Главная страница
Контакты

    Главная страница


Доклад на тему: Формирование культуры безопасности у дошкольников средствами театрализации.

Скачать 68.76 Kb.



Скачать 68.76 Kb.
Дата12.05.2017
Размер68.76 Kb.

Доклад на тему: Формирование культуры безопасности у дошкольников средствами театрализации.


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»













Формирование культуры безопасности у дошкольников средствами театрализации





























Белобородова Л.В., воспитатель,

первая квалификационная категория


2015 г.

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

"Основы безопасности жизнедеятельности" одно из важнейших образовательных направлений дошкольной организации.

Безопасность жизнедеятельности - наука, изучающая опасности и способы защиты от них. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
Самое главное-здоровье и жизнь ребёнка.

Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Те времена, когда ребёнок мог спокойно ходить по улице один, гулять во дворе без присмотра, когда малыша можно было отпускать без сопровождения, миновали. Если ребёнок остаётся один, он подвергается огромному риску.

Хулиганы, грабители, наркоманы, лихие водители- вот неполный перечень бед, которые могут подстерегать ребенка вне дома. А внутри: воры, пожар, теракт...-всего не перечислишь.

Мы стараемся изо всех сил "надзирать", не оставлять, провожать, встречать. Но, к сожалению, это удаётся не всегда. И если ребёнок должен идти один домой или остаться в квартире, лучше подготовить его к этой ситуации заранее.

Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырёх никогда:

  • никогда не разговаривать с незнакомцами;

  • никогда не садись в машину к незнакомцу;

  • никогда не гуляй в тёмное время суток;

    Вре́мя су́ток - широко используемый на Земле способ исчисления времени, основанный на изменении положения солнца на небе, приблизительно являющемся периодичным с периодом в одни сутки.

  • никогда не ходи один.

Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий?

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективным.

Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а так же общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.

Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.
В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Как подтверждают многочисленные исследования, одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация.

Театр - один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры.

Работа по "Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство" начинается с организации развивающей среды в группе, продумывание плана работы, подготовка игр и художественной литературы.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Художественная литература Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Театр Теа́тр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Создание условий для театрально-игровой деятельности детей сводится в изготовлении или приобретении доступных для ребятишек видов театра (куклы би-ба-бо, фланелеграф, театр ложек, театр игрушек, плоскостной, пальчиковый театр и др.), изготовлению ширмы с занавесом для стены декораций, пополнение костюмов и аксессуаров.

Первые театрализованные игры проводятся по русским народным сказкам, потешкам, прибауткам. Детям тут есть чему поучиться. Сказка даёт урок поведения в определённой ситуации. А что может быть важнее для практически беспомощного человечка, чем правила "выживания"! Главная задача-натолкнуть на мысль о переносе сказочных "спасительных" приёмов в повседневную жизнь.

Для постановки детских представлений большое значение имеет выбор литературного произведения, сказочной истории, которые помогают обрести и укрепить информацию о Безопасности Жизнедеятельности.

Повседневность, повседневная жизнь - один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия.
Литература Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.
На каждом этапе ребёнок усваивает и анализирует пласты этой Науки. Обогащение впечатлений детей, развитие их игровых навыков продолжается в сценариях утренников и вечеров, включении  коротких инсценировок. Например, в колыбельной "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький Волчок и ухватит за бочок..." даётся важное понятие "край". "Край"- это черта, некая граница, предел за которым хранится нечто неведомое и, возможно, опасное. Там, за краем, чужая земля, в которую вторгаться нельзя.
Чужая земля - шестой студийный альбом рок-группы Nautilus Pompilius. Записан в декабре 1991 - феврале 1992 года.
Там, за краем серенький Волчок (символ неизведанного и коварного). В доступной форме детям объясняется, почему ходить одному нельзя, почему там подстерегает опасность и как её избежать. А поэтическая форма помогает малышу почувствовать и быстрее усвоить понятие "надёжное", "опасное", "край", "чужое". Понятно, что своя территория расширяется: комната, квартира, родной двор, район, детский сад... И уже приближаясь к границе "своего", т.е. освоенного пространства (к тому самому "краю"), ребёнок насторожится. Ну, а что случится, если всё-таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? Об этом ребёнок узнает из песенки про серенького козлика, которому вздумалось в "лес погуляти". Или историю про Колобка, которого тоже оставили на "краю", на окошке. Эта же сказка поможет освоить ситуацию-всегда ли стоит верить "сладким" словам, вроде Лисичкиных. С похожими похвалами, ставшими ловушкой, сталкиваются герои сказок: "Кот, лиса и петух", "Ворона и лисица"...

Обсуждая действия сказочных персонажей, обсуждается и обыгрывается с детьми, как правильно себя вести, если тебя дразнят, и стоит ли доверять добренькой тёте? Такие сказочные "инструкции по технике безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказке к сказке и растут вместе с малышами.

Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством.

Совместными усилиями педагогов и детей поставлены несколько спектаклей:

  • «Курочка Ряба» - в данной сказке зашифрована важная информация-сама по себе жизнь является важнейшим подарком, к которому нужно относиться бережно и внимательно.

  • «Секреты красы от мадам Лисы» - о необходимости соблюдения культуры личной гигиены, как основы здоровья.

    Гигие́на (греч. hygieinós, здоровый) - раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни; медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

  • "Волк и семеро козлят"- беспечность  глупых козлят и невыполнение наказа матери-козы приводят к плохому.

Постепенно до детей доходит суть, и они сами комментируют действия героев и дают спасительные советы.

Большое значение в данной работе имеет планирование деятельности, систематизация её в обрзовательном процессе.

Плани́рование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, привлекаются к данной проблеме и родители. Проведятся консультации на темы:

  • "Развитие театрально-игровой деятельности детей"

  • "Создание условий для самостоятельного творчества"

  • "Влияние театра на освоение безопасности жизнедеятельности"

Оформлен стенд с фотографиями, где видно, как дети участвуют в художественной деятельности. Проводятся показы спектаклей для родителей. Это приводит к ответному отклику - взрослые проявляют интерес, предлагают свою помощь. Проявление такого общего интереса сплотило коллектив детей, родителей и педагогов.

В свою очередь, общаясь изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, собранными, сдержанными. Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное - заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже может справляться со множеством преград, находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу.



  • Формирование культуры безопасности у дошкольников средствами театрализации