Главная страница
Контакты

    Главная страница


"Рабочая программа проектной деятельности "Занимательный русский язык" 5 класс

Скачать 94.59 Kb.



Скачать 94.59 Kb.
Дата15.06.2017
Размер94.59 Kb.

"Рабочая программа проектной деятельности "Занимательный русский язык" 5 класс


Ростовская область, Азовский район, село Самарское

МБОУ Самарская СОШ №4 азовского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ Самарской СОШ № 4

Приказ от 29.08.2014 г. № 109

И.В. Пивненко.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

проектной деятельности «Занимательный русский язык»

Основное общее образование 5 класс



Количество часов 35

Учитель Вавилова Татьяна Николаевна







Рабочая программа проектной деятельности в 5 классе разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СОШ №4 в соответствии с требованиями ФГОС.

Татья́на Никола́евна (29 мая (10 июня) 1897, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя - 17 июля 1918, Екатеринбург, Пермская губерния, Советская Россия) - Великая княжна, вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны (урождённой Принцессы Алисы Гессенской).
Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Пояснительная записка

Рабочая программа проектной деятельности в 5 классе разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СОШ №4 в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебно-исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи на основе следующих этапов: постановка проблемы, изучение теории по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность учащихся это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов достижения результата.

Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

В основе проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве. С помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно; повторять практический материал, правильно, непринужденно уметь себя оценивать.

Цель проектной деятельности - развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и настойчивого стремления овладеть этими богатствами, воспитание любви и уважения к русскому языку.

Информационное пространство - совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход развивается в философии, а также в пара- и псевдонаучных исследованиях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир имён и названий, сопряженный к онтологическому».
Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

Задачи:

1 расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, полу­чаемые учащимися на уроках;

2 расширить лингвистический кругозор учащихся;

3 развивать творческие способности учащихся;

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

4 формировать умение детей самостоятельно работать с Интернет-ресурсами.


Общая характеристика учебного курса

Проект по созданию и оформлению тематических упражнений создан на базе учебника по русскому языку для 5 класса по редакцией Е.А. Быстровой. В ходе выполнения проекта школьники повторяют изученный материал, закрепляют основные правила орфографии и пунктуации при подборе заданий, т.к. слова, словосочетания и предложения для своих заданий, формулировку заданий подбирают сами.

Это парный проект. Работа в парах требует терпимости  друг к другу, умения аргументировать решение, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Данный проект позволит отойти от авторитарности в обучении, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получат сумму знаний по русскому языку, но и обучатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Самостоятельная деятельность позволит решить проблему разноуровневой подготовки учащихся, т.к. каждая пара трудтся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения.

У обучающихся появятся реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

Выполнение проекта даст возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

Место проекта «Занимательный русский язык» в базисном учебном плане

Проект «Занимательный русский язык» входит в федеральный компонент БУП-2004 года и согласно учебного плана МБОУ Самарской СОШ №1 изучается в 5 классе 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Основные разделы  курса и последовательность их прохождения: «Подготовительный этап», «Организационный этап», « Практический этап», «Заключительный этап», «Этап подведения итогов»

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема

УУД

1

Подготовительный этап

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

- владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения,

- сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация,

- умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом,

- умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


2

Организационный этап

Анализ имеющейся информации.

3

Практический этап

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4

Заключительный этап

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5

Этап подведения итогов

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

К-во ч

Вид контроля

Планируемый результат

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

Доп литература

Дата

предметные

метапредметные

личностные

1

Выбор темы проекта

1


Научиться выявлять коммуникативные возможности языка.

Умение видеть проблему . ставить вопросы . выдвигать гипотезы

Формирование «стартовой» мотивации к изучению материала. Осознание красоты

и эстетической ценности русского языка

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Постановка цели.

ПК


04.09.14

2

Формирование рабочих групп

1



ормировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Информационный поиск Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval) - процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.

-объяснять языковые

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Распределение и выбор заданий

ПК


11.09.14

3

Анализ имеющейся информации.

5

Текущий

Уметь составлять план, подбирать материал, логически излагать свои мысли. Осознать значение слова как части речи, повторить полученные ранее знания

Расширить представление о месте частей речи в русском языке, уметь опознавать различные части речи

Слушать и слышать друг друга;

Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, владение устной речью, умение логично излагать свою точку зрения.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.

Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.


Построение плана деятельности:

Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции

ПК


18,25.09

3,9,16.10

Практический этап

4


Выделение материала, который будет использован в исследовании;

«Путешествие в страну Морфологию»

3

Текущий


Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, объяснять языковые явления, процессы.

Уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить его чистоту.

Родно́й язы́к - одно из важнейших понятий социолингвистики и этнологии, которое в настоящее время приобрело междисциплинарный статус. Как и многие другие «естественные» понятия, представление о «родном языке» в науке формализуется по-разному, в зависимости от того, какой признак прототипического «родного языка» выдвигается на передний план.

Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.

Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.

Исследование. Сбор данных с помощью учебника русского языка 5 класса, справочников по русскому языку в кабинете, Интернет. Анализ и обработка данных. Интерпретация результатов. Разработка игрового материала.Подбор музыкального сопровожденияПодбор и изготовление иллюстративного материала

ПК

А. Акишина “Игры на уроках русского языка”.

Т. Жаркова “Занимательный русский язык”.

Н. Соловьева “Русский язык в задачах и играх”.

23,30.10

13.11

6

Имя существительное - ведущая часть речи.

6

Текущий

Расширить представление об имени существительном, его морфологических и синтаксических признаках, овладеть навыками нахождения его в предложении

ормировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

-объяснять языковые

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Осмыслить понятие «предмет» в грамматике.

Выявлять

грамматическое значение,

определять

морфологические признаки

имени


ПК

20, 27.11,

4, 11,18, 25.12

7

Самая изобразительная часть речи. (Имя прилагательное").

7

Текущий

Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного, осмыслить понятие «признак предмета», уметь разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль

-Формирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования структуры слова.

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Осмыслить понятие «признак предмета». Разграничивать

постоянные и

непостоянные

морфологические признаки

имени прилагательного.

ПК, проектор Определять синтаксическую роль

прилагательных

в предложении

ПК

15,22, 29.01

5, 12, 19, 26.02

8

Самая подвижная часть речи. (Глагол).

7

Текущий

Расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глагола

ормирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования структуры слова.

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Расширить знанияо значении играмматическх признаках глаголов. Осмыслить понятие «действие».Распознавать семантику глаголов

ПК

5, 12, 19.03

2,9, 16, 23.04


5

Обсуждение и оценка полученных результатов

5

Презентация проекта

Уметь осмысливать морфологические особенности частей речи

Формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки.Формирование навыков речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний. Формирование навыков самопроверки и взаимоконтроля в ходе решения задач.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.

Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы – консультация с учителем.

ПК


30.04,

7, 14, 21, 28.05




В оценке результата проекта (исследования) учитывается:

  1. участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;

  2. выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;

  3. также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).



Литература:

Е.А. Быстрова «Русский язык». Учебник для 5 класса в 2 ч. М.: ООО «Русское слово», 2012.

А.А. Акишина «Игры на уроках русского языка». М.: «Просвещение», 1999.

Т.В. Жаркова «Занимательный русский язык». М.: «Просвещение», 1984.

Н.Ф. Соловьева «Русский язык в задачах и играх». М.: «Просвещение», 2000.

А.Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.














    1. СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Адаменко В.А.

29.08. 2014года



    1. СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Самарской СОШ №4

от 29.08. 2014 года №








  • Цель проектной деятельности
  • Общая характеристика учебного курса
  • Место проекта «Занимательный русский язык» в базисном учебном плане
  • Тематическое планирование
  • Календарно-тематическое планирование
  • В оценке результата проекта (исследования) учитывается