Главная страница
Контакты

    Главная страница


Реализация принципа индивидуализации в ДОУ в контексте ФГОС ДО

Скачать 17.77 Kb.



Скачать 17.77 Kb.
Дата06.03.2019
Размер17.77 Kb.

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ в контексте ФГОС ДО


Реализация принципа индивидуализации в ДОУ в контексте ФГОС ДО


Воспитатель МБДОУ № 201

г. Ульяновска

Э.В. Семенова


Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы

Условия для осуществления индивидуализации:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений      между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В старшей группе созданы условия для индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Развивающая предметно-пространственная среда

На личном шкафчике каждого дошкольника написано его имя, фотография.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:

  • уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения.

  • оформлен "Уголок именинника".

  • В приемной группы размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем;

  • заполняется рубрика "Я молодец, я научился". В творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик.

  • рубрика "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.

  • Стенд «Мы дежурим» заполнен карточками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «дежурный по столовой», «дежурный по занятиям», «дежурный в уголке природы»" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

  • Материалы в группе также воплощаются во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически:

  • коллекция маленьких машинок;

  • коллекция «Подводный мир»

  • коллекция

  • миниколлекция стикеров из журналов


Стенд «Наш веселый детский сад» показывает все музыкальные способности ребенка. 

Стенд «Наши достижения» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, региональных конкурсах, выставки рисунков дошкольников на стенде «Мир глазами ребенка».

Сменяющиеся выставки творчества (картины, вышивка и др.) родителей и воспитанников, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью. 

В группе поддерживается инициатива детей. Так, например, коллекция «Подводный мир» была создана по предложению Матвея К., который её активно пополняет, следит за состоянием. Другие дети также могут пополнять её при желании.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

В группе выявляется возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), т.е. непосредственно образовательная деятельность строится по программе «Детство» для старшей группы (возраст 5 до 6 лет).  Используются современные образовательные технологии: игровая; исследовательская (проблемно - поисковая) модель "обучение через открытие"; коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения; имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности; деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом. 

В группе работает Кружок «Юный астроном», где дети под руководством воспитателя в интересной увлекательной форме получают знания о Планетах, Солнце, Луне. В нём объединены дети по их желанию. Они проводят эксперименты с небесными телами, изготавливают планеты из подручного материала.

Т.О. в группе созданы условия для индивидуализации образовательных отношений обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициатив.



Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы
  • Условия для осуществления индивидуализации
  • Развивающая предметно-пространственная среда
  • В группе выявляется возрастная адекватность
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку