Елена Дьяченко
Проект «С Масленицей весну встречаем»
Проект «С Масленицей весну встречаем»
Автор:Дьяченко Елена Львовна, воспитатель ГКУЗ Архангельской области «Северодвинский специализированный дом ребёнка для детей с поражением ЦНС, нарушением психики»
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (16-26 февраля 2017года)
Участники проекта: воспитатели и дети группы №9
Возрастная направленность: дети 2-4 лет.
Актуальность: В ФГОС дошкольного образования говориться о формировании первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. По мнению педагогов и психологов, дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам народной культуры. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Таким образом, приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в
возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
На́ция (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.
Как показала практика, и в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения. Празднование старинного русского праздника «Масленица» вызывает всё больший интерес среди наших современников. Одной из традиций этого праздника является изготовление чучела «Масленицы». В нашем городе был объявлен конкурс «Сударыня Масленица 2017», где мы решили поучаствовать. Так родилась идея проекта «С Масленицей весну встречаем».
Цель проекта:
Создание обрядовой куклы «Масленицы», участие в городском конкурсе.
Педагогические задачи проекта:
1. Дать детям представление о празднике «Масленица» (изготовление чучела Масленицы, проводы зимы,, встреча весны, игры выпечка блинов).
2. Вовлечь детей в совместную творческую деятельность по созданию куклы «Масленицы»
3.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Создать праздничную атмосферу, вызвать у детей желание участвовать в играх, плясках.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей посредством знакомства с народным праздником «Масленица».
5. Развивать у детей коммуникативные навыки в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты проекта:
- Совместное создание куклы «Масленицы» для участия в городском конкурсе
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Результат проектной деятельности: кукла «Масленица» для городского конкурса «Сударыня Масленица 2017.
Этапы проекта
1. Подготовительный. Определение целей и задач проекта. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности. Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения и т. д.
Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении,
с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Подготовка материала для создания куклы «Масленицы».
2. Организационно-деятельностный. Цель: Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности. Познакомить с историей возникновения праздника, народными традициями. Закрепить представления детей о весне, признаках весны. Познакомить детей с обрядовой куклой «Масленицей». Изготовить чучело «Масленицы» на городской конкурс в сотворчестве с детьми. Познакомить детей с народными хороводными и подвижными играми праздника Масленица, с русскими народными играми – забавами.
3. Аналитико-обобщающий. Итоговое мероприятие: участие в городском конкурсе «Сударыня Масленица 2017». Публикация статьи о проведении праздника в городском журнале "Профессия-педагог". Обобщение результатов работы на педсовете.
Календарный план реализации проекта
16.02 Подготовительный этап. Разработка проекта.
17.02-19.02 Изготовление воспитателем основы чучела «Масленицы» для участия в конкурсе «Сударыня Масленица 2017». Беседа о сезонных изменениях в природе. Дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли в природе, обогатить знания детей новыми словами и понятиями. Масленичные игры: «Догонялки», «Снежки», «Катание на санках». Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре, развитие движений.
Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].
Понедельник 20.02 Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?». Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленица, традициями, обычаями, самобытной культурой. Знакомство с куклой «Масленицей». Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица». Чтение русского фольклора, стихотворений и закличек о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось.
Познакомить с новыми произведениями. Учить анализировать свои поступки и поступки
литературных героев, развивать связную речь, мышление.
Литерату́рный геро́й - это
образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).
Воспитывать любовь и уважение к книгам.
Хороводные игры «Зайка беленький сидит», «Карусели»
Вторник 21.02 Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Загадки о блинах. Игра-инсценировка «Угостим кукол блинами с вареньем, маслом, сахаром».
Посещение молодёжного центра, где будет проводиться мастер-класс по созданию куклы «Масленицы», рассказ о традициях празднования Северной масленицы, игры и песни!
Среда 22.02 Развлечение на улице «С Масленицей весну встречаем» Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.
Лепка «Мы печём блины». Цель: Развивать художественно-творческие способности.
Четверг 23.02 Пальчиковая игра «Распускаются цветы». Развивать моторику пальцев рук; вызвать у детей интерес и желание играть в пальчиковые игры. Разучивание песни «Ой, блины мои, блины». Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в
народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Сюжетно-ролевая игра «Приходите, гости, на блины» Цель: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих
способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог. Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Зимние забавы: катание на санях, катание с горки, взятие снежной крепости (фото 40. Развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве
Пятница 24.
Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
02 Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица».
Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. Художественное творчество с детьми. Изготовление праздничной скатерти. Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Учить чередовать элементы по цвету. Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками. Выставка рисунков. Спортивные развлечения. Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Воспитывать внимание, любовь к спорту. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Суббота 25.02 Подвижные и хороводные игры («Горелки», «Заинька», «Солнышко») Катание на санках. Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах. Изготовление детьми куколок «Домашняя Масленица», которые будут являться частью чучела масленицы для конкурса. Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления кукол. Развивать мышление, общую и мелкую моторику.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений.
Слушание русских народных песен. Цель: Закреплять умение чувствовать музыку. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Воскресенье 26.02 Городской праздник «Широкая Масленица». Участие в городском конкурсе «Сударыня Масленица 2017» (фото 6)
Достигнутые результаты.
Итог реализации проекта – 3 место в городском конкурсе на лучшую масленичную куклу «Сударыня Масленица – 2017». Реализация проекта помогла обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса. Малыши с удовольствием помогали в изготовлении куколок «Домашняя Масленица» и испытывали радость от сотворчества со взрослым. Игры на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, стихов, масленичных закличек, игры-хороводы способствовали развитию чёткой выразительной речи, мимики, движений. Очень понравилось малышам развлечение на улице «С Масленицей весну встречаем». Дети ближе познакомились с традициями родной страны, с удовольствием участвовали в конкурсах, играх, хороводах. И, конечно же, какое масленичное развлечение без куклы «Масленицы» и угощения блинами. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Мы думаем, что нам удалось сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.