Главная страница
Контакты

    Главная страница


Родительское собрание "Трудности общения в жизни младшего школьника с умственной отсталостью и помощь в их преодолении"

Скачать 25.09 Kb.



Скачать 25.09 Kb.
Дата14.05.2018
Размер25.09 Kb.

Родительское собрание "Трудности общения в жизни младшего школьника с умственной отсталостью и помощь в их преодолении"



Родительское собрание: "Трудности общения в жизни младшего школьника с умственной отсталостью и помощь в их преодолении"

Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настроя для осмысления ими помех и затруднений в процессе их общения со своим ребенком, а также формирование у них знаний по поводу возможностей помощи ребенку в преодолении его затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Ход собрания:

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители!  Сегодня мы с вами поговорим на о трудностях общения в жизни младшего школьника и помощи в их преодолении. Кажется, такой странный вопрос, ведь как могут не общаться люди? Но, к сожалению, очень часто возникают проблемы в общении между родителями и детьми, детьми и педагогами, да и сверстниками между собой.

Вводная часть

Прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам выполнить  упражнение “Снежинка”. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед каждым из Вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.  Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам. 
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

-  А сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. (Снежинки должны быть совершенно одинаковые.)

- Нашли? (Участники отвечают, что они  не нашли.)

- А почему? Как вы думаете?

(Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.)

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Основная часть.

В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, что для нее характерно. Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько учеников решили одновременно нарисовать плакат. Кто- то подбирает рисунки, кто- то рисует, а другой пишет текст , значит им необходимо договориться друг с другом. Например, ученик после урока отдает учителю то, что он сделал, а учитель кладет этот предмет в шкаф, не обращая внимания на ребенка. В итоге, ребенок не достиг своей цели, чтобы учитель его оценил. Многие дети самостоятельно стесняются показать, к чему они способны. Исходя из этого, для того, чтобы ребенка заметили, он должен уметь обратить на себя внимание.


Игра- ситуация

Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры. Предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Две девочки  поссорились –помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоего класса – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Игра "Магазин игрушек"

Цель. Игра закрепляет навыки общения в общественных местах, учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дидактический материал - игрушки.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

-У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.

Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:

-Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.

Продавец подаёт покупателю мяч.

- Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.

Итак, способность к общению включает в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);

  • умение организовать общение (“Я умею!”);

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок учится в семье, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

Рекомендации родителям «Учим детей общению» (развитие коммуникативных способностей)

  • Расширяйте кругозор знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных Вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

  • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в магазине и т.д.

Игра "Зеркало"

Игроки проводится в паре. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами.

Игра "Слепой поводырь"

В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец.  Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями.

Игра "Вежливые слова"

Цель: развитие уважения в общении, воспитание вежливости, речевого этикета и доброжелательного отношения друг к другу.

 Ход игры: Игра проводится с мячом . Игроки бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например, назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть и т.д.); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, сожалею, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи, пока).

А теперь поговорим о трудностях общения со сверстниками. Дети нередко конфликтуют друг с другом, конфликт - это столкновение интересов.

Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

Сотрудничество- партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство- партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению единой цели.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры стараются его избежать. Поссорившись с кем-либо , мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Именно поэтому мы, взрослые, должны научить детей сотрудничеству, терпению, умениям прощать и уступать друг другу, анализируя в первую очередь свое поведение.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Такими людьми являетесь Вы.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

Итог.

Уважаемые родители! Я благодарю Вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для Вас полезным.

6

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Ход собрания
  • “Снежинка”.
  • Основная часть.
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку