Главная страница
Контакты

    Главная страница


Основы духовно-нравственной культуры народов России

Скачать 239.01 Kb.



Скачать 239.01 Kb.
Дата01.04.2017
Размер239.01 Kb.

Основы духовно-нравственной культуры народов России


Муниципальное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования городской округ

Красноперекопск Республики Крым


«Согласовано»


Заместитель директора

по УВР _____________


О.П.

Ре́ктор (от лат. rector - правитель, руководитель) - руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции ректором называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»).
Курск - город в России, административный центр Курской области, а также Курского района. В состав района не входит, являясь городом областного значения, образующим муниципальное образование город Курск со статусом городского округа.
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Арефьева


от « » 2016 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ № 3»

г. Красноперекопска

________

Н.В. Лебедева

Приказ № _____

от « » 2016г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры

народов России»


Направление духовно-нравственное

Форма реализации факультатив

для 6 класса

на 2016-2017 учебный год

Срок реализации программы: 1 год


Программу разработала

Шевчук Н.П.

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif - от лат. facultas - «возможность») - необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).
учитель начальных классов

1 категория




г. Красноперекопск, 2016г.

Содержание


Название раздела


Стр.

1

Вступление

3

2

Планируемые результаты изучения курса

5

3

Содержание курса

8

4

Тематическое планирование

12

5

Календарно-тематическое планирование

14

6

Изменения, вносимые в программу

38















Вступление

Рабочая программа составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.

А́втор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013


Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для обучающихся 6-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания в общеобразовательной школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований.

Традиция (от лат. traditio - передача) , элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Понима́ние (лат. Intellectus) - универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Основа всех ценностейнравственность.
Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению.
Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми.

Цель программы

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Орловского края и России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Духо́вность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Желание или вожделение - средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором - с другой.

Задачи программы

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в Вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения.
Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной)[источник не указан 276 дней].
Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Слова́рь - это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.
Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
Карти́на ми́ра - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
Литература Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
Народная музыка, музыкальный фольклор - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Выносливость (человека) - способность организма сопротивляться продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение (разновидность деятельности).
Психолог (др.-греч. ψυχή - душа; λόγος - знание) - это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать). Также в русской народной традиции - вообще предки.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Простéйшие (лат. Protozoa, от др.-греч. πρῶτος «первый» и ζῷα, формы множественного числа от др.-греч. ζῷον «живое существо») - полифилетическая группа, царство одноклеточных или колониальных эукариот, которые имеют гетеротрофный тип питания.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

В курсе преподавания ОДНКНР заложены следующие принципы:

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Христиани́н - человек, исповедующий христианство. Большинство христиан не сомневаются в историчности Иисуса Христа, признавая Его Мессией, Сыном Божиим, Богом и Спасителем человечества.

Гуманистическая направленность воспитания(отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Направленность (англ. directionality), в молекулярной биологии, - ориентация одноцепочечной структуры в молекуле нуклеиновой кислоты.
Возраст - продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Разви́тие челове́ка - биологический процесс роста и созревания от одноклеточной зиготы до взрослого человека.
Социальный процесс (англ. Social process) - серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия.

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности(соответствие действующему законодательству РФ).

Особенность, или сингулярность в математике - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема).
Законода́тельство - издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения;

Возможность или «аффо́рданс» (от англ. affordance; чаще употребляется во множественном числе) - в психологии восприятия и в области дизайна взаимодействия человека и технических устройств означает свойства объекта или среды, которые позволяют произвести с этим объектом или фрагментом среды те или иные действия.
Проблема демаркации (лат. demarcatio - разграничение) - проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики).
вариативный подход.


