Главная страница
Контакты

    Главная страница


Эссе "Моя педагогическая философия"




Дата15.05.2017
Размер6.79 Kb.

Эссе "Моя педагогическая философия"


Анисимова Ольга Вячеславовна


Эссе «Моя педагогическая философия»


Правильно учиться – значит учиться

легко, быстро и весело



Почему из детей получаются нечитающие подростки, грубоватые и неприкаянные? А ведь все начиналось так хорошо! Цветы, первый учитель, первый звонок… Да-да, тогда-то всё и начиналось. Детство столкнулось с сухим и строгим предметом. И оттолкнуло его.

«Корень учения горек», - говорили древние римляне.

Ри́мляне (самоназвание - романи (лат. romani) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites); также римский народ - лат. Populus Romanus) - народ, зародившийся на территории Апеннинского полуострова, в регионе Лациум, в пределах города Рим.
И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой.

«Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня.

Вспомним своё школьное детство, так и не ставшее для многих «золотой порой». Это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья… Не хотелось ни учиться, ни учить, ни слушать сухие объяснения учителя. Чего греха таить, какой радостью было для многих окончание ненавистной школы.

А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Убеждена, что принуждению не должно быть места в школе – мире красок, звуков, света, фантазии, творчества, сказки. Не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

«Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.»

Эти слова из песни как нельзя лучше должны подходить к обучению в начальной школе. Надо сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать.

Конечно, за этим стоит огромный самозабвенный труд учителя, постоянный поиск, горение, когда, светя другим, сгораешь сам. Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты можешь сделать их счастливыми. Добро перспективно, оно обязательно воздастся сторицей через много лет. От того, как ребёнок будет себя чувствовать, поднимаясь на первые ступеньки лестницы знаний, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.

Очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения детей. Надо помочь им начинать самоутверждаться, создавая теплый микроклимат понимания, участия и творчества, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, направляя шалости детей в нужное русло.

Убеждена, что не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для малышей увлекательным и сладким, принося радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.

«Сколько ни кричи «халва, халва»,- гласит восточная пословица, - во рту слаще не станет». Даже если все вокруг: и учитель, и родители, и сам ребенок – будут твердить: «Надо учиться!», то все равно очень скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы просто опрометчиво. А если все-таки они и будут выучивать все-все со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут лишь мертвым грузом. Да к тому же скука утомляет.

Что же делать?

Дарить детям интересные уроки!

В чем секрет интересного урока?

Во-первых, это позитивный урок. Ученик - на первом месте. Обязательный учет персональных целей каждого ученика. Частая «смена состояний». Повторение, оценка и празднование побед.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый педагог. Занимательность, игра на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им радость… радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.

Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Надо только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза.

3