Главная страница
Контакты

    Главная страница


Содержание, организация и эффективность психологической подготовки каратистов на этапе спортивного совершенствования (17-18 лет)

Скачать 51.24 Kb.



Скачать 51.24 Kb.
Дата26.12.2017
Размер51.24 Kb.

Содержание, организация и эффективность психологической подготовки каратистов на этапе спортивного совершенствования (17-18 лет)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

1.1 Общее представление о психологической подготовке спортсменов

1.2 Основные средства психологической подготовки в спорте. Основные средства и методы психической подготовки

1.3 Особенности психологической подготовки спортсменов, занимающихся карате

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДГОТОВКУ КАРАТИСТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 17 - 18 ЛЕТ

3.1 Методика психологической подготовки спортсменов - каратистов

3.2 Результаты исследования психологической подготовки на психоэмоционального состояния спортсменов

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ литературных источников по проблеме психологической подготовки, изучение различных видов и систем, раскрывающих феноменологию спортивных проблем, показали, насколько актуальна, важна и востребована данная проблема в спорте. Психологические проблемы в спорте имеют свою специфику, в отличие от других видов человеческой деятельности, в экстремальных условиях спорта отличаются особой интенсивностью, частотой и характером протекания.

Сформированная структура личности спортсмена обусловливает всю спортивную карьеру, влияет на качество тренировочного процесса и напрямую определяет характер соревновательного поведения. Понятие «психологический фактор» (ПФ) в спорте, хотя и является достаточно многосторонним и многозначным, традиционно, в первую очередь, связывается с проблемами в спортивной деятельности, поскольку именно психика спортсмена в критических ситуациях, как правило, является тем самым «слабым звеном» в системе подготовки к соревнованиям.

В спорте проблема ПФ стоит, пожалуй, острее, чем в большинстве других профессий, в силу жесточайших требований, предъявляемых к психике спортсмена. Насколько остра эта проблема в современном спорте, можно судить хотя бы из анализа предсоревновательных и соревновательных состояний спортсменов.

Таким образом, проблема снижения негативного влияния ПФ на успешность выступлений спортсменов в соревновательной деятельности в настоящее время как никогда важна и актуальна.

В то же время невысокая эмоциональная устойчивость является достаточно частой причиной снижения результативности в спортивной борьбе. То есть корни большинства поражений в соревнованиях кроются в несформированности психологических навыков и умений, необходимых для успешного выступления.

Анализ деятельности в острых спортивных ситуациях показывает, что в большинстве случаев у спортсменов есть все возможности для высокого результата, однако, реализация их часто не происходит.

Сильный спортсмен - это спортсмен, располагающий гарантированным минимумом качеств, обеспечивающих успешность выступления на соревнованиях. К этим качествам относятся умение противостоять экстремальным обстоятельствам, а также способность увеличить максимальные возможности организма для обеспечения высоких результатов.

Необходимо предложить специальную систему мероприятий, направленных на комплексное решение проблем психологической подготовки спортсменов. Она должна быть ориентирована на успешное преодоление трудных спортивных ситуаций, оказание помощи в устранении психологической зависимости от пережитых психотравмирующих ситуаций, в психологической реабилитации спортсменов, находящихся в состоянии апатии, депрессии, нервозности, на выработку умений и навыков поведения в различных критических ситуациях спортивной деятельности.

Практика психологической подготовки квалифицированных спортсменов разных специализаций актуальна в процессе формирования его спортивно важных качеств, при оказании психотерапевтической, психокоррекционной, реабилитационной и других видов психологической помощи спортсменам со стороны тренера и спортивного психолога.

Степень сформированности тренированности и устойчивости необходимых психологических знаний и умений у спортсменов обусловливает перспективу их спортивного совершенствования, рост и достижения в спортивной карьере, способности к адаптации к новым, непривычным и экстремальным условиям соревновательной деятельности, способности к более эффективному субъективному переживанию спортивных травм и болезней, быстроту восстановления после травм и поражений в соревнованиях, что также зависит от их спортивного опыта, квалификации и особенностей избранного вида спорта.

Итоговые показатели командной борьбы на чемпионатах мира и Олимпийских играх в разных видах спорта и в единоборствах демонстрирует, что решение данного вопроса - трудоемкая, многопрофильная проблема, требующая проведения специализированных исследований и обоснований.

В связи с этим проблема психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов в единоборствах довольно актуальна, а ее решение необходимо для теории и практики спорта.

Так же одной из важнейших задач многолетней спортивной подготовки является воспитание высоких морально-волевых качеств. Особое внимание этому разделу работы должно быть уделено в подготовке в единоборствах.

Степень научной разработанности. Психологическим вопросам в подготовке спортсменов, в том числе и в восточных единоборствах, уделяется недостаточно внимания. Считается, что единоборства - это вид спорта, требующий скорости реакции, точности движений, координированности, прежде всего, определяется уровнем физических кондиций и функциональных возможностей организма спортсмена (В.Н. Манжосов, B.C. Мартынов, И.Г. Огольцов). Поэтому, большинство исследований посвящены этим сторонам подготовки. Однако, обобщая полученные данные, авторы отмечают огромное влияние психологического компонента на особенности подготовки спортсменов.

В настоящее время часто наблюдается несоответствие уровня физической, технической и психологической подготовленности юных спортсменов требованиям соревновательной деятельности. Специализированная подготовка, значительный объем соревновательных нагрузок и связанный с этим стресс негативно влияют на психическое состояние юных спортсменов [21].

Вместе с тем успешность тренировочной и соревновательной деятельности в юношеском спорте определяется в первую очередь рациональным построением и содержанием тренировочных нагрузок, своевременной информацией о функциональном и психическом состоянии спортсменов (Набатникова М.Я., Филин В.П., Никитушкин В.Г., Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В.)

Изучению взаимосвязи объема и структуры тренировочных нагрузок различной интенсивности при подготовке спортсменов, с учетом особенностей их психического состояния, уделяется внимание в трудах Родионова А.В., Смоленцевой В.И., Малкина В.Р., Лысова М.А. и др.

Таким образом, в доступной нам литературе, вопрос о роли и месте психологической подготовленности и её значимости в зависимости от уровня спортивного мастерства основательно не рассмотрен. Отсутствуют единые представления о методах и средствах психологической подготовки каратистов.

Тренеры не вооружены специфичными методиками психологического контроля подготовленности спортсмена, прошедшими метрологическую проверку.

Наблюдается достаточно выраженное противоречие между повышающимися требованиями к подготовленности спортсменов и имеющейся системой контроля и управлением психологической подготовленностью спортсменов-каратистов.

Объект исследования - процесс психологической подготовки каратистов на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования - содержание и организация психологической подготовки каратистов в соревновательном периоде.

Цель исследования - проанализировать содержание, организацию и эффективность психологической подготовки каратистов на этапе спортивного совершенствования (17-18 лет).

Гипотеза исследования - при целенаправленном использовании психологической подготовки на основе обучения навыкам аутогенной тренировки позволит повысить уровень эмоционального и физического состояния каратистов на этапе спортивного совершенствования.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и гипотезой предусматривается решение следующих основных задач исследования:

1. изучить теоретические аспекты психологической подготовки,

2. проанализировать специфику психологической подготовки каратистов на этапе спортивного совершенствования,

3. провести исследование психического состояния каратистов на этапе спортивного совершенствования.

Теоретико-методологическая основа исследований базируется:

- на основе системного, деятельностного и личностного подходов в решении педагогических задач (Б.Г, Ананьев, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов);

- на основных положениях комплексного контроля в спорте (В.К. Бальсевич, B.A. Булкин, М.А. Годик, B.A. Запорожанов, B.B. Петровский, Ю.И. Смирнов);

-на теории физического воспитания (Л.П. Матвеев);

-на теории и методике психологического обеспечения спортивной подготовки (A.B. Алексеев, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселёв, А.В. Родионов, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни).

Методы исследования. Для решения задач использовались:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент (наблюдение, тестирование).

3. Математическая и статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования:

- обоснована высокая значимость психологического компонента в общей структуре подготовленности каратистов;

- определены объективные методики и действенные подходы в организации психологической подготовки каратистов;

- установлена эффективность использования аутогенной тренировки в процессе психологической подготовки каратистов.

База исследования: ДЮСШ №12 г. Нижний Новгород.

Выборка исследования: В эксперименте принимали участие две группы спортсменов-каратистов

Практическая значимость исследования заключается в положительном результате реализации подходов психологической подготовки каратистов, для оптимизации эмоционального состояния и физического развития юных спортсменов.

Результаты исследования могут быть использованы в тренировочном процессе на базе школы, профессиональных учебных заведений и ДСЮШ.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В 1 главе произведен теоретический обзор литературы по психологической подготовке каратистов.

Во 2 главе предоставлены методы и организация исследования.

В 3 главе произведен анализ полученных результатов.

Глава 1. Основы психологической подготовки спортсменов

1.1 Общее представление о психологической подготовке спортсменов

В последнее время именно психическая готовность к соревнованиям приобретает все большее значение, все больший вес. Причина - в том, что уровень физической, технической, тактической подготовленности спортсменов, особенно спортсменов высокого класса, все больше выравнивается. В этих условиях готовность психическая становится решающим фактором. Побеждает тот, кто отлично подготовлен к участию в соревнованиях не только в функциональном и специальном отношении, но и психически [8].

Разумеется, психическая готовность к соревновательной деятельности, а, следовательно, и психологическая подготовка имеет значение для представителей всех видов спорта и для спортсменов всех разрядов. Однако, к сожалению, либо она осуществляется на уровне житейских представлений о психологии, либо не осуществляется вообще.

Под психологической подготовкой спортсменов подразумеваются психологические методы воздействия, призванные оптимизировать процесс спортивной подготовки. Кроме того, особенность психологической подготовки заключается в том, что она призвана решать вопросы мобилизационной готовности спортсменов, особенно в периоды переживания ими предстартовых состояний. Практических наработок в данной области фактически нет, и свидетельство тому - низкий уровень психологической свободы и раскрепощения наших спортсменов в периоды соревнований. Следовательно, в необходимости развития психологической подготовки спортсменов никто сомневаться не будет[9].

Психологическая подготовка - необходимая составная часть целостного процесса формирования готовности спортсмена к соревнованию, она является частью системы спортивной подготовки, которая, помимо психологической, включает в себя и другие виды подготовки.

Психологическая подготовка в целом представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности спортсмена к выступлению в соревновании, к борьбе за достижение наилучшего спортивного результата.

Психологическая подготовка к соревнованиям представляет собой сложный и многогранный процесс формирования, поддержания и восстановления состояния психической готовности спортсменов к соревновательной деятельности. Процесс, отнюдь не изолированный от общего процесса обучения и воспитания в специфических условиях спортивной деятельности, а органично входящий в него. Реализуется данный процесс, прежде всего, самим спортсменом и тренером, там, где это возможно, - в содружестве с психологом, который выступает для них ближайшим помощником и консультантом.

Основные вопросы психологической подготовки:

- оценка особенностей личности спортсмена - его характера, темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте и т.д.;

- социальные аспекты личности и коллектива - психологический климат в спортивной команде, формирование межличностных отношений;

- оценка максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств;

- оценка психического состояния спортсмена и их регуляция;

- средства достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности;

- обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона[31].

Основная цель психологической подготовки - развить психологические черты личности и психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, психической устойчивости и готовности к выступлению в ответственных соревнованиях.

Основная задача психологической подготовки к конкретным соревнованиям состоит в том, чтобы создать у спортсмена состояние психической готовности к выступлению в состязаниях и помочь сохранить ее в ходе спортивной борьбы[31].

Итак, под психологической подготовленностью следует понимать уровень развития комплекса психических качеств и психологических свойств и особенностей личности спортсмена, от которых зависят совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях.

Принято различать три основных вида психологической подготовки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач:

1) общая психологическая подготовка;

2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;

3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.

Так, в физической подготовке для разделения общей и специальной частей критерием служат упражнения (средства). Если применяются подготовительные упражнения, то это -- общая физическая подготовка, а если специальные (для борьбы это схватка, разные виды борьбы), то это -- специальная физическая подготовка. Есть общая и специальная выносливость, сила. Вероятно, могут быть специальная и общая выдержка, специальная и общая смелость и т. д. Даже может быть общечеловеческая мораль и мораль каратиста (в борьбе существуют тактические приемы -- обманные действия, ложные атаки, вызовы, которые в обычной жизни считаются аморальными). Специальной психологической подготовкой можно заниматься задолго до соревнования, развивая те специальные качества, которые нужны в соревнованиях. Специальные психические качества можно развивать специальными и основными упражнениями или деятельностью в условиях, приближенных к той деятельности, к которой готовится спортсмен. Общая психологическая подготовка подразумевает развитие общечеловеческих, необходимых каждому психических качеств и может достигаться с помощью общеразвивающих упражнений или деятельности в условиях, приближенных к той деятельности, к которой готовится человек.

1.2 Основные средства психологической подготовки в спорте

В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов и команд, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры, то есть знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.

психологический подготовка спортсмен каратист

Таблица 1.

Виды психологической подготовки

Общая

Специальная

К длительному тренировочному процессу

К данному соревнованию

Волевая

К конкретному сопернику

Социально-психологическая

К этапу тренировки

Развитие координации движений

Ситуативное управление состоянием

К соревнованиям вообще

Самовоспитание

Взаимная коррекция

Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека.

Специальная психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.

Каждый из перечисленных видов общей и специальной психологической подготовки (см. табл.1) в практике работы тренеров и спортсменов постепенно наполняется совершенно конкретным содержанием, средствами и приемами. Выделение видов общей и специальной психологической подготовки целесообразно только с условием их взаимного обогащения и дополнения, взаимной коррекции.

Решение задач психологической подготовки спортсменов осуществляется с помощью соответствующих средств и методов.

Основные средства и методы психической подготовки

1. Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную моторную и интеллектуальную деятельность спортсмена. Сюда относятся такие словесные средства, как самоприказы, убеждения, такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; физиологические воздействия: возбуждающий массаж, возбуждающий вариант акупунктуры.

2. Корригирующие (направляющие) средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнований вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий и возможностей соперников); способы изменения целепологания - приём «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным) и т.д.

3. Релаксирующие (расслабляющие) средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки: «успокаивающие», «прогрессирующую релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц) «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на эмоциональную, моральную и нравственную сферы спортсмена. Умелое использование слова - важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими - условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка перед соревнованиями.

Сфера воздействия: волевая сфера, эмоциональная сфера, сфера коррекции психомоторной сферы. Значительный раздел средств психической подготовки составляют приёмы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приёмами могут быть: убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование средств идеомоторной тренировки.

При воспитании волевых качеств у спортсменов решающим фактором является ориентация деятельности спортсмена на преодоление возрастающих трудностей. Практической основой волевой подготовки служат следующие факторы:

1) регулярная обязательность реализации тренировочной программы;

2) систематическое введение дополнительных трудностей при выполнении тренировочных заданий;

3) использование соревнований и соревновательного метода;

4) последовательное усиление функций самовоспитания.

Психическая подготовка осуществляется на всём протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Процесс психологической подготовки спортсмена делится на ряд этапов:

1. Этап, сразу следующий за соревнованиями. На этом этапе, исходя из победы или поражения, спортсмен принимает ту или иную установку относительно последующей тренировки и предстоящего соревнования. Следующее соревнование может быть через месяцы, однако, психологическая подготовка к нему начинается после окончания предшествующих соревнований.

2. Этап тренировки, предшествующий соревнованию. Этот этап - самый длительный из всех. Основная его задача - решение вопросов общей психологической подготовки, т.е. изучение особенностей психических качеств спортсмена и их проявления во время соревнований, и выбор мероприятий, необходимых для развития этих качеств.

3. Этап непосредственной подготовки к соревнованию. Этот этап определяется сдвигами, которые происходят в эмоциональной сфере спортсмена.

4. Этап подготовки непосредственно в процессе самого соревнования. В процессе соревнования, особенно когда соревнования продолжаются дни, а то и недели, важна психологическая настройка.

В большей степени в спортивной психологии разработаны методы психорегуляции, направленные на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциала и в меньшей -- методы воспитания психических свойств личности.

1.3 Особенности психологической подготовки спортсменов, занимающихся карате

Традиционное карате представляет собой цельный мировоззренческий комплекс в том первозданном виде, в каком воинские искусства преподавались в Китае и сейчас преподаются на Окинаве и в Японии. Карате - это истинный «Путь пустой руки» - как жизненная концепция. Человеку, желающему понять склад ума людей востока под знаком философии, может помочь в этом карате. В карате нет никаких сокращенных курсов, в нем нет легких методов и методик. Человек действительно должен хотеть и мочь выучить его как науку в истинном, а не искаженном виде, старательно вникнуть во все нюансы этой системы, осознать и пережить ее сущность.

Тренировки в карате, самодисциплина, которую они развивают не остаются в стенах тренировочного зала. Чтобы испытать на себе всю полноту отдачи каратэ и получить от него то, что оно может дать, нужно сделать каратэ существенной стороной своей жизни. Путь каратэ - это философия жизни и если следовать этой философии, он приведет нас далеко за пределы техники самозащиты, в область науки о дисциплинировании воли [12]. Ключевым термином в данном понятии является противоборство, оно же и является центральным признаком борьбы как вида спорта.

Каждый борец должен владеть всем разнообразием технических действий борьбы и быть в состоянии решать любые задачи, с которыми он может столкнуться в ходе поединка. Любое техническое действие в борьбе является весьма своеобразным, имеет сложную структуру и предъявляет повышенные требования к центральной нервной системе и, в первую очередь, к двигательным анализаторам на основе внешних и внутренних агентов, действующих на экстро-, проприо- и интерорецепторы, что позволяет отнести борьбу к сложнокоординационным видам спорта.

Участие в соревнованиях и достижение высоких результатов является одной из центральных задач подготовки каратиста. Любое соревнование обладает высокой степенью эмоциональной заряженности, именно противоборство в соревновательных схватках даёт понять спортсмену, чего он стоит. Фактор соревнования сам по себе является высоко нагруженным, при этом он сопровождается огромным количеством дополнительных факторов, оказывающих разнонаправленное влияние на состояние спортсмена. В связи с этим соревнования предъявляют значительные требования к личности каратиста в целом и ко всем компонентам его психики[21].

Непосредственное противоборство соперников как центральный признак спортивной борьбы предопределяет мотивированное стремление личности к соперничеству, противоборству, любовь к борьбе, всё это в целом формирует определённое отношение к противостоянию, выражающееся в структуре характера спортсмена, такой характер можно обозначить как «каратистовский».

Исходя из представленного материала, можно сформулировать основные задачи психологической подготовки каратиста:

1. Центральной задачей спортивной борьбы как практической и теоретической спортивной дисциплины является «формирование личности занимающихся под влиянием занятий борьбой» (Тараканов Б.И., 2000).

2. Совершенствование и самосовершенствование психических процессов, состояний и свойств личности каратиста, формирование спортивно-важных психических качеств каратиста.

3. Формирование способности психической адаптации к значительным физическим и психическим нагрузкам.

4. Формирование навыков психической саморегуляции состояний различного характера.

5. Формирование навыков эффективного взаимодействия с людьми.

6. Формирование адекватного отношения к борьбе через совершенствование системы мотивации.

7. Формирование способности бороться и добиваться победы на пределе психических и физических возможностей.

8. Формирование и поддержание высших чувств по отношению к обществу и собственной деятельности[27].

Данные задачи раскрывают содержание психической подготовки каратиста и должны реализовываться в ходе учебно-тренировочного и соревновательного процессов в результате целенаправленной работы тренера, самого спортсмена и, при необходимости, с привлечением психолога.

Психологическая подготовка тесным образом вплетена в общую систему подготовки каратиста и является неотъемлемой её частью. Психологическая составляющая находит своё отражение в каждом разделе подготовки: технической, тактической, физической и теоретической, и данная взаимосвязь наиболее явно просматривается в психических составляющих каждого вида подготовки[14].

Психологическое содержание в процессе физической подготовки. Единство психики и тела является давно доказанным фактом, наиболее ярко проявляющимся в различного рода психосоматических явлениях - от увеличения ЧСС, повышения АД в состоянии радости победы до психосоматических нарушений крайне тяжёлого характера (бронхиальная астма, рак и т.п.), провоцируемых воздействием психотравмирующих стимулов. Кроме того является доказанным и факт обратного воздействия, т.е. улучшение или ухудшение психических характеристик посредством развития физических качеств, так, например, силовая подготовка в значительной степени увеличивает уровень уверенности в себе человека.

Как известно, техника каратиста сугубо индивидуальна и, хотя существуют эталоны технических действий, уникальность конституции, в том числе психической организации, придаёт технике выполнения приёмов своеобразие, присущее только данному борцу. Каждый борец выбирает и включает в свой арсенал индивидуальную форму технического действия в соответствии с ситуацией, условиями, поставленными целями и свойствами нервной системы.


Психической основой технической подготовки являются:

· свойства темперамента, определяющие, в частности, способность переключится с одного технического действия на другое и предающие своеобразие приёму по динамическим характеристикам;

· смелость как фактор, оказывающий влияние на выбор «опасных» технических действий, например, высоко амплитудных бросков, болевых приёмов;

· понимание технического действия, способность создать двигательную схему приёма на уровне представления;

· образная (двигательная) память в отношении запоминания различных по структуре технических действий [32].

Психические факторы, вовлечённые в тактику, можно представить как:

· внимание и бдительность в отношении действий соперника;

· специфическая чувствительность каратиста: «чувство ковра», «чувство времени», «чувство дистанции» по отношению к сопернику, «чувство соперника» как способность улавливать малейшие изменения положения тела соперника и отдельных его частей, способность тонко чувствовать любое усилие или расслабление соперника;

· способность к предвосхищению, предвидению действий противника - антиципация;

· понимание ситуации, её моментальный анализ и разрешение;

· способность к волевому контролю как владение собой, в отношении предстартовых состояний, состояний, возникающих в ходе схватки и после её окончания;

· инициативность и активность психики, прежде всего, в поиске альтернативных вариантов разрешения спортивного «конфликта»;

· способность к аналитическому мышлению на стадии подготовки к поединку, сознательное восприятие и переработка информации об индивидуальном стиле деятельности соперника, его текущем и перманентном состоянии;

· воздействие на соперника, в том числе ещё до выхода на ковёр.

Психологическое содержание теоретической подготовки. Данная взаимосвязь определяется, прежде всего, мотивацией к получению новых знаний, интеллектуальной способностью и готовностью расширять диапазон знаний, в том числе в области психологии человека.

Таким образом, все виды подготовки каратиста имеют свою психологическую составляющую, которую необходимо учитывать в ходе учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Содержание психической подготовки состоит в развитии тех сторон психики спортсмена, которые обеспечивают эффективное поведение, полную адаптацию к требованиям и стрессовым условиям каратистовского поединка.

Психологическая подготовка включает в себя два основных раздела - общую и специальную психическую подготовку каратиста.

Психологическая подготовка в спортивной борьбе

Рис. 1. Структура психологической подготовки каратиста

Общая психологическая подготовка направлена на развитие психических процессов, формирование психических качеств спортсмена, решает учебно-воспитательные и образовательные задачи спортивной тренировки, а также задачи адаптации спортсмена к стрессовым условиям соревновательной деятельности, монотонности и нагрузочности тренировочного процесса, совершенствования умений управлять собственными состояниями и поведением при поддержании достаточного уровня мотивации к достижению успеха в спортивной деятельности.

К наиболее общим психическим качествам спортсмена можно отнести следующие: спортивные способности (двигательные способности, на уровне двигательных ощущений, двигательная память, наглядно-действенное мышление), волевые свойства личности, организованность, уравновешенность; «спортивный» характер (отношение к спорту, нагрузкам, перенапряжениям, спортивному режиму, соревнованиям); направленность личности, прежде всего, система мотивов к занятиям физической активностью (мотив, направленный на процесс самосовершенствования, саморазвитие, стремление к преодолению препятствий, обретению высокого статуса), иерархия жизненных ценностей с приоритетом, направленным на здоровый образ жизни[18].

Специальная психологическая подготовка основывается на общей психологической подготовке и, кроме того, тесным образом переплетается с ней, но спортивная борьба требует особого комплекса психических характеристик.

На уровне психических процессов - это специфическое восприятие борьбы как особого вида спорта, комплекс ощущений («чувство ковра», «чувство дистанции по отношению к противнику», «чувство приёма», способность к предвосхищению действий противника, специфическая мышечная чувствительность), большой объём двигательной памяти, концентрация, объём и переключаемость внимания, практическое, наглядно-действенное мышление.

На уровне психических состояний - это возникновение необходимого уровня азарта, агрессии (спортивной злости), оптимального волнения и мотивационных состояний, направленных на достижение успеха в каждом конкретном поединке.

На уровне психических свойств - это «каратистовский» характер, направленность личности на противостояние, на разрешение противоречия, волевые свойства (целеустремлённость, трудолюбие, решительность, уверенность в своих силах, самообладание, дисциплинированность, выдержка), высокая степень психической устойчивости к специфическим сбивающим факторам (жёсткое психическое и физическое давление, противодействие, боль, неприятные ощущения и.п.), контролируемая агрессивность и возбудимость[12].

Психологическая подготовка к учебно-тренировочному процессу вплетена в сам процесс и в основном осуществляется методами и средствами самой спортивной тренировки.

Конечно, в ходе многолетней спортивной карьеры каратиста существует определённая динамика необходимости тех или иных психических качеств. Так, если на этапе начальной подготовки основной целью является формирование и поддержание системы мотивации ребёнка к занятиям физической активностью вообще, при этом должны доминировать мотивы, направленные на самосовершенствование, на процесс занятиями борьбой, на общение в спортивном коллективе, то с повышением уровня квалификации и переходом на последующие этапы возрастает роль мотивации, направленной на результат и достижение успеха.

Основными средствами, приёмами саморегуляции, которым следует обучать в ходе тренировочного процесса, являются:

· создание образов-представлений, стимулирующих возникновение активизирующих или успокаивающих состояний;

· концентрация и переключение внимания, отвлечение от отрицательных раздражителей;

· словесные формулировки и специальные психологические приёмы.

К специальным психологическим средствам психологической подготовки к тренировочному процессу, равно как и к соревнованиям, относятся ментальные (умственные, психические) методы: аутогенная тренировка (Приложение 1), имаготренинг (образ, изображение), идеомоторная тренировка, психотренинг волевого внимания, медитационные методы, ментальный видеотренинг, макетное моделирование действий.

Необходимыми аспектами подготовки каратиста к соревнованиям являются:

1. Формирование выдержки, целеустремлённости, смелости и решительности как приоритетных волевых свойств личности каратиста для выступления на соревнованиях.

2. Формирование психической устойчивости каратиста к множеству сбивающих факторов, возникающих в ходе соревновательного процесса.

3. Подведение и поддержание оптимального уровня мотивации каратиста к участию в соревнованиях, прежде всего, мотив достижения успеха и мотив, направленный на результат.

4. Помощь в постановке адекватной цели выступления на соревнованиях и поддержание стремления к её достижению, здесь идёт речь о стратегической цели спортивной карьеры в целом, т.ё. чего хочет достичь борец в результате выступления на соревнованиях в процессе многолетней подготовки.

3. Формирование спортивного или в данном случае «каратистовского» характера - «это изменение действенной стороны отношений, обеспечивающих успешность соревнований» [14]. Спортивный характер формируется как в тренировочном процессе, так и в соревнованиях, но основная массовая доля принадлежит соревновательной деятельности.

К основным навыкам регуляции психических состояний каратиста относятся аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, отключение и переключение, регуляция тонуса мимической и скелетной мускулатуры, регуляция темпов движения и речи, специальные дыхательные упражнения, отвлечение с помощью сюжетных представлений, самовнушение, самоубеждение, варьирование целеполаганием; имаготренинг (образ, изображение), мысленная репетиция, психотренинг волевого внимания, медитационные методы, ментальный видеотренинг, макетное моделирование действий.

Психологическое сопровождение в ходе соревнований можно разделить на воздействие непосредственно перед поединком, в ходе соревновательной схватки и её перерывах, а также после схватки.

До схватки борец способен переживать ряд предстартовых состояний. Согласно динамике предстартового и соревновательного психического напряжения спортсмена, в качестве оптимального выделяют состояние боевой готовности. Данное состояние характеризуется оптимальным уровнем эмоционально-волевого напряжения, большим воодушевлением, высоким боевым подъёмом, уверенностью в своих возможностях, раскрытием резервных возможностей, установкой на активные действия, высокой адаптивностью и помехоустойчивостью каратиста. В стрессовой спортивной ситуации вероятна высокая скорость ориентирования и принятия решений, целесообразность и успешность действий.

Боевая готовность каратиста заключается в готовности к проведению ряда соревновательных схваток с противниками различного уровня на фоне высокого эмоционального напряжения и нарастающего утомления.

Сам спортсмен так же может использовать ряд обозначенных выше средств, плюс к этому в случае сильного психического напряжение ему необходимо покинуть помещение, где проходит борьба, свободно, глубоко подышать на свежем воздухе, использовать успокаивающие дыхательные упражнения, при которых продолжительность выдоха значительно превышает фазу вдоха, провести аутогенную тренировку успокаивающего характера, если нет возможности покинуть помещение, попытаться отстранится от хода соревнований, сосредоточится на каком-либо нейтральном предмете, мысленно проанализировать его, сосредоточить мыслительный процесс на технике приёмов, а не на результате, переключиться на позитивные мысли, использовать самоубеждения и самоприказы; не применять резких движений в разминке, сделать расслабляющий самомассаж, последовательно расслабить все мышечные группы[2].

В случае недостаточной психической напряжённости используются средства и приёмы, направленные на повышение уровня психического возбуждения. Так, тренер может использовать словесное воздействие активизирующего характера, направленное на повышение мотивации, при этом могут использоваться и дополнительные внешние мотивы, такие как долженствование (ради команды, страны и т.п.), материальные и другие. Должны быть использованы активизирующие приёмы массажа.

Сам борец в данном случае должен: концентрировать мысли на достижении конкретного результата, на максимальном использовании технико-тактического арсенала и физических возможностей, фиксировать мысли на доминировании над соперником, повысить у себя уровень честолюбия и ответственности за результат, в том числе и перед другими; использовать самоприказы и активизирующие, агрессивные мысли-образы (зверь, тигр, боец и т.п.), выполнить идеомоторную тренировку, мысленно пробороться с «реальным - воображаемым» соперником - ряд положений в стойке и в партере; хорошо размяться, применяя тонизирующие, резкие движения, с имитацией «коронных» технических действий и комплексов; можно использовать холодовые раздражители - смочить холодной водой затылок, лоб, шею; активизирующее действие также может оказать кратковременная гипервентиляция и аутогенная тренировка[8].

