Главная страница
Контакты

    Главная страница


Проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча»

Скачать 48.88 Kb.



Скачать 48.88 Kb.
Дата01.04.2017
Размер48.88 Kb.

Проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча»


Светлана Нуянзина
Проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча»

Тема: «Вот так встреча»

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 год (сентябрь 2016г – май 2017г.)

Участники проекта:

Дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Радуга» и дети общеобразовательной старшей группы «Звездочка»; воспитатели: Нуянзина С. П. и Куликова В. Л. ; педагог – психолог Носкова Е. В., инструктор по физической культуре Зубрицкая Н. Б.

Физическая культура Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
; родители групп «Радуга» и «Звёздочка», учитель-дефектолог Александрова И. В., помощник воспитателя (ассистент).

Актуальность:

Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) сталкивается с проблемой возможности полноправного участия в жизни общества. Введение инклюзивного образования гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании» от 29 декабря 2012г.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) - практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации.
№ 273-ФЗ, а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181 – ФЗ возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе и дошкольное образование, опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Социа́льная защи́та - система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Актуальность внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику не вызывает сомнений, такой вид обучения образования делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ОВЗ.

Ме́сто жи́тельства (также местожительство, лат. domicilium) - место, где человек (гражданин) постоянно или преимущественно проживает.

Основные принципы на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей необходимых для общения.

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

В нашем МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР, которые посещают дети со статусом ОВЗ (по заключению территориальной психолого-медико педагогической комиссии).

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Опираясь на личный опыт работы на группе компенсирующей направленности можно сделать вывод, что воспитанники недостаточно социализированы, плохо контактируют с нормально-развивающимися сверстниками. Встречаясь с воспитанниками общеразвивающих групп (на культурно-массовых мероприятиях, досугах, в летний период на участке и т. д., многие дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности ведут себя скованно, стесняются принимать участие в коллективных играх, коммуникатировать. ; могут проявить неадекватную реакцию (агрессивность, капризы и т. д.)

Как правило, родители детей с ОВЗ погруженные в проблему собственного ребёнка, по-разному реагируют на состояние здоровья своих детей: кто-то замыкается в проблеме, другие «Перестают видеть проблему», но безусловно каждый родитель хочет, чтобы его ребёнка принимало общество таким какой он есть. Опираясь на приоритетное направление образовательной системы РФ, зная реальные проблемы с которыми сталкиваются воспитанники с ОВЗ и их родители, нами было принято решение разработать и реализовать проект по введению инклюзивной практики «Вот так встреча».

Цели проекта «Вот так встреча»: включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в совместные мероприятии с нормально развивающимися детьми; обеспечение всем участникам встреч безбарьерной, доступной среды для общения и участия в образовательной деятельности; формирование социальных навыков и развития социальной активности детей с ОВЗ; воспитание у нормально развивающихся детей толерантного, отзывчивого отношения к сверстникам с ОВЗ.

Задачи:

способствовать открытому проявлению эмоций, стремлению детей к достижению результата;

-создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, для формирования объективной самооценки

расширять, обогащать и закреплять познавательный интерес воспитанников;

развивать общую моторную координацию, зрительную, слуховую память, восприятие, связную речь, мыслительные процессы, коммуникативные навыки;

воспитывать дружелюбие, взаимоподдержку, взаимопомощь, отзывчивость.

создать условия для:

Расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся детей;

- коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ;

Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребёнком;

- формирование интереса родителей к личностному развитию ребёнка на основе его компенсаторных возможностей

- развитие позитивных изменений в характере детско-родительских отношений;

- повышения уровня знаний педагогов по инклюзивной практике

Предполагаемые результаты

Дети: у детей сформированы социальные навыки общения, дети с ОВЗ открыты, активны, свободно идут на контакт со сверстниками независимо от особенностей собственного развития обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, достижение оптимальной адаптации их в социуме; Двустороннее проявление заботы и взаимопомощи, безбарьерное общение в образовательной и свободной деятельности

Родители: повышен уровень «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе; Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; объединенные родительские сообщества (семьи детей с ОВЗ и семьи с нормально развивающимися детьми).

Этапы проекта:

I этап - подготовительный:

- Самообразование (изучение литературы, общение на форумах по теме инклюзивного образования);

- Повышение курсов квалификации «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ»

- Работа с родителями (анкетирование, родительское собрание)

II этап – План (дата, задачи, содержание участники)

III этап – Итоговое мероприятие

Перспектива: В перспективе планируем продлить срок реализации проекта до 2018 года, результатом работы в проекте показать в итоговом мероприятии совместный выпускной балл воспитанников общеразвивающей группы и воспитанников групп компенсирующей направленности.

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.