Главная страница
Контакты

    Главная страница


Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с природой




Дата22.10.2017
Размер53.6 Kb.

Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с природой


СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Воспитание гуманных чувств как одна из задач нравственного развития личности

1.2 Особенности формирования отношения к природе в дошкольном возрасте

  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Исследование уровня сформированности у детей 4-5 лет гуманного, бережного отношения к живой природе

2.2 Методические рекомендации по воспитанию у детей 4-5 лет гуманного отношения к природе

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    • ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на Земле. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер [17]. Спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры, где основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного гуманного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. [9]. Правильным будет являться такое отношение, при котором ребенок будет осознанно беречь природы, не нарушать ее законов, создавать благоприятные условия для приумножения ее богатств.

Проблему воспитания гуманного отношения к природе хорошо осветила С.В. Веретенникова в своей работе «Ознакомление дошкольников с природой», М.М. Марковская говорит: «Воспитательное значение природы трудно переоценить, общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства» [7, 18]. Кроме того, вопросами воспитания гуманного отношения к природе занимаются многие педагоги, например, Н.В. Алешина, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина, Л.П. Молодова. Их труды являются методическими пособиями и помощниками для ознакомления детей дошкольного возраста с природой и воспитания гуманного отношения к ней [3,20].

Гуманное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме у ребёнка. Он узнаёт то, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определённых внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для воспитания гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста не достаточно эффективно применяются все возможные способы и средства, которые позволяли бы воздействовать на эмоции дошкольника, будили бы в нем добрые чувства, позволяли показать взаимосвязи в природной среде, ее красоту, и в тоже время ранимость, зависимость от деятельности человека и взаимосвязь человека и природы.

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет процессе ознакомления с живой природой.

Объект исследования - процесс воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Предмет исследования - способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой.

2. Выявить и охарактеризовать способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.

3. Проверить эффективность способов и средств воспитания гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой

Для решения поставленных задач были использованы следующие Методы исследования:

теоретические: метод теоретического анализа психолого- педагогической литературы, методы обобщения, систематизации и классификации;

эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, анализ педагогической документации.

База исследования. В качестве испытуемых выступили дети двух средних групп детского сада НОУ детский сад «Сокровища Нации». Москва. 25 детей группы №1 входили в состав экспериментальной группы и 25 детей группы №2 - в состав контрольной группы; 4 воспитателя двух средних групп.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе, была определена научная проблема, намечены цели и задачи исследования, изучена и систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме использования; определена проблема исследования, раскрыто содержание научного и понятийного аппарата. На экспериментальном этапе, был проведен педагогический эксперимент. На заключительно-обобщающем этапе, был проведен анализ, обработка и оформление полученных в ходе исследования данных. Осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

1.1 Воспитание гуманных чувств как одна из задач нравственного развития личности

Основания гуманистической психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат «в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, а поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно- потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению» [1]

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании у детей гуманности.

Гуманность - это система нравственных установок личности, направленная на такие значимые социальные объекты как другие люди другие живые существа, которая представлена в сознании переживаниями и сострадания и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи [32]. Гуманность - это еще и личностное качество, подразумевающее заботливое и бережное отношение человека к окружающему миру. Следует отметить, что «гуманность» является первичным понятием по отношению к понятию «гуманизм» хотя нельзя не признать того, что второе понятие шире.

Воспитание гуманности - это процесс, воспитания гуманных чувств у человека, таких как сострадание и уважение по отношению к людям, животным и окружающей среде. Можно сказать, что гуманный - это человеколюбивый, милостивый, милосердный [33]. Таким образом, гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживающее отношение к живым существам, к человеку, к окружающему миру как к высшей ценности. Воспитание гуманности - это воспитание гуманного отношения.

Впервые психологическое содержание понятия «отношения» как смысла, который данное явление имеет для человека, было раскрыто А.Н.Леонтьевым. По его мнению, в формировании нравственных отношений необходимо наличие взаимосвязи между пониманием и переживанием. Понятие «отношение» определяется как эмоционально-волевая установка личности на что-либо. Существует множество формулировок отношения. Это и позиция личности ко всему, что ее окружает, и к себе самой. Отношение человека к природе является важнейшим компонентом сознания. Оно тесно связано и взаимодействует со знаниями и деятельностями, в которых формируется и проявляется сознание.

