Главная страница
Контакты

    Главная страница


Движение земной коры. Вулканы

Скачать 33.82 Kb.



Скачать 33.82 Kb.
Дата17.04.2017
Размер33.82 Kb.

Движение земной коры. Вулканы


Конспект урока «Движения земной коры. Вулканы»

Учебник: География 5-6, Просвещение, 2012 (Полярная звезда) А.И.Алексеев

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи; комбинированный

Цели: Сформировать у обучащихся представления о строении, действии и природе происхождения вулканов; способствовать формированию навыков самостоятельной и групповой работы, способствовать формированию коммуникативных навыков, навыков самооценки, любви к природе.

Задачи: сформировать понятия « вулкан», типы вулканов, строение вулканов; закрепить умение работы с различными источниками информации: картами, текстом (в том числе, слуховым), слайдами, таблицами; закрепить умение работать самостоятельно и в группах; развивать эстетическую и природоохранную культуру.

Формирование УУД:

Личностные: Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук;

Естествозна́ние - совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII-XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
уважительное отношение к одноклассникам

Регулятивные: научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, работать по алгоритму; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать. Проводить наблюдение и делать выводы.

Коммуникативные: принимать участие в работе группы, использовать в общении правила вежливости; принимать другое мнение, строить понятные высказывания, ведения диалога и участия в дискуссии.





Здравствуйте ребята! Все ли готовы покорять вершины знаний? Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей!

Готовы? В добрый путь! (Слайд1)

1 Проверка домашнего задания

  • Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Найдите соответствие между определением и его характеристикой (Слайд 2)



1. Крупные блоки, на которые разбита литосфера, называют…

2. Место, где происходит смещение, и разрыв горных пород называют…

3.

Го́рная поро́да - любая масса или агрегат одного или нескольких минеральных видов или органического вещества, являющихся продуктами природных процессов. Вещество может быть твёрдым, консолидированным или мягким, рыхлым.
Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляются разрушительное действие землетрясений, называют…

4. Территории на земной поверхности, где часто происходят сильные землетрясения, называют

  • Откройте политическую карту стр.184-185, сопоставьте ее со схемой Литосферных плит на слайде 3(Слайд 3)

В каких странах может быть землетрясение

  1. Австралия

  2. Япония

  3. Мексика

4.

Литосферная плита - крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы. Согласно теории тектоники плит, литосферные плиты ограничены зонами сейсмической, вулканической и тектонической активности - границами плиты.
Бразилия

2. Введение в тему:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

То не угрозы и не дума,

То вялый безотрадный сон.

Одни зарницы огневые, воспламеняясь чередой.

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой...

Сегодня мы продолжим изучение грозных сил природы, которые вызваны внутренними силами земли.(Слайд 4)

3. Мотивация (Слайд 5)

  • Пред вами картина К. Брюллова " ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ", рассмотрите ее.

- какое событие на ней изображено?

- что происходит в городе ?

- какие чувства испытывают люди?

24 августа 79 года произошло извержение вулкана.

Вулканы - геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки).
Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии. Города просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла. За день до извержения 79 года произошло несколько сильнейших подземных толчков. Конечно, жители Помпеи не понимали, что это связано с вулканом. Зато они верили: земля трясется из-за тяжелой поступи гигантов, которые предупреждают, что людям грозит гибель.

Все ручьи и колодцы на склонах вулкана пересохли. Из недр горы стали доноситься жуткие звуки, напоминающие протяжный стон.

Какой же вулкан принес такое бедствие и уничтожил сразу три крупных города?


-Откройте физическую карту полушарий на стр. 176-177, определите название вулкана, который принес гибель Помпеи, его координаты:

41 с.ш. 16 в.д. (Везувий) (Слайд 6)



- Кто вспомнит, откуда к нам пришло слово Вулкан?

Древние римляне называли Вулканом бога огня и кузнечного дела. (Слайд 8)

- Вулканология наука, изучающая процессы и причины образования вулканов.

Вулканолог — специалист, занимающийся изучением вулканов. (Слайд 9)


4.Изучение нового

  • Обратимся к слайду10 :

-рассмотрите схему строения вулкана

-Что такое очаг магмы?

-Что такое жерло?

-Что такое кратер?

-Сколько может быть кратеров у вулкана?

