениры для детей младшей группы.

Гендерный подход находит своё отражение и в воспитании культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками. В учебной зоне стульчики также персонифицированы.

Ещё одно направление по данной теме - это знакомство родителей с теоретическими знаниями об особенностях воспитания и обучения мальчиков и девочек и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Предки (деды, прадеды, прародители) - умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, наделённые высоким сакральным статусом, соотносящиеся с мифологическими родоначальниками и опекунами дома (смотрите Домовой).
Тео́рия (греч. θεωρία - рассмотрение, исследование) - учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел[уточнить]. Теория выступает как информационная модель синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Был опыт приглашения родителей в группу для совместной игровой деятельности с детьми. Родители приобретают практические навыки, которыми они в дальнейшем могут пользоваться, играя дома со своим ребёнком.

Использую такую особенность мальчиков: они игнорируют появление в группе новеньких детей, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу. Поэтому стараюсь при появлении «новеньких» - «поручать» их встречу мальчикам.

Провожу беседы с родителями по вопросам полоролевого воспитания мальчиков и девочек, об особенностях их развития, решаю проблемные ситуации. Провожу совместные мероприятия, такие как: «День матери», «Мы –рыцари», «Мы –красотки».

В гостях у детей были родители - представители различных профессий: повар, тренер, полицейский. Хореограф объяснила девочкам, в чём заключается грация, пластика. Тренер из местной секции борьбы раскрыл мальчикам важность занятий спортом.

Мною были проведены открытые занятия для родителей и воспитателей: «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком», «Чем похожи наши папы», «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Мальчики и девочки- кто они?».

С детьми и родителями общаюсь при помощи игр и упражнений, которые развивают представления ребёнка о своём поле и формируют позитивное принятие своего пола.

С целью выявления затруднений процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье провожу анкетирование с родителями: «Какие качества воспитываем у сына или дочери», «Домашние обязанности ребёнка».

Правоотноше́ние - это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.

Оформляю информационные стенды по темам: «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей», «Роль матери в воспитании дочери, сына», «Роль отца в воспитании детей», «Женские и мужские обязанности».

Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)

Оформилиа фото-альбом «Моя семья на отдыхе», «Мы—все вместе».

Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты: повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, родители приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. У детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчин и женщин, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательны и обходительны по отношению к девочкам и своим мамам, а девочки доброжелательными, заботливыми по отношению к мальчикам.

Наработанный опыт будет совершенствоваться и в дальнейшей моей педагогической деятельности.

Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.