Отношение к природе может рассматриваться как система установок, согласно которым человек сознательно регулирует свои действия в природе. От характера этого отношения зависит, его характеристика как гуманного или негуманного. Гуманное отношение в этом случае - есть сплав чувств, знаний и действий, предполагающих действенную ответственность человека перед природой. Таким образом, мы можем говорить о воспитании гуманного отношения, посредством формирования гуманных чувств к которым относятся доброта, милосердие, сострадание, эмпатия. Эти чувства находят проявление в деятельности, когда человек заботится о ком-либо, ухаживает, проявляет сострадание, оказывая помощь и делает это осознанно и искреннее.

Воспитание гуманных чувств, начиная с детства - есть одна из важнейших задач нравственного становления личности, ее составляющей, неким «кирпичиком», в стене, которая станет защитным барьером в жизни от всего безнравственного, низкопробного и всего того, что не относиться к духовно-нравственным человеческим ценностям.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников как раз и включает: формирование гуманных и нравственных чувств, полезных привычек и усвоения правил и мотивов поведения, морально-нравственных представлений. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование гуманных чувств, в том числе и к природе. В отношении природы это: стремление беречь, защитить ее, испытывать эмоциональный восторг, удовлетворение и радость от общения с ней, интересоваться жизнью природы.

Только в процессе общения с природой воспитывается чувство привязанности и любви к ней, желание поступать в соответствии с правилами и нормами, не позволяя себе наносить вред и ущерб природе, стремление воздерживаться от таких поступков и не позволять это делать другим. Ребенок испытывает волнение, видя страдания животных или гибель растений. И тогда эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков сделанных для природы, одобрения взрослых за свои дела, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве гуманные чувства проявляются как отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за то, что происходит с объектами природы, как они растут, развиваются, как они красивы. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Видный педагог нового времени И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «деятельной любви к окружающим», «истинной человечности», и показал, как представляет себе развитие человечности, гуманности в детях: необходимо делать детей отзывчивыми, удовлетворять их потребности, делать так, чтобы их каждодневный жизненный опыт был связан с любовью и радостью от общения с природой, которые бы надежно закреплялись в детском сердце [29].

И.Г. Песталоцци предлагает сначала выработать у детей правильные представления о нравственности, а затем высказывать о них определенные суждения. С этим невозможно не согласиться. Определенная система экологических знаний создает фундамент для понимания значимости природы и ее хрупкости, ранимости, понимания взаимосвязей в природе, но не определяется этим. Ведь можно знать, но не испытывать гуманных чувств. Для достижения целей воспитания гуманного отношения к природе Песталоцци предлагает упражнять детей в добрых, справедливых делах, через обучение правилам поведения, образование нравственно обоснованных привычек, личный пример трудолюбия и добродетели.

Справедливость, человечность, доброту и милосердие Ж.Ж. Руссо считал врожденными чертами характера, однако, это не так. Гумманные чувства к природе можно только воспитать. Основной задачей является предотвращение возможности закрепления в разуме дурных примеров и поступков, потому что, как известно, поступки других, в силу подражательности детского возраста очень быстро перенимаются.

Большой интерес представляют вопросы гуманного воспитания детей в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена. Современная русская гуманистическая традиция открылась прекрасным наследием Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а также Л.Н. Толстого и его Яснополянской школы.