После окончания схватки борец может испытывать сильнейшие эмоциональные реакции, близкие к аффективным. В зависимости от исхода поединка он может испытывать радость, счастье или недоумение, разочарование, обиду, злость на других и самого себя. В данных состояниях становится практически бесполезно какое-либо воздействие со стороны, оно может оказываться лишь через некоторый промежуток времени, который при этом является сугубо индивидуальным, и, хотя подобное мнение широко распространено, всё же спортсмен и в этом случае может нуждаться в психологической поддержке. В данном случае психологическое сопровождение может выражаться в дружеской поддержке со стороны тренера или товарищей по команде в виде кратковременного физического контакта (похлопывание по плечу и т.п.), лаконичных поддерживающих высказываний. После спада аффективных реакций психика спортсмена может стать наиболее пластичной и поддающейся воздействию. Именно в этот момент посредством доверительных бесед, основанных на глубоком личностном контакте, тренер может оказать определённое влияние на различные структуры психики спортсмена. При этом необходимо помнить о том, что победа и проигрыш на соревнованиях или даже с конкретным противником обладает высокой нагрузочной стоимостью различного характера.

Неудача может выступить как критическая ситуация, приводящая к глубоким изменениям. Неудача создаёт повышенную нагрузку на психику спортсмена и способна оказать крайне негативное влияние не только на состояние каратиста, но и на ряд психических свойств - самооценку, мотивацию достижения успеха, уровень притязаний, личную и ситуативную тревожность и агрессивность, фрустрированность и в целом на характер спортсмена, что, в свою очередь, приводит к поведенческим изменениям, психогенным срывам работоспособности и не может не сказаться на результатах деятельности. В данном случае необходимо помнить, что не имеет значения, является ли неудача реальной или мнимой, в качестве основного фактора, способного оказать влияние, выступает диссонанс между уровнем притязаний и достигнутым результатом, таким образом, в ряде случаев и победа может восприниматься спортсменом как неудача, если он оценивает своё выступление как плохое. Ситуация усложняется в случае повторных неудач, когда последствия их накладываются друг на друга[13].


В психологической подготовке каратиста можно выделить ряд основных направлений или составляющих: психодвигательная, интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая, поведенческая и развитие личности каратиста в целом.

Рис. 2. Составляющие психологической подготовки каратиста

1. Психодвигательная составляющая - направлена на формирование психодвигательных функций каратиста - уравновешенности, кинестезии, пространственно-временного восприятия, времени реакции, скорости исполнения, сенсомоторной реакции, сенсомоторной координации, двигательной памяти.

2. Интеллектуальная составляющая состоит из процессов развития и формирования механизмов познания, оценки и принятия решений. Прежде всего, заключается в развитии устойчивости внимания, специфического восприятия каратиста, тактического и практического мышления, логичности мышления, творческого воображения, всех видов памяти.

3. Эмоциональная составляющая. Эмоциональные состояния практически предопределяют результат деятельности каратиста, вследствие чего речь идёт о необходимости коррекции неблагоприятных состояний, формировании и поддержании специфических состояний каратиста, наиболее благоприятных для достижения высоких спортивных результатов.

4. Мотивационно-волевая подготовка является в настоящее время одной из доминирующих. Современная спортивная деятельность каратиста связана с постоянно возрастающими психическими и физическими трудностями, выраженными в максимальной нагрузочности спортивной тренировки по критериям объема и интенсивности, постоянно возрастают показатели психической нагрузки, прежде всего, за счёт ужесточения конкуренции как на уровне попадания в команду, так и непосредственно в виде спорта, повышения стрессовости, психического давления и других показателей.

Занятия каратэ по-разному воздействуют на психику людей, вызывают у них разные психические состояния. Например, в поединках на тренировочных занятиях некоторые ученики не могут сосредоточить свое внимание на опережающих встречных ударах, а на соревнованиях это им хорошо удается. У других, наоборот, в тренировочных боях хорошо получаются атакующие и контратакующие комбинации, а на соревнованиях их действия скованы, внимание рассеяно, и весь арсенал действий состоит только из одиночных ударов и блоков.

Перед началом соревнований некоторые ученики бывают чрезмерно возбуждены, растеряны, но во время выступления собираются, действуют четко и быстро, тогда как у других в результате нервного перенапряжения во время выступления отмечается вялость, апатичность, неспособность к точным действиям.

Нередко ученики, проявляющие на тренировочных занятиях решительность и настойчивость, на соревнованиях становятся неуверенными и апатичными. При выполнении ката они не могут собраться и допускают грубые ошибки, а в поединке не борются за победу, мысленно проигрывая еще до начала боя. В то же время некоторые безынициативные, вялые на тренировках ученики на соревнованиях преображаются. При исполнении ката они действуют четко и уверенно, в поединках захватывают инициативу, диктуют соперникам свою волю и часто буквально «вырывают» победу.

Для того чтобы умело управлять состоянием учеников, воспитывать в них необходимые бойцовские качества, в том числе волю и характер, необходимо знать психологические особенности каждого из них, знать условия их деятельности и то, в каком направлении проявляются и формируются их психические процессы в этих условиях.

Особой психологической подготовки требует участие учеников в соревнованиях и сдаче квалификационных экзаменов. На ученика, особенно новичка, впервые участвующего в соревновании или сдаче квалификационных экзаменов, оказывает возбуждающее воздействие присутствие зрителей, внимание товарищей и родителей. Особое волнение вызывают новые, необычные условия, в которых ему предстоит выступать, неизвестные противники и представители судейской коллегии. В связи с этим у некоторых неопытных учеников, не умеющих управлять своими эмоциями, снижается координация движений, замедляется быстрота реакции.

Поэтому психологически готовить учеников к соревнованиям и квалификационным экзаменам следует на тренировочных занятиях, создавая условия, напоминающие соревновательные (экзаменационные). Так, например, можно проводить совместные тренировочные занятия с учениками из других клубов и школ каратэ, организовывать занятия в форме соревнований на лучшее исполнение ката, проводить внутренние первенства по ката и кумитэ. Это приучает учеников к умению демонстрировать технику в необычных условиях, закаляет их волю, учит справляться с отрицательными эмоциями.

Нельзя забывать и об отрицательных эмоциях учеников, которые могут возникнуть в связи с судейством соревнований или оценкой их выступления при сдаче квалификационных экзаменов. Поэтому на занятиях, наряду с объяснением правил проведения соревнований и сдачи квалификационных экзаменов, необходимо разъяснять причины субъективности судей в оценке технических действий, связанные с различным пониманием смысла этих действий, площадью обзора и расстоянием, с которого эти действия оцениваются, а также уровнем квалификации самих судей. Целесообразно во время занятий время от времени практиковать оценку технических действий самими учениками, с тем чтобы они воочию смогли убедиться в субъективности своих оценок.

Психологические переживания учеников перед соревнованиями, квалификационными экзаменами разнообразны. Характер этих переживаний во многом зависит от волевых качеств учеников, их предварительной морально-волевой и психологической подготовки к предстоящим испытаниям.

Новички плохо скрывают свои чувства и переживания перед соревнованием, сдачей экзамена. Поэтому Учитель, хорошо знающий своих учеников, без особого труда может определить, спокоен его ученик или нервничает, а если нервничает, то каков характер его волнения: нормальная предстартовая возбудимость, состояние чрезмерной возбудимости или, наоборот, пониженная возбудимость, страх, угнетенное состояние.

Степень возбудимости новичков перед соревнованиями или экзаменами можно регулировать с помощью разминки. Так, с учениками с нормальной предстартовой возбудимостью следует провести обычную разминку, чтобы разогреть их мышцы. С учениками с повышенной возбудимостью разминку следует проводить со сравнительно медленными движениями успокаивающего характера и малой интенсивности. С теми, у кого возбудимость понижена, лучше всего сделать разминку повышенной интенсивности с большим количеством технических действий, выполняемых с большой скоростью.

Победа или поражение в поединке, сдача или провал квалификационных экзаменов на многих учеников производит сильное впечатление. В связи с этим необходимо учитывать психологию и волевые качества отдельных учеников, находить способы морального воздействия на них при успехе или неудаче.

В случае успеха необходимо поощрить ученика и в то же время предостеречь его от переоценки своего успеха, объяснив ему, что этот успех - только этап на долгом пути восхождения к мастерству.

При неудаче в беседе с учеником можно привести примеры того, как многие выдающиеся мастера каратэ терпели поражения. Если причиной неудачи явилось то, что ученик не использовал всех своих возможностей, - в беседе необходимо затронуть тему морально-волевой подготовки. Однако такую беседу следует проводить не сразу после соревнования или экзамена, а немного позже, когда ученик сам проанализирует свои действия.

Приходится сталкиваться и с таким отрицательным явлением, как отказ от участия в соревнованиях, сдаче квалификационных экзаменов по причине нежелания или откровенной боязни участвовать в них. В этом случае следует проявлять особую требовательность, добиваясь, чтобы все ученики прошли эти испытания, так как только во время соревнований и экзаменов в полной мере воспитываются такие качества, как воля, решительность, смелость, настойчивость, самообладание. Здесь можно сыграть на самолюбии учеников, чувстве их собственного достоинства, объяснив, что без участия в соревнованиях и сдаче квалификационных экзаменов невозможно добиться мастерского совершенства.

По мере приобретения соревновательного опыта, опыта сдачи квалификационных экзаменов, переживания учеников понемногу уменьшаются, однако роль психологической подготовки не становится меньше, а наоборот, увеличивается.

Важнейшее место в психологической подготовке занимает воспитание необходимых волевых качеств учеников.

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Тестирование.

3. Наблюдение.

4. Педагогический эксперимент

5. Методика математической статистики.

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы предполагал изучение особенностей психологической подготовки спортсменов, занимающихся карате, что позволило сформировать гипотезу исследования: разработанная в результате исследования методика повышения эффективности психологической подготовки спортсменов, занимающихся каратэ, в тренировочном процессе будет оказывать положительное влияние на их подготовку в целом: