Главная страница
Контакты

    Главная страница


Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Скачать 43.44 Kb.



Скачать 43.44 Kb.
Дата01.04.2017
Размер43.44 Kb.

Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»


Анастасия Тихомирова
Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Составитель Тихомирова Анастасия Сергеевна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2»

г. Кемерово

Слушание музыки А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Педагог: Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она?

Дети слушают отрывок из произведения «Весна» А. Вивальди, вспоминают название и композитора.

Педагог: Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?

Дети отвечают: долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая.

Педагог: Послушайте, как писал о весне поэт И. С. Никитин.

Зачитывает четверостишие:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

Дети слушают.

Педагог: Какое настроение хотел донести до нас поэт? Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

Катрен - четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.
Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.
Карава́н (нем. karawane, от перс. كاروان‎, карван, вероятно от курд. kar, миссия + van, люди, или санскр. karabhah - молодой верблюд или слон) - группа людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов, ослов, мулов или лошадей.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Компози́тор (от лат. compositor - составитель) - сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию.

Дети делятся впечатлениями о картине, определяют настроение (радостное, веселое).

Впечатление - слово, которое так же, как и соответствующие латинское impressio и немецкое Eindruck, связано с наивным представлением первобытного мышления (сохранившимся отчасти и в древней философии), будто внешние предметы действуют на душу, как печать на мягкий воск, вдавливая туда свои изображения, сохраняющиеся там более или менее долгое время.

Педагог: Сейчас я покажу вам картину, которую нарисовал И. И. Левитан. Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П. И. Чайковского «Апрель». Вы подумайте и попробуйте предположить, как же можно назвать его картину? (Выставляется репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»).

Дети рассматривают картину под сопровождение отрывка из пьесы П. И. Чайковского «Апрель» и предлагают варианты названий.

Педагог: Называется она «Весна. Большая вода».

Педагог: Скажите, как называется эта картина, кто ее автор?

Дети высказывают свои предположения (Картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан).

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (3 (15) октября 1860 или 18 (30) августа 1860 - 22 июля (4 августа) 1900) - русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ (1898)

Педагог побуждает детей к высказыванию своего мнения: Почему картина называется «Весна. Большая вода»?

Дети высказывают свое мнение (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье).

Во́дный режи́м - изменения во времени расхода воды, уровней воды и объёмов воды в водотоках (реках и других), водоёмах (озёрах, водохранилищах и других) и в других водных объектах (болота и другие).

Педагог: Какими словами можно рассказать о воде, какая она?

Дети высказывают свои предположения (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная).

Педагог: Что можно сказать о небе?

Дети отвечают: По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну.

Педагог: Как художник изобразил деревья на картине? Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую осину).

Дети отвечают: Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась.

Педагог: Как художник изобразил деревья, что слева на берегу?

Верно, они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.

Дети отвечают: Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.

Педагог: Что художник изобразил на переднем плане картины?

Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.

Дети отвечают: На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой.

Педагог: Как вы думаете, как она здесь оказалась?

Дети отвечают: Наверное, его унесло течением.

Педагог: Что художник изобразил на дальнем плане картины?

Дети отвечают: На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода.

Педагог: Какой день изображён на картине? Почему вы так думаете?

Дети отвечают: На картине изображен ясный солнечный, безветренный день.

Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики.

Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.

Педагог: Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года?

Времена года Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.

Дети определяют какие краски использовал художник (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).

Педагог: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Дети высказывают свое мнение: Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.

Педагог: Какие из народных примет, пословиц и поговорок можно использовать, рассматривая картину?

Посло́вица - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка - словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Дети по очереди называют приметы и пословицы о весне (Как зима не злится, а весне покорится. Апрель с водой - май с травой. Апрельские ручьи землю будят. Мокрый апрель - хорошая пашня. Синие облака в апреле - к теплу и дождю. Из березы течет много сока - к дождливому лету. Щедра весна на тепло, да скупа на время. Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно - к мокрому лету).

Педагог: Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины И. И. Левитана. Многие из них вы видели, когда были с родителями на прогулках.

Родители Родители - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать). Также в русской народной традиции - вообще предки.

Дети делятся впечатлениями о прогулках.

Педагог подводит к выводам: Вы увидели картину родной природы, назвали много красивых слов, которые передают характер весны. Она дарит нам много радости, но чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу нужно любить и беречь.

Педагог побуждает детей к высказыванию своего мнения.

Педагог: О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятии по этой картине?

Дети формулируют выводы о картине (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы).

Педагог: Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?

Дети формулируют выводы о бережном отношении и охране всего живого.

Педагог: Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.


  • Исаак Ильич Левитан