О необходимости воспитания у детей нравственных, общественных и эстетических чувств писала и М.Х. Свентицкая. Она высказывалась о желательности воспитываемых нравственных качеств у детей. Такими качествами она считает отсутствие эгоизма, правдивость, искренность, благожелательные отношения к товарищам, любовь к людям и животным, сдержанность и вежливость. Эти качества воспитываются занятиями, играми и просто общением с детьми и воспитателями. Радость она считает огромным стимулом к живой деятельности и к проявлению добрых чувств. Педагоги прошлого наши современники В.Г. Грецова М.К. Ибраимова, Г.В. Кирикэ, , В.Г.Фокина, З.П. и др. едины во мнении, что именно природа в этой связи открывает богатейшие возможности, потому что воспитание гуманных чувств и на этой основе и бережного отношения к окружающему миру, живой природе является актуальной педагогической задачей. Одним из важнейших условий решения этой задачи является взаимодействие детей с миром живой природы. С самого раннего возраста человек знакомиться с удивительным миром природы, который является первым источником знаний и ярких переживаний. Авторы подчеркивали, что отношение к миру и к людям зависит от базисных нравственных качеств личности. От того как ребенок будет относиться к окружающему живому миру будет зависеть его социальная адаптация, коммуникативная сторона жизни и процесс познания.

Особой задачей на современном этапе является исследование функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы (психолого-педагогический, воспитательный потенциал природы, его влияние на развитие личности, а также разработка на основе этого психокоррекционной, психотерапевтической и организация воспитательной работы. В этом случае, по нашим представлениям, возможно построение непосредственно гуманистически ориентированного воспитательного процесса в процессе формирования технологий и стратегий взаимовыгодного взаимодействия с миром природы в комплексе с формированием адекватных экологических представлений и ответственного, гуманного отношения к природе.

1.2 Особенности формирования отношения к природе в дошкольном возрасте

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего, пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Дети знают и понимают, что живому нельзя причинять вред, но иногда непонимают почему, особенно это заметно по отношению к растениям, которые многими детьми воспринимаются как не живые. дошкольник природа воспитание гуманный

Ребенок учится следовать нормам поведения в природе, чаще всего следуя за взрослым и его примером, который не всегда является положительным. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. Гуманные чувства, при этом проявляются во всей полноте. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам растений и животных, способность считаться с ними, сочувствие чужим им, а также переживание вины при нарушении норм.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное, чтобы взрослый сам проявлял гуманные чувства и не только к самому ребенку, но и к объектам природы. Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к природе, даже, если он просто сорвал цветок «для мамы». Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно, благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой [7].

Для дошкольника 4-5 лет все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека, а значит и других живых существ. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы, в том числе и по отношению к природным объектам, но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления [6,с.98]. Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается злость. Дети характеризуют объект природы как плохой, потому что злой или некрасивый, ребенок переживает сильные отрицательные эмоции связанные и объектами природы иногда страх и огорчения. Со временем он не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо», и соответственно очень хорошо делит все вокруг на эти две категории. Роль педагога донести до сознания ребенка, что нет животных плохих или хороших, а все они нужны и полезны, если не человеку, то природе и все они красивы. В этом возрасте ребенок как раз и старается дать оценку, на основе своих чувств.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник чаще проявляет чувства в том числе и гуманные к природе в целом и к ее отдельным объектам. Важным аспектом воспитания гуманных чувств у детей является формирование отношения к природе, через которое эти чувства проявляются, и формируются. Далее остановимся более подробно на том, как формируется у детей гуманное отношение к природе.

Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит в среднем и старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. С возрастом 4 - 5 лет происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.

Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать и продуктивной деятельности, ухаживать за животными и растениями)

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме, мы сможем решить главную нашу задачу - воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственное. Ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат исключительно гуманные чувства, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя же гуманное отношение детей к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Исследование уровня сформированности у детей 4-5 лет гуманного, бережного отношения к живой природе

Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада «Сокровища Нации» города Москвы (г. Москва, ул. Варшавское шоссе, д.60,к.2) .

Необходимо было исследовать отношение детей к объектам живой природы. С этой целю было выделено несколько критериев и подобраны методы исследования. Были определены следующие критерии: устойчивость отношения к животным и растениям с выраженной эмоционально - положительной реакцией; поведение в природе; интерес и стремление к взаимодействию с живыми объектами природы.

Низкий уровень: Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми организмами.

Средний уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Заботятся о привлекательных для них живых объектах. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми и приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.

Высокий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми организмами. Имеет место эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с природой.