-Какими породами сложены склоны вулкана?(Слайд10)


4. Первичное закрепление (Приложение 1)

  • Самостоятельно заполните схему строения вулкана.

  • Прослушайте фрагмент текста и дайте ответ на вопрос,

- что является причиной извержения вулкана?

Извержение вулкана - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой. Извержение вулкана может иметь временной период от нескольких часов до многих лет.

Извержение вулкана происходит тогда, когда в земной коре, в результате ее движения, образуются трещины. В этот момент в недрах земли падает давление. Вещество мантии расплавляется и переходит в огненно жидкое состояние, которое называют магма, Магма по трещинам начинает подниматься и изливаться на поверхность.

Земля имеет в первом приближении форму шара (экваториальный диаметр - 12 754 км, а полярный - около 12 711 км) и состоит из нескольких оболочек, выделенных по химическим или реологическим свойствам. В центре расположено внутреннее ядро с радиусом около 1250 км, которое в основном состоит из железа и никеля.
Жи́дкость - вещество, находящееся в жидком агрегатном состоянии, занимающем промежуточное положение между твёрдым и газообразным состояниями.

- В чем же причина извержения вулканов?

  • Работа со слайдом 11: по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не обычная гора?

Закончите определения – вулкан – это гора….(Слайд11)

5. Объяснение нового Разнообразие вулканов .

На Земле нет одинаковых вулканов. Вулканы различаются между собой . Просмотрите фрагмент, ответе на вопрос от чего зависит форма вулкана

- от чего зависит форма вулкана?

-Какие бывают формы вулканов?(Слайд 12)



  • Найдите соответствие между формой вулкана и отличительной чертой лавы, которая его формирует (Приложение 1)

Отличительная черта Форма вулкана

1. Лава густая, вязкая, быстро остывает вместе с пеплом,

образует высокую гору а. щитовой вулкан

2.

Щитовой вулкан - тип вулканов, образовавшихся в результате многократных излияний высокотемпературной жидкой лавы. Они имеют форму пологого выпуклого щита, падение склонов кото­рого в верхней части не превышает 8°, в нижней - 6°.
Лава жидкая растекается по склону,

медленно остывает, образует пологие склоны б. конический вулкан



  • Работа в парах:

На слайде 13 представлены два вулкана

Ребята первого ряда определяют название и тип вулкана по форме на рисунке А (его географические координаты 43 с.ш., 42 в.д.)

Ребята второго ряда определяют название и тип вулкана по форме на рисунке В (его географические координаты 20 с.ш., 156 з.д.) (Слайд 13)



6. Объяснение нового Различие вулканов по характеру извержения и степени активности.

Вулканы различаются по характеру извержения:

-Лава может изливаться спокойно,

-выбрасываться фонтанами на большую высоту,

- может сопровождаться взрывами вулканических бомб, пепла, дыма и пыли.

Вулкани́ческая бо́мба - комок или обрывок лавы, выброшенный во время извержения вулкана в жидком или пластическом состоянии из жерла и получивший при выжимании, во время полёта и застывания на воздухе, специфическую форму .
(Слайд 14)

7. Вулканы различаются не только по форме, но и по степени активности. Различают:- действующие, спящие и потухшие вулканы.

Прослушайте рассказ, после чего заполните первую графу таблицы.

В 1963 году в результате извержения подводного вулкана у юга Исландии возник остров Сюртсей.
(Приложение 1)

Действующие вулканы активно извергаются в настоящее время или в недалеком прошлом. Таких вулканов насчитывается около 1300. У действующих вулканов разные периоды извержения. Одни извергаются раз в 100 лет некоторые , раз в 5 лет. В Италии на Липарских островах вулкан Стромболи.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Липа́рские острова́ (иногда Эолийские) (итал. Isole Eolie) - группа островов в Тирренском море к северу от Сицилии. Шесть из них образуют коммуну Липари, на седьмом острове (Салина) расположены коммуны Санта-Мария, Мальфа и Ринелья.
Его называют "Природный маяк", он извергается, каждые 10 часов.

Вулкан считается потухшим, если он сильно разрушен и никогда не проявлял активности на памяти человечества.

