Главная страница
Контакты

    Главная страница


СТАТЬЯ Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания

Скачать 65.71 Kb.



Скачать 65.71 Kb.
Дата12.08.2017
Размер65.71 Kb.

СТАТЬЯ Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания





АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паршиковская средняя общеобразовательная школа

Цимлянского района Ростовской области

ул.

Цимля́нский райо́н - муниципальное образование в составе Ростовской области Российской Федерации.
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Мира – 2,х.Паршиков, 347301 , тел. (86391)44-2-43, 44-1-03, E-mail:cimparsh3@mail.ru

ОГРН 1026101719104, ИНН 6137005987, КПП 613701001, БИК 046015001

МБОУ Паршиковская СОШ







Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания





Выполнила учитель истории

и обществознания МБОУ

Паршиковская СОШ

Мустафина Н.Л.






















2016












Оглавление


Введение …………………………………………………………………….... 3


Глава 1. Возможности применения

информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

на уроках истории и обществознания ……………………………….……... 5

    1. Роль учителя и учащегося в процессе

применения ИКТ-технологий на уроках истории

и обществознания……………………………………………………………….5

    1. Применение средств мультимедиа

на уроках истории и обществознания………………………………………..9

Заключение ………………………………………………………….....…... …18

Список литературы ………………………………………………………..… 19







Введение

Сегодня российское образование является динамичной и быстроразвивающейся системой. Множество новшеств вошло в повседневный обиход педагога в настоящее время.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Одно из них – ИКТ-технологии.

Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизация процесса обучения.

Приоритетные национальные проекты - программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная 9 сентября 2005 году на первом заседании осенней сессии ГД президентом России В. В. Путиным и реализуемая различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 года.
С одной стороны, это требует повышения квалификации педагогов, с другой стороны, развитие у школьников навыков и умений в информационной сфере.

Педагоги должны транслировать свои знания на учащихся, тем самым, приобщая их к ИКТ.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, прежде всего, задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
    Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.
    четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

    Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
    Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

    Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Для решения вышеперечисленных задач информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.

Глава 1. Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания


1.1. Роль учителя и учащегося в процессе применения ИКТ-технологий на уроках истории и обществознания


Информационные технологии ставят учащегося в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, школьники, совместно с педагогом учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения проблемы.

Опыт работы показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и ученику использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

На мой взгляд, наиболее сложным в процессе формирования функциональной грамотности на уроках истории является выбор источников информации, адекватных целям учебно-познавательной деятельности, и, выбор средств решения познавательных задач.

Если средства решения адекватны выбранным источникам информации, то тогда возникает педагогика сотрудничества. Учащийся из объекта учебной деятельности превращается в партнера по творчеству, который пользуется помощью других, но и сам оказывает содействие и поддержку.

Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

1.Формируется адекватная мотивационная среда по изучению истории и обществознания в учебном заведении.

2.Происходит адаптация учащихся к современным реалиям жизни в условиях формирующегося информационного общества и глобализации.

3.Обеспечивается развитие творческих и самостоятельных способностей учащихся.

4. Реализуется образовательная потребность учащихся на построение самостоятельного образовательного маршрута в рамках обществоведческого образования.

При использовании информационных и информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания существенно меняется деятельность учителя. Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Проявляются не только образовательные и контролирующие функции учителя на уроке, но и консультативная функция вне его. Изменяемая структура и хронометраж урока позволяют формировать у учащихся современные коммуникативные компетенции.

Информационные и ИКТ технологии создают положительную среду для развития, самообразования и саморазвития учащихся. Развиваются традиционные и появляются новые возможности использования информационных и Интернет ресурсов учащимися.

ИКТ на уроках и во внеклассной работе по истории и обществознанию могут применяться в форме создания мультимедийных проектов и презентаций, плакатов, схем, картин, анимированных исторических карт, слайд-шоу, видеороликов, выпуске газеты «Будильник» и теленовостей, работе с электронной почтой и пр.

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail [iˈmeɪl], от англ. electronic mail) - технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма», «электронные письма» или «сообщения») между пользователями компьютерной сети (в том числе - Интернета).
Особое место отведено поиску и обработке информации в сети Internet. Учащиеся проходят обучение на дистанционных Интернет - курсах по истории и обществознанию. Выполняют задания демо-версий ЕГЭ в режиме он-лайн.

Исследования ученых – психологов и педагогов, личные наблюдения показывают то, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения, их структурировать, иногда по-своему их интерпретировать.

Идея изменений, при использовании на уроке информационных и ИКТ, заключается в том, что у учащихся формируется адекватная мотивационная среда по изучению истории и обществознания. Происходит адаптация учащихся к современным реалиям жизни в условиях формирующегося информационного общества и глобализации, обеспечивается развитие творческих и самостоятельных способностей учащихся, реализуется образовательная потребность учащихся на построение самостоятельного образовательного маршрута в рамках обществоведческого образования. Учащиеся учатся сопоставлять материал, делать собственные ни кем не ангажированные выводы.

В процессе работы у учащихся появляется чувство внутреннего вознаграждения, прежде всего от выполняемой работы, а не от результата и от внешней оценки учителя. Учитель также находится в постоянном творческом поиске, поддерживает специальные коммуникативные компетенции не ниже уровня учащихся.

В настоящее время можно выделить следующие возможности ИКТ и сети Интернет для развития обучающихся.

Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию: например, через систему Rambler по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная и т.д.). Правда, при этом приходится отбрасывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений. На такой путь поиска уходит много времени.

С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков: Н.М.

Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.
Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова.

С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет иллюстрировать лекции или доклады учащихся на научно-практических конференциях.

























1.2. Применение средств мультимедиа на уроках истории и обществознания


Прежде всего, необходимо пояснить, что подразумевается нами под термином «мультимедиа-урок». Одно из первых названий урока, на котором применялась компьютерная техника и программные средства - «урок с компьютерной поддержкой».

Програ́ммное обеспе́чение (допустимо также произношение обеспече́ние) (ПО) - все или часть программ, процедур, правил и соответствующей документации системы обработки информации (ISO/IEC 2382-1:1993).
Широкое использование средств мультимедиа   позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас в литературе, в интернет-ресурсах   наиболее часто употребляется  «медиаурок». По сути, все три термина   используются в одинаковом значении.

Прежде чем вводить новые средства обучения учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке. Кроме того, ему необходимо иметь представление о том какие образовательные задачи можно реализовать  в большей степени, если применить новые средства  обучения. Для этого учитель должен обладать специальными знаниями: об образовательных функциях и дидактических возможностях информационных технологий; о новой структуре учебной деятельности;

Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Компью́тер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)] - «вычислитель») - устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода.
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
  условиях организации и проведения уроков с компьютерной поддержкой.

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.

возможность научить учащихся применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,

организация индивидуальной работы учащихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,

повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,

развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,

формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
), способствуя тем самым формированию информационной культуры .

Методические основы проектирования медиаурока

1. Компьютер и программы  должны быть органично взаимосвязаны с другими   составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

В передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
 Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.  Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо предмета или отдельных его разделов и тем.  Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.
Звуковой эффект (англ. Sound effect или англ. audio effect) - искусственно созданный или усиленный звук, или обработка звука, применяемый для подчеркивания художественного или иного содержания в кино, видео играх, музыке или других медиа.

Рассмотрим на примерах. Учебное электронное издание по курсу «Обществознание», предназначенное для учащихся 8 – 11 классов, под ред. Л.Н.

Электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Боголюбова, предоставляет разработанные уроки по разделам курса. Уроки снабжены информационно-справочным материалом (словарь, биографии и др.), типологически разнообразными упражнениями к творческим заданиям, хрестоматийным материалом, статистическими данными в виде схем, диаграмм, таблиц, фотографиями, картинами и рисунками (предлагается для ознакомительной работы урок для 11 класса «Современное общество»).

Или электронное пособие по истории “История России ХХ в.” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Важной его особенностью, отличительной чертой от других компьютерных учебных программ является то, что это комплексная обучающая программа по истории, реализующая замкнутый алгоритм обучения.

Компью́терная програ́мма - 1) комбинация компьютерных инструкций и данных, позволяющая аппаратному обеспечению вычислительной системы выполнять вычисления или функции управления (стандарт ISO/IEC/IEEE 24765:2010); 2) синтаксическая единица, которая соответствует правилам определённого языка программирования, состоящая из определений и операторов или инструкций, необходимых для определённой функции, задачи или решения проблемы (стандарт ISO/IEC 2382-1:1993).
Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
В него заложена солидная информация: около 300 мультимедийных лекций, более 600 персоналий политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры, подробная хронология событий, терминологический словарь, более 700 документов и более 70 уникальных фонограмм - звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных для своих лет песен и т.п.
Обще́ственный де́ятель - лицо, занимающееся общественной деятельностью, то есть деятельностью по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд общества.
)

Таким образом мультимедиа учебник по истории России ХХ века представляет собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по данному курсу, заложенного в компьютер. В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой.

Поиско́вая систе́ма (англ. search engine) - это компьютерная система, предназначенная для поиска информации. Одно из наиболее известных применений поисковых систем - веб-сервисы для поиска текстовой или графической информации во Всемирной паутине.
Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.
Поли́тик, политический деятель - лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.
Согласно современным общепринятым представлениям, возраст Вселенной оценивается не менее чем в 13,5 млрд лет, а возраст Земли - примерно в 4,5 млрд лет.
Его использование может значительно облегчить работу учителя, которому не придется перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.

2. Расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения.

На ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой учащихся.

Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса. Так, используя навыки, полученные на информатике, учащиеся создают презентации на темы уроков истории, обществознания.

3. Корректировка педагогических целей.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учащихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. 

Основные педагогические цели применения  средств информационных технологий в процессе технологической подготовки учащихся следующие.

-        Изучение и овладение основ информатизации и автоматизации технологических процессов.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Автоматизация технологического процесса - совокупность методов и средств, предназначенная для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление самим технологическим процессом без непосредственного участия человека, либо оставления за человеком права принятия наиболее ответственных решений.

-        Интенсификация учебно-воспитательного процесса технологической подготовки за счет широких дидактических возможностей средств информационных технологий.

-        Развитие личности учащихся, формирование основ информационной культуры.

Сформулированные цели соответственно интерпретируются учителем при постановке конкретных задач каждого урока. А постановка педагогических задач зависит от этапов технологической подготовки, возраста учащихся и других педагогических условий.

Мультимедийные уроки применимы для учащихся любого возраста.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при непрерывной работе за компьютером.

Для оптимальной организации  учебной деятельности учащихся в компьютерном классе предлагается работу за компьютером  чередовать с работой за дополнительными учебными столами. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность, так как смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

Санитари́я (лат. sanitas, здоровье) - система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья.

5. Организация работа учащихся в классе:

-        фронтально - просмотр видео-фрагментов, наблюдение за изменениями объектов (например, при изучении на уроке обществознания в «Российская цивилизация» учащиеся просматривают фрагменты фильма “История Москвы” , сравнивают Москву в разную эпоху, делают выводы о типе цивилизационных подходов к изучению родной истории и т.п.);

-        индивидуально - выполнение практических работ, решение задач (на уроках обществознания в при изучении темы «Социально-политическая деятельность» получают навыки работы с фактическим материалом, знакомятся с социологическими методами сбора и анализа данных);

Анализ данных - область математики и информатики, занимающаяся построением и исследованием наиболее общих математических методов и вычислительных алгоритмов извлечения знаний из экспериментальных (в широком смысле) данных; процесс исследования, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью извлечения полезной информации и принятия решений.

- проверка знаний учащихся через индивидуальное тестирование /особенно удобна при наличие сети в кабинете/;

-        малыми группами -  выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

6. В структуре урока могут быть  отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него. Для комбинированного урока, на котором используется компьютерная техника предлагается следующая схема:

-        актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

-        формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

-        применение (учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты.

Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем. 


Алгоритм изучения нового материала
на основе мультимедийного учебника


Процесс изучения нового материала

Мультимедийные лекции и дополнительные материалы

hello_html_m1b52cf5d.gif hello_html_5617d431.gif hello_html_48b464b5.gif

Возможность

повысить оценку











hello_html_m6d5cd96b.gif





Оперативный контроль

внутрилекционное тестирование






hello_html_m1b52cf5d.gif





hello_html_m6d5cd96b.gif





Заключительный контроль усвоения пройденного

Тестирование в конце каждого параграфа






hello_html_m1b52cf5d.gif





hello_html_14271938.gif





Выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению.

Выставление оценки и снятие “галочек” с плохо усвоенных лекций











hello_html_m1b52cf5d.gifhello_html_5fe537d6.gif










Совершенствование традиционных методов обучения при использовании ИТ.

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения.

Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.
Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Современные персональные компьютеры и программы позволяют не только хранить большие объемы информации, сопровождаемые иллюстративным рядом, не только устраивать простейшее тестирование, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, последовательного введения документов, изменяющихся диаграмм, графиков, “оживающих” карт, внутрилекционных тестов.

Таким образом, с помощью новых информационных технологий в программе удалось свести воедино разного рода информацию: зрительно-иллюстративную, текстовую, звуковую.

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
При этом презентационно - художественные (кинематографические) технологии играют не меньшую роль, чем традиционные, связанные с хранением и обработкой информации.

В таблице представлено как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

Мультимедиа (англ. multimedia) - контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций.

Органы чувств - специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.
Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ зависит и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков.

Учителям не следует опасаться новых “конкурентов”. Обучающая программа призвана стать эффективным помощником, автоматизирующим наиболее трудоемкие элементы учительского труда. Так, например, компьютер может повторять урок или его фрагменты до тех пор, пока ученик его не поймет. В случае, если ученик недоволен своей оценкой, он может самостоятельно, не отвлекая учителя, еще раз повторить необходимые лекции и заново пройти тестирование. Вместе с тем учителя смогут, контролируя процесс работы с обучающей программой, сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе - отвечать на каверзные вопросы активных учащихся и пытаться расшевелить, подтянуть самых слабых и пассивных.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить несомненные преимущества использования мультимедийных уроков:

- обучение обеспечивается разнообразными материалами, использовать которые в обычной практике преподавания истории по ряду причин далеко не всегда возможно, например, “оживающие” анимированные карты, иллюстрации: меняющиеся диаграммы, фотодокументы, картины и схемы, озвученные кинохроники, фрагменты из художественных фильмов, звуковые документы, песни, чтение стихотворений их авторами и т.п.

Фильм (англ. film - плёнка), а также - кино, кинофильм, телефильм, кинокартина - отдельное произведение киноискусства. В технологическом плане фильм представляет собой совокупность движущихся изображений (монтажных кадров), связанных единым сюжетом.
;

- позволяет организовать процесс обучения истории и обществознания в индивидуальном, оптимальном для каждого учащегося темпе; также на уроках можно использовать технологию уровневой дифференциации;

- работа с компьютерными программами повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности; мультимедийные лекции обеспечивают “погружение” в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к резкому росту интереса к предмету;

- учащимся не приходится читать длинные тексты с экрана монитора (это - наиболее утомительная и вредная для зрения форма работы с компьютером), они получают большую часть информации в звуковом и графическом представлении, что значительно менее вредно;

- программы работают в интерактивном режиме, следовательно, учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя;

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, дизайн, в частности проектирование взаимодействия, и других.

- учебники строятся на основе современных способов общения с компьютером, работая с программами, учащиеся овладевают всеми необходимыми навыками работы с персональным компьютером.


Заключение


Одним из наиболее эффективных путей решения многочисленных образовательных проблем является активное внедрение информационных и проектных технологий в учебный процесс, тем более, что современную жизнь уже довольно сложно представить без использования компьютерных технологий.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития: информационную эру. В этих условиях система образования не должна оставаться на периферии новейших достижений, учителя должны идти в ногу со временем, тем более, что большая часть российских учебных заведений имеют те или иные образцы персональных компьютеров.

Однако проблема эффективного пользования компьютерами остается чрезвычайно острой. Объясняется это часто устаревшей компьютерной базой, консервативным неприятием многими педагогами новейших достижений современной науки и техники и, конечно, отсутствием полного комплекта методических пособий и мультимедийных учебников по предметам.

Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Но, тем не менее, при наличии навыков пользователя компьютером, при огромном желании идти в ногу со временем и при осознании необходимости повышения уровня знаний учащихся любой учитель-предметник может весьма эффективно использовать новейшие компьютерные технологии в своей преподавательской деятельности.
Информа́тика (фр. Informatique; англ. Computer science) - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

Использование ИКТ-технологий открывает новые возможности в преподавании истории и обществознания. Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы.

Даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в жизнь современных учебных заведений.

Литература

  1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России ХХ века: мифы и реалии информатизации процесса обучения [Текст] / Т.С. Антонова// ПИШ.

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.

    Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
    К Селевко. - М., НИИ школьных технологий

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.media.edu.ru/.

  2. http://www.shool. edu.ru/.











  • Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
  • Выполнила учитель истории
  • Введение …………………………………………………………………….... 3
  • Применение средств мультимедиа
  • Заключение ………………………………………………………….....…... …18
  • Глава 1. Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
  • 1.1. Роль учителя и учащегося в процессе применения ИКТ-технологий на уроках истории и обществознания
  • 1.2. Применение средств мультимедиа на уроках истории и обществознания
  • Методические основы проектирования медиаурока
  • Совершенствование традиционных методов обучения при использовании ИТ.
  • Педагогические технологии
  • Интернет