Главная страница
Контакты

    Главная страница


Отчет А Рефлексивный отчет о внедрении изменений в собственную практику преподавания и обучения

Скачать 171.17 Kb.



Скачать 171.17 Kb.
Дата20.04.2017
Размер171.17 Kb.

Отчет А Рефлексивный отчет о внедрении изменений в собственную практику преподавания и обучения


Рахимбаева Гулайым Абитаевна Портфолио учителя Раздел А

Группа 6 «Лидерство учителя в

ЦПМ г. Талдыкорган педагогическом сообществе»


ОтчетА1

Рефлексивный отчет о внедрении изменений в собственную практику преподавания и обучения

Основополагающей предпосылкой программы Центра педагогического мастерства является то, что учителя дожны не только знать, как добиться улучшений в классах и школах, но и знать для чего. (Руководство для учителя, стр.139).

Серия последовательных уроков определяет рамки, в которых модули уровневых программ могут быть интегрированы во взаимосвязи друг с другом, а реализуемая при этом исследовательская деятельность учителя будет способствовать получению количественных и качественных показателей о ходе этого процесса и произошедшем преобразовании школьной практики. (Руководство для учителя, стр.224).

Чтобы вовлечь учеников в учебный процесс, сделать свои уроки интересными, я составила среднесрочное планирование по всем разделам программы русского языка для 9 класса казахской школы, опираясь на идею семи модулей в преподавании и обучении.

Целью моего среднесрочного планирования является: Через реализацию ключевых идей семи модулей Программы вооружить учащихся знаниями и навыками.

Ожидаемые результаты: Полученные знания смогут применить на практике.

Среднесрочное планирование составлено по разделу «Сложносочиненные предложения». Выбор раздела и класса был обусловлен тем, что ученики часто путают сложносочиненные предложения с простыми осложненными предложениями, у девятиклассников не развиты навыки конструирования предложений подобного рода. Не употребляют в своей речи сложные предложения, ограничиваются короткими фразами, не умеют высказывать (развивать) свою мысль.

Сло́жное предложе́ние - предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно. Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение к примеру (- =,-=.).
Важно, чтобы учащиеся 9класса умели отличать понятия одновременности и последовательности событий, чередование явлений, и, когда одно явление противопоставляется другому.

Используя в своей практике Программу семи модулей, я ставлю перед собой задачу научить конструировать предложения, совершенствовать пунктуационные навыки; развить устную и письменную речь посредством диалогового обучения; активизировать их мыслительную и творческую деятельность, а также вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке, создав для них комфортную коллаборативную среду.

Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Они научатся взаимодействовать в группах для достижения общей цели, развивая коммуникативную компетенцию в процессе общения, научатся отстаивать свою точку зрения.
Компете́нция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - Круг вопросов, в к-рых кто-н. хорошо осведомлён. (Ожегов, Шведова, ссылка находится в чёрном списке)
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
На своих уроках планирую применять формативное и суммативное оценивание учебных достижений, с тем, чтобы заинтересовать учеников, чтобы они научились путем само- и взаимооценивания рефлексировать свою деятельность на уроке. Хочу помочь детям увидеть свои слабые и сильные стороны, вселить в них уверенность в овладении

вторым языком. Выбор дифференцированных стратегий с учетом потребностей позволит охватить обучением как слабых, так и сильных учеников. Выполнение творческих заданий позволит выявить таланты отдельных учащихся. Создание ситуации успеха, дифференцированный подход помогут вовлечь в работу всех учащихся без исключения.

Ценность всех семи модулей в том, что они учат детей обучаться, развивать речь, мышление, дают возможность общаться, работать в коллаборативной среде, что повышает их познавательный интерес, побуждает детей к действию, способности применять полученные знания на практике. Эти навыки активизируют в свою очередь мыслительную деятельность учащихся. Построенный таким образом урок, я думаю, поможет вооружить учеников не только знанием, но и навыками применения своих знаний на практике.

Программы Центра педагогического мастерства направлены на развитие глубокого понимания правильного анализа всевозможных сложных ситуаций, знание того, как добиться улучшений и как оценить, произошли ли ожидаемые перемены в обучении детей, с целью их подготовки к становлению взрослого поколения 21 века (Руководство для учителей, стр.139)

Из серии последовательных уроков я выбрала третью тему – «Сложносочиненные предложения с соединительными союзами». Выбор мой был не случайным. На первых двух уроках я хочу развить навыки групповой работы, отработать с детьми правила работы в группе, научить прислушиваться к мнению товарищей, вести диалог. Также хочу понаблюдать за тем, как будет влиять на процесс обучения тот или иной модуль, с тем, чтобы, по возможности, можно было ввести изменения, дополнения.

Цель урока: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении; научить определять ССП с соединительными союзами, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП, конструировать предложения, составлять вопросы к тексту, уметь строить диалог.

Зна́ки препина́ния - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Достижение цели станет возможным благодаря тому, что все ученики будут вовлечены в процесс работы. Начну урок с создания коллаборативной среды, которая обеспечит, во-первых, активную познавательную работу; во-вторых, даст импульс индивидуальному и групповому поиску способов применения знаний. Результативность такого урока очевидна, так как в процессе работы ученики с помощью составления ментальной карты смогут закрепить свои знания по предыдущей теме.


Каждый этап урока должен ставить перед детьми проблему. Ребенок должен думать, мыслить, делать выводы. Поэтому активизация мыслительной деятельности на уроке является одним из методов сознательного и прочного усвоения не только грамматики, но и пунктуации.

Проверку домашнего задания планирую начать с игры. Каждой команде дам задания. Учитывая то, что это третий урок из серий последовательных уроков, детей целесообразно самих подвести к определению темы урока и к самостоятельному усвоению материала данного урока. Можно предложить самим в группах проработать теоретический материал и с помощью постеров защитить свои проекты.

На стадии применения хочу предложить задания творческого характера, на развитие речи, памяти, мышления, а именно:

  • Игра «Лучший комментатор» (задание предполагает составление лучшего комментария к содержанию таблицы и выступить перед классом;

    Развитие речи Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

  • В ходе проведения этого задания предполагается формативное оценивание, которое проводят эксперты. Критерий оценивания – грамотная,выразительная речь;

  • Работа по тексту (задания будут направлены на высказывание собственного мнения, то есть раскроют тему «Мое видение»);

  • Задание на определение степени усвоения теоретического материала (составление предложений, в котором отражалось бы правило по данной теме: как я понял суть темы)

  • Парная работа. Игра «Карусель». Составление диалога на заданную тему;

  • Игра «Банк слов». Из набора слов дети выберут только те слова, которые являются ключевыми для данного урока.

Рефлексия необходима на уроке для выявления слабых и сильных сторон урока, чтобы установить обратную связь, с тем чтобы помочь ученику в дальнейшей работе.















Приложение 1

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков в 9 классе казахской школы

Общая тема серии уроков: Сложносочиненные предложения


Контекст: Эта часть учебного плана готовит учащихся к изучению грамматической характеристики единиц синтаксиса: словосочетания, простого и сложного предложения; овладению навыками анализа сложных предложений, разграничения сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложений


Цель обучения по разделу:

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.Знать признаки сложных предложений. развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию; навыки контроля и самоконтроля.


Предметная лексика и терминология.

  • Синтаксис

  • Пунктуакция

  • Грамматика

Краткий обзор: Запомнят понятие сложное предложение, научатся отличать сложное предложение от простого, будут знать основные типы сложного предложения, обогатят словарный запас этикетными формулами, научатся работать в группах, конструировать предложения, строить диалог, составлять вопросы к тексту.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.


Тема урока

Цели обучения


Активные формы работы. Вовлечение учащихся.

Использование модулей обучения

Оценивание

(Какими способами я буду поощрять (ФО) и оценивать успех (СО)?)

Ресурсы

(Какие материалы мне необходимы для всего этого?)


12.Сложносочиненное предложение

Ожидаемые результаты:

Запомнят понятие сложное предложение, научатся отличать сложное предложение от простого, будут знать основные типы сложного предложения, обогатят словарный запас этикетными формулами, научатся работать в группах.

Формировать умение находить сложные предложения в текстах, отличать их от простых предложений с однородными членами;

Предложе́ние (в языке) - это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.
знать основные типы сложного предложения; способствовать развитию умений анализировать и синтезировать все полученные знания и оценивать свои работы


На стадии вызова коллективная работа. Игра «Вратарь». Работа над новой темой.Работа в группах. (Защита постеров). Индивидуальная работа: Составление описания животного Групповая работа:составление концовки рассказа, составление плана, пересказ. Парная работа: Выписать из текста «Заилийский Алатау» сложные предложения

ИКТ, Диалоговое обучение


Формативное оценивание:

оценка наблюдателя

«Верно-неверно».

самооценка,

взаимооценка,

наблюдение и контроль учителя, оценивание работы каждой группы смайликами


Учебник,

Презентация

Таблицы

Схемы

Ассоциация

Ноутбук, слайды к уроку, картинки к теме, разминка



13.Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, однако.



Ожидаемые результаты:



По окончании урока учащиеся закрепят тему; смогут определять сложносочиненные предложения с противительными союзами по союзам; правильно расставлять знаки препинания; отличать сложносочиненные предложения с противительными союзами от простых осложненных предложений.

Научиться распознавать сложносочиненные предложения с противительными союзами, отличать их от других видов сложносочиненного предложения; знать средства связи и смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с противительными союзами и постановку знаков препинания в них; использовать сложносочиненные предложения при сопоставлении и противопоставлении предметов, действий, явлений, событий.




Индивидуальная работа:

Работа с конструированием предложений

Групповая работа:

Орфоэпическая разминка, инсценировка, презентация

Парная работа:

Работа над текстом.Выполнение упражнений по таблице «Объяснить», «Обобщить». Задание для одарённых: №34, 36 (упражнения повышенной трудности).Задание для слабоусп.:упр. №35 (на сопоставление)


Критическое мышление, новые подходы, одаренные и талантливые, ФО и СО

Взаимопроверка

«Диалог стикеров»

Словесная оценка.

Рефлексия «ЗХУ»

Лестница успеха

Поощрение



Учебник, схемы,ноутбук, слайды к уроку, разминка, текст для инсценировки



14.Сложносочинён-ные предложения с соединительными союзами и, да (в значении и) тоже, ни…ни.

Ожидаемые результаты:

По окончании урока ученики научатся определять сложносочиненные предложения с соединительными союзами, правильно расставлять знаки препинания; уметь отличать от простых предложений. Выработают навыки применения сложносочиненных предложений в своей речи












Расширить знания о сложносочиненных предложениях; научиться определять сложносочиненные предложения с соединительными союзами; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях, конструировать предложения, составлять вопросы к тексту, уметь строить диалог.






На стадии вызова:видеоролик «Казахская юрта». Игра «Юрта с вопросами».

Индивидуальная работа:

В предложениях определить типы сложносочиненных предложений

Работа над новой темой.Работа в группах. (Защита постеров)

Групповая работа:

работа над текстом «Национальные обычаи и традиции казахского народа», составление ментальной карты

Парная работа:

выполнение дополнительных заданий к тексту



Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, управление и лидерство в обучении

Диалогическое обучение

Критическое мышление

Работа с одаренными и талантливыми учениками

Накопительные жетоны и оценка наблюдателя

(листы наблюдения), жестикуляция, смайлики

Учебник

Видеоролик «Казахская юрта»

Смайлики

Плакат «Дерево пожеланий»

Стикеры


15.Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или, или… или, то…то, либо.

Ожидаемые результаты:

По окончании занятия учащиеся смогут различать сложносочиненные предложения с разделительными союзами от других видов сложносочиненных предложений по союзам; выработают навыки употребления сложносочиненных предложений в речи; научатся на основе отрывка из романа «Путь Абая» описывать внешность человека; осмыслят суть отрывка; будут работать в парах и группах.

Расширить знания о сложносочиненных предложениях; научиться определять сложносочиненные предложения с разделительными союзами; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.


Создание проблемной ситуации: разделит.

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.
союзы дают право выбора. Игра «Выбери меня!». Метод сравнения в рус. и каз. языках. Составление схемы сложносочиненного предложения с разделительными союзами.Задание для всех уч-ся: упр. №52 Упр.№53(творчес-кого характера). Упр. №54(работа с текстом-описанием, определить значение глаголов в тексте) Ведение бортового журнал Работа по таблице.Заполнение таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнаю»

Диалоговое обучение

ИКТ

Преподавание и обучение с соответствии с возрастными особенностями


Наблюдение и контроль учителя, оценивание работы каждой группы смайликами

Самооценивание

взаимооценивание

Учебник, учебные тексты, схемы, таблицы,слайды, реквизиты игры

Приложение 2

Краткосрочое планирование из серии последовательных уроков

Расширить знания учеников о сложносочиненном предложении; научить определять сложносочиненное предложение с соединительными союзами, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном преложении; конструировать предложения, составлять вопросы к тексту; уметь строить диалог.


Результаты учебной деятельности

Умеют определять сложносочиненные предложения с соединительными союзами, умеют ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, составляют предложения по схеме, вопросы к тексту, строят диалог.

Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Источники, оснащение, оборудование

Учебник русского языка, автор Г.Бадамбаева, интернет ресурсы, презентации, видеоролик «Казахская юрта», алгоритмы – схемы, иллюстрации, макет юрты, конверты.

1.Мотивационный этап:

Действие учителя

Действия учащихся








Знание

-Приветствие. Видеоролик «Казпхская юрта». Деление на группы.

-Ознакомление с темой и целью урока:

-Сегодня мы с вами немного повторим о видах сложных предложении, о сочинительных союзах и познакомимся со сложносочиненными предложениями с соединительными союзами.

1 задание. Проверка домашнего задания.

Игра «Юрта с вопросами». Вопросы по теории сложного предложения:

-Какие предложения называем сложными?

-Назовите основные виды сложного предложения.

- Какие предложения называются сложносочиненными?

-Какие сочинительные союзы вы знаете?

-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные, противительные)


1.Собирая рисунок юрты, делятся на группы

2.Операционный этап:



Понимание

Работа над новой темой. Работа в группах. (Защита постеров).

-Выводы:-Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)

-Какое значение имеют сложносочиненное предложение с соединительными союзами? (Сложносочиненные предложения с соединительными союзами выражают отношение одновременности и последовательности).

Если предложения, входящие в сложносочиненные предложения с одиночным соединительным или разелительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.





Работа в группах. Защита постеров.

Применение

2 задание. Выполнить упражнение 42 на странице 33: из данных простых предложений составьте сложносочиненное предложение, выделите главные предложения. Составьте схему.

3 задание. Игра «Лучший комментатор» с выполнением задания: составить лучший комментарий к содержанию таблицы и выступить перед одноклассниками. Заслушиваются два-три ученика с каждой группы, на что отводится 2-3минуты урока.

Право присвоения звания «Лучший комментатор» предоставляется ассистентам (их двое в классе) и классу.

Критерий оценивания: 1.Должны свободно владеть речью. 2. Хорошо знают тему.

4 задание. Работа по тексту С.Баруздина «Юрта в саду».

1.Прочитайте текст, выделяя интонацией простые и сложные предложения. Найдите в тексте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

2.Ответьте на вопросы:

1.Какие дома стоят в ауле?

2.Почему в ауле рядом с домом ставят юрту?

3.Расскажите из каких частей состоит юрта. Опишите ее. Составление концептуальной карты.

Словарная работа: клен – үйеңкі

Ольха – қандыағаш

Гряды гор – тау тізбегі

Рябина - шетен



Каждая группа выполняет свое задание:

1-3 предлжения - 1 группа;

4-6 предложения – 2 группа.

Работа с одаренными детьми: из группы выходит сильный ученик и выступает перед учащимися.



















Ученики читают текст, отвечают на вопросы.

Находят сложносочиненные предложения с соединительными союзами.


Анализ

5 задание. Мини-конкурс на лучшее предложение с содержанием схемы предложений в форме связной информации на грамматическую тему. Заслушиваются два-три ученика. Ответы оцениваются баллами, смайликами.

[ ], и [ ]. [ ], да[ ]. [ ], тоже [ ]. [Ни ], [ни].


Учащиеся по схеме составляют предложения и читают


Синтез

6 задание. Парная работа «Карусель»: Опроси товарища. Отметь лучший и худший ответ. Оценка вносится в оценочный лист (взаимооценивание).

-Какие предложения называются простыми?

-Какие предложения называются сложными?

-Какие предложения называются сложносочиненными?

-На какие группы делятся сложносочиненные предложения?

-Какие союзы относятся к соединительным?

-Какое значение имеют сложносочиненные предложения с соединительными союзами?

Учащиеся задают друг другу вопросы

Оценка

7 задание. Игра «Банк слов». В банке находятся слова. Дети должны выбрать основные слова урока.

Из каждой группы выходит по одному ученику и называют основные (ключевые) слова урока

Домашнее задание

Упражнение 46. (выписать сложносочиненные предложения, подчеркнуть главные члены предложения, расставить знаки препинания).

Член предложе́ния - синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.


Рефлексивный этап

-Ребята, выскажите свои мнения по уроку и напишите пожелания друг другу на стикерах и разместите их на дереве пожеланий.


Отчет А2

Рефлексивный отчет о внедрении изменений в практику коллег через коучинг-занятие

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. (Руководство для учителя, 2016, стр.204).

Тема моего коучинг-занятия «Оценивание в учебном процессе». Выбор данной темы обусловлен тем, что проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Зачастую при выставлении

оценки мы недостаточно объективны, то есть не придерживаемся определенных критериев, что наблюдается не только в моей практике, но и в

практике моих коллег. Ведь для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес ученика к предмету, а, наоборот, стимулировать его к продвижению вперед.

Я работаю в сельской казахской школе, где обучаются 130 учеников в 11-ти класс-комплектах. В школе четыре методических объединения, в каждой из которых по шесть учителей. Поэтому я считаю целесообразным пригласить всех учителей на свой коучинг. Я знаю, что эта проблема не затрагивалась ранее ни в одном методическом объединении нашей школы.

Повышая свою квалификацию по Программе первого уровня, я поняла, что идеи, рассматриваемые в рамках данного модуля, помогли мне найти решение для многих вопросов. Обучая своих коллег, я хочу и сама внедрить его в свою практику.

Данный модуль содействует учителям в:

  • понимании различных форм оценивания;

  • определении и обосновании различных типов оценивания, адекватных поставленным целям;

  • определении /оценивании формальных и неформальных систем оценивания;

  • разъяснении, каким образом каждый из учителей способен/неспособен повысить качество преподавания и обучения. (Рук.для учителя, 2016, стр.205).

Идеи данного модуля дают ключ к тому, чтобы получить эффективную обратную связь с учениками, которая поможет увидеть свои промахи и ошибки, услышать голос ученика, направить обучение не только на понимание, но и на анализ и синтез. То есть активное участие учеников в собственном обучении позволит им быть ответственными за свое обучение.

Навыки совместной работы со сверстниками посредством взаимооценивания помогут ученикам критически подойти не только к работе своего товарища, но и к собственной работе, увидеть свои недочеты, а, может быть, научиться у своего сверстника каким-то положительным навыкам.

Но как же мы можем научить всему этому ученика, сами не обладая определенными знаниями? Поэтому я ставлю перед собой задачи:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной теме;

  2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся;

  3. Подвести аудиторию к пониманию необходимости критериального оценивания.

Если в процессе работы я смогу реализовать эти задачи, то достигну основной цели своего занятия: Вооружить учителей знаниями о разных

видах оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.

Я думаю, что мои коллеги меня поддержат и примут предложенную мною тему. Как было изложено выше, тема актуальна и стоит остро, потому что до сих пор процесс обучения строился только на передаче готовых знаний. То есть учитель давал готовые знания, не обучая ребенка критическому мышлению, не задумываясь о реализации знаний на практике, не заставляя задуматься о процессе обучения;

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
о том, что он усвоил, а что – нет.

Каждый учитель должен владеть методикой оценивания, то есть знать, не только как проводить экзамены в аудиториях, но и понимать, с какой целью и для кого проводятся экзамены. (Рук.для учителя,2016г., стр.208).

















Приложение 3

План проведения тренинга с коучинговым подходом


«Оценивание в учебном процессе»

Цель:

Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме

  2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся

  3. Подвести аудиторию к пониманию необходимости критериального оценивания знаний

Ожидаемый результат

Знания учителей об оценивании обучения и оценивании для обучения; понимание необходимости критериального оценивания знаний; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников

Критерии оценки:

Рефлексия по методу «2 звезды одно пожелание».

Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков домика; постер, раскрывающий основные идеи модуля «Оценивание»; разработанные критерии оценивания задания

Подходы к проведению занятия:

Коллаборативное обучение, предполагающее включение каждого учителя в процесс обучения для решения проблемы и достижения результата

Ход занятия:

Вводная часть. Деление на группы по строчкам песен: Учителя берут одну строку известной всем песни; ищут друг друга, чтобы составить куплет песни. Можно пропеть каждой группе свою песню.


Просмотр видеоролика «Опять двойка». Вывод по видеоролику. Обсуждение в малых группах.


Индивидуальная работа: Качества идеального ученика. Какой он, идеальный ученик?

Работа в группах: Каждый член группы высказывает свою точку зрения, идет обсуждение в группах, делают выводы и защищают постер.

Индивидуальное задание: нарисовать домик на формате А4. Оценить свою работу. Провести взаимоценку в группе с обоснованием.

Задаю вопросы: Трудно было оценить работу товарища? Почему? (Тем самым подвожу к мысли о том, что трудно оценивать работу не зная критериев оценки).

Предлагаю работу: Разработать критерий оценивания для данной работы.

Просмотр мультфильма «Три поросенка». Задание 1: Составить критерий для оценивания домиков (по содержанию мультфильма). Сравнить с предыдущими критериями.

Сделать выводы.

Задание 2: Используя полученную информацию об оценивании, его целях и характеристиках, значимости для учеников, их родителей и учителей, составить ментальную карту «Оценивание».

Выступление спикеров: Защита проектов

Вывод о необходимости разработки критериев любого вида деятельности учеников на уроке.

Разминка: «Танцуют все»

Рефлексия: «2 звезды одно пожелание»


Использованная литература: 1. Руководство для учителя, 2016

2. Раздаточные материалы, третья неделя, день первый

Отчет А3

Рефлексивный отчет о реализации процесса менторинга с одним из коллег

Рефлексируя свою деятельность и деятельность своих коллег до прохождения курсов по уровневой Программе, я мысленно постаралась выявить те профессиональные потребности своих коллег, которые смогу удовлетворить в процессе менторинга. Я знаю, что беда всех учителей не только в неумении ставить цели урока. Ведь неграмотная постановка цели влечет за собой ряд проблем, и эти проблемы сказываются на процессе обучения, они влияют, в первую очередь, на знание учащихся.

Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
Учителям моей школы необходимо изучение и внедрение в практику идеи семи модулей, критериального оценивания.

Моя задача: направлять, помогать, дать возможность для анализа и решения проблемы, «зажечь хотя бы одну звезду», как в сказке «Зажги звезду». Еще я ставлю перед собой задачу – помочь коллеге «войти в тему», чтобы, когда он (она) будет обучаться на курсах повышения квалификации по уровневой Программе, имел(-а) представление об идеях, целях и задачах Программы.

Для начала я поставила перед собой цель, определила ожидаемые результаты, выявила критерий успеха для своего подопечного, составила план работы. Чтобы работа была плодотворной, принесла результат, чтобы я достигла своей цели и ожидаемых результатов, мне необходимо проводить

рефлексию своих действий. Для этого я планирую вести рефлексивный дневник, где буду записывать все свои наблюдения, выводы и заключения.

На первой встрече я постараюсь установить доверительные отношения с менти, с помощью анкетирования выявлю проблему, с целью диагностирования уровня развития. Если ей трудно будет сформулировать свою мысль, подтолкну ее к определению задачи с помощью просмотра видео «Меняется мир – меняемся мы». Далее, когда я получу согласие на сотрудничество и взаимодействие (полагаюсь на понимание со стороны

менти, на ее культуру, образованность), я ознакомлю ее с идеями Программы, дабы ввести ее в курс дела. Мы вместе обсудим вопрос: Почему

нужны изменения в процесс преподавания и обучения? Проведем рефлексию о современном состоянии преподавания.

На первом этапе – «Реальное состояние практики» - планирую посетить урок менти. Фокусом наблюдения будет эффективная организация работы/деятельности учеников для достижения цели урока. Предполагаю в ходе беседы дать возможность рефлексировать свою деятельность с помощью таких открытых, наводящих и уточняющих вопросов, как: Удовлетворены ли Вы своим уроком? Почувствовали ли Вы отдачу? Были ли достигнуты цели и задачи?На какую категорию учащихся направлены методы и приемы на Вашем уроке? Что считаете наиболее удачным, а что нет? Какие бы хотели опробовать стратегии, технологии, которые, на Ваш взгляд, Вам подходят? Конечно, во время беседы не буду указывать на недостатки педагога, а расположу к себе собеседника и окажу поддержку.

На втором этапе – «Планирование преобразования практики» - особое внимание следует уделить целеполаганию и разработке критериев успешности, как для самого педагога, так и для учащихся на примере конкретных тем учебного материала. Посоветую из своего опыта наиболее удачные приёмы групповой или парной работы, вместе продумаем возможности для взаимо- и самооценки учащихся. Фокус наблюдения при втором посещении урока будет направлен на постановку цели урока, применение эффективных методов и приемов для достижения цели, на оценивание. При следующем посещении урока фокус наблюдения направлю на использование одного или нескольких модулей.

Третий этап – «Определение возможных стратегий действия». Вопросы, заданные на 1 этапе, уже будут звучать в другой трактовке, так как эти вопросы мы пережили вместе, участвуя в процессе практики. Добавить к этому обязательную рефлексию: Что бы Вы хотели закрепить в своей практике, как Ваше личное достижение? Какие выводы Вы делаете из обратной связи с учащимися? Хотели бы Вы ввести в Вашу практику консультирование учащихся, дневники формативной оценки?

Во время самоанализа подопечного подчёркивать буду те моменты, которые он уже освоил, благодаря опыту; плавно подводя к тому, над чем ещё предстоит работать.

На четвертом этапе планирую провести менторинг на тему «Каковы результаты моей практики?». Рефлексия подопечного даст обратную связь, которая поможет мне дать оценку своей работе с менти.

Подводя итог, хочу отметить, что ответом на вопрос «Сумела ли я зажечь звезду?» будут отклики детей, их рефлексия; атмосфера, которая будет царить в классах.

















Приложение 4

План работы с менти на период прохождения практики

03.10.-11.11.2016

Цель: оказание помощи в профессиональном развитии и совершенствовании

Ожидаемые результаты: повысится качество преподавания и обучения

Критерии успеха: менти обеспечен идеями и подходами для повышения своего профессионального потенциала

ментор


План работы с менти, личный план менти

Ознакомление менти с идеями Программы. Почему необходимы изменения в процесс преподавания и обучения? Исследовательская беседа с менти «Современное состояние преподавания

Определить степень готовности к сотрудничеству

Менти понимает необходимость внесения изменений в процесс обучения

план беседы

Краткий обзор идеи Программы.

Просмотр видеоролика «Меняется мир – меняемся мы»

ментор


Запись в рефлексивный дневник

Выявление проблемы.

Работа над составлением плана менти

Вместе искать пути решения проблемы

Стимул к самостоятельной деятельности

Руководство для учителей по реализации коучинга и менторинга: Астана,2014

ментор


Запись в рефлексивный дневник

Менторинг «Почему мне необходимо измениться?»

Выяснить направления изменений и наметить пути решения

Оказана помощь в понимании необходимости измениться

Вопросы менторинга,

ментор


Записи в рефлексивный дневник

Посещение урока менти

Наблюдение за эффективной организацией работы/деятельности учеников для достижения цели урока

Выявляет слабые и сильные стороны методов и приемов, использованных на уроке

План урока

Ментор

менти


Записи в рефлексивный дневник

Посещение уроков коллег, обучившихся по уровневой Программе

Оказание помощи менти, развить навыки проводить рефлексию

Принимает рекомендации, вносит изменения в процесс обучения

Поурочные планы, наставник, менти, сертифицированный коллега

Ментор

менти


Самоанализ урока учителем, рефлексивный отчет

Консультации и поддержка

Оказание помощи, рекомендации и поддержка

Активно слушает, формулирует ключевые вопросы для усовершенствования практики

Наставник, менти

Ментор

менти


Запись в рефлексивном дневнике

Коучинг на тему «Критериальное оценивание»

Вовлечь подопечного в работу коучинга

Принимает активное участие, планирует самостоятельное проведение

Менти, учителя школы, план коучинга

Ментор



Рефлексивный отчет, видеозапись, фотоматериалы

Приглашение на свои уроки

Оказание помощи менти, развить навыки проводить рефлексию

Принимает рекомендации, вносит изменения в процесс обучения

Наставник, менти

ментор


Запись в рефлексивном дневнике

Профессиональная беседа «Определение темы и целей уроков»


Ознакомить с новым подходом в постановке цели обучения (СМАРТ цели)


Обратная связь

Наставник, менти, методический материал

ментор


Запись в рефлексивном дневнике

Посещение урока менти

Фокус наблюдения – постановка цели урока, методы и приемы, используемые для достижения цели. Оценивание.

Рефлексия

Обратная связь

Наставник, менти

Разработка урока

Ментор менти


Запись в рефлексивном дневнике

Менторинг «Каким образом улучшить работу учащихся на уроке?»

Оказать помощь в использовании новых подходов в обучении

Подопечный использует стратегии критического мышления

Наставник, менти, методический материал

Ментор

менти


Рефлексивный отчет наставника и менти

Вовлечение менти в работу на практике. Отработка с менти 7 модулей.

Совершенствовать профессиональные навыки

Активно участвует в учебной деятельности, вносит свои предложения

Менти, мероприятия, профессиональные навыки

Ментор

менти


Запись в рефлексивном дневнике

Посещение урока менти

Фокус наблюдения – эффективное применение одного или нескольких модулей на уроке

Рефлексия

Обратная связь

Наставник, менти

Разработка урока

Менти, наставник, учителя школы, учащиеся


Запись в рефлексивном дневнике

Менторинг «Каковы результаты моей практики?»

Оценивание собственных достижений

Рефлексия

Обратная связь

Наставник, менти


Ментор

менти


Запись в рефлексивном дневнике



Отчет А4

Рефлексивный отчет о процессе планирования работы педагогического сообщества школы

Многие сомневаются в том, что небольшая

группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В

действительности, как показывает история, именно так все и происходит.

Маргарет Мид

Профессиональные сообщества учителей школ играют все более важную роль в жизни современного общества.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Современные организации понимают важность профессиональных сообществ учителей школ в процессе обмена знаниями и инновациями. В сфере образования доказано, что организационная изоляция препятствует развитию.
Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
Именно поэтому все более важным становится сотрудничество между школами, их объединение в «профессиональные сообщества учителей» школ в интересах всего обучающегося социума, а не только тех, кто учится в конкретной школе. (Рук.для учителя,2016г.,стр.242).

Обновление содержания образования, использование инновационных форм организаций образовательного процесса, применение новых подходов к управлению школой – определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Создание сетевого профессионального сообщества – важное направление в реализации идей уровневых курсов учителей по Программе Центра педагогического мастерства.

Сетевые сообщества в педагогической практике помогают решить следующие задачи:

  • Совместное мышление – это важный этап психологического развития личности, когда мнение другого человека является важным компонентом в решении определенной проблемы.

  • Толерантность – расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы чаще сталкиваемся с людьми из других социальных слоев (это могут быть учителя других предметов и наук).

    Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

  • Освоение децентрализованных моделей – от участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.

  • Критичность мышления – коллективная, общная деятельность множества участников, готовых видоизменять гипотезы, играет

решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теории.

Состав сетевого сообщества может быть следующим:

  • Руководящая группа: администрация школы, сертифицированные учителя первого уровня.

    Интерне́т-соо́бщество - группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет. Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир.
    Цель: управление и контроль за реализацией выполнения мероприятий, указанных в плане сетевого сообщества; разработка планов по усовершенствованию функционирования сетевого сообщества.

  • Координирующая группа: учителя второго уровня, учителя-предметники. Цель: организация и проведение коучингов, наставничество внутри школы и внутри профессионального сообщества учителей школ; проведение совместных мероприятий между школами и внутри сетевого сообщества.

  • Развивающая группа: учителя третьего уровня, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, руководители ШМО, председатель родительского комитета. Цель: содействие профессиональному росту учителей; применение идеи семи модулей.

Сетевые сообщества педагогов, таким образом, не имееют границ, легко могут решать любые проблемы и задачи, находясь на длительном расстояний друг от друга.

Итак, сетевое сообщество учителей – это группа профессионалов, работающих по одной профессиональной деятельности в сети.

Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.
Участие в профессиональном сетевом объединении позволяет учителям общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Работу по созданию сетевого сообщества начну с согласования с администрацией школы и сертифицированными учителями первого уровня. Чтобы ввести в курс дела педагогический коллектив школы, подготовлю выступление на методическом совете школы, где подробно расскажу об идее Программы Центра педагогического мастерства по созданию профессионального сообщества учителей. Следующим шагом будет

определение проблемы, цели и задач сетевого сообщества. Для этого мне необходимо будет провести анкетирование с целью выявления проблемы, над которой будет работать сетевое сообщество. В команду должны войти учителя, увлеченные работой, творчески мыслящие, имеющие желание вносить изменения в школьную практику.

Сообщество будет предназначено для учителей школы, вовлекать в сообщество буду всех, кто заинтересуется данной темой. Надеюсь, что будут вовлечены максимальное количество людей.

Предварительная тема профессионального сообщества: «Формирование профессиональных компетенций педагогов школы посредством применения новых подходов в преподавании и обучении». Цель сетевого сообщества:

создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов школы. Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

  • обеспечить активное общение учителей;

  • распространять и обобщать опыт среди коллег;

  • создание собственных электронных страниц;

  • участие в конкурсах, проектах, обсуждениях.

Ожидаемые результаты:

  • учителя вовлечены в процесс преобразования преподавания и обучения;

  • количество обсуждаемых тем и их сменяемость помогает пополнить «корзину идей»;

  • профессиональный рост учителя.

Планирую проведение сертифицированными учителями школы новых форм методической работы: коучингов, менторингов, Lesson Study. Считаю, что целесообразным для более глубокого понимания идей Программы, будет проведение коучинга на тему: «Почему учителю надо меняться?». Коническая метафора Синека поможет более точно раскрыть данную тему: «верхняя, центральная часть конуса – ЗАЧЕМ, обосновывает необходимость преобразования школьной практики и управляет им. Иными словами, лидеры школ должны знать, ЗАЧЕМ они преобразовывают школьную практику, и объяснять ЭТО всем членам своей педагогической команды. ... Лидеры школ должны знать КАК помочь учителям преобразовывать их практику посредством реализации процессов коучинга и менторинга. Учителя должны знать, ЧТО сделать в классах для усовершенствования обучения учеников». (Рук.для учителя,2016, стр.149).

Коучинг на тему «Новые подходы в преподавании и обучении» поможет учителям освоить конструктивистские подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть то, что знания ученик добывает и

конструирует сам.

Когнитивная психология - раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Важно довести до педагогов, что это возможно при создании демократической атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них есть возможность в учебной деятельности общаться друг с другом, принимать решения, смело высказывать их.

Коучинг «Критериальное оценивание» планирую провести сама. В рамках этого коучинга раскрою содержание данного модуля, подведу коллег к важности понимания того, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (учителям, ученикам, родителям) понимать уровень усвоения изучаемого материала. Чем более будет содержательной обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Коучинг «Групповая работа на уроке» будет направлена на осознание того, что такая форма работы позволяет создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы.

Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния - преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно - учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

На коучинге «Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей» будет решаться проблема взаимодействия педагога с родителями учеников. На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным, помогало совершенствованию личности ребенка во всей полноте?

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Обучение составлению среднесрочного и краткосрочного планов будет реализовано путем проведения семинара. В результате такой работы учителя будут владеть информацией о среднесрочном и краткосрочном планировании, овладеют навыками составления планов; убедятся, что планирование серии последовательных уроков и краткосрочное планирование позволяют увидеть, что цели урока отражают ожидаемые результаты, что позволит повысить качество обучения.

Мастер-класс «Постановка СМАРТ цели урока» поможет учителям развить навыки ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат, соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.

Выпуск бюллетени о работе сетевого сообщества школы будет своего рода рекламным проспектом, который поможет педагогам школы расширить границы профессионального сообщества в сетевое.

К концу практики планирую провести конференцию на тему «Образование 21 века». В конференции примут участие методические объединения. Каждому методическому объединению будут даны задания: организовать круглый стол, мастер-классы, презентации, дискуссии, семинары, тренинги, выставку.

Кру́глый стол - общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах - как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и - реже - как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

Важно чтобы команда поняла, что высоких результатов в обучении можно добиться через равитие лидерства, профессионального мастерства и

развитие границ сообщества. Необходимо сформировать одно из ключевых понятий: создание общего видения и ценностей в своей команде.

Деятельность сообщества будет направлена на учащихся, на развитие интереса к предмету, творческих способностей, мышления, коллективизма. В последнее время угасает активность учащихся в участии в международных конкурсах, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру», и т.д. Сообщество будет помогать учителям готовить детей к участию в научно-исследовательских проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах. Также деятельность сообщества будет направлена на самих учителей, на процесс их самообразования, профессиональный рост. Обсуждая с коллегами проблемы, с которыми учителя сталкиваются ежедневно, мы будем иметь возможность найти оптимальные пути их решения. Публикуя свои материалы в сети интернет, учителя смогут

самовыражаться, обсуждать методы и приемы обучения, новые идеи и находки с коллегами.

Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.



Приложение 5

План работы профессионального сообщества школы

Тема: Новые подходы в преподавании и обучении

Цель профессионального сообщества: Создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов школы

Задачи: Обеспечить активное общение учителей;

Распространять и обобщать опыт среди коллег;

Создание собственных электронных страниц;

Участие в конкурсах, проектах, обсуждениях.

Ожидаемые результаты: Учителя вовлечены в процесс преобразования преподавания и обучения;

Количество обсуждаемых тем и их сменяемость помогает пополнить «корзину идей»;

Профессиональный рост учителя.

Планомерная работа сетевого сообщества

школа



5

Коучинг на тему: «Новые подходы в преподавании и обучении»

Внедрение идей Программы в практику преподавания и обучения

школа


Сертифицированные учителя

6

Проведение коучинга на тему «Критериальное оценивание»

Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения

школа



7

Посещение уроков сертифицированных учителей «Организация групповой работы на уроке»

Методическая помощь учителям школы

школа


Сертифицированные учителя

8

Коучинг «Взаимодействие семьи и школы»

Вовлечение родителей в процесс обучения детей

школа


Сертифицированные учителя

9

Обучающий семинар на тему: «Среднесрочное планирование», «Краткосрочное планирование»

Развить навыки в составлении планов урока

школа


Сертифицированные учителя

10

Мастер класс «Постановка СМАРТ цели урока»

Обучение тому, как ставить цели урока

школа


Сертифицированные учителя

11

Выпуск бюллетени о работе сетевого сообщества школы

Привлечение коллег в сетевое сообщество

школа


Члены сетевого сообщества

12

Конференция «Образование 21 века»

Поддержка новых образовательных инициатив

школа


Члены сетевого сообщества