Главная страница
Контакты

    Главная страница


Статья "Сравнительный анализ подходов и этапы развития общества с точки зрения восприятия людей с нарушениями развития.Люди с нарушениями развития : от полного неприятия к равноправному сотрудничеству

Скачать 19.85 Kb.



Скачать 19.85 Kb.
Дата18.12.2018
Размер19.85 Kb.

Статья "Сравнительный анализ подходов и этапы развития общества с точки зрения восприятия людей с нарушениями развития.Люди с нарушениями развития : от полного неприятия к равноправному сотрудничеству


Сравнительный анализ подходов и этапы развития общества с точки зрения восприятия людей с нарушениями развития. Люди с нарушениями развития: от полного неприятия к равноправному сотрудничеству. Отношение к лицам с особенностями психофизического развития в ходе исторической эволюции человеческого общества было неоднозначно.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении строилось по-разному, в зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания.
Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Общественное сознание - в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Оно отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества.
Процесс эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии и представляет собой пять периодов. 1 период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии. В России возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра. 2 период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.  В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию. 3 период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.
Нарушение слуха - полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде.
 Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 - 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче. 4 период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В России развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 - 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны. 5 период эволюции - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Евро́па - часть света в Северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население примерно (на 2013 г.) 742,5 млн. человек (порядка 10 % населения Земли).
 Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании.
Социальная интеграция - (лат. integratio- восстановление, восполнение; лат. integer - целый): Принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов. Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений. В дефектологии - успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 - 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования. Россия же в 1991 году была, только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии. В конце XIX - начале XX в. были созданы общества и общественные организации по обучению и воспитанию детей с ОПФР. Е.К. Грачева (1866-1934) стояла у истоков создания новых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью. В.П. Кащенко (1870-1943) создал школу-санаторий, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а с 1992 г. к Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (РАО). Г.И.
Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Общественная организация - неправительственное, негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Нау́чно-иссле́довательский институ́т (НИИ) - государственное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок.
Институт коррекционной педагогики РАО - научно-исследовательский дефектологический институт в Москве. Основная задача - разработка вопросов дефектологии. Адрес: Москва, Погодинская ул., д.8., корп. 1
Росси́йская акаде́мия образова́ния (РАО) - государственная академия наук Российской Федерации, объединяющая учёных, работающих в сфере образования и педагогики.
Россолимо (1860-1928), предложил свой оригинальный «метод психологических профилей», по которому исследовались восемь основных способностей ребенка. Известный психиатр Г.Я. Трошин (1874-1938) в своих взглядах на слабоумие находил из общности законов психического развития детей как в норме, так и при нарушениях. Л.С. Выготский (1896-1934) выделил самое важное и существенное в «природе дефективности» и определил социальную значимость помощи детям с ОМФР. В теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития реализуются основные положения теорий и концепций Л.С. Выготского: единство законов психического развития ребенка; соотношение биологического и социального в развитии ребенка; учение о высших психических функциях;
Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός - «душевный, духовный, жизненный») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Высшие психические функции - исторически неверное наименование одного из центральных понятий теоретической концепции Л. С. Выготского, который открыто полемизировал с защитниками идеи «психических функций» и настаивал на использовании выражения «высшие п с и х о л о г и ч е с к и е функции», (ВПФ).
взаимосвязь обучения и развития; учет уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка; учение о сложной структуре психофизического нарушения; опора на компенсаторные возможности организма ребенка с нарушениями в развитии и др. В 60-70-е годы XX в. психоневролог Г.Е. Сухарева разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы; М.С.
Не́рвная систе́ма - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных, нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Певзнер предложила классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Исследования в области изучения детей с особенностями психофизического развития, проводимые учеными НИИД, а затем Института коррекционной педагогики РАО, позволили значительно продвинуться в понимании и объяснении феноменов психического развития, поиска адекватных и эффективных моделей, путей и методов обучения и воспитания таких детей.
Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Отношение общества к людям с особенностями психофизического развития сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые проявлялись в манере обращения с ними: «Больной человек» (сущность: лица с особенностями психофизического развития - больные люди, рассматриваемые как объект лечения). В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с особенностями психофизического развития. «Недочеловек» (сущность: человек с особенностями психофизического развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения по отношению к таким лицам. «Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с особенностями психофизического развития представляют угрозу обществу). Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение отсутствовало или было недостаточным. «Объект жалости» (сущность: к человеку с особенностями психофизического развития относятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Главной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
«Объект обременительной благотворительности» (сущность модели состоит в том, что траты па содержание лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи). «Развитие» (сущность: общество ответственно за более полное развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. На современном этапе ведущими направлениями новой парадигмы дефектологии являются: • гуманизация - цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценной и достойной жизнь человека с особенностями психофизического развития (включение в социальные отношения, поддержка становления индивидуальности и т.д.
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
); • фундаментализация - философско-категориальный анализ, переосмысление и уточнение общих параметров и различий нормы и патологии; • интеграция - формы совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития с их здоровыми сверстниками. Таким образом, можно сделать вывод об исторической, культурно-экономической детерминированности социокультурных основ дефектологии. Современный этап развития дефектологической науки тесно связан с процессами интеграции лиц с ОПФР в общество. ‹ › .a-form-center{ margin: 0 auto; max-width: 370px; min-width: 290px; background-color: #fff; padding: 10px 10px 0 10px; border-radius: 4px; box-shadow: 0 4px 6px -2px #B5B3B3; } .a-form-center strong{ text-align: center; } .a-form-center label{ display: inline-block; font-size: 12px; width: 99px; text-align: right; margin-right: 5px; vertical-align: middle; line-height: 12px; margin-top: -6px; } .a-form-center label.a-min-tou{ display: inline-block; font-size: 12px; width: 80px; text-align: left; padding-left: 5px; margin-top: 0; } .a-form-center input{ width: 205px; border-radius: 4px; border: 1px solid #aaa; margin-bottom: 5px; padding: 5px 8px; font-size: 12px; } .a-form-center form{ background-color: #EDEDEB; padding: 10px; border-radius: 4px; margin: 0 0 9px 0; } .a-form-center .errorSummary{ color: #f00; } .a-form-center .errorSummary ul{ padding: 0 0 0 17px; } .a-form-center input[type=checkbox], .a-form-center input[type=radio] { display: inline-block; width: 18px; height: 18px; margin-top: 5px; vertical-align: middle; } .a-form-center-lab{ text-align: center; } .a-form-center input[type=submit]{ text-align: center; background: #72B23F; background: linear-gradient(to bottom, #72B23F 0, #609736 100); border: 1px solid #609736; margin: 0 auto; display: block; margin-top: 10px; padding: 8px; font-size: 12px; color: #fff; text-shadow: 0 1px 1px #555; } .a-form-center input[type=submit]:hover{ border: 1px solid #315CAB; } @media (max-width: 400px) { .a-form-center{ max-width: 100; min-width: 200px; } .a-form-center label{ text-align: left; white-space: nowrap; } .a-form-center input{ width: 100; } .a-form-center-lab{ overflow: hidden; } .a-form-center-lab span{ display: inline-block; float: left; clear: left; } } Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку Ваше имя Введите свой E-mail Я учитель Я родитель Я ученик Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз Скачать материал. Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования Профессионал-Р (Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013). Получить доступ Узнать подробнее Другое

  • Научно-исследовательский институт