Главная страница
Контакты

    Главная страница


Защитная функция профсоюзов на современном этапе

Скачать 53.47 Kb.



Скачать 53.47 Kb.
Дата04.06.2018
Размер53.47 Kb.

Защитная функция профсоюзов на современном этапе


Тема:

Защитная функция профсоюзов на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность профсоюзов и нормативно-правовое регулирование их деятельности

1.1 Понятие и сущность профсоюзов

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности

профсоюзов

2. Теория и практика работы профсоюзов в сфере защиты прав

2.1 Социально-правовые проблемы в повышении роли

профсоюзов в защите прав и интересов работников

2.2 Судебная практика по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования в данной курсовой работе определяется тем, что в процессе реализации рыночных отношений, а также отношений по вопросам организации труда на предприятии или в учреждении, в силу определенных объективных обстоятельств, между работниками организации и самой организацией, которая является работодателем, нередко могут возникать спорные вопросы.

В правовом государстве любые спорные вопросы между гражданами, гражданином и юридическим лицом, а также между юридическими лицами должны решаться в порядке, предусмотренном законом.

Профсоюзы не являются новым явлением в российской или мировой практике. Именно профсоюзы представляют собой те организационные образования, которые могут оказать работникам того или иного предприятия необходимую юридическую поддержку в процессе решения спорных вопросов, которые могут возникать между предприятием и работником.

Профсоюзы играют весьма важную роль в экономической и социальной жизни России. Рядовой сотрудник предприятия не обязан знать всех нюансов трудового законодательства, тем не менее, как гражданин, он имеет право на защиту своих прав, которыми он обладает исходя из положений Конституции и иных нормативно-правовых документом Российской Федерации. Таким образом, профсоюзы являются важным институтом, который дает возможность отстаивать работникам свои права в определенном законом порядке.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что тема данной курсовой работы является весьма важной и значимой для изучения.

Целью курсовой работы является изучение защитной функции профсоюзов на современном этапе.

Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность профсоюзов;

- описать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;

- описать социально-правовые проблемы в повышении роли профсоюзов в защите прав и интересов работников;

- дать характеристику примеров из судебной практики, которые описывают факты помощи профсоюзов в отстаивании работниками своих прав в суде.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на подпункты, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность профсоюзов и нормативно-правовое регулирование их деятельности

1.1 Понятие и сущность профсоюзов

Весьма распространенным является мнение о том, что именно профсоюзы являются тем инструментом, в обязанности которого входит наиболее действенное осуществление функций, связанных с регулированием социально-трудовых отношений на том или ином предприятии.

Для того, чтобы озвученная точка зрения была обоснованной, необходимо дать ответ на такие вопросы как:

1. Чем является профсоюз?

2. Какие цели создания и функционирования подобной организации?

3. В чем заключаются интересы профсоюза, как субъекты рыночных отношений?

4. Для выполнения, каких функций создается подобный институт?

Исходя из официальных документов, профсоюзы определяются в качестве добровольного общественного объединения граждан, которые связаны общими профессиональными и производственными интересами исходя из рода их деятельности, которое создается для того, чтобы представлять и защищать из социально-трудовые интересы и права.

Знаменитый словарь Брокгауза-Ефрона, который был издан в 1900 году, дает следующее определение: «рабочие союзы в тесном смысле (также называемые профсоюзами и боевыми союзами) - это союзы рабочих одной отрасли промышленности, имеющие целью защиту интересов рабочих своей профессии и улучшение своего положения путем экономической и политической борьбы». Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - Энциклопедический словарь. Издательство "Русское слово", 2012 г. , 5547с.

В те времена, когда происходило становление профсоюзов, Законом Британской империи (1871 г.) профсоюзы определялись в качестве любых постоянных или временных объединений лиц, целью которых было преследование узких целей, регулирующих трудовые отношения, а также льгот, которые для членов этих объединений.

Современные исследователи рассматривают профсоюзы в качестве массового самоуправляющегося общественного объединения, которое может рассматриваться как «общественно-политическая организация», «группа давления», «группа интересов».

При рассмотрении профсоюзов, нужно учитывать тот факт, что они являются многоаспектными. Исходя из этого, их можно рассматривать:

- в качестве социального института, представляющего интересы (группы интересов);

- в качестве организационно и институционально оформленного объединения, которое направлено на защиту и реализацию потребностей и интересов. В данном случае профсоюз можно рассматривать как социальную общественную организацию;

- в качестве организации, которая вступает в отношения общественного характера с государственной властью. В данному случае профсоюз представляет собой группу давления.