Для выявления отношения детей к природе по вышеуказанным критериям нами была проведена серия бесед и наблюдений за детьми в процессе их взаимодействия с объектами живой природы.

Для выяснения интереса к явлениям природы и наличие эмоциональной реакции, мы постепенно в течение нескольких дней разместили в группе в книжном уголке несколько энциклопедий о растениях и животных таких как «Жизнь леса», «Большая энциклопедия природы для детей», яркие комнатные растения, репродукции картин И. Левитана «Осенний день», «Деревня зимой», А. Саврасова «Рожь»). В ходе наблюдения старались проследить следующие критерии:

— обращают ли дети внимание на книги, альбом и картины, рассматривают ли их;

— задают ли вопросы по содержанию, выслушивают ли ответ;

— стараются ли привлечь внимание других детей рассказать что-либо из собственного опыта;

— реагируют ли эмоционально;

— что привлекает наибольшее внимание.

После проведенного наблюдения мы заметили, что только 8 из 25 детей обращают внимание на новые книги и картины в уголке. Они подходили, брали книги, листали, рассматривали иллюстрации, картины, затем просили им почитать данную книгу, прокомментировать иллюстрации. Трое детей особо с другими ребятами не контактировали, поэтому книги и картины привлекали их внимание, им было комфортно рассматривать картину или листать книгу, сидя одному или же подойти к взрослому с вопросом. Группа других троих детей, которые обращали внимание на книги, использовали книги не по назначению, а для сюжетно-ролевой игры.

Мы отметили, что 6 из 25 детей активно задавали вопросы по содержанию книг, картинок и иллюстраций. Больше всего вопросов по книге Миранды Смит «Животные. Детская энциклопедия» дети задавали вопросы о разных приспособлениях животных для выживания и питания и о внешнем виде. Книга-альбом, где были представлены комнатные растения (Волкова Е.А. «Самые красивые цветы для дома») не привлекла внимания ни одного ребенка. Только 5 из 25 детей привлекали внимание своих друзей к иллюстрации с изображением экзотических животных.

Эмоционально на новые книги, картины, иллюстрации, отреагировало 10 детей, но их внимание было неустойчиво, дети быстро переключились на другую деятельность, оставаясь равнодушными и не проявляя заинтересованности. Остальные дети обратили никакого внимания на новые книги, картины и иллюстрации.

Мы отметили, что больше всего детей интересовали энциклопедии про животных, такие как: Миранда Смит «Животные. Детская энциклопедия» и Яковлева И., Сладков Н., Танасийчук В. «Энциклопедия животного мира», а также картина И. Левитана «Деревня. Зима» и иллюстрации, где было изображено море. В отличие от животных к растениям дети проявляли меньший интерес, многие были равнодушны к энциклопедии про растительный мир и к картинам о растениях, что говорит о низком познавательном интересе к растениям.

По ходу наблюдения за детьми и после были заданы вопросы, позволяющие уточнить наличие интереса к природе:

— Что тебе понравилось, почему?

— Хочешь узнать об этом больше?

— Можешь рассказать мне об этом?

Детям больше всего направились звери и меньше птицы. Из птиц казались привлекательными те, которых чаще всего видят дети это синицы и голуби, девочки отмечали необычных птиц лебедей, павлина, мальчики не выделяли птиц как красивых, выбирали хищных птиц. Отмечено, что у мальчиков и девочек разные предпочтения. Среди привлекательных животных мальчики выбрали динозавров и крупных хищников, а девочки привлекательных внешне зверей, таки как лошади, кролики, морские свинки, кошки и собаки. Объясняли это так: «Потому что у животных красивый и пушистый мех их можно гладить», а с растениями, что делать - нечего». Из чего мы сделали вывод о том, что дети не осознают, что растения тоже живые и требуют ухода, с ними сложно взаимодействовать они не могут проявлять чувств и потому, не привлекательны для детей. Узнать больше не пожелал никто из детей, рассказать о животном пытались те, у кого были дома питомцы, о растениях никто ничего рассказать не смог. Можно сказать, что у большинства детей не устойчивый интерес к природе.