Планируемые результаты изучения курса

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Результа́т - последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу.
Ли́чность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Национальный (государственный) стандарт - стандарт, принятый органом по стандартизации государства-члена Евразийского экономического союза:п. 2. В более широком смысле: стандарт, принятый национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

    Поступок - сознательное действие, реализованный акт свободной воли.
    Самоконтро́ль - способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле - высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь.
    Мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
    Самооценка - это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Игнатий Петрович Россий (1765-1814) - российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Русской императорской армии.
Школьник (также - Школьников) - фамилия еврейского происхождения. На идише означает содержатель синагоги - школа, шул на идише.
Гражда́нство - устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Гражда́нская иденти́чность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.
ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
Конфе́ссия (лат. confessio - испове́дание) или вероиспове́дание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Гума́нность (лат. humanus - человечный) - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи.
Национальность - в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Потре́бность, нужда́ - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Привя́занность - чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо.

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

-стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета.

Интелле́кт (от лат. intellectus - ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) или ум - качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)
Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

Обще́ние - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

Смысл - сущность феномена в более широком контексте реальности.
способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

Обобще́ние поня́тий - логическая операция, посредством которой в результате исключение видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции.
Рассуждение - ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.
Опера́ция (лат. operatio, действие) - действие, совокупность действий для достижения какой-либо цели.

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Коллекти́в (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Традицио́нная рели́гия (народная религия) - ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени, - в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесённым» извне в течение последних десятилетий.

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

Рациона́льность (от лат. ratio - разум) - термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле - характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления.
Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Культовое сооружение - сооружение или комплекс сооружений для культовых, религиозных нужд (отправления служб, чтения молитв и обращений к Богу), служения Богу.

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Вывод (лат. conclusio) в логике - процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям - заключениям.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Иллюстра́ция - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Слово пра́ви́ло в зависимости от ударения и контекста может обозначать следующее: Пра́вило - требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.
Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός - письменный, от др.-греч. γράφω - записывать, писать) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.


Содержание курса

Введение.

Занятие 1.«Россия – родина моя»

Просмотр презентации о России, её достопримечательностях, о великих людях, о народах, о символах России и Орловского края.

Достопримеча́тельность - место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Сравнительный анализ прошлого и настоящего страны.


Мир вокруг нас

Занятие 2. «Рукотворный и нерукотворный мир»

Учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного).

Акеропита - (греч. αχειροποίητα: «ἀ- (a-)» собственный, «χείρ (кер)» - рука, «ποιείν (поэн)» творить) - предметы, которые «не сделаны человеческой рукой». В христианстве используется для обозначения икон, сакральных изображений, которые принято считать имеющими божественное происхождение.
Конкурс детских поделок.

Занятие 3. «Мир - наш дом»

Обратить внимание учащихся на богатство, красоту и разнообразие окружающего мира. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственной возможности их сохранения.

Возможность - направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.

Занятие 4. «Времена года»

Познакомить с временами года, прививать любовь к природе. Заочная экскурсия «Парк во все времена года». Изготовление книжек-раскладушек «Моё любимое время года».

Занятие 5. «Питание, отдых, здоровье, болезни»

Во время просмотра презентации обратить внимание детей на режим дня, правила личной гигиены, профилактику различных заболеваний.

Профила́ктика (греч. prophylaktikós, предохранительный) - в медицине, комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития.
Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.
Личная гигиена Личная гигиена (индивидуальная) - раздел гигиены, в котором изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения.
Подвижные игры на свежем воздухе.

Занятие 6. «Жизнь человека»

Открыть путь к правильному пониманию нравственно-религиозной стороны познания окружающего мира, способствовать развитию творческой личности ребёнка. Конкурс рисунков «Каким я вижу своё будущее»


Дерево добра

Занятие 7. «О дружбе и друзьях»

Формирование умения ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей. Практическая часть проводится в форме конкурса рисунков «Рисунок дружбы» (коллективная работа) и психологической игры «Волшебный стул»

Занятие 8. «Милосердие, сочувствие»

Способствовать осмыслению понятий «милосердие», «сочувствие» и учить различать их; воспитывать уважение к окружающим. Изготовление « цветика милосердия»

Занятие 9. «Правда и ложь»

Учить детей быть правдивыми, честными. Чтение рассказов о правде и лжи.

Расска́з или нове́лла (итал. novella - новость) - основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов - новеллистикой.
Работа с легендами.
Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Занятие 10. «Добрые слова и добрые дела»

Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Занятие 11. «Стыд и совесть»

Уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;

Влечение, драйв - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей.
Раскаяние - отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия.
формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.


Край, в котором ты живешь

Занятие 12. «История возникновения родного города»

Познакомить ребят с историей своей малой родины, развивать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать формированию ценностного отношения к своей малой родине; развивать творческие способности учащихся.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Занятие 13. «Памятники города Красноперекопска»

Знакомить детей с родным городом: история, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России.

Занятие 14. «Храмы и соборы Красноперекопского района»

Знакомить с храмами Красноперекопского района. Экскурсия к памятникам.

Па́мятник - (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.

Занятие 15. «Проект. Память моей земли»

В чем проявляется память предков? Как мы храним эту память?


Православная Россия в лицах

Занятие 16. «Откуда пошла земля русская?»

Круглый стол «Земля русская» (с презентацией) Историческая викторина «Колесо истории»

Занятие 17. «Их почитают на Руси»

Познакомить с отдельными эпизодами истории России и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»

Занятие 18. «Святые покровители Орловского края»

Знакомить с историей Орловского края и его Святыми Покровителями.

Свято́й покрови́тель - святой в христианской религии, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельной профессии или какую-то социальную группу или явление.

Заочная экскурсия в храмы: «Репродукции с икон с изображениями святых покровителей» («Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Святой благоверный князь Александр Невский», Великомученик Георгий Победоносец», «Святая блаженная Ксения Петербургская», «Святой угодник Николай Чудотворец».

Великому́ченики (греч. μεγαλόμαρτυρ, лат. magnus martyr - дословно может быть переведено как «знатные свидетели») - один из древнейших, наряду с мучениками, ликов святых, почитаемых Православной церковью, а также теми Восточнокатолическими церквями, которые используют константинопольский обряд.
Блаже́нный (греч. μακάριος, лат. beatus, букв. счастливый) - особый лик святых в христианстве, имеющий в различных христианских церквях разное значение. Сродни ст.-слав. блаженъ, от блажити - нарицать блаженным (делать благим, хорошим) наряду с исконнорусским бо́лого.
Благове́рные (греч. εὐσεβής, лат. pius) - лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви в период Вселенских соборов и применялся исключительно при канонизации византийских императоров и их жён, затем стал использоваться и в других православных церквях, в том числе и Русской церкви.
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
)

Занятие 19. «Святая Пречистая Богородица»

Встреча с представителями православной церкви

Занятие 20.

Храм в православии - православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения. В подражание ветхозаветной скинии, имевшей три части: Двор, Святилище, Святая святых,
«Экскурсия в храм»

Православная культура

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Предки (деды, прадеды, прародители) - умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, наделённые высоким сакральным статусом, соотносящиеся с мифологическими родоначальниками и опекунами дома (смотрите Домовой).

Занятие 21. «Рождество Христово». Праздник «Рождественские колядки»

Занятие 22. «Пасха». Конкурс детских поделок «Пасхальное яйцо»

Занятие 23. «Троицын день»

Занятие 24. «Введение во Храм»

Занятие 25. «Покров»

Занятие 26. «Иконография». Заочная экскурсия в мастерскую иконографии.

Иконография (от др.-греч. εἰκών - «изображение, образ» и γράφω - «пишу») в изобразительном искусстве строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
Конкурс рисунков «В мастерской»


Хозяева и хозяюшки

Занятие 27. «Мать и дитя»

Формировать умение понимать свое место в семье, прививать уважение и любовь к матери через презентацию «Самая прекрасная»

Занятие 28. «Семья, дом»

Знакомство с осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней. Конкурс между командами «Гостеприимные хозяева», в котором дети должны представить свой вариант приёма гостей с приготовлением простых блюд.

Занятие 29. «Святые семьи»

Дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье. Встреча с матушкой. Игра «Секреты бабушкиного сундучка»

Занятие 30. «Братья и сёстры»

Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям. Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения членов семьи. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Занятие 31. «Послушание и непослушание»

Чтение легенды о Крепости Чёрная Башня.

Рисование: «Что я не хочу, чтоб было в моём сердце».

Занятие 32. «Моя родословная»

Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей. Создание генеалогического дерева.

Генеало́гия или родосло́вие (др.-греч. γενεαλογία - родословная, от γενεά (genea) - «семья» и λόγος (logos) - «слово, знание») - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях.


Итоговое занятие 33-34. Диагностическая работа. Праздник «Дерево добра»







Тематический планирование


п/п

Наименование раздела и темы

Всего часов

Теория

Практика


Введение.

1

1

-


1.

Россия – родина моя.





Мир вокруг нас

5

5

4



2.


Рукотворный и нерукотворный мир




3.

Мир - наш дом




4.

Времена года




5.

Питание, отдых, здоровье, болезни




6.

Жизнь человека






Дерево добра

5

5

4


7.

О дружбе и друзьях




8.

Милосердие, сочувствие




9.

Сочу́вствие, сострада́ние, сопережива́ние - один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека (в частности, страдания).

Правда и ложь




10.

Добрые слова и добрые дела




11.

Стыд и совесть





Край, в котором ты живешь

4

4

2


12.

История возникновения родного города




13.

Памятники города Красноперекопска




14.

Храмы Красноперекопского

района




15

Проект. Память моей земли






Православная Россия в лицах

5

5

2


16

Откуда пошла земля русская?




17

Их почитают на Руси




18

Святые покровители Орловского края




19

Святая Пречистая Богородица




20

Экскурсия в храм






Православная культура

6

6

3


21

Рождество Христово




22

Пасха




23

Троицын День




24

Введение во Храм




25

Покров




26

Иконография






Хозяева и хозяюшки

6

6

3


27

Мать и дитя




28

Семья, дом




29

Святые семьи




30

Братья и сестры




31

Послушание и непослушание




32

Моя родословная




33

Диагностическая работа






Итоговое занятие.

1

1

1


34

Праздник «Дерево добра»







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/н

Тема урока

Дата

проведения

Требования к уровню подготовки

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

Введение (1 ч.)

1



















Россия – родина

моя





.













09.09.






Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций, расширять оценочную деятельность.

Оценочная деятельность - профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов, с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В Российской Федерации в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Осознание самого себя частью своей Родины – России, формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

К: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Индивидуа́льность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

П: осуществлять расширен информации с использованием ресурсов библиотек Интернета, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Да́нные - зарегистрированная информация:439; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств (ISO/IEC/IEEE 24765-2010).
Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Глава 1. Мир вокруг нас (5ч.)

2



Рукотворный и нерукотворный мир

16.09.


Умение выделять, анализировать, систематизировать основные составляющие рукотворного и нерукотворного мира.

Биологи́ческая система́тика - научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы органического мира.

Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности, оценивание собственного отношение к окружающему миру; осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.

Отве́тственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

П: оценивать объекты природы и предметы рукотворного мира Р:умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

К:умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, формулировать свою позицию по обсуждаемым вопросам

3

Мир - наш дом


23.09.


Научиться оформлять свои знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Экологи́ческая э́тика - прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.
Знать примеры бережного отношения к природе у разных народов России.
Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.

Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни по сохранению окружающей природы, заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии общества в целом.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

П.: осуществлять поиск необходимой информации; использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р.: организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

К.: учитывать разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.

4

Времена года


30.09.


Научиться объяснять явления и процессы смены времен года с научных позиций, анализировать различные природные явления, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения на природе, свойственных подросткам, работа в группах над отдельными этапами проекта, презентовать проделанную работу.

Гру́ппа (от нем. Gruppe или фр. groupe) - совокупность чего-либо.
Подростко́вый во́зраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
Научиться обобщать представления о временах года в сельской местности.
Сельская местность - вся обитаемая территория вне городов и пригородов.

Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности любви к родному краю, принятие норм нравственного поведения в природе в любое время года.

П.: осуществлять расширенный поиск информации;

Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval) - процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать законы нравственности.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

Информатор (англ. Whistleblower, буквально - дующий в свисток) - активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, в общественной или частной организации или коммерческой организации.

Р.: формулировать собственное мнение и свою позицию

5

Питание, отдых, здоровье, болезни


07.10.


Научиться создавать целостное представление о режиме дня шестиклассника, правил личной гигиены, профилактик различных заболеваний. Знание подвижных игр на свежем воздухе.


Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к ЗОЖ, оценивание школьником этих простых правил.

П.: осуществлять расширенный поиск информации, научатся работать в парах, вести диалог, объясняя значение патриотизма и героизма.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников.

Р.: планирование работы, выбор способов достижения цели, проверка и корректировка их, приводить примеры героизма и патриотизма из разных информационных источников.

6

Жизнь человека


14.10.


Научиться применять знания для раскрытия сущности жизни человека на земле, анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать свою информацию, понимать значение трудовой деятельности для человека и общества, находить нужную социальную информацию

Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества

П.: осуществлять расширенный поиск информации о героических страницах истории России, научатся работать в парах, вести диалог, объясняя значение патриотизма для россиян в эпоху освободительных воин.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников.

Р.: планирование работы, выбор способов достижения цели, проверка и корректировка их.

Глава 2. Дерево добра (5 ч.)


7

О дружбе и друзьях.



21.10.


Научиться применять знания для компромисса при разрешении спорных ситуаций. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.


Формирование умения ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

П.: осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты.

Р. :определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

К. :формулировать собственное мнение и свою позицию, вести посильный диалог по обсуждаемым вопросам

8

Милосердие, сочувствие.



11.11.


Научиться обобщать, систематизировать знания пословиц и поговорок о милосердии, сочувствиииз фольклора разных народов России

Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни класса, школы.

Посло́вица - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка - словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

П: освоение способов решения проблем поискового характера

Р: формирование умения планировать последовательность действий, контролировать и оценивать учебные действия

К: формулировать собственное мнение и свою позицию.

Плани́рование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

9

Правда и ложь.



18.11.


Научиться применять правила поведения в обществе: порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия.

Порядочность - моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Таким образом, если человек следит за тем, чтобы не навредить другим, то неприятные для окружающих последствия его действий (т.е. произошедшие помимо воли делающего)
Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.

Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость».

П:овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

К: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, организовывать работу в паре и в группе.

10

Добрые слова и добрые дела.



25.11.


Научиться выявлять позитивные результаты совершения добрых дел и поступков, опираясь на примеры из художественных произведений. Уметь подобрать тематические пословицы.


Формирование мотивированности и направленности ученика на возможность видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

П.: осуществлять поиск необходимой информации;

использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения.

Р.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, К:осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

11

Стыд и совесть


02.12.


Научиться критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.


Формирование мотивированности и направленности ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.

Правоотноше́ние - это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.
Ответственность за свои дела.

П: освоение способов решения проблем поискового характера, умение вести информационный поиск

Р: формирование умения планировать контролировать и оценивать учебные действия последовательность действий,

К:вести диалог, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.

Раздел 3. Край, в котором ты живешь (4 ч.)


12

История возникновения родного города.


09.12.


Научиться объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «малая родина». Научиться основным нравственным понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций.

Формирование ценностного отношения к своей малой родине; развитие творческих способностей учащихся.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, переносить информацию с одного вида источника в словесную форму.

Элемент - составляющая часть чего-либо (особенно – простая, не состоящая, в свою очередь, из других частей). Одна из возможных версий происхождения этого слова - по названию ряда согласных латинских букв L, M, N (el-em-en).
Наррати́в (англ. и фр. - narrative) - изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ»; имеются и другие специальные значения ().
Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.
Сло́во - одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Р: выбирать действия в сооветветствии с поставленной задачей и условиями её реализации, воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику

К:выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника

13

Памятники города Красноперекопска

16.12.

