Главная страница
Контакты

    Главная страница


Проект «С Масленицей весну встречаем»




Дата01.04.2017
Размер15.8 Kb.

Проект «С Масленицей весну встречаем»


Елена Дьяченко
Проект «С Масленицей весну встречаем»

Проект «С Масленицей весну встречаем»

Проект «С Масленицей весну встречаем»

Автор:Дьяченко Елена Львовна, воспитатель ГКУЗ Архангельской области «Северодвинский специализированный дом ребёнка для детей с поражением ЦНС, нарушением психики»

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (16-26 февраля 2017года)

Участники проекта: воспитатели и дети группы №9

Возрастная направленность: дети 2-4 лет.

Актуальность: В ФГОС дошкольного образования говориться о формировании первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. По мнению педагогов и психологов, дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам народной культуры. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Таким образом, приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
На́ция (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Как показала практика, и в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения. Празднование старинного русского праздника «Масленица» вызывает всё больший интерес среди наших современников. Одной из традиций этого праздника является изготовление чучела «Масленицы». В нашем городе был объявлен конкурс «Сударыня Масленица 2017», где мы решили поучаствовать. Так родилась идея проекта «С Масленицей весну встречаем».

Цель проекта:

Создание обрядовой куклы «Масленицы», участие в городском конкурсе.

Педагогические задачи проекта:

1. Дать детям представление о празднике «Масленица» (изготовление чучела Масленицы, проводы зимы,, встреча весны, игры выпечка блинов).

2. Вовлечь детей в совместную творческую деятельность по созданию куклы «Масленицы»

3.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Создать праздничную атмосферу, вызвать у детей желание участвовать в играх, плясках.

4. Развивать познавательные и творческие способности детей посредством знакомства с народным праздником «Масленица».

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

5. Развивать у детей коммуникативные навыки в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты проекта:

- Совместное создание куклы «Масленицы» для участия в городском конкурсе

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Результат проектной деятельности: кукла «Масленица» для городского конкурса «Сударыня Масленица 2017.

Этапы проекта

1. Подготовительный. Определение целей и задач проекта. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности. Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения и т. д.

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Подготовка материала для создания куклы «Масленицы».

2. Организационно-деятельностный. Цель: Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности. Познакомить с историей возникновения праздника, народными традициями. Закрепить представления детей о весне, признаках весны. Познакомить детей с обрядовой куклой «Масленицей». Изготовить чучело «Масленицы» на городской конкурс в сотворчестве с детьми. Познакомить детей с народными хороводными и подвижными играми праздника Масленица, с русскими народными играми – забавами.

3. Аналитико-обобщающий. Итоговое мероприятие: участие в городском конкурсе «Сударыня Масленица 2017». Публикация статьи о проведении праздника в городском журнале "Профессия-педагог". Обобщение результатов работы на педсовете.

Календарный план реализации проекта

16.02 Подготовительный этап. Разработка проекта.

17.02-19.02 Изготовление воспитателем основы чучела «Масленицы» для участия в конкурсе «Сударыня Масленица 2017». Беседа о сезонных изменениях в природе. Дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли в природе, обогатить знания детей новыми словами и понятиями. Масленичные игры: «Догонялки», «Снежки», «Катание на санках». Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре, развитие движений.

Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].

Понедельник 20.02 Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?». Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленица, традициями, обычаями, самобытной культурой. Знакомство с куклой «Масленицей». Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица». Чтение русского фольклора, стихотворений и закличек о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.

Русский фольклор - собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось.
Познакомить с новыми произведениями. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление.
Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).
Воспитывать любовь и уважение к книгам.

Хороводные игры «Зайка беленький сидит», «Карусели»

Вторник 21.02 Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Загадки о блинах. Игра-инсценировка «Угостим кукол блинами с вареньем, маслом, сахаром».

Посещение молодёжного центра, где будет проводиться мастер-класс по созданию куклы «Масленицы», рассказ о традициях празднования Северной масленицы, игры и песни!

Среда 22.02 Развлечение на улице «С Масленицей весну встречаем» Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

Лепка «Мы печём блины». Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Четверг 23.02 Пальчиковая игра «Распускаются цветы». Развивать моторику пальцев рук; вызвать у детей интерес и желание играть в пальчиковые игры. Разучивание песни «Ой, блины мои, блины». Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Сюжетно-ролевая игра «Приходите, гости, на блины» Цель: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог. Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Зимние забавы: катание на санях, катание с горки, взятие снежной крепости (фото 40. Развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве

Пятница 24.

Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
02 Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица».

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. Художественное творчество с детьми. Изготовление праздничной скатерти. Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Учить чередовать элементы по цвету. Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками. Выставка рисунков. Спортивные развлечения. Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Воспитывать внимание, любовь к спорту. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Суббота 25.02 Подвижные и хороводные игры («Горелки», «Заинька», «Солнышко») Катание на санках. Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах. Изготовление детьми куколок «Домашняя Масленица», которые будут являться частью чучела масленицы для конкурса. Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления кукол. Развивать мышление, общую и мелкую моторику.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений.

Слушание русских народных песен. Цель: Закреплять умение чувствовать музыку. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Воскресенье 26.02 Городской праздник «Широкая Масленица». Участие в городском конкурсе «Сударыня Масленица 2017» (фото 6)

Достигнутые результаты.

Итог реализации проекта – 3 место в городском конкурсе на лучшую масленичную куклу «Сударыня Масленица – 2017». Реализация проекта помогла обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса. Малыши с удовольствием помогали в изготовлении куколок «Домашняя Масленица» и испытывали радость от сотворчества со взрослым. Игры на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, стихов, масленичных закличек, игры-хороводы способствовали развитию чёткой выразительной речи, мимики, движений. Очень понравилось малышам развлечение на улице «С Масленицей весну встречаем». Дети ближе познакомились с традициями родной страны, с удовольствием участвовали в конкурсах, играх, хороводах. И, конечно же, какое масленичное развлечение без куклы «Масленицы» и угощения блинами. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Мы думаем, что нам удалось сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.