Ирина Крюкова
Задачи ознакомления детей 6–7 лет с семьей и родословной
Семинар:
Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословной.
Подготовила:
воспитатель
IКК
Крюкова И. Н.
март,2017г.
Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной:
Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной;
| Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет. |
Работа с родителями: разработка консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной;
Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи»;
Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятии;
Приступая к работе с детьми 6—7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.
Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной.
| Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей). |
Если интерес к поиску своих корней появился в
семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно
с родителями составить свою родословную, включающую шесть или
семь поколений.
Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы - необходим привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства, воспитатели детских садов Московской области предложили интересные идеи для их оформления.
Для того, чтобы устроить ребёнка в детский сад в Туркменистане, родители обязаны заполнить специальную анкету, указав подробные данные о родственниках в трёх поколениях, а также братьях и сёстрах. В анкете необходимо указать, кроме паспортных данных и прописки, также степень родства, информацию о месте работы или учёбы, о судимости или её отсутствии всех членов семьи.
Радуга — образ
семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий
семь поколений, возник на основе круговой
родословной таблицы. Гроздь винограда — это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной
семьи. Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. В качестве одного из вариантов можно предложить рисунок семейного или
родословного древа.
Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.
Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми.
Родословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.
Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).
Поколение — люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5—7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, все семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму.
Психологическая травма или психическая травма - вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику.
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу —самостоятельно создает образ своей семьи.
Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословной
Нравственное воспитание:
• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);
• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;
• продолжать воспитывать желание помогать своим близким,выполнять постоянные обязанности по дому;
• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.
Умственное воспитание:
• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);
• формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
Родство́ - отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и роли. Лица, находящиеся в отношениях родства, называются родственниками.
• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;
• закреплять знание домашнего адреса;
• воспитывать интерес к своей родословной;
• формировать представления о семейных традициях.
Детей шестого года жизни, на наш взгляд, еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
| Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. |
Примерная тематика работы на занятиях и вне занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Развитие речи:
1. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».
2. Составление рассказов из опыта «Здравствуй, мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».
Ознакомление с окружающим миром:
1. Семейные традиции.
2. Моя семья.
Беседы с детьми вне занятий:
1. «Папа может все что угодно»
2. В гостях у дедушки с бабушкой.
3. Кто это такие- родные, друзья, соседи.
Примерная тематика занятий по изобразительной деятельности.
Рисование:
1. Лучший в мире папа.
2 Портрет моей мамы.
3 Моя семья.
4 Здравствуй, это – я.
Лепка:
1. Розы в подарок маме.
2. Мой папа.
3. Бабушка и дедушка.
4. Семейный портрет.
Апликация:
Выполнение поздравительных открыток к праздникам Дню защитника Отечества и 8 Марта.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) - особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года. Коллекционирование открыток называется филокартией.
Конструирование:
Создание детских дизайнерских проектов из бумаги и картона «Мой дом», «Красивая мебель в моем доме «
Художественная литература, используемая в работе с детьми:
Заучивание стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка».
Чтение литературных произведений детям: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья».
Рассказывание: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Ш. Перро «Красная шапочка», Т. Шорыгина «Родные вещи».
Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка».
Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам — это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое.