Главная страница
Контакты

    Главная страница


Особенности психического здоровья и его динамики у студентов-психологов младших курсов

Скачать 48.83 Kb.



Скачать 48.83 Kb.
Дата09.04.2018
Размер48.83 Kb.

Особенности психического здоровья и его динамики у студентов-психологов младших курсов


Изучая вопрос, какова динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с субдепрессией, представим полученные результаты в виде следующей таблицы. Данные таблицы 22 также отражают отсутствие достоверности различий по позитивным критериям в данной группе. Однако, как и в предыдущем случае имеет смысл изучить количественные сдвиги в состоянии психического здоровья, произошедшие ко 2 курсу обучения. Так, существует положительная динамика в показателях: «умеренный уровень личностной тревожности», «высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала», «высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала», «высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности», «высокая / средняя адекватная самооценка», «благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия», «благоприятное состояние / нормальный уровень настроения», «отсутствие вегетативной симптоматики» (на 7,1 процента, ранее данный показатель отсутствовал).

Таблица 22 - Динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с субдепрессией 1 курса и 2 курса

Группа

с субдепрессией

1 курс

2 курс

Достоверность различий

32,5%

35%

-

1 Отсутствие невротизации

58,3%

57,1%

-

2 Отсутствие депрессивных симптомов

-

-

-

3 Умеренный уровень личностной тревожности

30,8%

42,9%

-

4 Высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала

15,4%

21,4%

-

5 Высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости

15,4%

14,3%

-

6 Высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала

53,8%

64,3%

-

7 Высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности

92,3%

100%

-

8 Высокая / средняя адекватная самооценка

69,4%

71,4%

-

9 Благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия

46,2%

57,1%

-

10 Благоприятное состояние / нормальный уровень активности

61,5%

35,7%

-

11 Благоприятное состояние / нормальный уровень настроения

76,9%

78,6%

-

12 Высокий / достаточный уровень волевой регуляции

100%

92,8%

-

13 Отсутствие вегетативной симптоматики

-

7,1%

-

14 Отсутствие хронических заболеваний, в т. ч. психосоматических

69,2%

64,3%

-

Показатели «отсутствие невротизации» и «высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости» остались практическине изменились. В целом, данные исследования отражают некоторое улучшение динамики психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с субдепрессией в процентном отношении. Проведем анализ данных психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе тревожных.

Из таблицы 23 следует, что статистически значимые различия в состоянии психического здоровья по позитивным критериям в группе тревожных отсутствуют. Если мы рассмотрим данные этой таблицы исходя из наличия сдвигов, то увидим следующее. Изменились в сторону роста следующие показатели: «отсутствие невротизации», «высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности», «отсутствие вегетативной симптоматики».

Таблица 23 - Динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе тревожных 1 курса и 2 курса

Группа

тревожных

1 курс

2 курс

Достоверность различий

40%

32,5%

-

1 Отсутствие невротизации

37,5%

38,5%

-

2 Отсутствие депрессивных симптомов

50%

38,5%

-

3 Умеренный уровень личностной тревожности

-

-

-

4 Высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала

12,5%

7,7%

-

5 Высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости

6,2%

-

-

6 Высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала

56,3%

53,8%

-

7 Высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности

93,7%

100%

-

8 Высокая / средняя адекватная самооценка

81,3%

61,5%

-

9 Благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия

62,5%

46,2%

-

10 Благоприятное состояние / нормальный уровень активности

62,5%

30,8%

-

11 Благоприятное состояние / нормальный уровень настроения

81,3%

76,9%

-

12 Высокий / достаточный уровень волевой регуляции

100%

92,3%

-

13 Отсутствие вегетативной симптоматики

12,5%

15,4%

-

14 Отсутствие хронических заболеваний, в т. ч. психосоматических

68,8%

76,9%

-

Исследуя динамику психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе малоадаптивных, были получены следующие результаты.