Вулкан, который давно не извергался, но сохранил свою форму можно назвать спящим. Однако спящие вулканы иногда просыпаются и начинают извергаться . Примером может служить Везувий, который принес гибель Помпеи, или вулкан Фудзияма. Его последнее извержение произошло в феврале 1708 г, с тех пор он не проявляет активности.Слайд 15)

  • По отличительным чертам определите тип вулканов и заполните первую графу таблицы.(Приложение 1)

Типы

вулканов

Отличительная черта

Название вулкана


Действующие в настоящие время



Вулкан который давно не извергался, но сохранил свою форму



Сильно разрушен и не проявляет активности несколько тысяч лет

Фудзияма, Везувий

Можно ли сказать, что спящие вулканы, особый вид действующих вулканов?

8. Работа с картой

Используя легенду физической карты полушарий на стр.176-177

-Определите, какими условными знаками показаны вулканы?

- Как обозначены действующие вулканы, как потухшие?

  • На слайде представлены четыре вулкана, определите, к какому типу они относятся, заполните третью графу таблицы. (Слайд 16)


9. Могут ли в Москве произойти извержение вулканов?

  • Используя условные знаки, по карте России стр.178-179,

- определите, где (в какой части нашей страны ) расположены вулканы?

- Определите самый высокий вулкан нашей страны? Какова его высота? (Слайд 18)

- Сравните карту Литосферные плиты на слайде и расположение наиболее крупных вулканов.

Литосфе́ра (от греч. λίθος - камень и σφαίρα - шар, сфера) - твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород.
(Где расположены вулканы в центре литосферных плит, или на границах?)

Дополните фразу: Вулканы располагаются на границах литосферных плит.(Слайд19)


10. В 1901 году на острове Исландия произошло сильнейшее извержение вулкана Гекла, было уничтожено множество населенных пунктов люди срочно покидали эти места.

Извержение вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году вызвало самый громкий рокот, когда-либо услышанный в истории; звук был слышен на расстоянии более 4800 км от вулкана. Атмосферные ударные волны обошли Землю семь раз и в течение 5 дней всё ещё были заметны. При извержении погибло более 36 000 человек, уничтожено 165 деревень и нанесён урон ещё 132-м (в основном посредством цунами, которые последовали за извержением). Извержения вулкана после 1927 года образовали новый вулканический остров под названием Анак-Кракатау («Ребёнок Кракатау»).
Но не прошло и 5 лет, как эти территории вновь оказались самыми заселенными в Исландии. Что же заставляет людей вернуться туда где силы природы уничтожили дома, налаженную жизнь, почему же люди возвращаются к подножьям вулканов , вновь и вновь подвергая себя опасности?(Слайд 20,21)

  • Прочитайте 3 абзац стр.77, и 2 абзац стр.78.

Ответьте на вопрос, какую пользу приносят вулканы человеческтву?


11. Домашнее задание: п.

Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].
23, стр.79, зад.7

- Индивидуальные задания: подготовить сообщения о наиболее крупных извержениях вулканов. (Укажите год события, где и как произошло, каковы последствия для людей)

12. Подведение итогов урока.









































Приложение№1 Маршрутный лист

1. Заполните схему строения вулкана

hello_html_26d26608.png



2. Заполните пропуски в определении вулкана

Вулкан – это гора, образованная .............................................., с .......................... на вершине.

3. Найдите соответствие между формой вулкана и отличительной чертой лавы, которая его формирует

Отличительная черта Форма вулкана

1. Лава густая, вязкая, быстро остывает вместе с пеплом,

образует высокую гору а. щитовой вулкан

2. Лава жидкая растекается по склону,

медленно остывает, образует пологие склоны б. конический вулкан



3. Дайте характеристику вулкана:

Географические координаты: 20 с.ш., 156 з.д.

Тип вулкана по форме_____________________________________

Название вулкана__________________________________

Где расположен___________________________________



4. Прослушайте текст и заполните первую графу таблицы




Типы

вулканов

Отличительная черта

Название вулкана



Действующие в настоящие время





Вулкан который давно не извергался, но сохранил свою форму





Сильно разрушен и не проявляет активности несколько тысяч лет


Фудзияма,

Везувий



Заполните таблицу. Запишите примеры действующих и потухших вулканов.



6. Подчеркните верный ответ

"Вулканы и зоны землетрясений располагаются в центре литосферных плит /на границах литосферных плит."



7. Опишите вулкан, заполнив таблицу