В своей работе Р. Редлих дает весьма интересную характеристику профсоюзов. Согласно тому мнению, которому придерживается автор профсоюзы нужно рассматривать свободные ассоциации, которые включают в себя служащих и рабочих, но которые представляют собой, прежде всего, ассоциации экономического характера. Исходя из внутренней точки зрения, профессиональные объединения являются товариществами людей, которые занимаются определенным видом труда и осуществляют коллегиальную поддержку друг другу. Что же касается внешней точки зрения, то здесь нужно рассматривать профсоюзы в качестве картелей или фирм, которые специализируются на продаже труда. Редлих Р. Демократизация у ворот завода. М., 2008. 25 с

Согласно мнению А.К. Соловьева, профсоюз является наиболее устойчивой организационной формой социальной связи наемных работников, которые являются, как правило, представителями одной или смежных профессий. Данная организационная форма имеет в своей основе принципы справедливости, солидарности и единства. Функцией профсоюза является представление экономических интересов его членов на рынке и их социальная защита. Соловьев А.К. Профсоюзы России: социальные ориентиры и практические задачи - М., 2008.

Авторами современных учебных пособий даются более «скромные» определения такому явлению, которое представляет собой профсоюз. Согласно мнению современных ученых, профсоюзы нужно рассматривать в качестве коллективных организация, чьей первостепенной задачей является улучшение финансовых и нефинансовых условий занятости членов профсоюза.

Согласно мнению О.В. Ромашова, профсоюз является институтом, призванным осуществлять защиту работников, занимающихся наемным трудом. Ромашов О.В. Социология труда. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, Гардарики,2011 г. 320 с. Такие авторы как Н.А. Волгин и Ю.Г Одегов трактуют профсоюзы как организации, имеющие легальные права для ведения переговоров с предпринимателем от имени служащих, а также имеют право вести наблюдение за тем, как выполняется соглашение. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда (социально-трудовые отношения). Серия: Учебник для вузов М. Экзамен 2012 г. 736с. С.Ю. Рощиным и Т.О. Разумовой профессиональные союзы характеризуются в качестве организаций, объединяющих работников, которые создаются для того, что представлять и защищать их интересы. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда. Учебное пособие, -- М.: ИНФРА-М, 2011. - 400 с.

В качестве очевидного факта можно высказать определение о том, что наличие многообразия определений несет в себе также отражение и множественности подходов авторов, которые занимаются изучением профсоюзов. В качестве объективного предположения можно сказать, что каждое из определений, которые были представлены выше, несет в себе отражение сущности профсоюзных организаций, которая была наиболее свойственна им в тот или иной период их развития и становления. Ответы на те или иные вопросы, которые являются спорными и имеют связь с тем, какая дана характеристика в отношение профессиональных союзов, могут быть найдены в истории создания и развития этих организаций.

Например, исходя из того факта, что история того, как развивались зарубежные профсоюзы (из этой категории необходимо исключить бывшие социалистические страны) имеет ряд кардинальных отличий от того, как профсоюзное движение формировалось в России. Тем не менее, причины кризиса для всех профессиональных союзов являются идентичными. Изложенное положение дает возможность высказать утверждение о том, что те изменения, которые имели место быть в целях, политике и формах деятельности профсоюзов нельзя рассматривать как простое совпадения. Судя по всему, ими отражается определенная закономерность, которая свойственна ряду процессов, имеющих место быть в развитии профессиональных союзы.

1. Процессы, связанные с централизацией управления. В качестве самой идеи, на которой основана деятельность профсоюза, необходимо рассматривать такое положение, что в противостояние с работодателем вступает не какой-либо отдельно взятый работник, а группа людей. Степень того, насколько группа может повлиять на работодателя пропорциональна численности группы. Стремление, направленное на то, чтобы увеличить силу и влияние закономерно приводит к тому, что профсоюзные организации интегрируются, их структура развивается и усложняется. Исходя из того факта, что способность профсоюзов оказывать влияние и достигать поставленных целей находится в зависимости от того, насколько они едины в своих действиях, централизованное управление становится необходимостью. Также необходимыми становятся и технологии, направленные на обеспечение реализации тех решений, которые принимаются. В качестве таких технологий, как правило, выделяют подчинение и контроль.

2. Процессы, связанные со стремлением профсоюзов к компромиссу. Подобные направления обуславливают следующие факторы.

Прежде всего, так как профсоюз представляет работников, его интересы становятся едиными с интересами членов профсоюза. Для того чтобы большая часть этих интересов была реализована, организация, работками которой они являются, должна иметь стабильное финансовое состояние и эффективно функционировать. Исходя из этого факта, профсоюзу необходимо оценивать то, какое влияние его действия оказывают на финансовое состояние организации.

Следующим важным фактором, на который необходимо обратить внимание, является то, что влияние и сила профессионального союза находится в прямой зависимости от числа членов профсоюза, которая зависит от численности сотрудников самой организации.