Исходя из данных таблицы 24, можно сделать вывод о том, что достоверность различий отмечается по показателю «благоприятное состояние / нормальный уровень активности» (p?0.05). В остальных случаях достоверность различий не достигает уровня знаимости. Тем не менее, отмечается положительная динамика по таким факторам как: «отсутствие невротизации», «отсутствие депрессивных симптомов», «умеренный уровень личностной тревожности» (на 21,5 процента), «высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости», «высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала», «высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности», «высокая / средняя адекватная самооценка», «благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия», «благоприятное состояние / нормальный уровень активности» (на 10,1 процента), «отсутствие вегетативной симптоматики» (на 17,4 процента, ранее данный показатель отсутствовал).

Таблица 24 - Динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе малоадаптивных 1 курса и 2 курса

Группа

малоадаптивных

1 курс

2 курс

Достоверность различий

47,5%

57,5%

-

1 Отсутствие невротизации

47,4%

47,8%

-

2 Отсутствие депрессивных симптомов

42,1%

52,2%

-

3 Умеренный уровень личностной тревожности

26,3%

47,8%

-

4 Высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала

-

-

-

5 Высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости

5,3%

8,7%

-

6 Высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала

57,9%

60,9%

-

7 Высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности

89,5%

100%

-

8 Высокая / средняя адекватная самооценка

63,2%

73,9%

-

9 Благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия

52,6%

69,6%

-

10 Благоприятное состояние / нормальный уровень активности

42,1%

52,2%

(p?0.05)

11 Благоприятное состояние / нормальный уровень настроения

84,2%

82,6%

-

12 Высокий / достаточный уровень волевой регуляции

100%

95,6%

-

13 Отсутствие вегетативной симптоматики

-

17,4%

-

14 Отсутствие хронических заболеваний, в т. ч. психосоматических

68,4%

87%

-

Далее приступим к изучению психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с вегетативной симптоматикой. Данные таблицы 25 отражают достоверность различий по показателю «умеренный уровень личностной тревожности» (p?0.05), тогда как по другим факторам подобное достоверность различий отсутствует. При этом, наблюдается положительные сдвиги по факторам: «отсутствие невротизации», «отсутствие депрессивных симптомов» (на 10,1 процента), «умеренный уровень личностной тревожности» (на 25,9 процента), «высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала» (на 14,7 процента), «высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала» (на 13,4 процента), «высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности», «высокая / средняя адекватная самооценка», «благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия».

Таблица 25 - Динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с вегетативной симптоматикой 1 курса и 2 курса

Группа

с вегетативной симптоматикой

1 курс

2 курс

Достоверность различий

57,5%

70%

-

1 Отсутствие невротизации

56,5%

60,7%

-

2 Отсутствие депрессивных симптомов

43,5%

53,6%

-

3 Умеренный уровень личностной тревожности

34,8%

60,7%

(p?0.05)

4 Высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала

17,4%

32,1%

-

5 Высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости

13%

3,6%

-

6 Высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала

65,2%

78,6%

-

7 Высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности

91,3%

100%

-

8 Высокая / средняя адекватная самооценка

69,6%

82,1%

-

9 Благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия

60,9%

71,4%

-

10 Благоприятное состояние / нормальный уровень активности

69,6%

60,7%

-

11 Благоприятное состояние / нормальный уровень настроения

87%

85,7%

-

12 Высокий / достаточный уровень волевой регуляции

100%

96,4%

-

13 Отсутствие вегетативной симптоматики

-

-

-

14 Отсутствие хронических заболеваний, в т. ч. психосоматических

65,2%

64,3%

-

Таким образом, в группе с вегетативной симптоматикой по 8-ми позитивным критериям отмечается количественный рост в процентном отношении.

Динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с хроническими заболеваниями, в т. ч. психосоматическими, выглядит следующим образом (таблица 26).

Из таблицы 26 следует отсутствие достоверных различий в состоянии психического здоровья студентов по позитивным критериям за рассматриваемый период времени. Однако, имеет место положительная динамика по таким показателям как: «умеренный уровень личностной тревожности» (на 21,7 процента), «высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала» (на 11,7 процента). На прежнем высоком, стопроцентном уровне остался показатель «высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности». Как отмечалось ранее, в группе с хроническими заболеваниями, в т. ч. психосоматическими отмечается наименьшее улучшение состояния психического здоровья по сравнению с другими, выделенными нами, группами. Однако, подобная тенденция не достигает уровня достоверности.

Посредством статистического анализа нами также была рассмотрена динамика психического здоровья по двум выборкам (студентов 1 и 2 курсов) без дифференциации на группы. С этой целью мы использовали критерий Стьюдента для статистического анализа всех изучаемых факторов, кроме факторов «наличие/отсутствие вегетативной симптоматики» и «наличие/отсутствие хронических заболеваний, в т. ч. психосоматических» (для статистической обработки данных показателей использовался критерий углового преобразования Фишера).

Таблица 26 - Динамика психического здоровья студентов младших курсов по позитивным критериям в группе с хроническими заболеваниями, в т. ч. психосоматическими 1 курса и 2 курса

Группа

с хроническими заболеваниями, в т. ч. психосоматическими

1 курс

2 курс

Достоверность различий

37,5%

30%

-

1 Отсутствие невротизации

86,7%

83,3%

-

2 Отсутствие депрессивных симптомов

73,3%

58,3%

-

3 Умеренный уровень личностной тревожности

53,3%

75%

-

4 Высокий / удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала

60%

75%

-

5 Высокий / удовлетворительный уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости

53,3%

25%

-

6 Высокий / удовлетворительный уровень коммуникативного потенциала

80%

91,7%

-

7 Высокий / удовлетворительный уровень моральной нормативности

100%

100%

-

8 Высокая / средняя адекватная самооценка

80%

75%

-

9 Благоприятное состояние / нормальный уровень самочувствия

86,7%

75%

-

10 Благоприятное состояние / нормальный уровень активности

80%

66,7%

-

11 Благоприятное состояние / нормальный уровень настроения

93,3%

91,7%

-

12 Высокий / достаточный уровень волевой регуляции

100%

100%

-

13 Отсутствие вегетативной симптоматики

46,7%

16,7%

-

14 Отсутствие хронических заболеваний, в т. ч. психосоматических

-

-

-

Данные о выраженности уровня невротизации, уровня депрессивности и уровня личностной тревожности у студентов 1 и 2 курсов, а также об их динамике за год обучения в вузе отражены на рисунке 2 (представлены средние значения). Средний уровень невротизации, уровень депрессивности, а также уровень личностной тревожности ко 2 курсу практически не изменился. Об этом говорит и тот факт, что достоверность различий не достигает уровня значимости.

Рисунок 2 - Динамика уровней невротизации, депрессивности и личностной тревожности у студентов-психологов младших курсов

Данные о выраженности уровня личностного адаптационного потенциала, уровня поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, уровня коммуникативного потенциала, а также уровня моральной нормативности у студентов младших курсов и динамики вышеперечисленных показателей представлены на рисунке 3 (средние значения).

Как видно на рисунке 3, несколько выше стали показатели коммуникативного потенциала и моральной нормативности. Возможно, это говорит о том, что в период обучения потребность в общении у студентов удовлетворяется. Рост уровня моральной нормативности может свидетельствовать об адекватном восприятии своей новой социальной роли студента, морально-нравственных норм поведения и требований социального окружения. Чуть ниже выражены показатели личностного адаптационного потенциала, а также поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости. Однако, при обработке данных, представленных на рисунке 3, достоверность различий не достигла уровня статистической значимости ни по одному из этих показателей.

Рисунок 3 - Динамика уровней личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности у студентов-психологов младших курсов

Далее мы провели анализ данных о средних значениях самооценки у студентов младших курсов и ее динамики за год (рисунок 4).