Наличие эмоциональной реакции детей на явления природы, наличие стремления беречь природу, знание и соблюдение детьми правил поведения в природе мы выясняли и в процессе наблюдения за поведением детей в природе на прогулках, экскурсии в парк, контактный зоопарк и в ходе беседы. Наблюдая за поведением детей на прогулках и экскурсии отмечали:

— как дети реагируют на объекты природы, стремятся ли взаимодействовать с ними;

— стремятся ли сами бережно относиться к объектам природы (не ломать ветки, не пугать птиц и животных) предупреждают ли негативные поступки других детей, делают ли замечания.

Результаты следующие: 10 человек из 25 реагировали на объекты природы в их среде обитания и стремились с ними взаимодействовать. 15 человек использовали объекты живой природы (растения) для сюжетно - ролевых и подвижных игр. Остальные 5 человек наблюдали за объектами природы. Можно сделать вывод, что дети активно взаимодействуют с предметами природы.

Однако, лишь 11 человек из 25 бережно относились к объектам природы, из них только 3 ребенка предупреждали негативные поступки других детей и делали им замечания. Остальные 14 детей обращались с объектами природы не бережно: 5 детей ломали ветки, 4 пугали птиц, 3 ребенка висли на деревьях, били ногами дерево, 2 ребенка пытались сбить скворечник. Это говорит о низком уровне сформированности бережного отношения к природе, многие дети не соблюдают правил поведения в природе, потому что не знают их.

После прогулки в ходе беседы спрашивали о правилах поведения в природе:

Мы спрашивали: «Что будет, если разорять птичьи гнезда?» На этот вопрос 12 детей ответили, что тогда птенцы погибнут, столько же ответили, что тогда птицам негде будет жить, и они умрут от голода; 13 детей, то есть более половины затруднились с ответом или не могли ответить.

На вопрос: «Почему нельзя ломать ветки деревьев?» большинство детей 20 и из 25 ответили, «потому что будут ругать» и только 5 детей дали ответы: « дерево погибнет» « ему будет больно», «ветка погибнет».

На вопрос: «Можно ли ловить бабочек ради забавы, рвать цветы?» мы получили довольно интересные ответы. Все дети были уверены, что бабочек ловить нельзя, а цветы рвать можно. Можно сделать вывод, что гуманное отношение к природе сформировано не полностью, многие не знают взаимосвязей в природе и правил поведения, не берегут природы, а используют её ради своих интересов.

Мы отмечали реакцию детей на живой объект в ходе наблюдения за ним. В группу принесли морскую свинку. Дети вели себя по-разному. Многие дети (15 человек) проявляли положительные эмоции, объясняя свой интерес тем, что животные маленькие, пушистые и их можно брать на руки. Часть детей выражали негативную реакцию, считая свинку похожей на крысу и открыто демонстрировали пренебрежение. Только трое детей проявили желание покормить животное и побеспокоились о ее состоянии.

Все дети знали правила поведения и называли их перед наблюдением, но далеко не все их выполняли (шумели, пугали животных, старались взять их на руки, пытались накормить, когда животные этого не хотели и ловить). Особенно мальчики шумели и пугали животных. Скорее всего, этих детей окружает такая среда, где проявляется не гуманное отношение к животным, и ребенок действует, подражая, не задумываясь о том, что он делает. Девочки не понимали, почему нельзя брать животных на руки считая, что тем самым они проявляли к животным любовь, не осознавали, что тем самым мучают животных. Девочки имели мало информации о животных или же вообще в первый раз их видели, что говорит о низких экологических знаниях, и такими действиями они удовлетворяли потребность в познании мира, а познает ребёнок мир через органы.

На прогулке в парке было замечено, что дети очень сдержанно реагируют на объекты природы, равнодушны к растениям, интерес стремление к взаимодействию и положительные эмоции проявляют только к птицам. В процессе наблюдения за деревьями ломают ветки (объясняя это тем, что хотят поставить ее в воду и посмотреть, как будет распускаться листва), стучат ногой по стволам деревьев (стряхивая снег), и вообще относятся пренебрежительно к деревьям и кустарникам (пробегают сквозь кустарники, ломая ветки). Только двое детей из всех присутствующих стремились предупреждать негативные поступки других детей и делали им замечания (девочки). Мы заметили такую особенность, что дети, которые ранее не проявляли отрицательных эмоций к животным и вели себя в природе спокойно под влиянием других детей напротив, перенимали плохой пример, не стремясь предупредить негативные поступки. Таких детей было трое (мальчики). Мы также заметили, правила поведения в природе нарушали в основном мальчики. Следовательно, можно сделать вывод о том, что правила поведения в природе детьми слабо осознаются.

Далее необходимо было выявить понимание ребенком необходимости бережного и заботливого отношения к природе. Это предстояло выяснить в ходе беседы. Беседа проводиться индивидуально с каждым ребенком, в групповой комнате в спокойной обстановке, дошкольнику последовательно задавались вопросы, отмечался характер ответов на них. Вопросник включает прямые вопросы: Есть ли у тебя дома комнатные растения? Кто за ними ухаживает? А ты ухаживаешь? Можно ли рвать растения, почему? На вопросы были даны следующие ответы. На первый вопрос все дети ответили однозначно, что растения в доме есть, но какие именно назвать затруднялись (одна девочка вспомнила кактус и одна - фикус). Все дети были убеждены, что рвать растения можно и нужно, мотивируя тем, что «хочу подарить маме», «украсить комнату» и прочее.

Анализируя полеченные данные и сопоставив все данные мы распределили детей по уровням сформированности отношения к природе. Как можно видеть большая часть детей находиться на среднем уровне и достаточно много на низком, что не является возрастной нормой.

Результаты исследования отношения детей 4-5 к живой природе

Высокий

Средний

Низкий

5 детей (20%)

12 детей (48%)

8 детей (32%)

Чтобы проанализировать причины данного явления нами был проведен опрос педагогов группы. Мы выясняли: какие способы и средства воспитания гуманного отношения к живой природе используют педагоги. Результаты опроса приведены ниже.

Вопросы

Резюме

1. Ставите ли Вы цель воспитания бережного отношения к живой природе при организации различных видов деятельности, и каких именно?

Задачи воспитания бережного отношения ставятся в процессе организации наблюдений за природой, в основном внимание педагогов сосредоточено на воспитание бережного отношения к природным ресурсам и неживой природе.

Среди видов деятельности названо наблюдение, а среди методов приоритет отдан этической беседе

2. Какие средства вы считаете наиболее эффективными для воспитания гуманных чувств?

Были названы: наблюдение, художественная литература. Данных средств не достаточно, так как их применение не предполагает проявление детских чувств и эмоций, не закладывает основы понимания собственных действий в природе. Упущенными оказались труд, игровая деятельность (в частности сюжетно-ролевая игра).

3. Какие методы, в большей степени способствуют воспитанию гуманного отношения к живой природе? (напишите в порядке значимости).

Среди методов педагоги назвали: личный пример, беседа, рассматривание иллюстраций, фильмов. Упущенными оказались практические методы, позволяющие продемонстрировать отношение к природным объектам.

4. Какие из методов применяете чаще всего?

Из перечисленных методов чаще всего применяется беседа, что является недостаточным.

5. Почему дети демонстрируют

В рейтинге причин педагоги отметили следующие:

негуманное отношение к

-не достаточная работа родителей;

живой природе (среди

-негативный пример взрослых;

причин нужно выбрать

-отсутствие живых объектов природы в

наиболее веские и

группах;

расположить

возрастные особенности;

последовательно)

-загруженность педагога.

Интересно отметить, что ответы двух педагогов в группе не всегда совпадают, но в целом демонстрируют, что педагоги знают все возможные способы и средства, но не применяют их в практике работы.

Подводя итог, следует отметить, что у детей уровень сформированности гуманного отношения к живой природе сформирован не достаточно, что является следствием: возрастных особенностей отношения к природе у детей 4-5 лет; недостаточной работе педагогов над данной проблемой и недостаточно осознанной деятельности детей в природе. В связи с полученными данными было решено разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию гуманного отношения к живой природе

2.2 Методические рекомендации по воспитанию у детей 4-5 лет гуманного отношения к природе

При разработке методических рекомендаций мы сосредоточили свое внимание на идее о том, что формирование отношения к природе будет эффективным при условии комплексного использования всех возможных средств и способов. Логика представленных рекомендаций именно такова. Мы постарались представить средства и способы их применения, выделив именно те, которые оказались упущенными в практике работы педагогов

экспериментального дошкольного учреждения при условии их интеграции и систематического применения.

Процесс освоения природы детьми дошкольного возраста включает не только её познание, но и выработку гуманного отношения к ней, формирования осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является доступным и неиссякаемым источником наглядно- чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств. Для успешного решения поставленных задач, в практике работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста используются самые разнообразные методы и средства: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации, наблюдения, опытно- экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников, используются компьютерные информационные технологии, которые дают возможность наглядно показать детям красоту и многообразие родной природы, динамику природных явлений, позволяют «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.

Чтобы пробудить интерес, сформировать чувство ответственности, сострадание к животным, проводятся различные формы работы с дошкольниками. При ознакомлении с природной действительностью решается ряд воспитательно-образовательных задач, предусмотренных программой. Всевозможные наблюдения, экскурсии в природу, работа на участке детского сада, дежурства в живом уголке, подкормка птиц - это всего лишь часть осуществляемой воспитателем работы в различных группах.

Педагог помимо знакомства дошкольников с животными и растениями, также учит бережно к ним относиться, проявлять внимание и заботу, быть ответственным за братьев наших меньших. Во-первых, это необходимо для формирования правильного отношения к живым существам. Во-вторых, следует предотвратить развитие бессердечного отношения и обращения к животным и растениям, проявление жестокости и бесчувствия ко всему живому. В-третьих, для становления у дошкольников высших нравственных чувств - справедливости, гуманизма - в отношении природных объектов.

Основными критериями, определяющими гуманное отношение к представителям живой природы являются:

— интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках;

— знание и выполнение правил обращения с живым существом;

— осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;

— желание и умение ухаживать за живым существом;

— эмоциональность восприятия и общения с животным.

При знакомстве с живой природой предлагаемая информация предусматривает, что дошкольники будут знать: внешний вид животного (строение растения), и его повадки; среду обитания; пользу для человека и природы. Такое подробное знакомство углубляет и расширяет знания детей, что, в свою очередь, способствует дальнейшему правильному ориентиру воспитания нравственно полноценной личности по отношению к представителям природы.

При знакомстве с обитателями фауны, особое внимание уделяется отбору содержания программы, что помогает успешно расширять знания детей, формировать устойчивые знания и интерес, ответственность по отношениям к животным.

Одной из основных форм работы по ознакомлению с живой природой в детском саду является непосредственно образовательная деятельность.

Творческое рассказывание на занятиях способствует развитию логического мышления, формированию нравственно-экологическому отношению к животным.

Занятия, где дети придумывают рассказы на тему, заданную воспитателем, особенно значимы. На основе таких занятий, можно оценить сформированность детских представлений о рассказанном животном или растении. Также речевая деятельность дошкольника дает картину динамики изменения мотивов, характеризующих взаимоотношения детей с животными. Отбор животных и растений для природного уголка группы осуществляется в соответствии с программой детского сада и продиктованы возрастными особенностями детей. Его обитатели должны быть интересными для наблюдения, должно присутствовать разнообразие, животные неприхотливые, самое важное - уход за ними должен быть доступен дошкольникам. Естественно, что без любви к животным самого воспитателя, у него не получится привить детям любовь и бережного отношения. Вот почему педагог должен быть для воспитанников примером. Ему также необходимо знать особенности обитателей живого уголка, правила ухода за ними.

