Наталья Черникова
Сценарий экологического досуга «Вырос одуванчик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми среднего дошкольного возраста.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
| Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет. |
Можно провести мероприятие для нескольких разновозрастных групп (младшей, средней).
Цель: формирование у детей гуманного отношения к окружающей природе
Задачи:
- привлечь внимание детей к экологической проблеме;
Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в Вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения. Гума́нность (лат. humanus - человечный) - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи.
- формировать познавательный интерес к миру растений;
- расширить знания об изменениях, которые происходят в жизни одуванчиков;
- развивать внимание, умение действовать по сигналу;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Средства:
скамейки 3-4 шт. ;
стул;
шапочки для одуванчика жёлтого, белого, зелёного цвета;
шапочки-ободки одуванчиков по количеству девочек;
мыльные пузыри несколько шт. ;
зонт;
магнитофон с записями детских песен, песен из мультфильмов.
Способы: подвижная игра, игра-забава, использование стихов, музыки и весёлых танцев.
Оформление участка: участок украшен искусственными цветами, стоят искусственные ёлки, к дереву прикреплено солнышко из фанеры, по периметру центральной площадки стоят скамейки.
Мультипликационный фильм, мультфильм (от слияния лат. multiplicatio - умножение и англ. film - плёнка; разг. мультик) - это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.
Коли́чество - категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
| Пери́метр (др.-греч. περίμετρον - окружность, др.-греч. περιμετρέο - измеряю вокруг) - общая длина границы фигуры (чаще всего на плоскости). Имеет ту же размерность величин, что и длина. |
| Иску́сственные цветы́ - украшения, используемые для декорирования интерьера, одежды, причёски, выполненные в форме цветов. |
Участники досуга: ведущий, дети, одуванчик, ёж, заяц, белка, медведь.
Ход досуга:
/дети выходят вместе с воспитателем на прогулку, идут на участок и рассаживаются на скамейки;
Воспитатель (воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
в центре площадки находится одуванчик, на его голове жёлтая шапочка (в роли одуванчика выступает второй воспитатель, он сидит на стуле, склонившись)
Ведущий
На полянке возле леса вырос цветок.
/одуванчик раскрывается, воспитатель выпрямляется и садится ровно на стуле/
Ведущий
Ребята, вы его узнаёте? (да)
Ведущий
Как он называется? (одуванчик)
Одуванчик
Ах, как грустно!
Ведущий
Кажется, одуванчик что-то сказал. Тс – с - с.
Одуванчик
Я говорю, что мне очень грустно!
Ведущий
Милый, одуванчик, отчего же ты грустишь?
Одуванчик
У меня нет друзей. Я совсем один. Никто не обращает на меня внимание.
Ведущий
Ну, что ты, одуванчик. Не расстраивайся. Ты очень красивый, словно лучик солнца.
Одуванчик
Это правда?
Ведущий
Ну, конечно. Мы с ребятами расскажем для тебя стихотворения и постараемся поднять тебе настроение.
Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.
/дети читают стихи/
1 ребёнок
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
О. Высотская
2 ребёнок
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Во́здух - смесь газов (главным образом азота и кислорода - 98-99 % в сумме, а также аргона, углекислого газа, воды, водорода), образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования на Земле живых организмов.
Е. Серова
Одуванчик
Спасибо, ребята. Мне очень понравились стихи.
/на полянку вбегает ёжик, поворачивается к детям/
Ёжик
Здравствуйте, ребята. Я спешу на день рождения к белочке. Но не знаю, что ей подарить.
/замечает одуванчик/
Какой красивый цветок! Да это же одуванчик! Вот его я и подарю.
Одуванчик
Ёжик, не срывай меня. Я же завяну.
Ёжик
А как же тогда я подарю тебя белочке?
Одуванчик
Приглашай белочку сюда, на полянку.
Ёжик
Какая хорошая идея! Я приглашу белочку и её гостей на полянку, познакомлю с тобой и мы отметим её день рождения на природе!
/ёжик уходит за белочкой и её гостями/
Ведущий
Ребята, что нужно для того, чтобы одуванчик вырос? (его надо полить)
Ведущий
Хорошо было бы, если пошёл дождь.
Игра «Солнышко и дождик»
/дети водят хоровод, поют:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
когда начинается русская народная песня «Дождик» в обработке Т.
Русская народная песня - фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа. Попатенко, ведущий открывает зонт, дети бегут, прячутся под зонт. Игра проводится 2 раза, каждый раз ведущий меняет место, где он ждёт детей под зонтом/
/пока дети играют, одуванчик меняет жёлтую шапочку на белую;
входят на полянку ёж, белочка, заяц и медведь. Ёж подводит животных к одуванчику /
Ёжик
Вот, друзья, познакомьтесь с ребятами.
/животные здороваются с детьми/
И одуванчиком. Он такой красивый жёлтый цветок!
/указывает на цветок, но не поворачивается к нему/
Животные
/в один голос/
Ёжик, ты что? Да разве одуванчик жёлтый? Посмотри-ка внимательно.
Ёжик
/поворачивается к одуванчику/
И правда, совсем не жёлтый. Он белый. Одуванчик, что с тобой произошло?
Ведущий
Давайте мы с ребятами попробуем вам объяснить.
/дети читают стихи/
3 ребёнок
Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
В. Степанов
4 ребёнок
Стоит он у стёжки
На тоненькой ножке,
Гордится обновой -
Шапкой пуховой.
И. Винокуров
Ёжик
Всё понятно. Одуванчик отцвёл. Давайте веселиться, ведь у белочки сегодня день рождения.
Ведущий
Белочка, мы с ребятами поздравляем тебя с днём рождения. И хотим тоже с вами повеселиться.
/все вместе встают в хоровод/
«Песня Крокодила Гены» слова А. Тимофеевского, музыка В. Шаинского
/пока все участники водят хоровод, одуванчик снимает белую шапочку и надевает шапочку для купания зелёного цвета, которая обтягивает голову/
Белочка
Спасибо, друзья, за такую весёлую песню.
/поворачивается к одуванчику/
Смотрите, одуванчик опять изменился. У него теперь новый наряд. Нет белой пушистой шапочки.
Ёжик
Не понятно, что опять произошло с одуванчиком.
Ведущий
Мы сейчас поясним.
/ребёнок читает стихотворение/
5 ребёнок
Отчего пpохладно стало
Одуванчику в боpу?
Оттого, что пpошлой ночью
Облысел он на ветpу!
Т. Белозёров
Ёжик
А понятно, это ветер дунул, пушинки одуванчика и облетели.
Ведущий
Правильно, ветерок играет, парашютики летят. И летят они подобно мыльным пузырям. Давайте поиграем.
Игра с мыльными пузырями
/во время игры ведущий подзывает к себе девочек и надевает им шапочки-ободки одуванчиков, девочки подбегают к одуванчику, присаживаются на корточки рядом с ним;
когда игра заканчивается, мальчики и животные возвращаются на полянку, мальчики садятся на скамейку/
Заяц
Смотрите, сколько одуванчиков выросло рядом с нашим одуванчиком! Они такие жёлтые и красивые!
Медведь
Как же это произошло?
Ведущий
Да очень просто. Послушайте.
/дети читают стихи/
6 ребёнок
Из шариков пушистых
Над пёстрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А потом проснутся,
И будут - одуванчики!
И. Токмакова
7 ребёнок
Солнцем вспыхнули цветочки,
В парке солнечный ковёр,
В жёлтых шляпках их головки,
А над ними много пчёл!
В изумрудной, новой травке,
Солнца капельки горят.
Парашю́т (фр. parachute) - устройство из ткани, в основном в виде полусферы, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке. Изумру́д (устар. смарагд от лат. smaragdus (из греч. σμάραγδος, smáragdos)) - минерал, драгоценный камень берилловой группы. Согласно классификации Ферсмана изумруд, наравне с алмазом, сапфиром, рубином, хризобериллом, александритом, благородной шпинелью и эвклазом, относится к самоцветным камням первого порядка.
Посмотрите! Будто в сказке!
Одуванчиков отряд!
Л. Алейникова
Ёжик
Значит, это ветер такое хорошее дело сделал. Молодец!
Ведущий
Давайте представим все, что мы одуванчики.
Психогимнастика «Выросли одуванчики»
/звучит релаксационная музыка/
Представьте, что вы – совсем маленькие росточки /сидят на корточках/
Пригрело солнышко, маленькие росточки начали расти /медленно поднимаются/
У растения появился стебелёк и листья. Он тянется к самому солнцу /поднимаются на носочки и тянутся руками вверх/
На стебле появился бутон /соединяют кисти рук вместе на уровне груди таким образом, чтобы основание ладоней и кончики пальцев обеих рук соединились/
Он постепенно растёт, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки /пальцы разжимаются, кисти разводятся, основание ладоней остаются соединёнными/
Все замечают, что растение имеет красивый жёлтый цвет, и оно напоминает маленькое солнышко /улыбаются друг другу/
Одуванчик
Я так рад!
Разво́д - формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов. У меня появилось столько друзей!
Ведущий
Ёжик, какой ты молодец, что не сорвал одуванчик!
Ёжик
Да…
/животные рассказывают стихотворение Т. Собакина/
Заяц
Если я сорву цветок
Белка
Если ты сорвёшь цветок
Медведь
Если все: и я, и ты
Все вместе
Если мы сорвём цветы
Ёжик
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты
Все вместе
Если мы сорвём цветы.
/все вместе водят хоровод под песню Барбариков «Доброта»/
/животные прощаются и уходят/
Ведущий
Ребята, вам понравилась история, которая произошла с одуванчиком? (да)
Ведущий
Какой у неё замечательный конец. А если бы ёжик сорвал одуванчик, что с ним произошло бы? (завял бы)
Ведущий
Появились бы тогда новые одуванчики? (нет)
Ведущий
Помогите мне сформулировать правила поведения в природе (не рвать и не топтать цветы, не ломать ветки деревьев и кустарников)
Ведущий
Ребята, мы должны стать для природы друзьями, бережно относиться к ней.
Куста́рник - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8-6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга. Согласны со мной? (да)
/дети остаются играть на площадке/