На рисунке 4 видно, что самооценка испытуемых возросла ко 2 курсу. Несмотря на то, что среднее значение самооценки на 1 курсе соответствовало, согласно интерпретации опросника Будасси, средней адекватной самооценке, все-таки ко 2 курсу ее значение возросло настолько, что в среднем, для достижения высокой адекватной самооценки необходимо еще немного. Это может свидетельствовать о позитивном влиянии педагогического воздействия в процессе обучения. Поступив в вуз, успешно сдавая сессии и выполняя различного рода задания, в т. ч. творческого характера, респонденты осознают собственную самоценность. Иными словами, их отношение к себе повышается при успехе в деятельности, а значит, такое повышение самооценки является адекватным. Тем не менее, выраженность самооценки на 2 курсе по сравнению с 1 курсом, при статистическом анализе не достигает уровня значимости.

Рисунок 4 - Динамика уровня самооценки у студентов-психологов младших курсов

Динамика средних значений уровня самочувствия, уровня активности и уровня настроения у студентов младших курсов рассмотрены на рисунке 5. Данные рисунка 5 показывают, что несколько больше, чем остальные показатели снизился уровень активности. Возможно, это связано с тем, что студенты поняли свои задачи и средства их достижения, и, в связи с этим, перестали растрачивать свои силы на что-то другое.

Рисунок 5 - Динамика уровней самочувствия, активности и настроения у студентов-психологов младших курсов

В среднем, уровень самочувствия и уровень настроения почти не изменился. Эти показатели не достигают уровня статистической значимости.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1) предположительно, что среди факторов, приводящей к невротизации - сочетание низкого уровня личностного адаптационного потенциала, низкого уровня поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, высокого уровня личностной тревожности, поскольку у всех студентов с невротизацией 1 курса и у 66,7% студентов 2 курса отмечается данное сочетание. Кроме того, по нашему мнению, вышеизложенная совокупность факторов может приводить вначале к субдепрессивной симптоматике, затем к неблагоприятному состоянию самочувствия, и затем, как следствие - к невротизации, т. к. в группе с невротизацией 1 курса количество респондентов с данными показателями составляет 60 процентов, а в группе с невротизацией 2 курса - 41,7% студентов;

2) в группе тревожных ко 2 курсу увеличилось количество респондентов: с отсутствием невротизации (на 1%), с высоким / удовлетворительным уровнем моральной нормативности (на 6,3%), с отсутствием вегетативной симптоматики (на 2,9%). Достоверность различий частоты встречаемости данных признаков у студентов 2 курса по сравнению со студентами-первокурсниками не является статистически значимой;

3) в группе малоадаптивных на 2 курсе по сравнению с 1 курсом возросло число испытуемых: с отсутствием депрессивной симптоматики (на 10,1%); с умереннымуровнем личностной тревожности (на 21,5%), с высоким / удовлетворительным уровнем поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости (на 3,4%), с высоким / удовлетворительным уровнем моральной нормативности (на 10,5%). Достоверность различий частоты встречаемости данных признаков у студентов 2 курса по сравнению со студентами-первокурсниками не является статистически значимой;

4) у студентов 1 курса отмечается следующий средний уровень показателей психического здоровья: средний уровень невротизации - 19,1 балла; средний уровень депрессивности - 8,1 балла; средний уровень личностной тревожности - 43,9 балла. Ко второму курсу данные показатели практически не изменились, что может говорить об отсутствии ухудшения состояния психического здоровья в исследуемой выборке;

5) на 2 курсе обучения у испытуемых увеличились средние показатели коммуникативного потенциала (на 1,1 стена) и моральной нормативности (на 1,2 стена). Возможно, в период обучения потребность в общении у студентов удовлетворяется. Рост уровня моральной нормативности может свидетельствовать об адекватном восприятии своей новой социальной роли студента, морально-нравственных норм поведения и требований социального окружения.

Заключение

В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

1) путем теоретического анализа мы установили существование двух основных подходов к пониманию психического здоровья: патоцентрического (медицинская модель) и саноцентрического (психологическая модель), в результате чего, нами предложена следующая совокупность составляющих психического здоровья:

- отсутствие психических заболеваний и пограничных состояний;

- отсутствие психосоматических заболеваний и психосоматических расстройств;

- отсутствие хронических заболеваний, не относящихся к разряду психосоматических;

- отсутствие депрессивных симптомов;

- умеренная личностная тревожность;

- средняя или высокая адекватная самооценка;

- удовлетворительный или высокий адаптационный потенциал;

- средний или высокий уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости;

- удовлетворенность общением;

- средний или высокий уровень моральной нормативности;

- благоприятное самочувствие;

- высокая активность;

- благоприятный уровень настроения;

- развитые волевые качества.

По нашему мнению, в данном случае отражен позитивный взгляд на понятие «здоровье», сочетание объективных критериев и субъективных ощущений индивида.

В ходе теоретического исследования мы предположили следующий механизм возникновения невротизации: в результате неправильного воспитания происходит нарушение отношения к себе; как следствие - несовершенство защитных механизмов, неадаптивное поведение, трудности рациональной переработки психотравмирующих ситуаций, а также возникновение в связи с этим аффективно окрашенных переживаний, которые могут привести к невротизации;

2) эмпирическим путем были выделены следующие группы:

- группа здоровых;

- группа с невротизацией;

- группа с субдепрессией;

- группа тревожных;

- группа малоадаптивных;

- группа с вегетативной симптоматикой;

- группа с хроническими заболеваниями, в т. ч. психосоматическими;

Среди них все, кроме группы здоровых можно отнести к «группам риска».

3) в большинстве предложенных нами критериев, включенных в совокупность составляющих психического здоровья, удалось доказать достоверность различий частоты встречаемости составляющих психического здоровья в группе здоровых по сравнению с другими группами. Это подтверждает целесообразность выдвинутой нами совокупности составляющих и эмпирически доказывает, что использование данных критериев позволяет определить не только состояние психического здоровья на текущий момент, выявить «группу риска», но и установить «зоны уязвимости» отдельного студента. Немаловажную роль в разработанной нами совокупности играет возможность проведения более целенаправленных мер психопрофилактики;

4) группа здоровых на 1 курсе составила 20% респондентов, на 2 курсе - 22,5% респондентов, что может свидетельствовать о положительной динамике состояния психического здоровья студентов младших курсов;

5) в группе с невротизацией ко 2 курсу снизилось количество студентов: с субдепрессией (на 10%), с высоким уровнем личностной тревожности (на 33,4%), с неблагоприятным состоянием настроения (на 5%), с вегетативной симптоматикой (на 8,4%). В данной группе на 2 курсе обучения отсутствуют респонденты: с низким уровнем моральной нормативности (на 1 курсе их количество составляло 10%), с неадекватной самооценкой (ранее их число составляло 30%). Частота встречаемости негативных признаков состояния психического здоровья на 2 курсе по сравнению с 1 курсом не достигает уровня статистической значимости. Это может говорить о том, что ухудшения состояния психического здоровья в группе с невротизацией спустя год не произошло;

6) средний уровень самооценки у студентов ко 2 курсу стал выше на 0,12 баллов по сравнению с данным показателем на 1 курсе. Это может свидетельствовать о позитивном влиянии педагогического воздействия в процессе обучения. Поступив в вуз, успешно сдавая сессии и выполняя различного рода задания, в т. ч. творческого характера, студенты осознают собственную самоценность. Иными словами, их отношение к себе повышается при успехе в деятельности, а значит, такое повышение самооценки является адекватным;

7) средний уровень активности студентов на 2 курсе снизился на 0,5 балла. Возможно, это связано с тем, что студенты поняли свои задачи и средства их достижения, и, в связи с этим, перестали растрачивать свои силы на что-то другое.

Научная новизна: на репрезентативной выборке получены данные о состоянии психического здоровья и его динамики у студентов младших курсов. На основе лонгитюдного исследования выдвинуты возможные факторы, предшествующие невротизации среди студенческой молодежи. Разработана совокупность составляющих психического здоровья, которая была доказана как теоретически, так и эмпирически. На основании анализа литературных источников представлен взгляд на причину невротизации.

Список использованных источников

1. Колесникова, В. Ф. Из опыта работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек в молодежной среде / В. Ф. Колесникова, М. А. Иваненко, З. М. Грабко // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 26 октября 2012 г. / Гомельский гос. мед. университет ; редкол.: А. Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2012. - С. 63-65.

2. Назыров, Р. К. О клинической психотерапии неврозов / Р. К. Назыров // Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии : сборник тезисов науч.-практ. конф., С-Петербург, 3-4 февраля 2011 г. / СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева ; редкол.: Н. Г. Незнанов, Б. Д. Карвасарский [и др.]. - С-Петербург, 2011. - С. 134-138.

3. Дмитриев, М. Н. Изучение латентных психических нарушений у студентов-медиков / М. Н. Дмитриев, А. А. Булейко, Э. Г. Карапетян, Н. В. Коломыйцева, И. Г. Молчанова // Психиатрия: быть или не быть : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ростов н/Дону, 15-17 июня 2011 г. / Ростов. гос. мед. ун-т, Леч. науч-реабил. центр «Феникс» ; редкол.: В. А. Солдаткин (отв. ред.) [и др.]. - Ростов н/Дону, 2011. - С. 76-79.

4. Григорьева, Е. А. Возможности психиатрии и действительность / Е. А. Григорьева, Л. К. Хохлов // Психиатрия: быть или не быть : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ростов н/Дону, 15-17 июня 2011 г. / Ростов. гос. мед. ун-т, Леч.-реабилит. науч. центр «Феникс» ; редкол.: В. А. Солдаткин (отв. ред.) [и др.]. - Ростов н/Дону, 2011. - С. 62-65.

5. Семке, В. Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности / В. Я. Семке. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 237 с.

6. Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии: сборник тезисов науч.-практ. конф., С-Петербург, 3-4 февраля 2011 г. / СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева ; под ред. Н. Г. Незнанова, Б. Д. Карвасарского [и др.]. - С-Петербург, 2011. - 287 с.

7. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. - 409 с.

8. Свядощ, А. М. Неврозы (руководство для врачей) / А. М. Свядощ. - СПб. : Питер Паблишинг, 1997. - 448 с.

9. Николаев, Е. Л. Современные направления исследования пограничных психических расстройств / Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2007. - № 3. - С. 8-50.

10. Краснова, В. В. Социальная тревожность как фактор эмоционального благополучия у студентов / В. В. Краснова // Трансляционная медицина - инновационный путь развития современной психиатрии : тезисы общероссийской конф. с междунар. участием, г. Самара, 21-23 сентября 2013 г. / Самарский гос. ун-т ; под ред. проф. Н. Г. Незнанова, проф. В. Н. Краснова [и др.]. - Самара, 2013. - С. 420-421.

11. Малейчук, Г. И. Особенности феноменологического подхода к оценке психического здоровья / Г. И. Малейчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. - 2011. - № 1. - С. 150-157.

12. Бухановский, А. О. Общая психопатология: пособие для врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. - Ростов н/Д. : Изд-во ЛРНЦ Феникс, 1998. - 416 с.

13. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Спб : Прайм-Еврознак, 2002. - 639 с.

14. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М. : Мысль, 1988. - 301 с.

15. Дмитриева, Т. Б. Психическое здоровье россиян / Т. Б. Дмитриева, Б. С. Положий // Человек. - 2002. - № 6. - С. 14-16.

16. Журавлева, А. Е. Здоровье и здоровьесбережение в юношеском возрасте: теоретический аспект / А. Е. Журавлева // Современная психология: теория и практика : сборник тезисов науч.-практ. конф., Москва, 27-28 марта 2012 г. / Москва : Изд-во Спецкнига, 2012. - С. 60-62.

17. Манакова, Е. А. Переживание одиночества как вид нарушения психологического здоровья в контексте личностных особенностей / Е. А. Манакова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11-12 апреля 2012 г. / АлтГПА ; редкол.: [и др.]. - Барнаул, 2012. - С. 123-125.

18. Фролова, Ю. Г. Медицинская психология: учеб. пособие / Ю. Г. Фролова. - Минск : Выш. шк., 2009. - 383 с.

19. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия: учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский. - СПб. : Питер, 2002. - 672 с.

20. Фрейджер, Р., Фэйдимен, Дж. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Дж. Фэйдимен; пер. с англ. - М. : Мир, 2004. - 657 с.

21. Александров, А. А. Психотерапия: учеб. пособие / А. А. Александров. - СПб : Питер, 2004. - 480 с.

22. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М. : АСТ, Харвест, 1998. - 660 с.

23. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально- эмоциональный подход / А. Эллис; пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

24. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Т. С. Драбкиной. - М. : Класс, 1998. - 576 с.

25. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; пер. с англ. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.

26. Хайгл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайгл-Эверс и др; пер. с англ. - Изд-во : Речь; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1998. - 784 с.

27. Фролова, Ю. Г. Биопсихосоциальная модель как концептуальная основа психологии здоровья / Ю. Г. Фролова // Философия и социальные науки. - 2008. - № 4. - С. 60-65.

28. Мизинова, Е. В. Динамика социально-психологических характеристик личности больных с невротическими расстройствами в период с середины 1980-х по 2010 год и их влияние на характер и степень выраженности психопатологической симптоматики / Е. В. Мизинова // Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии : сборник тезисов науч.-практ. конф., С-Петербург, 3-4 февраля 2011 г. / СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева ; редкол.: Н. Г. Незнанов, Б. Д. Карвасарский [и др.]. - С-Петербург, 2011. - С. 122-124.

29. Брагина, К. Р. Тревожная и депрессивная симптоматика в рамках невротических и адаптационных расстройств у студентов-медиков на различных этапах обучения / К. Р. Брагина // Вісник Вінницького державного медичного університету. ? 2003. ? Т. 7. ? № 2/2. ? С. 849-851.

30. Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / С. М. Годник, В. С. Листенгартен. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. - 51 с.

31. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия : руководство для врачей / А. Е. Личко. - Л. : Медицина, 1979. - 336 с.

32. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

33. Назарова, Л. А. Проблема адаптации студентов-первокурсников к вузовской системе гуманитарной подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа : http: //www.pritiki.net. - Дата доступа : 01.02.2011.

34. Зорко, Ю. А. Особенности психического здоровья студентов / Ю. А. Зорко // Медицинские новости. - 1998. - № 12. - С. 9-12.

35. Климова, Е. В. Необходимость изучения психического здоровья студентов для оказания психологической помощи: психопрофилактический аспект / Е. В. Климова // материалы Всерос. 66-й итоговой студенческой науч. конф. им. Н. И. Пирогова, Томск, 23?25 апреля 2007 г. / Сибирский гос. мед. ун-т; под ред. В. В. Новицкого [и др.]. ? Томск, 2007. ? 423 с.

36. Сурмач, М. Ю. Влияние физической активности, способов проведения досуга и факторов, связанных с обучением, на психическое здоровье студента / М. Ю. Сурмач, Т. А. Бурбицкая, О. Н. Куратник // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2011. - № 2. - С. 35-40.

37. Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. - М. : Мысль, 1997. - 200 с.

38. Клези, Я. Невроз, обустройство жизни, государственное устройство (часть 2) / Я. Клези // Независимый психиатрический журнал. - 2012. - № 1. - С. 28-46.

39. Говорин, Н. В. Распростаненность невротических расстройств у студентов средне-специального учебного заведения / Н. В. Говорин, О. А. Тарасова, А. В. Сахаров // Трансляционная медицина - инновационный путь развития современной психиатрии : тезисы общероссийской конф. с междунар. участием, г. Самара, 21-23 сентября 2013 г. / Самарский гос. ун-т ; под ред. проф. Н. Г. Незнанова, проф. В. Н. Краснова [и др.]. - Самара, 2013. - С. 171-172.

40. Кулыгина, М. А. Психическое здоровье студентов: клинико-психологические факторы риска и возможности психотерапии / М. А. Кулыгина // Трансляционная медицина - инновационный путь развития современной психиатрии : тезисы общероссийской конф. с междунар. участием, г. Самара, 21-23 сентября 2013 г. / Самарский гос. ун-т ; под ред. проф. Н. Г. Незнанова, проф. В. Н. Краснова [и др.]. - Самара, 2013. - С. 421-423.

41. Идобаева, О. А. Психологические условия начального этапа профессионализации студентов-медиков / О. А. Идобаева // Ананьевские чтения - 2013. Психология в здравоохранении : материалы науч. конф., С-Петербург, 22-24 октября 2013 г. / С.-Петерб. гос. ун-т ; редкол.: О. Ю. Щелкова (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: Скифия-принт. - С. 433-435.

42. Косованова, Л. В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Л. В. Косованова, М. М. Мельникова, Р. И. Айзман. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 240 с.

43. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом Бахрах-М, 1998. - 672 с.

44. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 16-24.

45. Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. - 436 с.

46. Гуткин, М. С. Методика волевой организации личности / М. С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило // Твоя профессиональная карьера. - М. : Просвещение, 2000. - 191 с.

Приложение А

Список публикаций

1. Господарева, Н. В. Уровень моральной нормативности и поведенческой регуляции студентов университета / Н. В. Господарева, Э. А. Соколова // Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодежи : материалы республиканской науч.-практ. конф., Гомель, 25 октября 2012 г. / ГГУ им. Ф. Скорины ; редкол. : Ф. В. Кадол [и др.]. - Гомель, 2012. - С. 74-77.

2. Господарева, Н. В. Состояние адаптивности и вегетативных проявлений у студентов первого курса с невротизацией / Н. В. Господарева, Э. А. Соколова // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 26 октября 2012 г. / Гомельский гос. мед. ун-т ; редкол. : А. Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2012. - С. 33-34.

3. Господарева, Н. В. Влияние невротизации на самочувствие студенческой молодежи / Н. В. Господарева, Э. А. Соколова // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии : сб. науч. тр., выпуск 11 / Изд-во Саратовского мед. ун-та ; под науч. ред. В. М. Попкова. - Саратов, 2013. - С. 104-108.

4. Господарева, Н. В. Влияние тревожности на самочувствие, активность, настроение студентов университета / Н. В. Господарева // Здоровье и медицина для всех возрастов : материалы междунар. науч.-практ. конф., Курск, 21-22 мая 2013 г. / Курский гос. мед. ун-т ; редкол.: Н. К. Горшунова (отв. ред.) [и др.]. - Курск, 2013. - С. 43-46.

5. Господарева, Н. В. Взаимосвязь невротизации и коммуникативного потенциала у студентов университета / Н. В. Господарева // Проблемы и перспективы развития современной медицины : материалы V республиканской науч.-практ. конф. с междунар. уч. студентов и молодых ученых, Том 2, Гомель, 7-8 мая 2013 г. / Гомельский гос. мед. ун-т ; редкол. : А. Н. Лызиков [и др.]. - Гомель, 2013. - С. 26-27.

6. Господарева, Н. В. Концепции возникновения неврозов / Н. В. Господарева // Болезнь и здоровый образ жизни : материалы науч.-практ. студенческой конф. с междунар. уч., Москва, 6 декабря 2013 г. / РНИМУ им. Н. И. Пирогова ; редкол.: Д. Н. Чернов (отв. ред.) [и др.]. - Москва, 2013. - С. 12-13.

7. Господарева, Н. В.