Также необходимо иметь в виду тот факт, что профсоюз не является каким-либо абстрактным образованием. Во главе профессионального союза стоят реальные люди, которые имеют свои реальные личные потребности и интересы. Тот факт, что профсоюзные лидеры, как правило, стремятся к компромиссу, объясняется наличием у них элементарного чувства самосохранения.

Также важно учитывать, что общественные отношения в целом имеют тенденцию к трансформации. Изменение общественного устройства отражается не только на поведении работников и профлидеров, но и работодателей. Последние представляют собой не некий абстрактный образ, а реальных людей, потребности которых также делятся на материальные и духовные (уважение, признание, сопричастность и пр.). Поэтому нереалистичным считаем представление о работодателях как о лицах, нацеленных исключительно на повышение рентабельности деятельности организации, неосознающих ответственность за свои действия перед своими работниками или обществом в целом. Кроме того, большей части работодателей в настоящее время нет необходимости доказывать значимость социальных факторов в вопросах повышения производительности труда.

3. Институциализация. Этот процесс, на наш взгляд является следствием двух, указанных выше. Остановимся на этом аспекте подробнее.

Несмотря на то, что зарубежные профсоюзы обвиняются в отрыве от членства уже более 50 лет, а о мировом кризисе профсоюзного движения средства массовой информации пишут уже четверть века, зарубежные профсоюзы не прекратили своего существования. Более того, они совершенствуют формы своей деятельности и продолжают оказывать значительное влияние на функционирование многих организаций и целых отраслей.

Об институционализации профсоюзов свидетельствует и отечественный опыт. Несмотря на то, что отношение в обществе к отечественным профсоюзам очень негативное, на локальном уровне деятельность первичных организаций фактически не видна, и российские профсоюзы не могут оказать существенного влияния на социально-экономическое развитие той или иной организации (отрасли, общества в целом), роль региональных и национальных объединений постсоветских профсоюзов существенно выросла, а уровень охвата членством российских профсоюзов по-прежнему остается очень высоким (70-80% в среднем от числа работающих в организациях, или 35-40% от численности экономически активного населения).

Проводя рассмотрение социального института в качестве формализованной системы, которая включает в связи, правила и нормы и которая осуществляет организацию регулирования и долговременных социальных практик, можно считать, что в современных профсоюзных организациях находят свое содержание все элементы, которые можно отнести к социальному институту. Среди них можно выделить:

- нормы, которые являются административными и формально-правовыми и которые находят свое закрепление в нормативных актах;

- нормы, являющиеся социокультурными и которые регулируют поведение субъектов. Выполнение таких норм представляется обязательным для всех участников;

- социальные практики, являющие институациализированными и которые воплощают в жизнь культурные и правовые нормы;

- деиндивидулизацию, которая подразумевает тот факт, что структура может функционировать при полной смене лиц, которые в ней участвуют;

- определение обязанностей, прав и функций участников, которые четко определены.

В качестве свидетельства институционализации профсоюзов можно выделить:

- легитимизацию профсоюзной деятельности;

- факт признания предпринимателями профсоюзов;

- тот факт, что профсоюзы выходят на национальный уровень;

- наличие нормативно-правовой основы функционирования профсоюзов;

- наличие организационного оформления;

- тот факт, что для создания и функционирования профсоюзов имеется материальная и финансовая база.

Профсоюзы имеют все свойства, которые присущи организация. Набор таких свойств включает в себя:

- принцип иерархического построения, который реализуется в наличии централизма и разделения функций;

- внутренние и внешние цели деятельности;

- внутриорганизационные нормы;

- у профсоюзов имеется своя структура, которая отражает то положение, которое имеют в ней составные части, а также то, как они друг с другом соотносятся и какой характер связей имеют.

Профсоюзы имеют определенный социальный статус, которые признает общество. Они представляются в качестве средства, инструмента, которые объединяет работников и координирует их деятельности для того, чтобы достигались поставленные цели. Профсоюз осуществляет выполнение определенной социальной роли, которая за ним закреплена.

Совокупность требований, которые общество предъявляет к профсоюзам реализует их социальную роль. Несмотря на тот факт, что члены современных профсоюзных организация могут быть не только наемные работки, а требования, которые предъявляют профсоюзы, зачастую не ограничены рамками трудовых отношений, профсоюзы рассматриваются как представители работников на любом из уровней на которых реализуются социально-трудовые отношения.

Далее рассмотрим права первичной профсоюзной организации и иных представителей работников.

