Главная страница
Контакты

    Главная страница


Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте

Скачать 14.44 Kb.



Скачать 14.44 Kb.
Дата11.07.2017
Размер14.44 Kb.

Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте


1-низкий уровень тревожности

2-средний уровень тревожности

3-высокий уровень тревожности

Для определения соотношения уровня тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте составим сравнительную таблицу 2.2

Таблица 2.2 Соотношение уровня тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте

2

С

35,7

2

И

28,5

2

А

28,5

2

К

42,8

2

И

35,7

2

Д

42,8

2

А

42,8

2

Я

35,7

2

Д

42,8

2

Л

21,4

2

М

35,7

2

К

35,7

2

С

42,8

2

И

28,5

2

К

35,7

2

Н

35,7

2

К

28,5

2

Л

42,8

2

Н

42,8

2

Л

35,7

2

И

14,2

1

Л

42,8

2

Р

28,5

2

Я

42,8

2

Н

42,8

2

Д

57,1

3

Р

35,7

2

О

57,1

3

Д

57,1

3

М

35,7

2

35,665

37,815

Уровень тревожности

Группа «А»

Группа «Б»

Критерий Фишера

количество детей

% доля

количество детей

% доля

низкий

1

5

0

0

 

средний

18

90

18

90

0

высокий

1

5

2

10

0,61

В ходе диагностики было выявлено, что для 90% дошкольников характерен средний уровень тревожности, для 5% - низкий, для 5% - высокий. Для детей младшего школьного возраста также характерен средний уровень тревожности (90%), для 10% - высокий. Для наглядности отображения результатов составим аналитическую диаграмму (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Уровень тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте

Для определения статистической достоверности гендерных различий в уровне тревожности выполним статистический анализ U-критерием Манна-Уитни (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Результаты статистической достоверности гендерных различий в уровне тревожности

средний уровень тревожности

U-критерий Манна-Уитни

Группа «Б»

Группа «А»

Статистика U Манна-Уитни

37,82

35,66

179

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

 

 

0,555

В ходе анализа было получено эмпирическое значение равное 179 (вероятность ошибки 55,5%). 0,555 больше, чем 0,05, поэтому различия не значимы. Таким образом, для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерен преимущественно средний уровень тревожности.

Заключение

В отечественной психологической литературе разграничивают понятия «тревога» и «тревожность».

Тревога - это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в «повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают» [18, с.29]. Тревожность в работах отечественных психологов трактуется как субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.

Исследования тревожности у детей и подростков, проводимые Прихожан, привели к предположению о том, что тревожность все же не является собственно личностным образованием. Она пока своего рода функция неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удается изменить отношение родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизить уровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку) тревожность исчезает.

У дошкольников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которая является ведущей в данном возрасте. К симптомам тревожности в поведенческих проявлениях и психофизиологических реакциях дошкольников ряд авторов относят патологические привычки, которые могут возникнуть в любом возрасте после двух лет и они усиливаются, если ребенок нервничает (Б. Спок), которые могут иметь различные формы и содержания (А.И. Захаров). А.М. Прихожан отмечает симптомы тревоги в стрессогенных ситуациях у детей шести - семи лет в поведенческих проявлениях, физиологических реакциях, физиологических симптомах (по данным самоотчетов), переживаниях, чувствах.

Целью исследования стало определение возрастных различий в уровне тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в ходе которого было выявлено, что для 90% дошкольников характерен средний уровень тревожности, для 5% - низкий, для 5% - высокий. Для девочек младшего школьного возраста также характерен средний уровень тревожности (90%), для 10% - высокий. Таким образом, для дошкольников и младших школьников характерен преимущественно средний уровень тревожности.

В ходе статистического анализа было получено эмпирическое значение равное 179 (вероятность ошибки 55,5%). 0,555 больше, чем 0,05, поэтому различия не значимы. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.

Список использованных источников

1. Андреева, И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) /И.Н. Андреева // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2001 г. - Бобруйск, 2001.

2. Аракелов, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов, Н. Шишкова / Вестник МУ, сер. Психология. - 1998, № 1.

3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко. / Психологический журнал - 1997, № 2. - С.51 - 59.

4. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2009. - 402с.

5. Бурбо, Л.К. Отношения родитель - ребенок /Л.К. Бурбо. - Киев, 2009.- 376с.

6. Введение в психологию / Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. - Мн.: Энциклопедикс, 2010.- 398 с.

7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и научн. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М: Издательский центр «Академия», 2009 - 624 с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: "ЧеРо", 2010. - 240 с.

9. Доверяй своим вибрациям. Тайные методы раскрытия шестого чувства: Соня Чокет -- Москва, София, 2010 г.- 288 с.

10. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию: В. Н. Карандашев, М. С. Лебедева, Ч. Спилбергер -- Санкт-Петербург, Речь, 2010 г.- 80 с.

11. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь /Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 2011. - 195с.

12. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации /Е.В. Козлова / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2007. - 268с.

13. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми /Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2003. - 520с.

14. Кочубей, Б. Лики и маски тревоги /Б. Кочубей, Е. Новикова / Воспитание школьника - 1990, № 6. - С. 11 - 18.

15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:Академия,2010.-232 с.

16. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи.-М.;СПб. ;Н. Новгород:Питер,2009.-288 с

17. Лощенкова, З.Б. Возрастная психология / З.Б.Лощенкова. - М.: Лист, 2002. - 301с.

18. Максимович, В.А. Психология страха /В.А. Максимович// Адукацыя і выхаванне. - 1997. - №11 - с. 41-46.

19. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей /Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1998, № 2. - С.11 - 58

20. Методы диагностики тревожности: Л. М. Костина -- Москва, Речь, 2009 г.- 200 с.

21. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности/Р.Мэй // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2008. -426с.

22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика/Академ. пед. и соц. наук; Московск. психол. соц. ин-т: МОДЭК. 2010 - 303 с. (Библиотека педагога-практика).

23. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан - СПб.: Питер, 2007. -192 с.

24. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст: А. М. Прихожан -- Москва, Питер, 2009 г.- 192 с.

25. Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности //Российский психологический журнал.--2008.--Т.4,N1.--С.25-28.

26. Савина, Е. Тревожные дети /Е. Савина / Дошк.восп. - 1996, № 4. - С. 11 - 16.

27. Тревожность у детей: В.М. Астапов -- Санкт-Петербург, ПЕР СЭ, 2008 г.- 160 с.

28. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст: Т. В. Костяк -- Санкт-Петербург, Академия, 2008 г.- 96 с.

29. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов /И.А. Фуманов, Н.В. Фурманова. - М.: ЭКСМО, 2011. - 366 с.

30. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие: А.В. Микляева, П.В. Румянцева -- Москва, Речь, 2010 г.- 256 с

Приложение 1

Тестовый материал


  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 1