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.


Способствовать пониманию важности знания истории и культуры своего города

Формирование мотивированности и направленности ученика на изучение культуры своей малой родине, развитие навыков сотрудничества и сотворчества

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, переносить информацию с одного вида источника в словесную форму

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику

К:выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника

14

Храмы

Красноперекопского района


23.12.


Знать святые места Красноперекопского района и события с ними связанные.

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «пома́занник», «месси́я») - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Формирование мотивированности и направленности ученика на изучение культуры своей малой родине, развитие навыков сотрудничества и сотворчества

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, переносить информацию с одного вида источника в словесную форму.Р: выбирать действия в соответветствии с поставленной задачей и условиями её реализации, воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику К:выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника

15

Проект. Память моей земли.



Способствовать пониманию важности знания истории своей малой родины.

Формирование мотивированности и направленности ученика на изучение культуры своей малой родине, развитие навыков сотрудничества и сотворчества.

П: вести информационный поиск, развитие способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; Р: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретной задачи; К выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника в ходе выполнения коллективной работы, уметь работать в группе

Раздел 4.

Коллективи́зм (фр. collectivisme) - собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива. С философской точки зрения - главенство интересов коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над интересами личности, признающей приоритет общественного блага над личным и добровольно подчиняющей свои интересы интересам общества. Противоположным понятием является индивидуализм.
Православная Россия в лицах ( 5 ч.)


16

«Откуда пошла земля русская?»





Научиться доказывать, что история России является частью мировой истории, соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве, изучать и систематизировать информацию из различных источников.

Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.

Формирование мотивированности и направленности ученика на изучение своей истории, осмысление роли и значения истории в жизни человека. Формирование творческих и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

П.: осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты.

Р.: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

К.: формулировать собственное мнение и свою позицию, вести посильный диалог по обсуждаемым вопросам


17

Их почитают на Руси





Знать исторические события, связанные с жизнью и деятельностью великих русских людей.

Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].

Уважительное отношение к культуре и религии православия; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

К: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


18

Святые покровители Орловского края





Знать святых покровителей Орловского края и события с ними связанные.

Уважительное отношение к духовным святыням Орловской области;

Орло́вская область - субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района.
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.




П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, работать с иллюстрациями в учебнике, объясняя, значение религии в развитии культуры человека.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

К: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений..

19

Святая Пречистая Богородица





Знать исторические события, связанные с именами святых русской православной церкви.

Православие Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία - буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») - одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).


П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. К: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

20

Экскурсия в храм




Знать о Православной Церкви и православном храме. Научиться раскрывать содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры.

Формирование интереса к систематическому изучению православного искусства.

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

К: формулировать собственное мнение и свою позицию, вести посильный диалог по обсуждаемым вопросам

Раздел 5. Православная культура ( 6ч.)


21

Рождество Христово. Праздник «Рождественские колядки»




Знать христианские праздники русской православной церкви.

Православная цивилизация - согласно теории Хантингтона о столкновении цивилизаций - одна из мировых цивилизаций, борющихся за господство на мировой арене, наряду с западной, исламской, латиноамериканской, африканской, индуистской, буддистской, синской (китайской) и японской цивилизациями.
Правосла́вные пра́здники - общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

Формирование твердых нравственных ориентиров в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви Уважительное отношение к культуре и религии православия; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, владение логическими действиями сравнения Р: формирование умения планировать последовательность действий, контролировать и оценивать учебные действия К:готовность вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию


22

Пасха.





Знать историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России.

Формирование интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, владение логическими действиями сравнения

Р: формирование умения планировать последовательность действий, контролировать и оценивать учебные действия

К:готовность вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию

23

Троицын день





Знать христианские праздники русской православной церкви

Уважительное отношение к культуре и религии православия;

Христиа́нские пра́здники - особые торжественные дни (периоды) в духовной и литургической жизни Церкви. В совокупности составляют годичный богослужебный круг (литургический год).
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, владение логическими действиями сравнения

Р: : формирование умения планировать последовательность действий, контролировать и оценивать учебные действия

К: формулировать собственное мнение и свою позицию, вести посильный диалог по обсуждаемым вопросам

24

Введение во Храм






Знать христианские праздники русской православной церкви

Уважительное отношение к культуре и религии православия; воспитание доброже-лательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, владение логическими действиями сравнения

Р: : формирование умения планировать последовательность действий, контролировать и оценивать учебные действия

К: готовность вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию


25

Покров





Знать христианские праздники русской православной церкви

Уважительное отношение к культуре и религии православия; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников.

Р: формирование умения планировать последовательность действий, контролировать и оценивать учебные действия

К:готовность вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию


26

Иконография




Знать об основных направлениях по сохранению духовных ценностей русской культуры

Формирование уважительного отношения к истории и духовным ценностям

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников;

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, воспринимать, эмоционально оценивать и давать образную характеристику представ-ленным для анализа живописным объектам культурного наследия:

К: вести посильный диалог по обсуждаемым вопросам на языке искусства, принимать различные точки зрения


















Раздел 6. Хозяева и хозяюшки (6 ч.)


27

Мать и дитя





Знание советов для поддержания хороших отношений детей с родителями

Принятие норм нравственного поведения в семье, понимание ценности жизни в семье

П: вести информационный поиск выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников, переносить информацию с одного вида источника в словесную форму.

Р: выбирать действия в соответветствии с поставленной задачей и условиями её реализации, воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику

К:выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника


28

Семья, дом






Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Принятие норм нравственного поведения в семье, понимание ценности жизни в семье

П: овладение навыками смыслового чтения, установление аналогий и причинно-следственных связей, выделять и систематизировать необходимую информацию из различных источников

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника в ходе учебного диалог.

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

29

Святые семьи




Формирование знания учащихся о морали и семейных нравственных ценностях.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.

Р.: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

К.: умение строить монологическое высказывание, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

30

Братья и сёстры





Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), исследовательская деятельность, групповая работа с последующей проверкой выполнения задания.

Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание (оценивание усвоения содержания

данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного

мира личности.


П. :умение выделять существенную информацию из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Следует различать: Точность средства измерений (accuracy) - степень совпадения показаний измерительного прибора с истинным значением измеряемой величины. Чем меньше разница, тем больше точность прибора.

31

Послушание и непослушание






Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий), фронтальная беседа, комплексное повторение, защита индивидуальных и групповых проектов.

Начерта́тельная геоме́трия - инженерная дисциплина, представляющая двумерный геометрический аппарат и набор алгоритмов для исследования свойств геометрических объектов.

Воспитание в детях заботливости о родных, развитие ответственности за свои поступки

П: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации.

Р: контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль К.: коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.


32

Моя родословная




Формирование и развитие личности, развитие партнерского отношения с семьей.

Воспитание в детях заботливости о родных, развитие ответственности за свои поступки

П:уметь выделять существенную информацию в свойствах и связях.

Сво́йство (в философии, математике и логике) - атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами.
Р: контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.

К.: коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.


33

Диагностическая работа.



Уметь выполнять задания диагностической работы

Мотивация учебной деятельности при

выполнении задании на основе имеющихся знаний.

П: уметь выделять существенную информацию в свойствах и связях.

Р: составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий.

К: формировать навыки учебной деятельности в ходе индивидуальной работы.

34

Урок обобщения по курсу. Праздник «Дерево добра»




Уметь выступать

перед аудиторией,

правильно

презентовать

работу

Мотивация учебной деятельности при

выполнении задании на основе имеющихся знаний.

Аудито́рия (лат. auditorium - «место для слушания») - помещение, предназначенное для устных выступлений перед публикой в учебном заведении или ином общественном здании.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

П: уметь выделять существенную информацию. свойствах и связях.

Р: составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы, оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей