Главная страница
Контакты

    Главная страница


Процесс становления и развития регулирования прав и свобод женщин в сфере трудовых отношений

Скачать 111.06 Kb.



Скачать 111.06 Kb.
Дата18.10.2017
Размер111.06 Kb.

Процесс становления и развития регулирования прав и свобод женщин в сфере трудовых отношений


Содержание Введение 1. Историко-правовые и международно-правовые аспекты правового регулирования труда женщин 1.1 Историко-правовой анализ прав женщин на труд 1.2 Международные нормы в области прав женщин на труд и их соотношение с трудовым законодательством РФ 2. Гарантии и льготы в области труда женщин по законодательству РФ 2.1 Гарантии и льготы права на труд беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, при трудоустройстве 2.2 Гарантии и льготы права на труд беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, при увольнении 3. Ответственность за нарушение права женщин на труд 3.1 Роль и место профсоюзов в обеспечении права женщин на труд 3.2 Виды ответственности за нарушение права женщин на труд Заключение Список литературы Введение Актуальность исследования. Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в России, требую нового осмысления положения граждан в сфере трудовых отношений. В настоящее время одним из важнейших факторов построения в России правового государства является, несомненно, конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. Однако простое декларирование самых широких прав еще не означает, что у человека появилась реальная возможность пользоваться лежащими в их основе благами в полной мере. Для реального обеспечения всех прав и свобод человека необходим действенный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, содержащий гарантии их обеспечения и защиты. Одной из важнейших групп среди прав и свобод человека и гражданина выступают трудовые права. Современное положение трудящихся в общей массе может быть охарактеризовано как критическое. По оценкам различных государственных и общественных организаций, осуществлявших социологические исследования по данному вопросу, нарушения трудового законодательства имеют место на 65-80 предприятий. Основные виды нарушений касаются задержки выплаты или необоснованных снижений заработной платы, необоснованных переводов или увольнений работников, нарушений правил охраны труда, нарушений прав женщин, имеющих детей, и др. Нарушения конституционных прав граждан в сфере труда ведут к росту недоверия людей в правильность и социальную значимость экономических реформ Российского государства. Отсутствие действенных норм определяет слабость государственной защиты прав и свобод граждан, а также порождает мнение о бессилии правоохранительных органов и судебной системы. Все это является крайне благоприятными факторами для дальнейшего развития криминогенной обстановки в России. Происходящий процесс реформирования трудового законодательства пока не дал должного, положительного результата, так как продолжают отсутствовать эффективные административные механизмы государственной защиты трудовых прав граждан. В настоящее время ни для кого не секрет, что российская экономика находится в стадии становления. Многие предприятия перешли в частные руки, и являются субъектами предпринимательской деятельности. А целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, притом её размер должен быть как можно выше. При этом работодатели зачастую идут на нарушение прав трудящихся, ставя при этом во главе своих интересов снижение материальных затрат на реализацию этих прав, тем самым пытаясь увеличить долю чистой прибыли. Следовательно, существует объективное противоречие между правами трудящихся в сфере трудовых отношений и основной целью предпринимательской деятельности, заключающейся в извлечении максимальной прибыли. В данном случае законодатель становится на защиту прав трудящихся. Трудовой кодекс РФ, имеет множество механизмов защиты прав трудящихся, но как показал опыт его применения, к сожалению, он не решил всех проблем. В последние годы руководство страны уделяет вопросу равноправия в сфере трудовых отношений особое внимания, разрабатывая новые концепции и законопроекты, регулирующие труд женщин. Целью исследования Основной целью работы является комплексный анализ процесса становления и развития регулирования прав и свобод женщин в сфере трудовых отношений, изучение механизма реализации и системы защиты трудовых прав женщин, а также выявление направлений дальнейшего совершенствования законодательства в области прав и свобод женщин. Постановка указанной цели исследования предопределило необходимость решения следующих задач: - проведение историко-правового анализа прав женщин, в том числе в сфере трудовых отношений в России; - конкретизация и содержание социальных прав женщин на основе анализа международных правовых актов; - анализ конституционных основ социально-трудовых прав женщин в РФ; - исследование государственного механизма обеспечения социально-трудовых прав женщин Российской Федерации в современных условиях, в том числе с учетом соответствующего международного опыта; - рассмотрение проблем в области гражданско-правовой, административной и уголовно-правовой защиты трудовых прав женщин и выработка предложений по их решению. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования труда женщин, в т.ч. беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Предметом исследования являются международные, конституционные и других правовые акты, регулирующие права женщин в сфере трудовых отношений и их практическая реализация в Российской Федерации. Методологическая основа исследования: при проведении исследования использовались современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные на практике использовались такие как: общенаучные (диалектический, системный) и частные методы (исторический, статистический, формально-юридический, структурно-функциональный и другие). Степень научной разработанности. Данной теме посвятили свои труды многие учёные, специализирующиеся в различных отраслях права. Правовой статус личности исследовался в работах представителей общей теории права: С.С.

Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качествам человека и гражданина.

Алексеева, В.А. Кучинского, Е.А. Лукашевой, А.В. Мицкевича, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.С. Мордовца; права и свободы граждан и гарантии их реализации разрабатывались в работах представителей конституционного права: Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Ф.М. Рудинского, О.Е. Кутафина, А.И. Лепёшкина, В.О. Лучина, О.О. Миронова, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева; механизм защиты прав и свобод обоснован и в других отраслях права, в работах: С.Н. Братуся, В.М. Жуйкова, В.И. Иванова, В.А. Карташкина, А.М. Ларина, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Н.Ю. Хаманёвой. Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 года (в том числе утратившие силу конституции РСФСР);

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

международные правовые акты в области прав женщин в сфере трудовых отношений; Федеральные законы РФ; а также Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Эмпирической основой дипломной работы послужили данные Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 201 и 2007 годах, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Практическое значение исследования. Теоретические, практические аспекты дипломной работы и анализируемые нормативно-правовые положения российского и международного законодательства о социально-трудовых правах женщин могут: - использоваться в преподавании курсов трудового права; - способствовать повышению уровня международно-правовой культуры юристов и будущих специалистов в области права. Структура квалификационной работы обусловлена объектом, предметом и целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка используемых нормативно-правовых источников и научной литературы. В первой главе обозначен историко-правовой аспект развития гендерного равноправия в России, приведен перечень трудовых прав женщин, представленных в международных актах, а также действующего российского законодательства. Во второй главе исследованы нынешние основы социально-трудовых прав женщин в РФ: понятие и содержание гарантий и льгот, предоставляемым беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также юридические гарантии и государственный механизм их обеспечения. В третьей главе проведен обзор ответственности за нарушение прав трудовых прав женщин и полномочий органов, способствующих защите нарушенных прав. 1. Историко-правовые и международно-правовые аспекты правового регулирования труда женщин 1.1 Историко-правовой анализ прав женщин на труд В рамках данного параграфа автор проводит анализ исторического аспекта становления и развития прав женщин в трудовой сфере. Безусловно, развитие трудовых отношений не может рассматриваться отдельно от общего положения женщин в России, становления их статуса и приобретения гражданских прав, поэтому автор косвенно затрагивает и данные аспекты. Кроме того, в рамках данного параграфа автор приводит данные, касающиеся положения прав трудящихся женщин на современном этапе, т.е. в рамках данного параграфа автор предпринимает попытку вкратце провести историко-правовой анализ прав трудящихся женщин от Древней Руси до наших дней. право трудовой законодательство Правовой статус женщины на протяжении всего существования Российского государства постоянно изменялся, постепенно приближая общество к осознанию необходимости развития гендерного равноправия. В целом в истории развития гендерного равноправия в России можно выделить два основных этапа: первый связан с развитием гендерного равноправия в монархический период, второй - в республиканский период. Термин гендер вошел в научный оборот в 70-х гг. прошлого века на волне мощного женского движения в Европе. Дословно - gender переводится как род в лингвистическом смысле слова. В дальнейшем этот термин стал применяться расширительно и отождествляться с понятиями социальный пол, социальные отношения полов. Термин пол означает, прежде всего, физические, физиологические, биологические различия между женщинами и мужчинами, тогда как термин гендер (гендерное равенство) употребляется, когда речь идет о социальных, культурных, психологических и иных поведенческих особенностях каждого пола. Истоки гендерных аспектов развития права при капитализме следует искать еще в Древней Руси. Правовое положение женщины на Руси было достаточно тяжелым, что проявляется при анализе как гражданского, так и уголовного законодательства. По древнерусскому праву, дочери не получали наследства, и общество было заинтересованно в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей, в противном случае, они оказывались без материальной поддержки и их должна была содержать община или они должны были нищенствовать. В период Российской империи законодательство продолжало ограничивать права женщины, защищая привилегии ее мужа. Прежде всего, законодательство устанавливало практически полную зависимость жены от мужа, обязывало ее повиноваться мужу как главе семейства. Так, например, паспортный устав установил правило, что замужняя женщина может получить отдельный паспорт только с согласия мужа, беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу. Беспаспортные считались бродягами, которых по этапу высылают на место жительства. Как отмечает профессор О.А. Хасбулатова, в соответствии с законодательством женщины разных социальных групп были неравны перед законом в различной степени. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы. 4 февраля 1914 года Государственная Дума в согласии с Государственным Советом приняла Закон, который предоставил всем женам право взять себе отдельный паспорт без согласия мужа. Профессор С.В. Поленина пишет: Чтобы несколько приблизить читателя к реалиям той эпохи, поделюсь историей, которую мы, студенты юридического факультета Института внешней торговли, услышали в свое время от нашего профессора - первой женщины-адвоката в России Е.А.

Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации (ВАВТ) - один из ведущих[источник не указан 19 дней] российских вузов, готовящий специалистов в области международных экономических отношений и финансов, внешнеторгового менеджмента и международного права.

Флейшиц. Екатерина Абрамовна рассказывала, как в дореволюционные годы, будучи молодой замужней женщиной, она поехала с подругой из Петербурга на юг отдохнуть непродолжительное время. Однако отдых не состоялся. Екатерину Абрамовну отправили обратно в Петербург с полицией, по этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой местожительства. Такое не могло бы нынче прийти в голову даже самому закоренелому бюрократу. Подвергались женщины дискриминации и по законодательству о государственной службе. Врачи-женщины, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах Министерства путей сообщения, вообще не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей. В остальные учреждения государственной службы женщин вообще не брали. Советский период в истории нашего государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами. Историю правового регулирования гендерных отношений в советский период можно разделить на три основных этапа. Первый этап начинается сразу после Октябрьской революции. Когда большевики пришли к власти, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе отношений между полами. Прежде всего, это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, с предпринятой попыткой окончательно решить так называемый женский вопрос. Фактически уже через месяц после Октябрьской революции женщины России были свободны от существовавших прежде ограничений: они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт. Несмотря на то, что советская власть формально полностью уравняла женщину в правах с мужчинами, в реальности ее положение отличалось от продекларированного. Это отчетливо видно на примере трудового законодательства. В декабре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов о труде. Для данного документа было характерно сочетание принуждения к труду с провозглашенным довольно высоким уровнем трудовых прав работников. Статья 1 данного Кодекса устанавливала трудовую повинность для всех граждан РСФСР, кроме детей, стариков, инвалидов, беременных женщин с 7-го месяца. Продолжительность рабочего времени устанавливалась в 8 дневных или 7 ночных часов, а в особо тяжких отраслях труда и для несовершеннолетних - 6 часов. Ночной и опасный для здоровья труд запрещался для лиц, не достигших 18-летнего возраста. Кодекс допускал многосменную работу, сверхурочная работа разрешалась в виде исключения в случае необходимости. При этом сверхурочные работы запрещались для женщин и лиц до 18 лет и не могли превышать четырех часов в течение двух суток подряд. Кодекс законов ВЦИК о труде 1922 г. закрепил в ст. 130 положение о том, что женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ, что соответствовало программе коммунистической партии 1919 г. Но примечание к данной статье разрешало Народному комиссариату труда разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызывается особой необходимостью. Профессор А.А. Тилле в связи с этим отмечает: Естественно, уже в 1925 г. НКТ разрешил ночной труд женщин. Дальнейшим законодательством ночной труд женщин был запрещен или ограничен только для беременных и кормящих грудью женщин. Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на снисхождение законодателя. Как отмечает С.Г. Айвазова, идеи перестройки социальных отношений между полами использовались властью для формирования системы тотального господства. Верховная власть вникала во все мелочи жизни, решала вопросы рождений и абортов, браков и разводов. По мере усиления этого господства постепенно уходит в прошлое свобода семейных отношений, продекларированная Александрой Коллонтай на заре советской власти. Власть начинает поддерживать женщину с помощью ряда льгот, что снова влияет на изменение гендерных ролей. Формально женщина стоит уже выше мужчины, если муж нарушает семейную дисциплину - пьет, изменяет, собирается разводиться, на него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия, и будут приняты соответствующие меры. Несмотря на усиление значения материнства, на исчезновение из законодательства термина отцовство, фактически происходит обезличивание полов, стирание граней между ними. Главные гендерные роли женщины при социализме - это роли труженицы и матери. Их интерпретация со временем менялась, и это получало закрепление в законодательстве. Однако на практике эти две роли трудно совместимы, чем-то одним женщине приходится жертвовать. В конце 20-х годов начинается второй этап развития гендерных отношений в России. Стройки социализма требовали все больше рабочих женских рук. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическую ситуацию. Государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства по созданию общественной системы воспитания детей. Кроме того, наступил этап поворота от космополитических к традиционалистским ценностям и установкам, что постепенно проявилось во всех сферах жизни, включая гендерные отношения. В середине 30-х годов изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Главным правовым актом данного периода стала Конституция СССР 1936 г., которая провозгласила: В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин. Ст. 122 Конституции гарантировала: Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов. В Конституции (ст. 137) особо подчеркивалось: Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Почти одновременно с Конституцией, 27 июня 1936 года, было принято Постановление ЦИК и СНК СССР О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве об абортах. Данный правовой акт, по мнению С.Г. Айвазовой, фактически подводил черту под прежней практикой и теорией свободной любви и свободной семьи. Государство начинало брать под свою опеку семью как ячейку общества. Оно нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья. 8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

Верховный Совет СССР Верхо́вный Сове́т Союза Советских Социалистических Республик (Верхо́вный Сове́т СССР) - высший орган государственной власти в 1938-1989 годах, высший представительный и законодательный орган Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в период с 1938 по 1991 годы.

Этот нормативно-правовой акт означал закрепление поворота в государственной политике в подходе к гендерным отношениям, к семье и браку. Указ устанавливал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь. Все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Запрещалось добровольное установление отцовства в незарегистрированных брачных союзах, вся тяжесть последствий ложилась на женщину. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. общественные отношения вступили в очередной период изменений, и в сфере регулирования гендерных отношений также наступил новый этап, связанный с их определенной либерализацией. Реформа образования, предпринятая в 1954 году, восстановила смешанное образование; в 1955 году вновь был легализован аборт, а в 1965 году - значительно облегчена процедура развода. В 1968 году был принят новый документ - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Этот документ, имевший достаточно общий характер, говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их правах и о поощрении материнства. Статья 3 заявляла о равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях. Таким образом, исторический опыт развития гендерного равноправия в России свидетельствует о наличии постоянного дисбаланса в регулировании гендерных отношений, об ущемлении одного из участников этих отношений - женщины. Сегодня ситуация не изменилась. Как справедливо отмечает Л.Т. Шинелева, реформирование политической системы со всей очевидностью выявило двойной стандарт в отношении общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях повседневной практики. Закрепленное в Конституции равенство прав женщин и мужчин оказалось не тождественным равенству возможностей. Ныне действующий Трудовой кодекс Российской Федерации во многом сохранил нормы ранее действовавшего Кодекса Законов о труде 1971 года в данной сфере правоотношений, но многое и изменил с учетом социальных реформ, происходящий в России в последние годы.

