Главная страница
Контакты

    Главная страница


ПАМЯТКА «Я исследователь»

Скачать 25.73 Kb.



Скачать 25.73 Kb.
Дата13.03.2018
Размер25.73 Kb.

ПАМЯТКА «Я исследователь»


ПАМЯТКА «Я исследователь»


Исследовательская деятельность – извлечение «из следа», восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам.

Реферативное сочинение – полноценное освещение проблемы без субъективной оценки, сравнений, рассуждений.

Обязательные элементы исследования: методы исследования (теоретические и практические), наличный экспериментальный материал, интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

I. Подготовка к проведению научного исследования.

Шаг 1 – определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Объектная область – это сфера науки и практики (в школе, например, – это учебная дисциплина). Объект – носитель проблемы, предмет – конкретная часть объекта.

Шаг 2 – выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.

Тема – еще более узкая сфера.

Тема должна:

1) представлять интерес, иметь отношение к предварительно выбранной специальности;

2) быть интересной и ученику, и руководителю;

3) быть реализуема в имеющихся условиях;

4) быть лаконичной, все понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Актуальность – необходимость получения новых данных и необходимость проверки новых методов (для описания актуальности достаточно 1 страницы: наличие проблемы, почему она возникла, на какие вопросы практики может дать ответ результат нашей работы).

Шаг 3 – Изучение научной литературы и уточнение темы.

План:

1. Составить библиографический список источников по теме (обязательно включить традиционные учебники, работы общего характера).

2. Использовать просмотровое чтение (чтение оглавления, отдельных абзацев и предложений), ознакомительное чтение (поиск ответов на свои вопросы, выработка своей точки зрения), изучающее чтение (с целью получения необходимой информации, понимания логики доказательств).

3. Создать банк данных для фиксации информации (конспекты, выписка цитат, списывание переработанного материала).

NB! Не забывай при списывании цитат указывать главу, библиографические данные издания, при дословном цитировании цитата берется в кавычки.

Шаг 4 – Формулирование гипотезы (гипотеза (греч.) – предположение).

Гипотеза должна:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логичной, непротиворечивой;

- соответствовать фактам;

- содержать в формулировке выражения типа «если …, то …», «так … как», «при условии, что …».

Шаг 5 – Определение цели и задач исследования

Цель – конечный результат.

Содержание цели – определение характеристик явлений, мало изученных явлений, описание новых явлений; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификаций.

Возможна постановка следующих целей: разработать, выявить, обосновать, установить, уточнить и т.д.

Шаг 6 – формулирование задач исследования.

Задача – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с гипотезой.

Описание решения задач – это и есть основное содержание глав.

Шаг 7 - Отбор методов исследования

Метод – это способ достижения цели исследования. Методы подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Методы теоретического уровня:

- анализ литературы, архивных материалов;

- анализ понятийно-терминологической системы;

- построение гипотезы;

- прогнозирование;

- моделирование (мыслительные действия с моделью);

- восхождение от абстрактного к конкретному (развитие связей от простого к сложному);

- анализ (разложение предмета на составные части) и синтез (соединение полученных прианализе данных в нечто целое).

Эмпирические методы предполагают познание опытным путем.

1) Методы сбора и обработки информации.

  • Наблюдение – основа для обобщения и выводов.

Этапы подготовки наблюдения: выбор объекта, цели, задач, составление плана, подготовка документов, сбор данных (записей, протоколов, таблиц), оформление результатов, анализ, теоретические и практические выводы.

NB! Наблюдение осуществляется в естественных условиях, не зависит от воли, чувств, желаний человека.

  • Сравнение – применяется при анализе количественных показателей, помогает установить сходства и различия, может осуществляться по одному или нескольким признакам.

  • Беседа – выяснение мнения по тому или иному вопросу.

NB! Тщательно разрабатывайте план беседы, круг обсуждаемых вопросов.

  • Анкетирование – сбор сведений путем проведения опроса.

NB! Желательно участие в анкетировании около 100 респондентов; опрос должен быть планомерным; вопросы – конкретными, понятными, корректными.

  • Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Плюсы эксперимента: - изучение явления в чистом виде;

- исследование свойств объектов в экстремальных условиях;

- повторяемость;

- возможность проверки и перепроверки полученной информации.

Этапы эксперимента:

1. организационно-прогностический этап: определение цели, проблемы, выбор предмета, теоретическое обоснование эксперимента, определение способов экспериментальной деятельности, формулирование экспериментальной гипотезы.

2. содержательно-процессуальный этап: отбор содержания экспериментальной работы, проведение эксперимента, сбор информации.

3. аналитико-прогностический этап: анализ данных, сверка с целью, задачами, гипотезой эксперимента, коррекция экспериментальной работы, статистическая обработка, составление графиков, таблиц, моделей, осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.

Математические методы

- статистические данные;

- методы и модели динамического программирования;

- методы визуализации данных (функции, графики).

II. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов (исследования) работы.

Текст научного сочинения – это подробное рассмотрение всего хода исследования, описание его результатов.

Шаг 1 – компоновка подготовленных текстов по главам, в соответствии с примерной структурой работы.

Шаг 2 – редактирование: орфография и синтаксис, сверка цифр, фактов, сносок, цитат.

Шаг 3 – написание выводов в каждой главе.

Вывод – это сущность вопроса, разбираемого в главе, обобщение результатов проделанного анализа.

Шаг 4 – составление библиографического списка

Шаг 5 – введение по всей работе

NB! Введение включает основные фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование (тема, актуальность, гипотеза, цели, задачи, методы, этапы, структура исследования, практическая значимость, краткий анализ литературы).

Содержание 1 главы – итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование проблемы.

Содержание 2, 3 главы – описание практических этапов работы, интерпретация данных, выявление закономерностей в изучаемых явлениях.

Заключение – 1-2 страницы, содержит общие выводы, предполагает обозначение перспектив дальнейших исследований и отражает степень достижения цели настоящего исследования.

Приложение имеет справочное значение, может быть представлено в виде текста, графиков, карт, таблиц.

Примечания в текстах могут располагаться в круглых скобках, подстрочно (как сноски), необходимо переводить иностранные слова и предложения.

Рисунки, таблицы желательно располагать сразу после упоминания в работе.

III. Защита результатов исследования

Рекомендации

- продолжительность выступления – 7-10 минут;

- не сводить выступление к пересказу всего содержания работы;

- не затягивать выступление;

- продумать структуру выступления;

- разбить цитатой, образным сравнением, историей, оригинальным вопросом), представление содержания глав (в реферативной части отметить новизну, свои результаты), основные выводы по результатам исследования;

-кульминацией выступления может стать размышление над проблемой, варианты дальнейших исследований, цитата известного ученого по данной проблемой;

- речь выступающего должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной;

-можно использовать образные сравнения, контрасты, необычные факты, которые позволят удерживать внимание аудитории.







Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • План
  • Гипотеза
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку