Главная страница
Контакты

    Главная страница


Сценарий урока русского языка "Состав слова" 3 класс

Скачать 37.38 Kb.



Скачать 37.38 Kb.
Дата13.02.2020
Размер37.38 Kb.

Сценарий урока русского языка "Состав слова" 3 класс


















СЦЕНАРИЙ

медиаурока с компьютером


СОСТАВ СЛОВА

открытый урок русского языка в 3 классе











Разработчик медиапроекта

учитель начальных классов

МБОУ лицей № 94

Советского района ГО г. Уфы

Асеева В.С.










Уфа

2017 г.

Открытый урок русского языка в 3 классе

«Состав слова»

Состав слова

Предмет

Русский язык

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Асеева Вера Сергеевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ лицей № 94 Советского района ГО г. Уфы

Методическая информация

Тип урока

закрепление и систематизация знаний

Цели урока



Задачи урока


- обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);

- создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.

1. Образовательные:

- совершенствование и расширение знаний об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова; повторение орфограмм.


2. Развивающие:

- развитие умения разбирать слова по составу, логического мышления, зрительной памяти, наблюдательности, монологической речи третьеклассников;

- развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;

- развитие орфографической зоркости;


- развитие интереса к способам учебной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитание уважения друг к другу;

- воспитание любви к языку, к природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут и закрепят ученики в ходе урока

- распознавание частей слова;

- формирование навыка определять формы одного и того слова;

- совершенствование навыка разбора слов по составу;

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;

- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- формирование итогового самоконтроля.


№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1. Урок русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова

Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика). Результативные УУД (самоорганизация рабочего места)

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех !

Поприветствуем гостей

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу !

Организация рабочего места: учебник, тетрадь, карточки, лист с рисунком паруса

II Целеполагание

Слайд 2. Рисунок парусника (корабля)







Слайды 3, 4.

Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий)

На столах у вас парусники и вы догадались, что мы отправляемся в плавание. Отдать швартовы ! Вперед к знаниям по русскому языку. Все задания на парусах под номерами. Если вдруг с заданием не справитесь, нужно сделать дырочку на парусе.

Найдите лишнюю пословицу.

1.Хвастать – не косить, спина не болит.

2.Язык до Киева доведет.

3.Не спеши языком, торопись делом.










Ответы детей.

Лишняя пословица вторая, Суть первой и третьей в том, что слова не должны расходиться с делом.

III Чистописание

Слайд 5. Море, месяц, мечта.

Слайд 6.





Слайд 7. Звуки [м] и [м,]. Буква М м

Познавательные УУД (развитие мыслительных операций)








Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к предмету)

- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.

- Если вы догадались, что общего в этих словах, то назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

- Давайте запишем букву М м в тетрадях.

- Дайте характеристику этому звуку в слове «Море».

- Какой звук в словах «Месяц» и «Мечта».

Повторить правила посадки при

Ответы детей.

Море, месяц, мечта.

Ответы детей.

- Все слова начинаются на букву «м».



Учащиеся записывают число, «Классная работа», буквы М м.

Ответы детей.

- Звук [м] – твердый.

Ответы детей.

- Звук [м,] – мягкий.

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников




письме.

Показ учителем элементов буквы.

Самостоятельное прописывание.


IV Словарная работа







Слайды 8, 9.



Слайд 10.















Слайды 11, 12.

Познавательные УУД (осознание компонентов учебной деятельности)








Познавательные УУД (осознание изученных способов действий)








Регулятивные УУД (определение и формылирование цели деятельности)

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд, –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

- Составьте из букв слова.

б а к ь р л о, т ь а с е с ч, л и н д а, р т е в е, ж т у ж ж и

1.Запишите слово «Корабль» в уменьшительно – ласкательном значении.

2.Образуйте от существительного «Счастье» имя прилагательное с помощью суффикса «лив».

3.Запишите слово «жужжит» с приставкой «за».

4.Запишите слово «Ветер» в уменьшительном значении.

5.Образуйте от существительного «Длина» имя прилагательное с помощью суффикса «н».

- С помощью чего вы образовали новые слова ?

- Выделите эти части слова, назовите их.


- Кто может сформулировать тему урока ?







Учащиеся составили слова:

корабль, счастье, длина, ветер, жужжит.

Словарь: кораблик, счастливый, зажужжит, ветерок, длинный.













Ответы учащихся.

- С помощью приставок и суффиксов.

- Суффикс ик, суффикс лив, приставка за, суффикс ок, суффикс н.

Ответы учащихся.

Части слова. Образование слов с

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников





помощью приставок и суффиксов.

V Сообщение темы и целей урока

Слайд 13.

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности)

- Итак, тема нашего урока «Состав слова».

Цели: отработать навык грамотного письма разных частей слова, закрепить умение разбирать слово по составу.


VI Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Слайды 14, 15.

Регулятивные УУД (контроль за правильным выполнением действий, аргументация своих суждений)

Графический диктант.

1.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2.Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

3.Главная часть слова, общая часть родственных слов.

4.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Если справились с заданием ваш парус остался цел, а если нет – то сделайте дырочку.

Ответы учащихся у доски.

¬ □ ᵔ ˄




- Если задание выполнено неправильно, то на рисунке появляется дырочка.

VII Закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 16. «Чудо – дерево»




Слайды 17, 18.

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности)









Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей, аргументация своих суждений)

Упражнение «Чудо – дерево». Работа по вариантам.

Образуйте родственные однокоренные слова.

У доски работают два человека.

- Что такое корень ?

- Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

- Какие слова называются однокоренными ?

- Разберите слова по составу.

Запись на доске:

I вариант

шум, шумок, бесшумно, шумный

II вариант

зверь, зверюшка, зверёк, звериной

Ответы учащихся.

Корень – это главная значимая часть, общая часть родственных слов.


Однокоренные слова – это слова, близкие по смыслу, имеют один и тот же корень.

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Слайд 19.


- Что такое форма слова ? Приведите пример.

- Что нужно знать, чтобы правильно разбирать слово по составу ?

Памятка на странице 136 учебника.

- Вывод:

Помни при разборе слова, Окончание и основу первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

- Подчеркните орфограмму безударную гласную в словах. Как проверить ?

Форма слова:

Шум – шумы, шума.

Зверь – звери, зверя.











Ответы детей.

Словом «зверь»

Физминутка


Личностные УУД (формирование правильного отношения к своему здоровью)

Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня – поставьте руки на пояс, если в слове есть приставка или суффикс – хлопните в ладоши.

Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатился, год, заморозки


Слайды 20, 21.






Слайд 22.

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)




Регулятивные УУД (формулирование цели деятельности и выводов с помощью учителя)

Упражнение «Третий лишний». Работа в парах.

Холод, холмик, холодный.

Лист, лисица, лисенок.

Моряк, море, морж.

Лось, лосось, лосенок.

- Зачеркните слово, которое не является однокоренным, а в однокоренных словах обозначьте корень.

- Как проверите орфограммы ?

- Проверьте свою работу.

Оцените на паруснике.


Ответы детей.

Холмик

Лист

Морж

Лосось

Корень «холод»

Корень «лис»

Корень «мор»

Корень «лось»

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников






Слайд 23.





Слайд 24.







Слайд 25.
















Слайд 26.


Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)




























Познавательные УУД (активизация

мыслительной деятельности, ориентирование в условных

- Поплыли дальше.

Работа в группе.

- Образуйте в группах по три однокоренных слова.

1 группа –лёд–

2 группа –гость–

3 группа –боль–

4 группа –соль–

5 группа –бег–

- При проверке каждый называет свое слово и часть слова с помощью которой оно образовано.

Схема: ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.

- Запишите в тетрадь, выделите корень слова.

- Отметьте на паруснике правильность выполнения задания. Сделайте вывод, с помощью чего можно образовать новые слова.

- Что такое приставка ?

- А кто бы нам узнать помог,

Где приставка, где предлог ?



- Как пишутся приставки со словами ? А предлоги ?



Упражнение «Приставка или

предлог ?» (по вариантам).

(за)домом, (за)смеяться,










Ответы детей.

1 группа лёд, льдина, ледяной, леденеть

2 группа гость, гостиница, гостевой, гостить

3 группа боль, больница, больной, болеть

4 группа соль, солонка, соляной, солить

5 группа бег, бегун, беглый, бегать

Ответы учащихся.

- Новые слова образуются с помощью приставок и суффиксов.


- Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

- Приставки со словами пишутся слитно, а предлоги раздельно.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников




Слайд 27.










Слайд 28.









Слайды 29, 30, 31.

обозначениях методом сравнения)












Проблемный вопрос


Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)





Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу)











Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров

(за)окном, (за)кон, (за)морский, (за)прятал, (за)мной, (за)работок

- Обозначьте орфограммы.

I вариант II вариант

за_домом засмеяться

за_окном заморский

за_мной запрятал

заработок

- Что вызвало затруднение ?

- Для того, чтобы правильно определить приставку, нужно определить корень.

- Почему не записали слово «закон» ?

Слово «закон» не записываем. В нем нет приставки.

- Что такое суффикс ?

- За корнем суффикс

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Упражнение «Выборочный диктант».

- Запишите однокоренные слова, выделите знакомые суффиксы.

Работа по учебнику.

- Выполним упражнение 199 на странице 135.

Задание: запишем слова, состоящие из этих частей. Разберите слова по составу.

Взаимопроверка в парах.

Оцените работу на парусниках.

Упражнение «Одиночное плавание». Орфография в раз-

















Ответы детей.

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.


Ответы учащихся.

Рыба, рыбака, рыбки, рыбный, рыбалка, рыбищу, рыбёшка, рыбачок, рыбку, рыбёшечка, рыбацкие.



Ответы детей.

Верхушка, вершина, верхний.

Поддельный, сделка, деловой, сдельный.


Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Слайд 32.














Слайд 33.

действия в новом учебном материале)











Познавательные УУД (умение с большей доли самостоятельности работать по алгоритму)

ных частях слова.

- «Левый борт» - I вариант.

- «Правый борт» - II вариант.

- «Левый борт», махните мне левой рукой. «Правый борт», моргните мне правым глазом. Море штормит. Если будете поворачиваться, корабль перевернется. Я диктую каждому борту по одному слову. Итак, поплыли !

- Записываем слова в строчку, через запятую. Комментируем ответ.

Учитель диктует слова: пешеход, ключик, зубки, лесник, сделка, тропинка, погрузка, завязал, моряк, вьют.


- Проверьте написанное. Сделайте вывод. В каких частях слова могут встретиться орфограммы ? Какие орфограммы можно проверить ? Какие нужно запомнить ? Кто допустил ошибки, сделает дырочку в паруснике.















Ответы детей.

I вариант: пешеход, зубки, сделка, погрузка, моряк

II вариант: ключик, лесник, тропинка, завязал, вьют


Ответы детей.

В разных частях слова


Орфограммы корня

Орфограммы приставки и суффикса

VIII Итог урока. Рефлексия дея-


Познавательные УУД (выведение общего правила)



Регулятивные УУД (проявление самостоятельности в разных видах деятельности)

- Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Для чего нужно знать части слова ?

- Какое задание было самым трудным ? А какое задание было самым интересным ? Какое задание запомнилось ?



Ответы учащихся.

Чтобы образовывать новые слова,грамотно их писать, проникать в историю слова – этимологию, развивать речь

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

тельности









Слайд 34.






Слайд 35.






Слайды 36, 37.





Слайд 38.

Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке)







Регулятивные УУД (формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

- Но одно задание осталось не выполненным. За это плавание вы многому научились и можете выполнить его самостоятельно, а сложность выбрать – по цвету. Красный цвет – сложное, зеленый цвет – легкое.

Индивидуальное задание.

Красный цвет – шарада.

Корень мой находится в «цене».

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале.

- Определите части слова.

Зеленый цвет.

- Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке ?

- Оцените это задание.

- Для чего нужно знать состав слова ?




- Пострадал ли ваш парусник в пути ? Если нет ни одной дырочки – вы справились отлично со всеми заданиями. А если дырочки есть, то вам придется заштопать парус, то есть сделать работу над ошибками.

- Молодцы. Наконец наш корабль приплыл к острову зна-

Учащиеся выполняют индивидуальное дифференцированное задание











Ответы учащихся.

Оценка




Рыбак


Ответы учащихся.

Вывод: состав слова необходимо знать для того, чтобы определить вид орфограммы и способ ее проверки.

Этапы урока

№ слайдов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников




ний. Дети на этом острове получают только хорошие оценки и радуют взрослых своими успехами.

- Спасибо за урок !


IX Домашнее задание

Слайд 39.


Страница 135, упражнение 200.

Дополнительное задание: сочинить сказку про части слова.




























Приложения


Карточка с парусником



1hello_html_294b3b8.jpg. О Графический диктант.


2. О Упражнение «Чудо – дерево».


3. О Упражнение «Третий лишний».


4. О Образование однокоренных слов.


5. О Упражнение «Приставка или предлог ?».


6. О Выборочный диктант.


7. О Упражнение по учебнику.


8. О Одиночное плавание.


9. О Индивидуальное задание.





Упражнение «Третий лишний»

(работа в парах)


холод холмик холодный


лист лисица лисенок


моряк море морж


лось лосось лосенок


Зачеркните слово, которое не является однокоренным, а в однокоренных словах обозначьте корень.

Работа в группе

1 группа


Образуйте по три однокоренных слова по схеме:

ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.


лёд –



Выделите в словах корень слова


Работа в группе

2 группа


Образуйте по три однокоренных слова по схеме:

ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.


гость –



Выделите в словах корень слова


Работа в группе

3 группа


Образуйте по три однокоренных слова по схеме:

ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.


боль –



Выделите в словах корень слова


Работа в группе

4 группа


Образуйте по три однокоренных слова по схеме:

ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.


соль –



Выделите в словах корень слова


Работа в группе

5 группа


Образуйте по три однокоренных слова по схеме:

ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.


бег –



Выделите в словах корень слова


Работа в группе

6 группа


Образуйте по три однокоренных слова по схеме:

ключевое слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.


работ –



Выделите в словах корень слова


Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Открытый урок русского языка в 3 классе