Главная страница
Контакты

    Главная страница


Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ «Психологическое здоровье дошкольников»

Скачать 59.93 Kb.



Скачать 59.93 Kb.
Дата01.04.2017
Размер59.93 Kb.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ «Психологическое здоровье дошкольников»


Маленьких Елена Борисовна
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ «Психологическое здоровье дошкольников»

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:

- о воспитании, развитии, - психологической безопасности детей: создания благоприятного микроклимата в семье, профилактика психологического дискомфорта для ребёнка с ОВЗ.

Тре́нинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Боль - физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение, мучение. Является одним из симптомов ряда заболеваний.
Элемент - составляющая часть чего-либо (особенно – простая, не состоящая, в свою очередь, из других частей). Одна из возможных версий происхождения этого слова - по названию ряда согласных латинских букв L, M, N (el-em-en).
Микрокли́мат (греч. μικρός (mikros) + κλίμα (klimatos)) - особенности климата на небольших пространствах, обусловленные особенностями местности (лес, поле, поляна, болото, берег, водоём, направление склона, защищённость от ветров и т. п.).
Профила́ктика (греч. prophylaktikós, предохранительный) - в медицине, комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Родители Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать). Также в русской народной традиции - вообще предки.

Материалы для проведения семинара-практикума:

- листы бумаги А4; мольберт, плакат

- карандаши или ручки; мяч, бинт

Ход мероприятия

1. Приветствие.

Карандаши́ - деревня в составе Богородского сельсовета Варнавинского района Нижегородской области.
Приве́тствие - жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с другим человеком (с группой людей).
Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас на нашей встрече, а тема нашего разговора «Психологическое здоровье дошкольников».
Разговор - это форма интерактивного, спонтанного общения между двумя или более людьми. Как правило, разговор происходит при речевой коммуникации, в то время как письменный обмен сообщениями обычно разговором не считают.

Сегодня мы попробуем разобраться, от чего зависит психологическое здоровье, почему оно так важно и какие последствия могут произойти, если его не соблюдать.

2. Блиц-опрос

Согласны ли Вы с мнением «Здоровый человек это не тот, который не имеет проблем, а тот, который может с ними справиться». Продолжите предложение и передайте мяч.

«Здоровый ребёнок это ребёнок, который….(не болеет, физически крепкий, самостоятельно преодолевает трудности, счастливый, жизнерадостный)

Вывод: В своих ответах вы сделали акцент на физическое здоровье ребёнка, понятие здоровье ребёнка помимо физического здоровья включает и психологическое здоровье.

Психолог (др.-греч. ψυχή - душа; λόγος - знание) - это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Физика Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
Давайте вместе с Вами составим портрет здорового ребёнка.

3. Упражнение «Психологический портрет здорового ребёнка»

Для этого из предложенных высказываний выберете, те которые характеризуют «психологически здорового» ребёнка (трудолюбивый, ленивый, жизнерадостный, печальный, ответственный, инициативный, пассивный).

Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

4. Мини-лекция

Как вы думаете, если связь между физическим здоровьем и психологическим. Представим ситуацию: человек заболел (физически: температура, ломит всё тело, опишите его настроение, характер общения с близкими людьми.

Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Пример, Ника Вуйчича - человека с ограниченными возможностями без рук и ног, казалось бы, физически здоровым его назвать нельзя, но психологически этот человек многим физически здоровым помогает посмотреть на мир другими глазами и поверить в себя.

Основными показателями психологического здоровья являются:

Быстрая адаптация к ДОУ

Положительный мотив социальной деятельности

Высокий уровень коммуникативных навыков

Отсутствие нарушений в поведении

Выделяют уровни психологического здоровья

Высокий – дети быстро адаптируются к новой среде, у них есть силы для преодоления стрессовой ситуации.

Стресс (от англ. stress - нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Средний - в целом адаптированы, однако имеют некоторую тревожность.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.
Низкий - или приспосабливаются к внешним обстоятельствам в ущерб своим возможностям или делают не выносимой жизнь другим. Им необходима психологическая помощь.

Важнейшими условиями нормального психосоциального развития являются спокойная доброжелательная обстановка. Создаваемая, благодаря постоянному присутствию воспитателей и родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют, играют, поддерживают дисциплину, предоставляют разумную свободу ребёнку для проявления самостоятельности.

Будьте внимательны последствия психологического дискомфорта являются: появление фобий, страхов, тревожность, повышенная агрессивность;

Животное голый землекоп практически нечувствительно к боли. Клетки его кожи лишены нейротрансмиттера, известного как «вещество Р», которое отвечает за передачу болевых импульсов в центральную нервную систему. Поэтому голые землекопы не чувствуют порезов и ожогов. Однако после инъекции нейротрансмиттера болевые ощущения на время появляются.
переход в соматические заболевания;
Воспитатель (воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
Потре́бность, нужда́ - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα - тело) - телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.
психологическая защита - замкнутость, зависимости; агрессивные реакции.

5. Практическая часть

Благоприятный психологический комфорт создают использование различных игр и упражнений, этюдов, а ещё рядом с ребёнком взрослый-образец для ребёнка: чуткий, добрый, приветливый, находящий время общения с ребёнком.

В эти игры мы с Вами сейчас поиграем.

Упражнение «Пожалуйста»

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Описание игры: вариант 1. Все родители (а дома и дети) становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Кто ошибается, тот выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Тот, кто ошибается, выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.

Сиамские близнецы (К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.

Рису́нок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение», - писал французский художник XVII века Шарль Лебрен.
Время на рисование — 5—6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Переходы (родители сидят в кругу)

Ход игры: Ведущий просит родителей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».

6. Подведение итогов игротренинга

-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (педагог-психолог бросает мяч родителям и задаёт вопросы)

Обратная связь: Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

- Чем полезна именно для Вас данная встреча?

- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Рефлексия: Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если нет - синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Благодарим вас за активное участие и творческую работу!

Парово́з - автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины[комм 1]. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Всем большое спасибо! До свидания.