Главная страница
Контакты

    Главная страница


Здоровьесберегающие технологии на примере работы в сенсорной комнате

Скачать 70.35 Kb.



Скачать 70.35 Kb.
Дата31.03.2017
Размер70.35 Kb.

Здоровьесберегающие технологии на примере работы в сенсорной комнате


Ксения Подвойская
Здоровьесберегающие технологии на примере работы в сенсорной комнате

В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в детском саду будущего должно быть хорошо, интересно, чтобы утром они с удовольствием шли в детский сад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о своих успехах, о том, что узнали, чему научились.

Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Наш коллектив уже сейчас стремится свой детский сад превратить в детский сад будущего и нам многое удаётся…

Каждый новый день дарит нашим детям не только приятные сюрпризы и яркие впечатления, но и другие ощущения…. Дети учатся узнавать свои эмоции и эмоции окружающих, понимать совершенные поступки и узнавать последствия. Хорошо когда рядом есть понимающий взрослый, который готов объяснить и научить как вести себя в разных ситуациях, как ладить с собой и другими. Хорошо,что у многих ребят есть возможность посещать детский сад и расширять круг социальных контактов. Это значит, что уже ни один взрослый (родитель) принимает участие в воспитании своего чада, а целая группа помощников - воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог. И наша прямая задача укреплять как физическое здоровье воспитанников, так и следить за психологической составляющей. "Мы здоровы на столько, на сколько чувствуем мир и покой в душе. "

На сегодняшний день все большее распространение в жизни дошкольных учреждений получают сенсорные комнаты.

Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Для того, чтобы устроить ребёнка в детский сад в Туркменистане, родители обязаны заполнить специальную анкету, указав подробные данные о родственниках в трёх поколениях, а также братьях и сёстрах. В анкете необходимо указать, кроме паспортных данных и прописки, также степень родства, информацию о месте работы или учёбы, о судимости или её отсутствии всех членов семьи.
Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната. Слово сенсорный происходит от латинского «SENSTUS» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Для маленького ребенка занятия в сенсорной комнате всегда доставляют удовольствие, так как здесь все сделано таким образом, чтобы ребенок ощущал себя как в сказке.

Недостаток развития сенсорных ощущений у малыша делает ребенка беспокойным и ранимым. Как только ребенок начинает ходить в детский сад, он ежедневно подвергается стрессам. Чтобы помочь ребенку справиться с этим стрессом, воспитатели стараются ребенка поддержать. Если малыш продолжает грустить, его лучше отвести в сенсорную комнату, где опытный психолог поможет ребенку отвлечься от грустных мыслей и переключить его внимание на занимательные игры или позволить ему просто пошалить. Сенсорная комната для детских садов действительно очень важна и помогает ребенку постепенно справляться со стрессами и беспокойством.

Сенсорная комната в детском саду помогает:

стимулировать сенсорные процессы у детей;

создать положительный психоэмоциональный фон в состоянии ребенка ;

мотивировать ребенка на психологическую работу с педагогами, результат которой зависит от желания малыша идти на контакт;

общему развитию за счет наличия различных развивающих игр и тренажеров;

психологу своевременно диагностировать психическое состояние ребенка.

Психическое состояние Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Если в детском саду есть правильно оборудованная сенсорная комната, то дети будут всегда с удовольствием посещать это дошкольное учреждение, а родители буду спокойны за эмоциональное здоровье своих малышей.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

В БДОУ «ЦРР-детский сад №100» созданы благоприятные условия для деятельности психологической службы в оказании психолого-педагогической помощи детям, родителям и педагогам. В 2014 году в детском саду была открыта сенсорная комната, посещая которую дети получают только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность «оздоравливать» детей путем не медикаментозным, а путем

-цвето, -свето, -аромо,-игро терапии.

Решает следующие задачи:

улучшение эмоционального состояния;

Эмоция Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

снижение беспокойства и агрессивности;

снятие нервного возбуждения и тревожности;

нормализация сна;

активизация мозговой деятельности.

Основные методы:

Этюды на тренировку отдельных групп мышц.

Упражнения (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения).

Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Светотерапия,

ароматерапия.

Занятия носят психопрофилактический и коррекционный характер и проводятся с детьми, начиная с ясельной группы (для улучшения процесса адаптации) и детей старшего возраста. При первом знакомстве с сенсорной комнатой очень удивляли изречения детей, фантазии не было предела… Комнату стали называть «волшебной», «удивительной», «комнатой отдыха и тишины»; «комнатой разноцветных огоньков и удивительных открытий». Малыши говорили только одно – «оооо»; «ух ты.»!

Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. На это уходит 1-2 занятия (в зависимости от возраста и уровня развития детей).Знакомство с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям. После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог - психолог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. Работа с интерактивным оборудованием является большим подспорьем в работе психолога, так как является необычной формой работы.

В нашем детском саду используется следующее оборудование: пузырьковая колонна, тактильная коробочка для рисования пальчиками, настенное панно «Бесконечность», потолочное панно «Звездное небо», сухой водопад с фибероптическими нитями, мягкие модули, сенсорная дорожка. В нашем филиале есть и дополнительные приборы: столик для аква анимации, столик с подсветкой для рисования песком, настенное панно «звездное небо», подвесной модуль «Солнышко» и самое интересное - набор под названием «Дары Фребеля».

Набор сделан согласно методике разработанной еще в 19 веке немецким педагогом Фридрихом Фребелем. Фридрих Фребель был первым основателем понятия "детский сад" и говорил о том, что с детьми дошкольного возраста необходимо заниматься.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Именно он сравнил ребенка с цветком, который нужно выращивать. Отсюда и выражение - "Дети-цветы жизни".

С помощью этого объемного набора можно организовать множество интересных развивающих занятий с малышом. В комплекте 13 мини коробочек – для развития самых разных навыков и способностей. Каждый мини набор (в классическом варианте "дар") хранится в отдельной деревянной коробочке, что очень удобно. Коробочки пронумерованы. Сделаны из натуральных материалов, краски на водной основе. Поверхность качественно обработана, не имеет зазубрин.

В первой коробочке есть разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков. Во втором комплекте вы найдете оригинальную перекладину, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар. В следующих пяти наборах есть кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. В седьмой коробочке имеется множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки. Следующая коробочка хранит в себе разноцветные палочки. Они бывают шести размеров. Имеется комплект цветных колец и полуколец. Деревянный набор "Дары Фребеля" включает деревянные цветные "таблеточки", деревянные бусинки и веревочки, на которые их можно нанизывать- оригинальная мозаика и шнуровка в одном наборе. Благодаря работе с набором тренируется мелкая моторика, развивается нестандартное мышление, развивается логика, стимулируется воображение малыша, развивается зрительно-моторная координация, формируется понимание целого и частей, закрепляется понимание цвета и формы, наглядно наблюдаются некоторые физические законы.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Нестандартное мышление - способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - решение ситуационных задач-загадок.
Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
С помощью этого объемного набора можно организовать множество интересных развивающих занятий с малышом.

Я, как психолог, отвожу большую роль игре, так как игра это самый простой диагностический инструмент, это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить».

Можно сделать выводы относительно Личности ребенка, задав себе несколько не сложных вопросов: «Умеет ли ребенок достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей?».Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Но не только детям помогает работа в сенсорной комнате. Повышенное внимание требуется и педагогам детского сада. Стресс, к сожалению, и не умение отдыхать ставит барьеры перед взрослыми на пути к взаимодействию с детьми. И педагогам психологам и старшим воспитателям важно научить педагогов как справляться с трудностями, как давать выход своим эмоциям в конструктивной форме. Ведь если в душе воспитателя мир и покой, то и детям передается ощущение спокойствия и комфорта. Наши педагоги участвуют в тренингах по саморазвитию, тренингах на снятие напряжения и релаксации, посещают сенсорную комнату по мере необходимости, имеют возможность в конфиденциальной форме получить помощь психолога. Также в 2015 году был запущен проект взаимодействия с родителями. Чтобы наши родители ознакомились с системой детского учреждения и могли помогать своим деткам дома, были разработаны тренинги на знакомство и сплочение группы ". под крышей дома моего. ". Такой неординарный подход нравится родителям, способствует быстрому налаживанию контакта в лице РУКОВОДСТВО-РОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ и позволяет более грамотно и полноценно организовать педагогический процесс.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.