Трудовой кодекс Российской Федерации Трудово́й ко́декс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Первым отличием сравниваемых законодательных актов, на которое необходимо обратить внимание, является то, что в ранее действовавшем КЗоТ труду женщин, а также работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей, была посвящена отдельная X глава. В ныне действующем же ТК РФ, данные нормы отнесены к разделу XII части IX, касающемуся особенностей регулирования труда отдельных категорий работников. Считаем, что такое построение Трудового кодекса является более удобным и отвечающим реалиям современности. Далее постатейно можно отметить следующее: - по нашему мнению, более приемлемой и защищающей права женщин в большей степени в сфере трудовых отношений является редакция прежнего кодекса, накладывающая прямой запрет на применение труда женщин при отдельных категориях работ. Ныне действующий же ТК РФ гласит лишь об их ограничении, а следовательно возникает большая возможность нарушения данной нормы; - к сожалению, вовсе не нашла своего отражения в действующем ТК РФ норма, касающаяся ограничение труда женщин на работах в ночное время; - нормы статей 162 и 163 КЗоТ (Запрещение ночных, сверхурочных работ и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Ограничение ночных, сверхурочных работ и направления в командировки работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей) нашли свое отражение в ст. 259 ТК РФ (Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни). Главным новшеством данной статьи является наличие запрета на направление в командировки беременных женщин, а не только женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет; - при переводе на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в отличие от ранее действовавшего КЗоТ, требуется предоставить заявление, что подтверждает желание женщины на осуществление такого перевода; - существенным новаторством, закрепляющим дополнительные гарантии для женщин, явились изменения, регулирующие отпуска по уходу за ребенком. Так, за женщиной, работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохранено право на получение пособия по государственному социальному страхованию; - в действующем ТК РФ, по нашему мнению более детально проработаны нормы, касающиеся гарантий беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора; - к сожалению в настоящем кодексе не нашли отражения следующие гарантии: при прохождении обязательного диспансерного обследования беременными женщинами, по выдаче беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха и оказание им материальной помощи, на обслуживание женщин на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда. Но при этом настоящий кодекс ввел новую норму, касающуюся предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми. В настоящее время в России сделана определенная попытка заложить принципы равноправия в сфере трудовых правоотношений. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию. Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеют узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину проблем их положения в нашем обществе. Следует отметить, что лишь в конце 1997г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями». Но это вовсе не означает, что наше государство не уделяет внимание проблемам женщин. 4 марта 1993г. был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 137, в котором было установлено: «признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства». Одним из наиболее важных документов федерального уровня последних лет, очерчивающих рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г. В преамбуле этого документа зафиксировано, что он определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин, в том числе и в сфере труда и занятий с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепции отмечается, сто «невостребованность в политики, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одной из первоочередных задач определенна необходимость обеспечить равноправие женщин на рынке труда. Следует отметить, что Концепция затрагивает только публичную сторону жизни женщины, оставляя неизменной приватную. Проблемы же положения женщин в сфере занятости на рынке труда (и не только они) - эти проблемы только самих женщин, ну и немного государства. В заключительной части Конвенции говориться также, что «в целях реализации Концепции следует обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в РФ в разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, Федеральные, отраслевые и региональные программы». Однако эта Концепция практически не нашла места в государственных программах, посвященных в той или иной мере проблемам занятости населения и принятых позже. Нормы нынешнего российского законодательства по обеспечению равноправия женщин и мужчин близки к европейским стандартам и не предлагают какой-либо дискриминации по признакам пола. Однако принятые документы еще не скоро станут отражать нашу российскую действительность, особенно в социально-трудовой сфере. Женщины у нас по-прежнему подвергаются явной или скрытой дискриминации. Теперь руководители предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам. При реорганизации предприятий и сокращении штатов увольняют первыми под разными предлогами женщин, из-за сложившихся стереотипов мышления работодателей им сложнее вновь устроиться на работу, а оплата труда, как правило, на 30-50 меньше, чем у мужчин, выполняющих аналогичную работу. Женщины вытесняются в сферу менее квалифицированного и менее престижного труда. Они составляют большинство среди частично занятых, имеющих лишь формальные гарантии работодателей. Зарплата в «женских» отраслях составляют лишь 44-48 от прожиточного минимума. Но это при условии, что ее еще платят. Пользуясь непростой ситуацией на рынке труда и снижение в связи с этим требований работниц к условиям и оплате труда, работодатели повсеместно стали меньше уделять внимания вопросам охраны труда и экологии, практиковать заключение срочных трудовых договоров, снижать заработную плату, подчас и вовсе не платить ее месяцами. Критическая демографическая ситуация в стране, низкая рождаемость, высокая младенческая смертность в значительной степени обусловлены нарушениями репродуктивного здоровья женщин. А одна из основных причин роста патологии репродуктивного здоровья женщины - вредное влияние условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса. Резкое сокращение сети детских дошкольных учреждений и удорожание стоимости бытовых услуг вынуждают женщин много времени уделять семейным делам. Зачастую такая двойная, отнимающая непомерно много сил нагрузка, приводит к обратному процессу - уходу от решения семейных проблем или невозможности их совмещения со служебными обязанностями. Как следствие - демографические провалы и общий кризис семьи как общественного института. Женщина, как личность, находится в постоянном противоречии в плане реализации способности к труду, так как ей надо трудиться в двух сферах - производственной и домашней. Работодатели нередко не обеспечивают право работниц на труд в условиях, гарантирующих им сохранность жизни и здоровья, допуская работать на технически неисправных механизмах. Значительное число женщин занято на рабочих местах, запрещенных для них санитарными нормами: в гальванических участках и цехах, в травильных отделениях, в ряде химических и металлургических производств, что сопряжено с контактом с вредными веществами 1-го и 2-го класса опасности. Во многом это обусловленною необходимостью иметь заработок, отсутствием возможностей получить более благоприятные альтернативы в выборе профессии и места работы. На текстильном производствах Ивановской области, где работают в основном женщины, уровни шума, запыленности, освещения в цехах в 36 исследований значительно превосходят допустимые санитарные нормы. В целом 28,4 работающих в текстильной промышленности трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Общая картина складывается невеселая. Работодатели часто не соблюдают ограничения по применению женского труда на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.

Постановление Правительства Российской Федерации - акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов президента РФ.

2002 №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», а также постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.02.93 г. №105 «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещение тяжестей вручную», а также гигиенические нормы по вредным производственным факторам. Как следствие - ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Вряд ли можно ожидать, что женщины, занятые на вредных и тяжелых работах, смогут родить здоровых детей, на что так рассчитывает государство и общество. По мнению специалистов института медицины труда РАМН, профилактика нарушений репродуктивного здоровья работающих мужчин и женщин становится одной из приоритетных проблем государства в современных условиях. Воспроизводство здорового населения и, в частности, трудовых ресурсов зависит от решения вопросов улучшения условий труда, выполнения государством социальных гарантий по защите и реабилитации здоровья работающих, в том числе женщин, особенно в период беременности, а также эффективности работы системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Совет Федерации принимал активное участие в разработке концепции программы: «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 годы». Для женщин фертильного возраста, перенесших травму или профессиональное заболевание, а также с напряжением адаптационных возможностей организма необходимо ведение мониторинга, а в отсутствии такого - диспансерное наблюдение по месту жительства или работы. Кроме того, необходимы дополнительные исследования для прогнозирования возможности нарушения репродуктивной системы. Кроме того, в условиях высокой конкуренции за рабочие места, работодатели предпочитают работников, готовых к повышенным трудовым нагрузкам, экстренным изменениям рабочего графика и сверхурочным работам. Это приводит к тому, что женщины занимают те профессионально отраслевые ниши, которые требуют меньше затрат сил, менее перспективны с точки зрения профессионального роста и, соответственно, ниже оплачиваются. При этом необходимо учитывать, что при нынешнем состоянии дел, никакие меры государственного принуждения, в том числе и законодательные, не заставят экономических субъектов, то есть работодателей, поступать вопреки собственным интересам. Сейчас новый собственник, он же покупатель рабочей силы, имеет право выбора и должен быть уверен, что женщина будет работать на данном рабочем месте лучше чем мужчина, иными словами, женщина - работник должна принести больше прибавочной стоимости своему работодателю, чем мужчина. Такие рабочие места есть, они достаточно массовые - это уличная торговля, где женщины абсолютно бесправны и социально не защищены. Именно бедственное положение большинства российских семей заставляет женщину соглашаться на дискриминацию, заведомо более низкую оплату труда, социальную незащищенность, унижение. Итак, в завершении данного параграфа, проанализировать историческую составляющую трудовых прав женщин, считаем необходимым предложить необходимые меры, способствующие укреплению трудовых прав указанной категории работников. Считаем, что необходимо разрабатывать государственный экономический механизм воздействия на работодателя, поощрения работодателя при приеме на работу женщин, при улучшении рабочего места для женщины путем сокращения налогового бремени. Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью социально-экономической политики, заменивший бы утраченный заработок из фонда единого социального налога. Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме дня для женщин. Для начала такой график работы мог бы существовать в бюджетных организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому. Выработать систему контроля за соблюдением правовых и нормативных актов по охране труда и в частности обеспечения безопасных и здоровых условий труда женщин, путем создания специальных трудовых комиссий по охране труда женщин. Разработать систему надежных, профессиональных тестов при приеме на работу для работодателей, опасающихся принимать на работу женщин в связи с предубеждениями, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы. С целью выявления профессиональных возможностей и квалификации, законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты, с одной стороны, помогут разрушить предубеждение о принципиальной невозможности женщин выполнять те или иные работы, а с другой - уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных сотрудников. Кроме того, отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, может стать основанием для обвинения в дискриминации и послужить социальной гарантией для действительно компетентных работников. Такие меры стимулирования использования труда женщин будут способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда и формированию новых рабочих мест для женщин. Естественно, что меры должны быть поддержаны экономически и идеологически государством. Быстрого и прямого эффекта по улучшению положения женщин на рынке труда эти меры не дадут, нужна целенаправленная, длительная работа. 1.2 Международные нормы в области прав женщин на труд и их соотношение с трудовым законодательством РФ Задачами данного параграфа является проведение анализа действующих международных норм в области трудовых отношений, поскольку в соответствии с российским законодательством международные нормы имеют приоритетное значение и, следовательно, оказывают непосредственное влияние на наше законодательство. А в области трудовых отношений ряд международных норм имеет существенное значение для обеспечения прав трудящихся женщин, можно даже сказать, что является «базой» для действующего российского законодательства в области трудовых отношений. Современный период исторического развития ознаменован качественным обновлением международных отношений. В области гуманитарных отношений это выразилось в том, что права человека становятся предметом не конфронтации, а сотрудничества международного сообщества. Важное место в комплексе прав человека в последнее время занимают права такой категории населения, как женщины. Являясь неотъемлемой частью прав человека, они, тем не менее, в достаточной мере не реализуются ни в одном государстве. Вместе с тем, учеными всего мира доказано, что уровень цивилизованности общества определяется его отношением к женщинам. Актуальность обращения к исследованию данной проблемы обусловлена следующими факторами: во-первых, изменением приоритетов международного сообщества в сотрудничестве по реализации прав человека, в частности, готовностью государств полно и в равной степени осуществлять закрепленные в международных договорах права женщин; во-вторых, определением в качестве одного из основных направлений деятельности всей системы ООН вопросов равного положения мужчин и женщин; в-третьих, необходимостью унификации международных инструментов и механизмов реализации и защиты прав женщин и многое другое. Необходимо отметить, что права человека давно стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН, в окончательной редакции принятом в городе Сан-Франциско 26 июня 1945 г., говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа недискриминации прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, религии, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. Кроме того, запрет и противодействие дискриминации в отношении женщин были заложены уже в самых первых международных документах в области прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г.

Всеобщая декларация прав человека Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.

, отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Декларация гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Декларации в последующие 50 лет развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство. И, по нашему мнению, оно должно оказывать непосредственное воздействие и на внутреннее законодательство России. Другим основополагающим международным актом является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту - Европейская конвенция) от 4 ноября 1950 г. - это международно-правовой договор, согласно которому значительная часть европейских государств, включая Россию, взяли на себя обязательства соблюдать основополагающие права человека. С. Лукашевский отмечает, что эффективность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя моментами. Во-первых, она является договором, общеобязательным для выполнения государствами, принявшими его. Во-вторых, Европейской конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий возможность обжалования нарушений положений ее самой не только государствами, но и частными лицами и организациями. Поскольку решения Европейского суда обязательны для выполнения государствами, относительно которых они вынесены, данная Конвенция и прецедентное право Европейского суда являются основой правового регулирования положения женщин и на национальном уровне. Европейская конвенция посвящена защите гражданских и политических прав. Социально-экономические и культурные права регулируются отдельным региональным международно-правовым документом - Европейской социальной хартией, принятой 18 октября 1961 г. Европейская социальная хартия воспроизводит ряд положений Конвенции Международной организации труда (далее по тексту - МОТ), касающихся защиты трудовых прав работающих по найму женщин, право на равную оплату за равный труд; право на отпуск по беременности и родам; право на перерывы для кормления ребенка и другое (ст. ст. 4,8). Различие между этими двумя действующими в масштабах Европы конвенциями весьма существенно, так как Хартия не предусматривает механизма индивидуальной жалобы на нарушение закрепленных в ней прав. Следующим этапом было одновременное принятие в 1966 г. двух пактов: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. В развитие положения, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола. Помимо ряда законодательных актов общего характера, затрагивающих положение женщин, ООН приняла и ряд специализированных документов, направленных на регламентацию именно этой категории субъектов права. Так, на базе Устава ООН в 50 - 60-е годы были разработаны важные документы - Конвенции и рекомендации по отдельным аспектам положения женщин. Все эти Конвенции были ратифицированы многими государствами. Механизм ООН и ее спецучреждения позволял следить за претворением в национальном законодательстве принципов, сформулированных в этих международных инструментах, в том числе и в России. В 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. на основе данной Декларации - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза ее правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и по вышеназванной Конвенции, стала Российская Федерация. 6 октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН был одобрен Факультативный протокол к Конвенции 1979 г. (он действует и в отношении Российской Федерации), допускающий право подачи женщинами и женскими неправительственными организациями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993 г. рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять Декларацию о насилии в отношении женщин и настоятельно призвала государства бороться против этого явления. В том же году была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В ней государства - члены ООН обязываются включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и мер, принимаемых по его искоренению, а также анализ тенденций в данном вопросе. Кроме того, Комиссией ООН по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. В рамках международного права сформировывался институт международной защиты прав женщин, который представляет собой совокупность договорных норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью уважения и соблюдения, а также обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни. В современном мире права женщин приобрели исключительно важное значение для всех сторон жизни общества. Это касается и сферы экономики, и науки, и политики, и культуры, и социальной сферы и др. Ведь в основном обществом используется социальный потенциал мужского населения. Однако потребности дальнейшего развития общества требуют все новых ресурсов, особенно интеллектуальных. Большие возможности в этом плане открывает использование потенциала женского населения, который в значительной мере остается невостребованным. В процессе анализа международно-правовых норм в сфере прав человека, а в том числе и женщин, делается вывод о том, что перед институтом международной защиты прав женщин стоят две основные задачи: во-первых, способствовать обеспечению их прав в различных государствах; во-вторых, содействовать государствам в осуществлении обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин. Реализация вышеназванных задач обеспечивается созданными механизмами: международными (универсальными и региональными) и внутригосударственными, основными методами работы которых являются: рассмотрение докладов и другой информации государственных структур, обращение индивидов в международные органы, назначение специальных советников, мониторинг международных организаций положения женщин в отдельных государствах, финансовая помощь государствам в обеспечении прав женщин, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности (в том числе уголовной ответственности). Определенным положительным результатом явилось то, что во многих странах на основе международных специализированных органов появились или окрепли национальные механизмы по улучшению положения женщин: созданы специальные органы по их защите (бюро, комитеты, комиссии и др.). Итак, в заключении необходимо отметить, что нормы международного трудового права имеют большое значение в регулировании трудовых отношений на национальном уровне, в том числе и в нашей стране. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться. И если в начале 1990-х гг. ссылки на международные стандарты труда для обоснования своих решений использовал лишь Конституционный суд РФ, в настоящее время они стали применятся судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел. Кроме того, международные правовые нормы оказывают значительное влияние на развитие российского законодательства о труде. Многие основополагающие принципы международных трудовых стандартов воспроизводятся в текстах российских правовых норм. Так, например, статьи Трудового Кодекса, касающиеся рабочего времени, времени труда, охраны труда, труда женщин и молодежи (ст.ст. 91, 213, 253, 259, 258, 63, 266) воспроизводят содержание соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ. По мнению С.В. Пашенцева, с которым необходимо согласиться, международные договоры имеют более высокий приоритет, чем российское законодательство, что вполне согласуется с общей тенденцией развития международного права. К сожалению, особенностью применения этих документов на практике является то, что широкий общественности они чаще всего бывают неизвестны. К тому же в нашей стране они не выполняются так же часто, как и российское законодательство. Итак, делая вывод по данной главе еще раз необходимо отметить, что становление женского равноправия в России протекало достаточно сложно. В настоящее время женщинам предоставлено, юридически закрепленные равные права с мужчинами, в том числе на политическом олимпе и в трудовой сфере. Однако, к сожалению, в области труда зачастую данные права в отношении носят декларативный характер и ни чем не подкрепляются на практике. И даже влияние международного законодательства недостаточно для стабилизации данных отношений. К сожалению, зачастую дискриминация в отношении женщин носит скрытый характер и большинство из нас, столкнувшись с ней, стараются не сообщать об этом, что приводит к еще большему развитию данного негативного явления. Да, и российское и международное законодательство закрепляет для женщин, как для особой категории работников, дополнительные права и гарантии, но зачастую, они полностью игнорируются работодателями. 2. Гарантии и льготы в области труда женщин по законодательству РФ 2.1 Гарантии и льготы права на труд беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, при трудоустройстве Задачей исследования данной главы в целом является проведение анализа тех гарантий и льгот, которые предоставлены работающим женщинам действующим российским законодательством. В свете некоторого демографического провала, который переживает России эти гарантии и льготы являются важным фактором для стабилизации сложившейся ситуации. Об этом неоднократно заявлялось и действующими властями, так, на решение данной проблемы направлен и Указ Президента РФ от 09.10.2007 года № 1351, предлагающий Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 года. В соответствии со ст.37 Конституции РФ, труд в России свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. Женщины принимаются на работу администрацией предприятия, в соответствии с общими правилами, предусмотренными трудовым законодательством. Законодательство о труде запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, место жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника не допускается.

  • Правовой статус личности
  • Конституция Российской Федерации
  • Института внешней торговли
  • Президиум Верховного Совета СССР
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Всеобщей декларации прав человека