Первичная профсоюзная организация имеет право:

- на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, а также право требовать устранения выявленных нарушений;

- для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами; беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены профсоюза;

- бесплатно и беспрепятственно получать от работодателя информацию по вопросам, входящим в компетенцию первичной профсоюзной организации;

- приглашать представителей работодателя для обсуждения полученной информации;

- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве;

- в случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений с одновременным обращением в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер, а также потребовать от работодателя приостановления работ впредь до принятия окончательного решения инспекцией;

- входить в состав аттестационной комиссии;

- участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов;

- в случаях нарушения законодательства о труде первичная профсоюзная организация вправе по просьбе работников, а также по собственной инициативе, обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры;

- создавать юридические службы и консультации для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов;

- избирать (делегировать) своих представителей в профсоюзные органы, отзывать и заменять их;

- участвовать через своих представителей в работе коллегиальных профсоюзных органов;

- участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере;

- вносить проекты документов и предложения на рассмотрение профсоюзных органов, получать информацию о результатах их рассмотрения;

- обращаться в профсоюзные органы территориальной организации профсоюза с ходатайством о защите своих прав и интересов в органах представительной, исполнительной и судебной власти;

- участвовать в разработке предложений профсоюза к проектам законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников;

- устанавливать численность штатных единиц, освобожденных профсоюзных работников и определять условия оплаты их труда;

- пользоваться имуществом профсоюза и территориальной организации профсоюза; распоряжаться собственными финансовыми средствами, остающимися в первичной профсоюзной организации после всех выплат;

- обращаться в профсоюзные органы для получения консультаций, помощи и поддержки, а также привлекать для осуществления своих функций оплачиваемых экспертов и других специалистов;

- вносить в органы местного самоуправления предложения при формировании планов и программ развития муниципального образования;

- представлять и защищать коллективные социально-трудовые права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзе в случае наделения ее полномочиями на представительство;

- обращаться в соответствующие органы государственной и исполнительной власти, органы местного самоуправления или суд для разрешения споров, связанных с деятельностью первичной профсоюзной организации и защитой прав и интересов членов профсоюза;

- иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения;

- вносить предложения и участвовать в деятельности территориальной организации профсоюза по разработке и заключению регионального отраслевого соглашения, других соглашений;

- обращаться в профсоюзные органы с предложениями об организации массовых акций, в том числе проведении митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, объявлении забастовки, а так же о поддержке профсоюзом коллективных действий, проводимых первичной профсоюзной организацией;

- принимать участие в разработке различных программ и создании фондов территориальной организации профсоюза;

- использовать возможности территориальной организации профсоюза и профсоюза для обучения профсоюзных кадров и актива, получения и распространения информации, необходимой для своей деятельности;

- вносить предложения о награждении членов профсоюза, работников профсоюзных органов знаками отличия профсоюза, территориальной организации профсоюза, а также профсоюзных объединений, в которые входят профсоюз и его организации, и о поддержке ходатайств о награждении их государственными наградами, присвоении им почетных званий.

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов

Для того, чтобы рассмотреть нормативно-правовую базу, которую имеют под собой профсоюзы в Российской Федерации, необходим обратить внимание на положения, которые содержаться в статье 6 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Данная статья закона свидетельствует о том, что:

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций. Федеральный закон от 12.01.1996 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

Рассматривая те положения, которые содержит статье 6 данного закона более детально, имеется возможность сделать следующий ряд выводов.

Согласно положениям, которые содержать в пункте 1 можно определить группы нормативно-правовых актов, которыми определяются права, которыми обладают профсоюзы в отношении тех органов, которые представляют собой государственную власть, а также тем органами, которые представляют местное самоуправления, работодателями, а также объединениями работодателей, которые представляют собой ассоциации и союзы.

Среди таких нормативно-правовых актов, прежде всего, нужно выделить Конституцию Российской Федерации, которая содержит в себе целый ряд положений, которыми регулируются рассматриваемые правоотношения. Исходя из положений, содержащихся в части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединения, в том числе право на создания профессиональных союзов для того, чтобы защищать свои интересы. Указанная норм также гарантирует свободу деятельно общественных объединений. Исходя из того, что согласно части 1 статьи 2 закона о профсоюзах они представляют собой общественные объединения, на них можно распространить положение, которое содержится в части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, исходя из которого общественные объединения имеют равенство перед законом, а также положение, которое заключено в части 1 статьи 36 основного закона страны, согласно которому граждане и создаваемые ими объединения имеют право иметь землю в частной собственности.

Также правовая основа деятельности профсоюзов формируется на основании положений, которые заключаются в статьях 2 и 7 Конституции. Данными нормами закрепляется, что человек, а также его свободы и права представляет собой наивысшую ценность. В обязанность государства входит признавать, соблюдать и защищать права и свободы человек и гражданина.

После Конституции, по юридической силе следует группа, которая содержит в себе нормативно-правовые акты, которые определяют права профсоюзов в их отношении с органами государственной власти, муниципальными органами, предпринимателями и другими субъектами права. В данную группу документов следует отнести Закон о профсоюзах, а также иные федеральные законы.

В законе о профсоюзах устанавливаются основы, которые имеют отношение к созданию профсоюзов, их правам и гарантиям их деятельности. В том случае, когда на практике возникают противоречия между теми положениями, которые содержаться в законе о профсоюзах с положениями, которые отражены в других федеральных законах, то здесь должен учитываться тот факт, что Закон о профсоюзах представляет собой специальный документ и в подобных случаях у него имеется приоритет над прочими законами.

Среди прочих нормативно-правовых актов, которые являются правовой основой деятельности профсоюзов, необходимо рассмотреть Трудовой кодекс Российской Федерации. Данное положение логично проистекает из того факта, что деятельность профсоюзов имеет тесную связь с отношениями в сфере труда, а также с теми отношениями, которые непосредственно связаны с трудовой сферой.

Глава 58 Трудового кодекса Российской Федерации содержит в себе положения, которые связаны с защитой законных интересов и трудовых прав работников профессиональными союзами.

Помимо этого в трудовом кодексе находят свое отражение:

- нормы, касающиеся представительства интересов работников первичными профессиональными организациями, которые связаны с социальным партнерством. Данные положения находят свое отражение в статье 30 Трудового кодекса;

- нормы, которыми предусматриваются случаи, когда устанавливается обязательность участия выборного органа первичной профсоюзной организации, когда рассматриваются вопросы, касающиеся расторжения трудового договора по инициативе, исходящей от работодателя. Указанные положения отражаются в статье 82 ТК РФ;

- нормы, которыми устанавливаются гарантии в отношении работников, которые избираются в профессиональные органы, а также комиссии по разрешению трудовых споров. Указанным положениям посвящена 171 статья Трудового Кодекса. Также в статье 400 ТК РФ содержаться положения, которые свидетельствуют о том, что работодатели и их объединения обязаны рассматривать требования работников, а также требования профессиональных союзов и их объединений. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)

Исходя из того, что согласно пункту 1 статьи 2 Закона о профсоюзах, данные организации представляют собой добровольные общественные объединения граждан, то на них также распространяются те положения, которые изложены в ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем не менее, нужно отметить, что нормы изложенные в упомянутых выше нормативно-правовых актах применяются в том случае, когда те или иные вопросы не находят своего прямого регулирования в Законе о профсоюзах.

В литературе высказывается мнение, что помимо названных нормативных правовых актов федерального уровня в своей деятельности профсоюзы должны руководствоваться также иными правовыми актами, в том числе и подзаконными, с учетом своей специфики

Законом о профсоюзах предусмотрена также возможность регулирования вопросов правового положения профсоюзов законами субъектов Российской Федерации.

В Законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовом Кодексе имеются некоторые противоречия.

Система оплаты труда в соответствии со ст.11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливается работодателем по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляется в коллективном договоре, соглашении. Статья 135 ТК устанавливает иной порядок определения системы оплаты труда, который и должен применяться согласно ст.423 ТК.

Нормы труда в соответствии со ст.11 Закона также устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным органом. Однако согласно ст.ст. 159, 162 ТК нормы труда устанавливаются либо коллективным договором, либо локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

ТК несколько иначе устанавливает гарантии для выборных профсоюзных работников. Например, в отличие от ст.25 Закона ТК предусматривает запрещение увольнять выборных профсоюзных работников по инициативе работодателя без согласия вышестоящего профсоюзного органа только по трем основаниям, указанным в п.п. 2, 3 и п.5 ст.81 ТК.

В случае возникновения конфликтов или споров, которые являются следствиями указанных выше противоречий - приоритет отводиться нормам Трудового Кодекса, так как данный нормативно-правовой акт обладает большей юридической силой.

2. Теория и практика работы профсоюзов в сфере защиты прав

2.1 Социально-правовые проблемы в повышении роли профсоюзов в защите прав и интересов работников

профсоюз защита правовой социальный

В Конституции РФ (1993 г.) впервые признаны и закреплены права и свободы человека в качестве высшей ценности. Возведены в ранг Конституционного права - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Закрепляется право на защиту от безработицы и т.д. (ст.37). Характерной особенностью демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы, упрочнение их правового положения. Это право закреплено в ст.30 Конституции РФ, а конкретизировано в ст.2 и гл.58 Трудового кодекса РФ. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - представительства и защиты прав работников в сфере труда.

Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах. Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

а) с работодателями, их объединениями и представителями;

б) с органами государства, органами местного самоуправления;

в) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации МОТ. И в частности Конвенции №87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» 1948 г. №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г. и др.

Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и иных прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации. Глава 58 ТК РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. В ст. 370-378 ТК РФ изложены правомочия профсоюзных органов по защите трудовых прав работников и ответственность за нарушение этих прав. Правозащитная работа осуществляется в рамках действующего законодательства и социального партнерства. Используются все законные формы и методы для реализации прав, представленных профсоюзам. Ближайшей задачей является выявление возникающих перед профсоюзами проблем в вопросах соблюдения трудовых прав наемных работников и прав профсоюзов. Если проблема назрела настолько, что надо принимать меры для ее разрешения (длительная задержка выплаты зарплаты, незаконные увольнения работников и т.п.) - профсоюзными органами направляются руководителям этих организаций представления об устранении нарушений.

Например, на территории Ростовской области, многие вопросы соблюдения трудового законодательства, в том числе невыплаты работникам заработной платы, перевода работников на режим неполной рабочей недели и связанные с этим массовые увольнения работников, рассматриваются на заседаниях созданной постановлением Администрации Ростовской области межведомственной областной комиссии по организации взаимодействия госорганов при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства. Постоянно проводится работа по разъяснению и применению законодательства через средства массовой информации, печатные издания, областное радио, а также учебный центр профсоюзов. Сегодня профсоюзы, в отличие от других общественных организаций, остались единственной социальной силой в России, представляющей интересы самых широких слоев населения. Только Федерация независимых профсоюзов России объединяет почти 26 миллионов членов профсоюзов, работающих в организациях всех форм собственности. Ежегодно профсоюзными организациями выявляются десятки тысяч нарушений трудовых прав работников и профсоюзов, число которых только увеличивается. Журнал «Вести ФНПР». 2013. № 3. С. 10-15.

Вместе с тем реализовать предоставленное им право на защиту наемных работников не всегда предоставляется возможным. В частности, профсоюзам, их представителям нередко отказывают в праве беспрепятственного посещения организаций, в которых работают члены данного профсоюза (ст.370 ТК РФ, ст. 11, 19 Закона о профсоюзах); не предоставляют соответствующие документы, сведения и объяснения (ст.22, 53, 370 ТК РФ, ст.17 Закона о профсоюзах); не рассматривают их представления о выявленных нарушениях, не принимают мер по их устранению исообщению профсоюзам о принятых мерах (ст.22, 370 ТК РФ); не рассматривают представления профсоюзов о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствующих случаях (ст.195 ТК РФ, ст.30 Закона о профсоюзах); не расторгают трудовой договор с руководящим работником в случае нарушения им законодательства о профсоюзах, невыполнения обязательств по коллективному договору, соглашению и др. Поэтому предлагаем за воспрепятствование должностными лицами законной деятельности профессиональных союзов, их представителей по защите трудовых прав и законных интересов работников, запрещаемых или не допускаемых законодательством о труде, ввести административную ответственность вплоть до дисквалификации их полномочий сроком до трех лет. Это, на наш взгляд, повысит роль профсоюзов в защите конституционных прав и интересов работников в сфере труда.

Далее, приведем перечень локальных нормативных актов, которые принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа:

- установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;

- составление графиков сменности;

- разделение рабочего дня на части вследствие особого характера труда, при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);

- установление порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, установленных работодателем самостоятельно;

- утверждение графика отпусков;

- установление системы оплаты труда;

- утверждение формы расчетного листка;

- установление конкретных размеров повышения оплаты труда:

а) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

б) за работу в выходной или нерабочий праздничный день;

в) за работу в ночное время;

- определение размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (кроме работников, получающих оклад (должностной оклад);

- разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;

- установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения;

- утверждение порядка применения вахтового метода;

- увеличение продолжительности вахты до трех месяцев;

- утверждение графика работы на вахте;

- установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере;

- установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

- установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом.

Далее, в следующем подпункте, рассмотрим судебную практику по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов.

2.2 Судебная практика по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов

Далее проведем рассмотрение конкретных пример из судебной практики, которые показывают участие профсоюзов в трудовых спорах.

Арский районный суд Республики Татарстан 9 июля 2015 года восстановил на работе инспектора-контролёра в Рыбацкой деревне ООО «АРЧА» - Сафаргали Дениса Вильдановича. Интересы истца в суде представлял председатель Объединения профсоюзов Татарстана (ОПТ), членской организации Союза профсоюзов России (СПР), Николай Иванович Мильченко.

Дело тянулось с января 2015 года. Изначально работник доверился местному юристу - индивидуальному предпринимателю Егорову А.И.. Договор на оказание юридических услуг ретивый специалист заключил, деньги взял, но натолкнувшись в суде на явно предвзятое отношение судьи Маннаповой М.Ф., не сомневающейся в правоте такого уважаемого работодателя, а именно - руководство Арской «Татарской деревни», ничего лучшего не придумал, как уменьшить исковые требования, дабы избежать проигрыша и отойти от дела.

В дальнейшем выяснилось, что именно Егорова А.И. и ещё второго такого же горе-юриста, Киямова И.Ф., суд уведомлял по телефону обо всех судебных заседаниях. Более того, служебный телефон Киямова принадлежал неясно какому юридическому лицу.

Понятно, что при такой безответственности случайных в трудовых спорах юристов, работник, нанявший их и общающийся сразу с двумя из них, даже ничего не узнал.

В результате после оставления судом без рассмотрения исковых требований о восстановлении на работе Сафаргалиева Д.В., за дело взялся Мильченко Н.И. Причем оба вышеназванных юриста в дальнейшем даже помощи не оказали. От контактов с ним отказались, и когда их хотели пригласить свидетелями стороны истца, в суд не пришли, полагая данное дело уже бесперспективным. Поэтому доказывать судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан многочисленные нарушения норм процессуального права и исправлять «ляпы» вместо них пришлось председателю ОПТ.

Итогом всего стало определение суда о восстановлении Сафаргали Д.В. на работе немедленно. Суд также определил отменить три дисциплинарных приказа ООО «АРЧА» и взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АРЧА» сумму среднего заработка за время вынужденного прогула по вине работодателя с 14.01.2015 г. по 08 июля 2015 г. в размере 45 050,72 руб. = (255,97 руб. х 176 дн), с учётом дополнительной выплаты ответчиком истцу ещё и денежной компенсации по ст. 236 ТК РФ за задержку выплат в сумме 2 180,45 руб. = (8,25 : 300 х 45 050,72 руб. х 176 дн. : 100). Кроме того, взыскать с ответчика госпошлину, взыскать 15 000 руб. морального вреда и 7 500 руб. по договору оказания юридических услуг. Официальный сайт Союза профсоюзов России

15 августа 2016 г. Кировским районным судом г. Казани было вынесено определение о заключении мирового соглашения между РЖД и членом нашего профсоюза (СПР) в Республике Татарстан Григорьевым Алексеем Валерьевичем о восстановлении его машинистом электровоза (грузовое движение) и выплате ему 126 607,46 руб. Особо стоит то, что по данному делу кроме иска подготовленного и обоснованного в зале суда о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением, отмене противоправного приказа, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в производстве суда находилось ещё и гражданское дело по иску Татарского транспортного прокурора в интересах Григорьева Алексея Валерьевича к Локомотивно эксплуатационному депо Юдино Горьковской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" в защиту незаконно уволенного работника и восстановлении на работе в связи с увольнением по инициативе работодателя (ст.71, 81 ТК РФ), судом по ходатайству Мильченко Н.И. оба дела были объединены в одно. А сам судебный акт мы опубликуем немного позднее, сразу после его изготовления и поступления в нашу профсоюзную инспекцию труда Союза профсоюзов России (СПР) по Республике Татарстан. Объединение профсоюзов Татарстана

Свердловская региональная организация Независимого профсоюза горняков России обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий государственного органа - Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области. Решением суда от 14.07.2006 г. заявление удовлетворено.

Заявитель в лице своего представителя просит суд в целях обеспечения исполнения решения суда наложить арест на свой счёт в Сбербанке России.

Ознакомившись с материалами дела, поступившим заявлением, суд приходит к следующему. В силу ст.139 ГПК РФ, по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда Согласно ст.140 ГПК РФ, в необходимых случаях судья или суд может принять меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в статье 139 настоящего Кодекса.

В обоснование доводов о необходимости наложения ареста заявитель указал, что ликвидационная комиссия, действующая на основании обжалованного и признанного незаконным решения ГУ ФРС по Свердловской области, наделена полномочиями распоряжаться имуществом, счётом СРО НПГ, денежными средствами, которые могут быть израсходованы и утрачены.

С учётом существа рассмотренного дела, суд полагает заявленное ходатайство обоснованным и подтверждённым соответствующими доказательствами. Следовательно, ходатайство об обеспечении подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.224 ГПК РФ, суд определелил:

Запретить ликвидационной комиссии Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России распоряжаться счётом № Свердловской региональной организации Независимого профсоюза горняков России, открытым в ХХХХ г., о чём незамедлительно известить вышеуказанное отделение.

Активную деятельность по защите прав и интересов работников сферы здравоохранения ведет Омская областная организация профсоюза работников здравоохранения. Рассмотрим примеры деятельности этой организации.

В 2015 году Облпрофрганизацией были подготовлены и через правовой отдел Федерации Омских Профсоюзов в судебные органы направлялись иски 35 медработников по признанию права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Пенсионный Фонд. Удовлетворено исков полностью или частично - 35.

Примеры положительных решений судов:

- Т.И.Н. (врач-терапевт). Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 16 марта 2015 года (дело №2-1127/2015) исковые требования удовлетворены частично, в специальный стаж включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в учебных отпусках. (исковое заявление в районный суд составлялось сторонней организацией).

После обращения Т.И.Н. в Облпрофрганизацию, юристом была подготовлена апелляционная жалоба в Омский областной суд. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 мая 2015 года (дело №33-2994/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периода работы Т.И.Н в гастроэнтерологическом хирургическом отделении в должности медицинской сестры палатной в льготном исчислении. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления Т.И.Н. в пенсионный фонд.

- М.Е.В. - (врач-хирург). Решением Кировского районного суда г. Омска от 05 ноября 2015 года (дело №2-6533/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж в льготном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов нахождения в командировках, в календарном исчислении периода службы в армии по призыву. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления М.Е.В. в пенсионный фонд.

- К.А.В. - (медсестра-анестезист). Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 07 сентября 2015 года (дело №2-6348/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов нахождения в учебных отпусках. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления К.А.В. в пенсионный фонд. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 ноября 2015 года (дело №33-8866/2015) решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 07 сентября 2015 года оставлено без изменения.

- К.А.К. - (медицинская сестра палатная). Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 10 июня 2015 года (дело №2-4146/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода работы в должности медицинской сестры в детском отделении в льготном исчислении. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления К.А.К. в пенсионный фонд.

- М.О.Н. - (медицинская сестра). Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 октября 2015 года (дело №2-7561/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, дней отдыха за сдачу крови. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента возникновения права на указанную пенсию.

- Х.С.А. - (медицинская сестра). Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 10 июня 2015 года (дело №2-3645/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода работы в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации в льготном исчислении. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления Х.С.А. в пенсионный фонд.

- С.С.В. - (врач-эндоскопист). Решением Кировского районного суда г. Омска от 29 апреля 2015 года (дело №2-2232/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, донорских дней, периодов работы в должности врача-эндоскописта стационара, в должности врача-хирурга эндоскописта стационара в льготном исчислении Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления С.С.В. в пенсионный фонд. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 июля 2015 года (дело №33-4542/2015) решение Кировского районного суда г. Омска от 29 апреля 2015 года оставлено без изменения.

- В.М.А. - (медицинская сестра). Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 14 мая 2015 года (дело №2-2174/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления В.М.А. в пенсионный фонд.

- Ш.И.Я. - (медицинская сестра). Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 01 апреля 2015 года (дело №2-1279/2015) признано право на досрочную пенсию с включением в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, донорских дней, периода работы в должности медицинской сестры палатной отделения хирургической эндокринологии стационара в льготном исчислении. Трудовая пенсия назначена досрочно с момента подачи заявления Ш.И.Я. в пенсионный фонд. Омская областная организация профсоюза работников здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Исходя из официальных документов, профсоюзы определяются в качестве добровольного общественного объединения граждан, которые связаны общими профессиональными и производственными интересами исходя из рода их деятельности, которое создается для того, чтобы представлять и защищать из социально-трудовые интересы и права.

Знаменитый словарь Брокгауза-Ефрона, который был издан в 1900 году, дает следующее определение: «рабочие союзы в тесном смысле (также называемые профсоюзами и боевыми союзами) - это союзы рабочих одной отрасли промышленности, имеющие целью защиту интересов рабочих своей профессии и улучшение своего положения путем экономической и политической борьбы».

Согласно мнению О.В. Ромашова, профсоюз является институтом, призванным осуществлять защиту работников, занимающихся наемным трудом. Такие авторы как Н.А. Волгин и Ю.Г Одегов трактуют профсоюзы как организации, имеющие легальные права для ведения переговоров с предпринимателем от имени служащих, а также имеют право вести наблюдение за тем, как выполняется соглашение. С.Ю. Рощиным и Т.О. Разумовой профессиональные союзы характеризуются в качестве организаций, объединяющих работников, которые создаются для того, что представлять и защищать их интересы.


  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Сущность профсоюзов и нормативно-правовое регулирование их деятельности
  • Ромашов О.В. Социология труда. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, Гардарики,2011 г. 320 с.
  • Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда. Учебное пособие, -- М.: И Н ФРА-М, 2011. - 400 с.
  • 1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)
  • 2. Теория и практика работы профсоюзов в сфере защиты прав
  • 2.2 Судебная практика по делам о трудовых спорах с участием профсоюзов
  • Омская областная организация профсоюза работн и
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