Наблюдения за животными и растениями в уголке природы позволяют дошкольникам лучше узнавать животных, ухаживать за ним и проявлять внимание, данная работа, таком образом, но должна при этом приобретать систематический характер. Дошкольники при взаимодействии с обитателями уголка, начинают замечать его повадки, узнают все больше и больше его особенностей. Перенося свою наблюдательность за пределы детского сада, дети уже в окружающем мире начинают замечать необычное и интересное. Их внимание начинает распространяться на животных, с которыми они сталкиваются вне стен садика. Уход за животными и растениями формирует у дошкольников эстетическое восприятие, умение не только созидать красоту, но делать все, для того чтобы сохранить ее.

Художественная литература также способствует знакомству детей с животным и растительным миром При прочтении какого-либо произведения педагог проводит эстетические беседы, целью которых является закрепление норм поведения в природе, перенос ситуации в жизненный опыт детей. Такая беседа положительно сказывается на воспитанниках - у них формируются представления о том, как нужно поступать в тех или иных ситуациях в реальной жизни. При такой работе педагог обязан продумать вопросы, которые будет задавать детям. Они должны активизировать их опыт, подтолкнуть к мыслительной работе, решить, как он поступил бы в такой ситуации.

В беседе можно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок по отношению к природе, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение).

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям, воспитателю нужно помнить о том, что:

• сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

• связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

• произведение должно быть занимательным

• оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Но сама художественная литература не может являться эффективным средством воспитания гуманного отношения к природе без умелого руководства. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Образовательная работа с детьми осуществляется разными методами:

— наглядными: рассматривание иллюстраций о природе, побуждающих детей бережно относится к природе.

— практическими: моделирование фрагмента из художественного произведения о природе с целью формирования гуманного отношения к природе.

— словесными: беседа по произведению о важности природе и гуманного отношения к ней.

Большую роль здесь играет выразительное чтение и рассказ воспитателя произведения о природе, чтобы подчеркнуть главную мысль произведения, а также передать детям отношение к героям и ситуациям.

Для воспитания гуманного и бережного отношения к живой природе педагогам следует использовать сказки о животных. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделён какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Например, главная черта лисицы - хитрость.

Гуманное отношение маленьких читателей проявляется в сочувствии к героям. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Для того чтобы воспитывать гуманное и бережное отношение к живой природе, произведение должно носить нравственно-воспитывающий характер. Герои должны быть знакомы детям, иметь определенную нравственную окраску (положительный или отрицательный герой), в произведении должна быть четкая линия сюжета, показывающая отношение героев к живой природе и вызывающая эмоциональный отклик у детей.

В процессе чтения произведения воспитателю нужно подчеркнуть важность гуманного и бережного отношения к природе, а далее в беседе при разборе произведения дети, анализируя поведение героев, сами должны дать оценку поведения героев, обосновывая своё мнение.

Большую роль в процессе наблюдения и чтения литературы оказывают выразительные средства речи. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев с точки зрения гуманного отношения к природе.

Не менее важным видом знакомства детей с животными это непосредственное знакомство с ними в зоопарке, ферме, участке детского сада. На прогулке с детьми можно привлечь их внимание к кормушке, где обитают птицы, тихонечко за ними понаблюдать и дальше в группе обсудить увиденное. Под руководством педагога подмечаются характерные признаки внешнего вида птиц, повадки, дети учатся сравнивать и отличать их друг от друга. На следующей прогулке можно предложить детям покормить птичек, тем самым вызвать у них заботливое отношение, сказать, что птицам голодно особенно зимой, вызвать сочувствие.

Привлечь внимание детей помогают наблюдения за птицами во время прогулок и чтение художественной литературы (рассказ Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», стихотворение М. Глазкова «Покормите птиц»), а также использование дидактических игр, упражнений, загадок на тему «Птицы»; составление описательных рассказов; продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка); изготовление кормушек. «Зеленая аптека», оформленная в группе или на участке, (или Аптекарский огород) демонстрирует детям разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Следует знакомит детей с историей создания аптекарских огородов в России, также с этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания об их ценности для здоровья, учатся правильно собирать и сушить травы «зеленого царства».


  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
  • Объект исследования
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
  • 1.2 Особенности формирования отношения к природе в дошкольном возрасте
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА