Главная страница
Контакты

    Главная страница


Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС

Скачать 66.18 Kb.



Скачать 66.18 Kb.
Дата24.05.2017
Размер66.18 Kb.

Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС


Реализация метапредметного подхода в преподавании английского языка


Наша жизнь стремительно развивается, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные. За последние десятилетия в обществе произошла смена ценностных ориентиров образования.

Утверждение государственных образовательных стандартов возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Язык Язы́к - сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Поэтому учитель сегодня должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умения применять эти способы в жизни.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал учителям возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями, передавая учащимся универсальные способы и показывая выходы из учебного предмета английский язык в другие предметные области знания, реализуя принцип метапредметности.

Англи́йский язы́к (самоназвание - English, the English language) - язык англо-фризской подгруппы западной группы германской ветви индоевропейской языковой семьи.

Стратегической целью современного обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. Такие приемы целеполагания, как мозговой штурм, логические цепочки, ментальные карты, кластеры позволяют создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника.

Мозговой штурм - оперативный метод решения проблем на основе обсуждения любых возможных гипотез и вариантов.

Прием “Мозговой штурм” способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду. Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.

Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.

Перспектива Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь) - техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Создание знаковых логических цепочек развивает логику, умение устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы.

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

Например, при изучении темы «Environmental problems» учащимся предлагается продолжить логическую цепочку и сформулировать тему урока:

Bird-sky- mountain- animal- forest- air- sun- ocean- man- desert …

Waste- fire- flooding-erosion-extinction-destruction- damage- fear-threat…

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

В центре кластера - тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Данная технология хороша тем, что учащиеся могут самостоятельно составлять логическую цепочку новой тематики и более продуктивно использовать пассивный словарный запас.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.

Также «Кластеры» более удобны для запоминания новых слов. Методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

img2

Так, при изучении темы «School life» можно составить кластер:Your associations to the word “School”. Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах.

Ментальные карты - это естественный способ организации мышления в виде схемы с центром и расходящимися от него ветками, позволяющие использовать ассоциативные связи. Эта технология позволяет создавать новые идеи, анализировать, упорядочивать информацию, принимать решения.

При обучении целеполаганию возможно также введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок.

Необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа урока в цикле уроков по данной теме, возрастных особенностей учащихся и их уровня владения предметом и т.д. Но всегда нужно помнить об обязательных условиях использования приемов целеполагания, таких как учет уровня знаний и опыта детей; доступность, т.е. разрешимая степень трудности; толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Тео́рия приня́тия реше́ний - область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Общее решение дифференциального уравнения - функция наиболее общего вида, которая при подстановке в дифференциальное уравнение вида

Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда ясно видны все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

В данном случае целесообразно применить технологию “Fish bone” – «рыбья кость». Данная технология позволяет создавать графическое изображение конкретных событий, явлений, проблем или результатов, развивает аналитическое мышление, умение анализировать и сравнивать, находить положительные и отрицательные аспекты, устанавливать причины и следствия.

Графика Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός - письменный, от др.-греч. γράφω - записывать, писать) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.


Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.

Заключительная стадия урока - это стадия размышления или рефлексии. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности. В практике обучения иностранным языкам для реализации данного типа рефлексии могут использоваться такие приемы, как прием незаконченного предложения.(Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что… Я думаю, мне удалось...).

Прием рефлексии в форма синквейна (пятистишия) развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Например, при изучении темы «Hobby» учащимися был создан следующий синквейн:

Hobby

Interesting, popular, favourite.

To collect, to play, to read.

Tastes differ.

Free time.

Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей.

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка, может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным.

Используя средства интеграции английского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, биологией, химией, географией, русским языком, МХК и др.

Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

) учитель помогает в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности. При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками; либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов и передавая универсальные способы, тем самым показывая учащимся выходы из учебного предмета английский язык в другие предметные области знания.


1. Выготский, Л. С. Мышление и речь./[Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1974.- 362с.

2. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). /[Текст]/ Ю.В. Громыко .– Мн.: Технопринт, 2000. – 376 с.

3. Кларин, М. В. Развитие критического и творческого мышления. /[Текст]/ М.В. Кларин. // Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

4. А. Коржуев, Как формировать критическое мышление. /[Текст]/ А. Коржуев, В. Попков, Е. Рязанова // Высшее образование в России. - 2001.-№ 5. - С.55-58.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»./ [Электронный ресурс]/04 февраля 2010г. Пр-271. – 2000. – Режим доступа http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

6. Планируемые результаты начального общего образования.

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

[Текст]/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009. – 286с.